на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Жилевская кругосветка

А.Тонис

Велосипедный ПВД Жилево--Матвейково--Прилуки--Никифорово--Семеновское--Хатунь--Шугарово (88км по спидометру, 86 по GPS). 22 мая 2003г.

GPS-данные

Бродили мы по местности, по тропам,
Внимали пенью птиц и мух игре...

М.Ушаков (из давнего буриме)

Если честно, это какая-то уже N-ая версия маршрута по столь милым моему сердцу окрестностям низовий Лопасни. Где N порядка нескольких десятков. Но все-таки не без пользы для... уж не знаю, кого или чего, но некое чувство удовлетворения присутствует. В общем, разведано несколько новых и интересных путей: местность (и тропы :-) к югу от Матвейкова, грейдер Игумново--Мышинское полностью, замечательные Калянинские дорожки. И, что не так уж часто бывает, удалось сократить долю прогонных шоссейных участков до менее, чем 30 процентов. Остальное -- разные приятности: грунты, тропинки, умеренное бездорожье, даже болота и броды. И множество красивейших видов, заставивших пожалеть об отсутствии навыков и инструментов съемки.

Поход начался абсолютно спонтанно. Сижу в четверг утром за компьютером, спокойно работаю, пишу автореферат. Глянул за окно, а там... Голубое небо! Солнце!! Лето!!! Мощнейший порыв на свободу мгновенно подхватывает меня и уносит вдаль. К черту дурацкие электронные оковы, надо жить, пока дают! А что там у нас с расписанием? Пятнадцать минут до Узуновской электрички. Молниеносные сборы, и через указанное время я уже бегу с велосипедом по платформе Бирюлево-Пассажирская, машу руками машинисту, чтобы подождал.

Пока еду в поезде, вы можете, не спеша, открыть уже порядком потрепанный разворот 36-37 атласа Московской области 1:200000. А еще лучше -- привязанную в OziExplorer'е километровку с прилагаемыми к данному тексту точками и обработанным треком. Будем следить за событиями. Где это уместно, в скобках указана соответствующая точка из файла "20030522.wpt" (для тех, кто незнаком с форматом файлов *.wpt, поясню, что в первых четырех столбцах стоят, соответственно, номер точки, ее имя, широта и долгота в градусах, а остальное неважно).

Итак, старт на станции Жилево (JILEVO). Закупка питья и продовольствия, и в путь, навстречу ветру! Да, ветер юго-западный, встречный, и зачем бороться с ним лишние десятки километров? Вернусь на ту железную дорогу, с которой начал. Пока покрываю скоростные асфальтовые 11км до Матвейкова, прорисовывается общий план маршрута. Хотя стоп, наврал, не все по шоссе. Где-то посередине этого гладкого участка (в Псареве) дорожный указатель предлагает для попадания в Матвейково описать большую петлю в обход Воронежской автомагистрали М4. А я еду по старой памяти напрямую: двадцать, да и десять лет назад путь был только таким. Ну и перебираюсь через М4 по новому пешеходному мосту (M4-PER).

В селе Матвейково схожу с шоссе в точке (SHSE-Y). Еду к южной оконечности села искать дорогу на Прилуки. Вместо дороги меня заносит на прямую южную просеку, исходящую почти оттуда же (см. трек). Обратно возвращаться лень. Так что впереди веселые лесные приключения!

По просеке идет тропа. По тропе иду я. И качу велосипед. Иногда еду, но недолго, до очередного бревна или увязания. А вот, знакомьтесь, болото. По лужам шлепают лягушки. Во мху на солнышке греется змейка. Увидела меня и юркнула вбок. Маленькая такая, прыткая. Пришло время мне присоединиться к лягушкам. Вода в болоте сказочно теплая. Разве такая была три недели назад, когда мы по колено, а то и по пояс утопали в тяжелом тающем снегу на самой верхней точке Олонецкой возвышенности? Зато тогда не было комаров. Но зато сейчас нет слепней -- что лучше? :-)

Перехожу два крошечных ручейка (RUC1 и RUC2). Летом, скорее всего, оба пересохнут. Сразу за овражком второго ручья встречаю дорогу, к которой "спрямлял" по просеке, и встаю на нее (DOR1). Вскоре дорогу пересекает тропинка. Тоже заманчиво было бы выяснить, откуда и куда она ведет, но я продолжаю медленно ехать по лесной дороге, преодолевая лужи и бревна.

