на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Выша и Цна

10-14 июня 2011 года

Олег Волков

Река Выша от деревни Десятый Октябрь до впадения в реку Цна. Далее, вниз по течению по реке Цна до посёлка Ямбирно. Запад Пензенской и восток Рязанской областей. 10-14 июня 2011 года. 2 маленьких катамарана на 3-4 человека и Рафтмастер, всего 11 человек. Поход с участием детей.

Часть фотографий по походу: http://fotki.yandex.ru/users/anesterov1971/album/312671/

Лоция

Лоция реки соответствует движению катамарана. Катамаран специальной конструкции, предназначенный для гребли байдарочными вёслами. Скорость его движения немного меньше скорости движения байдарки.

В лоции не отмечались местные ЛЭП.

Уровень воды выше меженного.

Старт от автодорожного железобетонного моста, расположенного в посёлке Десятый Октябрь.

1 день

0-23(ходовое время, часы-минуты) 40-метровый глинистый обрыв справа.
0-36 Песчаный пляж среди леса.
0-39 Перекат. Деревянные сваи в русле на повороте. Над ними справа второй 40-метровый глинистый обрыв.
1-02 -- 1-07 Обнос-проводка под левым берегом завала. Перед этим тоже в левой части русла протиснулись сквозь предыдущие деревья.
1-20 Левый приток, впадающий в лесу.
1-58 Песчаный пляж напротив впадения Отормы сразу после выхода Выши из лесного участка. Ниже по течению песчаные пляжи будут встречаться на всём протяжении реки.
2-44 Песчаный пляжик рядом с сосняком. Место, удобное для стоянки.
4-43 Остановка на обед на большом песчаном пляжище, расположенном на правом берегу Выши.
4-50 Деревянный автодорожный мост в деревне Выша.
7-46 Остановка на ночёвку на заросшем деревьями левом берегу реки.

2 день

9-11 Каменистый перекат с железными штырями. Штыри расположены в несколько рядов. Немного наклонены вниз по течению. Некоторые ряды штырей немного выступают из воды, другие расположены слегка ниже уровня воды. Мы прошли по мелководью под правым берегом, обойдя штыри справа.
Через 200 метров сужение реки, в нём тоже есть штыри.
9-25 Стоянка на правом берегу.
9-35 Снова подводные штыри в сужении.
Течение пропадает до моста железной дороги.
10-42 Железнодорожный мост.
10-44 Остановка на обед на правом берегу среди сосен.
11-47 Деревянные сваи, оставшиеся от старого моста. Идут быстрины. Недалеко, в стороне от реки расположена деревня Чернояр.
11-53 Автомобильный брод. Глубина на броде 60-70 см.
12-09 Перекат общей протяжённостью около 200 метров.
13-12 Нагромождение в правой части русла реки железных труб и крупных обломков железобетонных конструкций. Слева чистый проход. Сверху ЛЭП. Перед этим по берегу был кусок горелого леса.
13-22 Ночёвка на левом берегу реки рядом с соснами.

3 день

13-40 Брод в деревне Львовка. За ним под правым берегом реки снесённый половодьем мост.
15-11 Впадение крупного левого притока Кермись. Ширина Кермиси около 10-15 метров, дно песчаное.
15-22 Деревянные сваи, за ними низкий железный автодорожный мост. Бабакино. Обнос(15-22---15-40) по правому берегу протяжностью около 20 метров.
16-21 Остановка на обед.
Дальше начинается подпор плотины.
18-11 Плотина. Обнос (18-11 -- 18-31) по правому берегу протяжённостью около 100 метров.
Немного ниже по течению перекат в протоках среди островов протяжённостью около 100 метров.
Останки деревянного моста у деревни Марьино.
18-54 Стоянка по правому берегу рядом с деревней.
19-13 Ночёвка "степная" на правом берегу.

4 день

19-42 Впадение справа притока Известь. На стрелке расположена стоянка.
19-52 Родник, возможно, минеральный, впадающий справа. Наверху, в березняке расположена стоянка.
20-04 Церковь с родником по правому берегу Выши. Начинается деревня Важное, самая крупная и заметная на всём пройденном участке реки.
20-17 Высокий железобетонный автодорожный мост. Справа от него расположены две церкви: одна старая, другая новая.
20-36 Впадение в реку Цна.
20-41 Понтонный автодорожный мост через Цну. Проход под мостом вплотную к левому берегу.
21-51 Обед на правом берегу Цны.
22-37 Остановка. Забирались на высокий левый берег. Обзорная точка, с неё открывается хороший вид на долину Цны.
23-21 Железобетонный автодорожный мост трассы М5.
23-30 Антистапель на левом берегу на деревенском пляже Ямбирно.

Всего пройдено около 125 километров.

Заброска

От Казанского вокзала города Москвы до станции Башмаково мы добирались на поезде 302 Москва - Пенза. Он отправляется с Казанского вокзала в 16-20. На станцию Башмаково поезд прибывает в 3-47, и стоит там 1 минуту. Цена плацкартного билета от Москвы до станции Пенза 932 рубля.

Выбор реки

Изначально я планировал провести спокойный неторопливый поход по широкой реке Сура на участке от Лунино до станции Сура. На этом участке по карте к правому берегу реки во многих местах подходят склоны, возвышающиеся над рекой на 4-6 горизонталей. Поэтому, здесь могут встретиться обзорные точки, превышающие на 100-120 метров Суру и её низменный левый берег. Кроме того, на этом участке берега Суры мало населёны и закрыты лесами. Впервые за последние годы на 4 полных ходовых дня для сплава был выбран отрезок реки протяжённостью всего-то около 80 километров.

Но за полтора дня до начала похода, когда билеты в оба конца уже давно куплены, раскладка и снаряга раскиданы по экипажам и обычно уже начинаются последние приготовления к сборке рюкзаков, я узнаю, что лучше на Суру не ходить. Вода в ней ниже Пензы, куда мы и собирались, сильно загрязнена химическими отходами.

Поэтому понадобилась срочная замена маршрута. Хорошо, что у меня было две "заначки" в этом регионе. Одна из них речка Выша, сходить на которую я собирался уже года три. По карте она смотрится очень заманчиво. Узкая лесная речка с песчаным дном. Однако, из промеров по карте следовало, что протяжённость маршрута по реке Выша от посёлка 10 октябрь до Ямбирно составляет около 120-130 километров. По одному из найденных отчётов протяжённость достигала даже 140 километров. Это, по крайней мере, в полтора раза больше, чем я рассчитывал. Значит, придётся основательно погрести. Узнав путь поезда, на котором мы должны были заезжать на Суру, я понял, что перекинуться на Вышу не сложно.

Выша протекает практически параллельно Суре, и в том же направлении, но при этом расположена она километров на 150 ближе к Москве. Поэтому, для заброски и выброски на неё годятся те же поезда, на которые взяты билеты. При заброске надо лишь выйти на 2 часа раньше. А на обратный поезд садиться на 4 часа позже. В дополнение к поездам и на заброске и на выброске теперь требовались два подъезда на автотранспорте, протяжённостью 50 и 35 километров. В этот раз группа собралась меньше, чем обычно: было 6 взрослых и 5 детей в возрасте от 4 до 12 лет. Так что найти транспорт для такой "небольшой" группы уже не так сложно.

Вот таким образом матрасный поход по широкой реке Сура заменился на спортивную греблю по узкой лесной речке Выша.

Продолжение заброски

И вот мы в Башмаково. Четыре утра. Светает. Для того, чтобы попасть к начальной точке нашего маршрута - посёлку 10 октябрь, нам нужно 3 легковушки. На вокзале стоят несколько таксистов, и двое из них, вроде, готовы нас везти. Но они никак не могут найти третью машину. Почти все стоящие у поезда машины приехали за своими родственниками или знакомыми. На всякий случай подхожу к водителю полугрузовой Газели. Он тоже приехал за своими знакомыми, но готов до Земетчино, которое расположено в 8 км не доезжая до нужного нам места, посадить часть группы на заднее, трёхместное сидение. Но нас одиннадцать и все мы сюда не влезем! "А в грузовом отсеке грязно": говорит водитель, - " я там комбикорм вожу". Кроме того, не смотря на все наши уговоры, водитель однозначно говорит, что едет только до Земетчино и никак не дальше.