Дорога выходит к колючей проволоке (это здоровая запретная зона, к ней даже из Ступина специальный автобус ходит -- "до института"). Поворачивая направо, дорога тянется вдоль нее (KOLP-X). Вскоре забор загибается влево, и мой путь вновь приобретает требуемое южное направление. Начинают попадаться элементы охотохозяйственной инфраструктуры: вышка (VYSHKA) с многочисленными следами кабанов и джипов под ней и кормушка (KORM), тоже с признаками оживления вокруг. Незадолго до кормушки запретная зона кончается (KOLP-Y). Справа подходит мощная грунтовка (DOR2), в которую моя хилая дорожка впадает. Тоже исследовать бы вверх по течению. И, на скорости проскочив Малюшину Дачу, я попадаю в знакомые с детства места. Вот пыльное разухабистое грунтово-щебеночное шоссе (SHSE1), вот на мостике через овражек точка касания с дублирующей дорожкой, идущей берегом Оки (TANG). И, наконец, кульминация: песчаный холм с величественными соснами, самая высокая из Прилукских дюн (DUNA).

Дюны -- одно из самых красивых мест, какие только мне известны. Здесь разлито особое очарование. Три цвета -- желтый (песок и солнце), зеленый (кроны сосен), голубой (Ока и небо) -- наполняют красотой глаза смотрящего. Долго сижу под кронами, гляжу окрест, вылизываю из фольги аморфную массу, в которую от жары превратился шоколад. Даже поработал немного со статьей к очередному семинару: все равно это на самом деле отдых. Работа -- торчать в Москве.

Продолжаю путь, еду по песочной дорожке вдоль дюн и деревни Прилуки, застроенной ныне коттеджами. А какая это была уютная деревянная деревушка в далеком мае 1989 года, когда трое друзей-одноклассников первый раз шли берегом Оки от Белопесоцкого на запад. Куда идете, ребятки? Хором: В СЕРПУХОВ!!! Удивительно, как мы только тогда дошли... Еда и питье кончились на пятнадцатом километре из более, чем шестидесяти. Ноги были вконец стерты небывало длинной дистанцией. В половине двенадцатого ночи вывалились мы тогда на Симферопольское шоссе, и спасибо водителю КАМАЗа, который довез предельно уставших юных путешественников практически до дома.

Повторяя наш тогдашний путь (мы заблудились, сделали крюк; в следующий раз я исправил ошибку, найдя прямую дорогу; потом ее разрыли и перегородили канавами, -- все вернулось на круги своя :-), еду вдоль опушки леса -- на северо-запад, на запад и далее на юг, к мосту через Лопасню. Любители дубов и сосен останутся довольны. После моста (LOP-M1) бетонка уходит к странным и тоже бетонным развалинам на берегу Оки, а я -- по травянистой зеленой полевой дорожке к холмам у западной оконечности озера Долгое. Это, на самом деле, не озеро, а старица Оки. А вид с холмов... Ну что я все хвалю виды? Фотоаппарат не взял, а словами описывать бессмысленно. Так что придется тебе, дорогой читатель, не мешкая, отправляться моим следом, если хочешь выяснить, не вру ли. Сам все и увидишь :-) Вообще, у Славы Завьялова есть зимние кадры, снятые с того холма, но выложит ли он их, не знаю.

От Долгого я планировал подниматься в Игумново по косой просеке, но как-то само собой вышло, что поехал дальше, вверх по Оке. Типичный пойменный ландшафт: зеленые луга, повсюду небольшие озерки-старицы. Оказавшись в Никифорове, я по асфальту быстро выскочил, куда хотел, в Игумново. Оставив справа белую церковь Флора и Лавра, проехал немного в сторону Серпухова и сошел вправо, на грейдер, по недоразумению обозначенный на карте оранжевым цветом (GREI-X). По нему спустился к речке Елинке.

Близость весны еще дает о себе знать: воды в Елинке все-таки чуть побольше, чем в межень. Кругом растет чемерица, пышное растение с большими однодольными листьями. Чрезвычайно ядовитое. "Ой, смотри, кукуруза, можно я попробую?" -- спросила как-то раз меня моя спутница.

Доехал до развилки грейдеров (RZV-GR). Если теперь продолжать двигаться прямо, на запад, то в конце концов попадешь в Авангард или Серпухов. Я же повернул направо: хотелось, наконец, пройти полностью прямой путь от Оки на Семеновское. Грейдер, правда, оказался разъезженным лесовозами. Вплоть до точки (TRAK-Y) я все путался в колеях, пока лесовозы не повернули направо, на Починковский грейдер, к вырубке. На север уходила дорожка попристойнее. Не скажу, что стало быстрее, но по крайней мере, оказалось возможно смотреть по сторонам, а не на хитросплетение колей под колесами. Пересек две просеки, на карте также оранжевые, перспективные для пеших прогулок, но для велосипедных -- сомнительные. Наконец, грейдер подвернул чуть влево и через километр кончился (GR-Y), выйдя на поле. В поле стоит село Мышинское (MYSHIN). Кирпичная церковь с высокой колокольней, правда, все в запущенном состоянии.