Нам это не подходит. В это время одновременно ведутся переговоры с таксистами, они ищут третью машину и, вроде, находят. Поэтому, я благодарю водителя и продолжаю переговоры. Но третья машина никак не находится. А двое "найденных" таксистов уже успели договориться с кем-то ещё из пассажиров нашего поезда. Один из них, на универсале 11 модели ВАЗ берёт из нашей группы только двух взрослых и двоих маленьких детей и отправляется. Второй обещает приехать на вокзал немного позже, когда сделает ездку. Газель, с водителем которой я пытался договориться отъезжает и начинает набирать ход. Бегу и нагоняю его уже в самый последний момент, машу руками. Он замечает меня и останавливается. И мы загружаем в грузовой отсек вещи, а на заднее сидение Газели трёх взрослых и двух детей. Всё набито под завязку. Мы с Ваней решаем оставаться и ждать возврата второго таксиста. Но это лишнее время, и приедет ли он? После секундных размышлений интересуемся у водителя Газели: "а ещё двоих возьмёте?"

"Да, конечно, залезайте"- отвечает он, и мы загружаемся на заднее сидение всемером. Минут через 40 мы оказываемся в Земетчино. Ни на какие уговоры о подвозе нас до реки водитель не поддаётся, ссылаясь на отсутствие времени, и выгружает нас на центральной улице. Благодарим его и интересуемся про оплату. Но он отказывается от денег. И мы расстаёмся.

5 часов утра, улицы Земетчино пустынны, никого нет. В это время водитель десятки, уже отвёзший первый экипаж нашей группы к реке, отправляется к нам оттуда. А мы пытаемся найти ещё какую-нибудь машину. Попадается тот самый второй таксист, который должен был вернуться за нами на вокзал в Башмаково. Он смотрит на нас, на груз. И, оказывается, что он очень спешит к поезду. Но немного ждёт, надеясь, что мы его сильно озолотим. Этого не происходит и он уезжает. А скоро возвращается и первый таксист, отвозивший наш первый экипаж. Он тоже спешит к следующему поезду. Но быстро хватает наши вещи и начинает их силой утрамбовывать в свою машину, приговаривая: "Кого вы сейчас здесь найдёте". У него всего лишь десятка универсал. Но он втолкал туда всё наше барахло, и посадил двух взрослых и двух детей. Трое не уместившихся побежали вдоль шоссе в сторону реки своим ходом. Утренняя пробежка нам не удалась. Вскоре мы останавливаем проезжавшего мимо местного паренька на "жигулях". Он соглашается нас подвести, если "скинемся по двадцаточке".

"Даю сотню, поехали"- говорю ему, и мы трогаемся. В машине на заднем сидении валяется большой динамик, из него прёт музыка. Ну, да ладно, потерпим, ехать всего 8 километров. Водила сразу предлагает пивка. Отказываюсь, возникает желание поменять машину. Но, вроде, уже едем. Речь паренька своеобразна, много междометий и непереводимого фольклора, но смысл понять можно. Оказывается, мы первая группа туристов, которую он здесь видит. Говорю, что идём до Сасово. В пути будем 4 дня.

"А зачем"- совершенно серьёзно спрашивает парниша, -"Я вас быстрее довезу. Всё равно, здесь катаюсь, колымлю."

Вот уже и мост через Вышу перед посёлком Десятый Октябрь. Наши выгружаются. Высаживаемся из "жигулёнка" и расстаёмся с парнишей. Он одновременно на радостях высовывается из окна, машет нам всеми руками, несколько раз дудит и резко набирает скорость. Так, с дуденьем и маханьем руками и исчезает за горизонтом. Вот такая запоминающаяся заброска нам досталась.

От Башмаково до места старта около 50 километров. Обошлось нам это в 1100 рублей. 800 рублей водителю десятки за заброску первого экипажа, 200 рублей ему же за подвоз остальной части группы от Земетчино до реки и 100 рублей парнише.

Описание маршрута

А вот и река Выша. После прошедших накануне дождей вода в ней мутная, зеленоватая, не приятная на вид. Стартуем. По отчёту, на который мы ориентируемся, на ближайших 8 километрах нас ждёт красивый(по карте) лесной массив. Это около 2 ходовых часов. Потом вдоль берегов пойдут открытые участки, протяжённостью в 6 ходовых часов, после чего вдоль реки снова начнутся леса. Собираемся дойти до них сегодня. На первый день нас ожидает "ломовая гребля". Река глубокая, шириной около 20 метров, течение слабое. Изредка встречаются каменистые перекаты, глубина реки на них сильно уменьшается. При более низком уровне воды может понадобиться проводка. Оба берега полностью закрыты густым буреломным лесом. Среди леса по правому берегу по очереди открываются два 40-метровых глинистых обрыва. Деревья, нависающие над водой с обоих берегов, иногда падают в воду, частично перегораживая русло. При этом остаются узкие проходы, через которые приходится пролезать. Один завал полностью перегораживал всё русло реки, и пришлось протаскивать суда под левым берегом.

протаскивание катамарана сквозь кусты
протаскивание катамарана сквозь кусты

В этом лесном массиве практически нет стояночных мест с удобным выходом на берег и площадкой под палатки. Лес мусорный, с густым подлеском из ивняка, американского и обычного клёна. Трава и прибрежные деревья спускаются прямо в воду.

кат собакин на лесном участке
кат собакин на лесном участке

Берега крутые, заросшие кустарником, лишь в двух местах на этом лесном участке были песчаные пляжи. Но рядом с ними не было заметно мест, удобных для обустройства лагеря.

Наконец лесной участок заканчивается. С моей точки зрения после выхода из леса река смотрится даже лучше, чем на предыдущем лесном участке. Появляются песчаные пляжи, купаемся. До обеда шли по открытой местности. Изредка к берегам подходили небольшие участки леса. Ширина реки остаётся на уровне 20-30 метров, появляется заметное течение, вода постепенно очищается, становится более прозрачной. На прямых участках течение слабее, глубина реки при этом в среднем около двух метров. На участках, где Выша петляет глубина реки под обрывистым берегом обычно более двух метров. У противоположного берега мелко, там может располагаться песчаный пляж.

На обед нам достался большой песчаный пляжище, расположенный перед деревней Выша.

обеденный пляж
обеденный пляж

Но грести до него нам пришлось почти 5 ходовых часов. После обеда слегка расслабились, но прошёл дождик, и после него нас начали люто жрать комары. Каждым ударом умерщвляем по десятку этих гнусных, кровожадных тварей. А ведь ещё и грести надо. И удобное место для ночёвки найти. А среди тех лесов, которые снова окружили Вышу, опять сложно найти площадку для размещения палаток с удобным выходом к ней из реки.

берега Выши
берега Выши

Или есть удобный для причала и купания песчаный пляж в окружении ивняка и зарослей ольхи, или есть площадка, но к ней ведёт практически отвесный пятиметровый подъём от воды. Прибрежный лес обычно с густым подлеском, весь в ямах и колдобинах, образовавшихся от половодья. Появившийся на горизонте красивый сосняк вскоре оказывается в стороне от реки. А уже 7 вечера. Исследуем все, хоть сколько то пригодные для ночёвки места. А комары продолжают беспощадно жрать!

Нашли. Небольшая ровная полочка в клёнах и дубах с подлеском, тёмная, мокрая после дождя, с крутым, но вполне приемлемым выходом. Костёр, ужин. Жаркие дубовые и кленовые дрова сделали место вполне удобным и уютным.

Благодаря ломовой гребле в первый день мы создали запас на будущее. Второй день получился более спокойный. Лесной массив, полностью закрывающий этот участок Выши также абсолютно непригоден для организации хороших стоянок.

берега Выши перед ж.д. мостом
берега Выши перед ж.д. мостом

Песчаные пляжи продолжают периодически появляться вдоль реки. Можно купаться, но мест, где можно встать на стоянку почти нет.

В районе деревни Васькин Бор расположен перекат(9-11 по лоции), где можно сильно разодрать оболочку лодок. Место не приметное. Среди лесного участка с небольшими поворотами реки расположен мощный каменистый перекат протяжённостью 50-80 метров с суммарным падением русла около метра. В русле реки расположено несколько рядов длинных железных штырей, забитых глубоко в дно реки. Под левым берегом их больше. Разные ряды штырей расположены на разной глубине. Некоторые штыри немного выступают над уровнем воды и заметны, другие расположены ниже уровня воды.