Дальше по асфальту прилетел в Семеновское. За мостом через Лопасню (LOP-M2)перекусил у магазинчика и свернул с шоссе A108 направо, в ворота санатория МВД. Хотелось осмотреть усадьбу графа Орлова-Давыдова "Отрада", про которую мне рассказала в письме жительница этих мест. Постройки усадьбы по архитектуре и отделке напоминают Баженовские дворцы в Царицыно. Что неудивительно, поскольку возводились они примерно тогда же, да и авторство некоторые исследователи приписывают Баженову. Про усадьбу есть текст с фотографиями: http://proselki.by.ru/topics/otrada/otrada.topic.htm

От усадьбы над высоким берегом Лопасни пошла асфальтовая дорожка, по ней прогуливаются отдыхающие. Их, впрочем, не очень много, а дорожка плавно спускается, так что я с удовольствием лупил под сорок до самого низа. Выехал на "правительственную дорогу" (PR-DOR), с которой вскоре свернул на юг, к лагерям. Справа остался мост, ведущий к "сталинской даче", а слева -- деревни Кравцово и Калянино. В Калянино у меня теперь есть знакомые, но заходить в деревню не стал: во-первых, не верю, что кто-то поедет на дачу в четверг, а во-вторых, уже и время поджимало.

Асфальт на дороге оказался весьма условным. От тряски у меня постоянно выключался навигационный прибор GPS, укрепленный на руле. Надо будет в следующий раз подвесить его на резинках. Кстати, я убедился, что самая жесткая вибрация бывает не в лесу и не на грунтовках, а именно на раздолбанном асфальте.

От последнего лагеря стал подниматься по узкой бетонке в сторону Калянина и быстро подсек тропинку в нужном мне юго-восточном направлении (TROP-X). По ней влился в тропу Калянино--Грызлово (см. текст "Южный путь") и оказался в Хатуни. Если вы думаете, что на этом все приключения закончились и я сбросился в Михнево по маршруту автобуса, то плохо вы знаете Сашу Тониса :-) Через два километра, в точке (PR-X) я решительно свернул с шоссе направо, на лесную ухабистую просеку. Все же есть свои плюсы в одиночном катании. Будь со мной группа, наверняка пришлось бы спорить, уламывать, поскольку все бы переживали, что не успеют домой (на самом деле это есть частный случай коллективного невроза под названием "падение на Москву", которому подвержены очень многие). А так -- просто взял и свернул. Хорошо напоследок проехаться по свежему, еще весеннему лесу, по тропке, пусть и не скоростной, но от этого не менее приятной. Постоял с минуту на перекрестке у северной оконечности Малиновой просеки (MAL-PR) и выкатился на грунтовку между деревнями Мурзино и Забелино. Сразу же начался асфальт (ASPHLT). Пересек по мосту новую трассу М4 (M4-NEW) и в селе Киясово выехал на старую. Рекомендую: после открытия скоростной автомагистрали прежняя трасса Москва--Кашира осталась широкой и пустынной, велосипедистам на радость. Взял правый поворот на Шугарово. Выяснив, что до электрички еще полчаса, немного потормозил в поселке: помыл велосипед под колонкой, скушал кое-чего и отправился на платформу (SHUGAR).

Таким образом, описав круг, я в очередной раз посетил любимые уголки Подмосковья.

А. Тонис, 23.05.2003 по мотивам 22.05.03

Приложение. Ссылки на другие материалы по данному району (обновление 5.03.2004):

http://slazav.mccme.ru/oka99at.htm
http://slazav.mccme.ru/maps/2001_03_04.png
http://slazav.mccme.ru/maps/2001_12_01.png
http://slazav.mccme.ru/maps/2002_01_26.png
http://slazav.mccme.ru/photo/20020126/
http://slazav.mccme.ru/photo/20030308/
http://slazav.mccme.ru/sou02at.htm
http://slazav.mccme.ru/dlr02at.htm
http://slazav.mccme.ru/20021108.htm
http://slazav.mccme.ru/mmb2003m.htm
http://slazav.mccme.ru/maps/sitava.png
http://www.zolotye-kupola.ru/s_podm/
http://proselki.by.ru/topics/otrada/otrada.topic.htm