штыри в воде
штыри в воде

Их не видно, следа от них на воде не отслеживается и можно сильно разодрать лодку!!! Вбивали в дно реки их, похоже, кувалдой. Верхняя часть штырей расплющена и имеет вид в шляпки с заострёнными зазубренными краями. Штыри слегка подвижны, они наклоняются течением, но, при этом выдернуть их из дна не удалось. Зачем они натыканы, не понятно. Рядом нет других следов жизнедеятельности людей. Осложняется всё наличием сильного течения. Нам удалось всеми лодками пройти по каменистому мелководью под правым берегом, оставив штыри слева. При более низком уровне воды на перекате станет мелко, и там, где мы прошли, будет мелководный каменистый шкуродёр. В этом случае, чтобы не продрать шкуру байдарок об штыри, лучше провести лодки вдоль правого берега.

Ниже по течению в двух сужениях русла реки мы тоже обнаружили выходящие из глубины реки к поверхности воды штыри. Течение там слабое и штыри были расположены немного глубже, поэтому мы прошли их свободно. Однако, во второй половине лета при более низком уровне воды штыри и в этих местах могут подняться к поверхности воды.

Ниже по течению на протяжении 6-7 километров перед мостом железной ширина реки увеличивается метров до 60. Глубина реки возрастает, а течение на этом участке совсем пропадает. Благодаря этому вода здесь отстаивается, муть оседает, и ниже железнодорожного моста вода в реке становится прозрачной и чистой. На обед специально встали рядом с железнодорожным мостом, до этого более часа не было удобных выходов на берег. А здесь появилась возможность выхода на берег и расположена приятная ровная площадка среди сосен. Через некоторое время ниже моста снова появляется течение, река снова сужается метров до 30. При этом она остаётся глубокой. В районе деревни Чернояр было несколько быстрин. На достаточно протяжённом участке берега опять не удобны для стоянки. Для ночёвки удалось найти удобное место перед древней Львовка на полочке левого берега рядом с соснами.

На третий день пути вода в Выше стала заметно теплее, а река полноводнее. Ширина русла по-прежнему около 30-40 метров. Течение, как правило, немного ускоряется на петляющих участках реки, и замедляется на прямых прогонных участках. На лесном участке встречаются коряги, упавшие в воду. Но препятствий для движения они не создают. Вдоль берегов попадаются песчаные пляжи, но мест для стоянки рядом с ними нет.

Запомнилось впадение притока Кермись. Она впадает мелким песчаным перекатом. Наносная песчаная мель, образовавшаяся от её впадения, выходит почти до середины русла Выши. И здесь обрывается глубоким омутом. Вода в Кермиси была существенно холоднее, чем в Выше. А после её впадения некоторое время тёплая вода Выши и холодная вода Кермиси идут под разными берегами, почти не смешиваясь. Расход воды в Кермиси раз в 6 меньше, чем в Выше. Впадает она мелким песчаным перекатом, ширина русла Кермиси около 10-15 метров.

В районе деревни Бабакино расположен железный автодорожный мост. Обносили суда по песчаному пляжу правого берега. Обнос короткий, удобный. Ниже Бабакино начинается подпор плотины старой ГЭС. Он начинает ощущаться километров за 8 перед плотиной. Река на этом участке расширяется метров до 60, глубина возрастает.

дуб
дуб

Берега, заросшие деревьями и кустарником. На всём этом участке мест, удобных для стоянки нет. Однако, песчаные пляжи, отделённые от леса густыми зарослями ивняка иногда попадаются по берегам реки.

Перепад русла на плотине выбирается на двух ступенях. Маленькая первая ступень имеет перепад около полуметра. Через 5 метров после неё начинается второй, основной водосброс плотины, где вода отвесно падает с высоты около 3 метров. Обнос плотины лучше делать по правому берегу. Обнос не удобный, протяжённостью около 100 метров. Места для причаливания судов мало. Это маленький пятачок, к которому прикреплены лодки местных рыбаков.

Немного ниже плотины начинается перекат среди островов, протяжённостью около 100 метров. Вдоль правого берега чуть вдали от реки расположена деревня Марьино. В полутора километрах ниже деревни мы встали на ночёвку на правом, степном берегу Выши. Место красивое и очень удобное. Вдоль воды идёт полоска песчаного пляжа, отделённая от степи неширокой полоской ивовых кустов. На краю степи растёт несколько молодых сосен, рядом есть место для костра.

степная стоянка, палатка
степная стоянка, палатка

Палатки ставили на сплошном ковре чабреца. Вечером, когда стемнело, степные травы начали бесподобно пахнуть. Только за одну эту стоянку можно было простить Выше все её предыдущие недостатки.

Ближе к впадению в Цну была ещё парочка стоянок. Одна из них располагалась на стрелке при впадении реки Известь. Вторая стоянка была среди светлого берёзового леса, растущего на высоком правом берегу Выши над бьющим из-под земли родником (19-52).

Ниже по течению начинается деревня Важное, вытянувшаяся вдоль реки километра на два. Это самая заметная деревня, встретившаяся нам на пройденном маршруте. До этого деревень, выходящих на берега реки, не было. На этом участке Выша расширяется метров до 60, течение пропадает.

разливы в низовьях Выши
разливы в низовьях Выши

А вот и Цна, которую мы хотели побыстрее проехать, предполагая, что это будет широкая грязная река. Но, оказалось, что вода в Цне даже прозрачней, чем в Выше и, к тому же, более тёплая.

водяной орех
водяной орех

По берегам есть стоянки с удобными выходами на берег, а вдоль берегов растут сосновые леса. Ширина Цны около 70-90 метров, течение заметно помогает гребле.

На обед мы встали на удобной стоянке, расположенной ниже деревни Ваша.

обед на Цне
обед на Цне

Удобный причал для всех наших судов, хорошее место для купания, тёплая прозрачная вода Цны и небольшая полянка, расположенная рядом в дубовом лесу: именно этого нам постоянно не хватало на всём протяжении Выши. Мы и пообедали, и накупались вдоволь. Место удобное, хотя и посещаемое автотуристами и, поэтому замусоренное. Но нам надо возвращаться, к тому же начала заходить гроза.

Мы тронулись дальше, уходя от надвигающегося дождя. Гроза гремела уже совсем рядом, а мы гребли, стараясь успеть. Но, увидев высокие холмы левого берега, расположенные на краю старого карьера, я не удержался. Мы причалили к берегу и полезли вверх по склону. Вершина холма возвышалась метров на 40 над рекой. В одну сторону с неё были видны сосновые берега Цны, а в другую сторону - заросшие травой и кустарниками склоны старого карьера и пасущееся на них стадо. А вокруг ходили грозы и сверкали молнии. На верхней части подъёма к самой вершине нашли несколько ягод спелой крупной земляники. Пустячок, но приятно.

Потом мы, конечно же, попали под дождь, под которым так и ехали до моста в Ямбирно. Разбирали суда мы на сельском пляже, расположенном на левом берегу, примерно в километре ниже моста. Вызвонили Газель из Сасово, и садились в неё при начинающейся очередной порции проливного дождя. Так и закончился этот интересный, насыщенный разными событиями поход.

Выброска

Телефон автостанции в Сасово 89105734303. Заказ Газели из Сасово обошёлся нам в 1200 рублей. 35 километров от Ямбирно до Сасово мы ехали около часа под проливным дождём. Возвращались в Москву на поезде N55. Отправление поезда со станции Сасово в 0-19, стоянка 4 минуты. Стоимость плацкартного билета от станции Рузаевка до Москвы 905 рублей. На Казанский вокзал города Москвы поезд прибывает в 6-03.

Выводы

Из найденного мной отчёта http://www.skitalets.ru/water/centre/visha_fiva1995/ следовало, что после старта начинается красивый лесной участок протяжённостью в 2 ходовых часа, после чего будет открытый тоскливый участок протяжённостью в 6 ходовых часов. Далее должны пойти красивые лесные места, ближе к впадению в Цну сильно ухудшающиеся. На финише нас должна была ожидать широкая и неинтересная Цна. К этому мы и готовились. Но как оказалось из нашего похода, вкусы бывают разные.

Возможно, на майские праздники маршрут смотрится по-другому. Уровень воды в реке выше, поэтому, удобных выходов на берег становится больше. И количество стояночных мест на лесных участках при этом возрастает. Кроме того, буреломные леса в начале мая ещё не успевают зарасти травой, а заполнены сплошным ковром цветущих первоцветов.

Летом же те участки реки, которые автор отчёта считал наилучшими, с моей точки зрения, не удобны для похода с детьми. Удобных стоянок там практически нет. А нижний участок Выши и Цна, как раз произвели вполне хорошее впечатление.

С другой стороны из отчёта следует, что на майские праздники у воды много отдыхающих. Мы же практически никого не видели. Несмотря на праздники и тёплую погоду у реки совершенно никого не было! Встретилось только десятка два местных жителей за всё время похода. Населённых пунктов вдоль реки мало. Лишь деревня Важное заметна с воды, другой заметной населёнки там не было.

Местность, по которой протекает река Выша, в целом достаточно глухая. Мало действующих мостов через Вышу. Мосты в деревнях Давыдовка, Чернояр и Марьино, отмеченные на двухкилометровой карте Пензенской области, ныне не действует. От них остались лишь торчащие в русле реки старые деревянные сваи.

Препятствий на реке не много, но они есть. На начальном лесном участке ниже Земетчино была парочка завалов, один из которых потребовал протаскивания судов. Речка на этом участке не широкая, а деревьев по берегам хватает. Поэтому, каждое весеннее половодье может создать очередной завал. Обноса судов потребовали железный автодорожный мост в Бабакино(15-22) и плотина в Марьино(15-22). Остальные мосты удалось пройти на вёслах. Удручающую картину оставил в памяти перекат с железными штырями и следующие за ним два сужения русла, в которых мы тоже наблюдали штыри. Ничего подобного я ранее не видел. На этом препятствии можно сильно разодрать байдарку или катамаран. Самое неприятное, что с воды штыри плохо заметны и не кажутся опасными. Пока я не пробрался к ним вброд, я считал, что это остатки закола из деревянных веток.

Родниковых ручьёв не было, лишь перед впадением в Цну при подходе к деревне Важное по правому берегу было два родника.

Вода в начальной части маршрута была мутная, зеленоватого оттенка. Возможно, частично это было связано с прошедшими накануне дождями. Однако, перед железнодорожным мостом(10-42) был протяжённый участок без течения, на котором вода отстоялась. В результате, на остальной части реки вода была более прозрачная. Как это ни странно, в Цне вода оказалось ещё более прозрачной и, к тому же, более тёплой.

Ширина Выши на всём протяжении остаётся на уровне 20-40 метров, лишь на отдельных участках расширяясь до 60 метров. Глубина, в среднем около 2 метров, дно песчаное. Похоже, что мы шли по уровню воды выше меженного. На автомобильном броде в районе деревни Чернояр глубина была 60-70 сантиметров. Следовательно, меженный уровень воды должен быть меньше. Мелей нигде не было. На всех перекатах глубины хватало с запасом.

На открытых участках, где река начинает петлять, скорость течения возрастает. На прямых лесных участках течение слабое, или вовсе отсутствует. Перед плотиной в Марьино подпор начинает ощущаться километров за 8.

Берега у Выши сухие, но не удобные для организации стоянок. За весь первый день мы заметили только 3-4 хороших места, удобных для стоянки. И это почти за 8 ходовых часов. На всём протяжении реки встречаются песчаные пляжи, удобные для купания.

песчаные пляжики по берегам
песчаные пляжики по берегам

Однако, как правило, они окружены густыми зарослями ивняка или рядом расположена голая степь. Очень сложно найти удобное для установки палаток место среди деревьев, чтобы от него был удобный подход к воде.

обрывистые берега Выши с соснами наверху
обрывистые берега Выши с соснами наверху

У меня сложилось ощущение, что число хороших стоянок с удобным выходом на берег, ровным местом под палатки, наличием дров и в стороне от населённых пунктов на всём протяжении Выши можно пересчитать по пальцам одной руки.

Лесные участки, которых на реке не так уж и мало, как правило, представляют собой густое скопление деревьев с подлеском и зарослями травы, подходящих вплотную к воде. Берега на таких участках часто крутые, нависающие над водой.

В этом походе мы взяли от реки практически всё, что она могла нам дать. Накупались, нагреблись, прогрелись на солнце.

Похоже, что мы прошли этот маршрут в оптимальном режиме. Да, первый день получился ломовым, но за 4 дня, по-другому, пройти этот маршрут сложно. А так нам достался самый большой песчаный пляж на всей реке на обед первого дня. Единственная, шикарная степная стоянка для 3 ночёвки. Нормальные, и совершенно отличающиеся друг от друга, две другие ночёвочные стоянки. И отменный отдых на Цне. Жалко, что не удалось побольше полазить по склонам старого карьера.

На Вышу я вряд ли ещё когда-нибудь пойду, но, как это ни странно, поход этот мне очень понравился. И запомнился.

http://oleg-volkov.livejournal.com/108906.html