на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Река Воря и река Угра

10-12 июня 2006 года

О.Волков

Река Воря от деревни Кордюково до впадения в Угру и река Угра от устья Вори до города Юхнов. Восток Смоленской области и северо-запад Калужской области. 10-12 июня 2006 года. Катамаран, КНБ и 4 каяка. 8 человек.

Лоция

Высокий уровень воды.

Лоция соответствует движению катамарана. Его скорость была немного меньше скорости каяка. Стартовали мы ниже препятствия, похожего на развалины старого деревянного моста, расположенного в 200 метрах ниже по течению автодорожного моста шоссе, соединяющего Гагарин и Тёмкино. Большая часть местных ЛЭП в лоции не отмечена.

1 день.

0-55(чистое ходовое время, часы-минуты) ЛЭП.

1-00 Залитое водой сооружение. Плотина или мост, залитый водой.

1-05 Железный мост типа "подъёмный кран", за ним с правой стороны гараж, залитый водой (высокий уровень воды).

2-12 Автодорожный мост.

3-29 Железнодорожный мост.

5-51 Брод при деревне Савино, расположенной по левому берегу реки.

6-16 Ночёвка на высоком правом берегу реки.

2 день.

9-19 Впадение в Угру. Далее идём вниз по течению по Угре.

10-54 Местная ЛЭП.

11-05 Ночёвка на правом берегу Угры.

3 день.

12-22 Две ЛЭП. Одна мощная, другая- послабее.

13-37 Впадение правого притока реки Ресса.

14-01 Разборка судов на правом берегу реки у города Юхнов.

Заброска

До города Гагарин мы добирались от Москвы на электричке, отправляющейся с Белорусского вокзала около 7 часов утра. Садиться в электричку удобнее со станции Беговая, где она останавливается. Здесь можно купить билет и свободно пройти на платформу. Часть нашей группы ехала с Белорусского вокзала. Народу на вокзале было столько, что даже войти в кассовый зал с рюкзаками было очень сложно. При этом работало только две кассы. Поэтому, шансов купить билет и после этого успеть на электричку не было никаких. Пришлось пролезать с рюкзаками под кривыми ногами турникетов.

В Гагарине хотели найти машину класса "Газель", но среди частников водителей микроавтобусов не было. Поэтому договорились с водителями двух легковушек за 550 рублей с машины о заброске до автодорожного моста через Ворю, расположенного немного ниже деревни Кордюково.

Водителя ВАЗ 21093 звали Александр Николаевич, его телефон 8-903-8931678 (город Гагарин).

От автодорожного моста мы прошли вниз по течению около 200 метров. Здесь реку перегораживали развалины старого деревянного моста, и было слышно журчание впадающего с другого берега притока. Ниже по течению был залитый водой автомобильный брод. В этом месте мы собрали суда и стартовали.

Описание маршрута

В течение недели перед походом шли дожди. Поэтому, уровень воды в Воре был высокий, почти паводковый. Вода была чистая, но из-за дождей немного мутная, причём в Угре более прозрачная, чем в Воре.

Воря на всём протяжении маршрута имела ширину от 15 до 35 метров, глубина была на уровне 2 метров. На пройденном участке Вори нет крупных притоков. Поэтому, полноводность Вори в начале и конце маршрута примерно одинакова. Река при этом сохраняет ширину, которая наиболее подходит для водного похода. Завалов при такой ширине уже нет, и при этом за каждым поворотом реки открываются новые виды.

Водоросли залиты водой и их не видно. Камышей не много, и они затоплены. Только их верхушки выступали над уровнем воды. В межень Воря сильно мелеет, появляются перекаты и мели. Русло сильно зарастает травой.

Угра значительно больше Вори, её ширина от 30 до 60 метров, течение мощное. При нашем уровне воды глубина Угры была не менее двух-трёх метров. В межень средняя глубина Угра около полуметра, много водорослей, встречаются каменистые перекаты.

Лес по берегам Вори и Угры смешанный. Небольшие участки соснового леса сменяются небольшими берёзовыми рощами. Иногда вдоль реки из растительности остаются лишь ивовые кусты да заросли ольхи. А когда река выходит на луга, лишь одинокие вётлы сопровождают русло реки.

На протяжении большей части маршрута есть места для стоянки. На Воре были красивые стояночные места, но располагались они, как правило, на полочках высоко над уровнем реки. Берега Угры не такие высокие, зачастую лес немного отстоит от воды.

По берегам много цветов, что характерно для начала лета. На первую ночёвку мы расположились рядом с целой поляной цветущих ландышей. Среди травы встречаются небольшие полянки щавеля.

Несмотря на начало лета, комаров было не очень много.

Благодаря высокому уровню воды на протяжении всего маршрута было достаточно сильное течение. Периодически на Воре встречались быстрины, возможно, это залитые водой перекаты. Перед впадением в Угру был небольшой участок с сильным течением. В обычную воду здесь может располагаться мощный перекат. На Угре течение на всём участке было сильным. Наша средняя скорость движения по Угре была около 8 километров в час.

При нашем уровне воды препятствий на маршруте не было. Не было ни одного обноса и ни одного завала. Препятствие, соответствующее отметке в лоции (1-00), в нашу воду проходилось по сливам. При меженном уровне воды, возможно, понадобится проводка. Автодорожных мостов, на пройденном участке было мало. Соответственно, мало было и техногенного мусора в русле. Не было и другого мусора, образующегося в результате человеческой деятельности. Отсутствие пешеходных мостиков наводит на мысль, что мы не заметили их вследствие высокого уровня воды.

Населённых пунктов вдоль Вори и Угры не много. Немного утомляют деревенские постройки, которые тянутся вдоль левого берега Вори на участке между деревнями Собакино и Савино. При впадении Вори в Угру на левом берегу расположены деревни Александровка и Малое Устье. На половине пути от впадения Вори до Юхнова по левому берегу Угры одна за другой стоят деревни Бельдягино, Беляево и Батино. Других населённых пунктов с воды не видно.

Даже не смотря на то, что было три праздничных дня, вдоль реки народу было мало. Рыбаков, туристов и автотуристов на Воре почти не было. Лишь на Угре на протяжении первых километров после впадения Вори рядом с водой было несколько стоянок автотуристов, затем изредка попадались в основном рыбаки.

Вдоль Вори и Угры во время Великой Отечественной Войны были долгие бои. Поэтому, по берегам во многих местах идут окопы. Много памятников. Ниже места второй ночёвки на крутом правом берегу Угры восстановлена линия обороны. К ней от воды поднимается деревянная лестница.

Выброска.

Разбирались мы в трёх километрах ниже впадения Рессы на правом берегу Угры на крутом левом повороте реки, через 100 метров после появления на правом берегу первого небольшого сооружения промышленного характера. Напротив места разборки судов, на левом берегу реки расположен большой пляж. Город Юхнов к берегу Угры не подходит. Но для отдыха у реки сюда приезжают и приходят люди. Поэтому, над местом разборки судов расположены несколько кострищ, где при сборке вещей можно приготовить еду. От места антистапеля в сторону автовокзала через сосновый лес идут тропинки. Автовокзал находится сразу после пересечения автодороги, в пяти минутах ходьбы от реки. Заранее сходив на автовокзал и поговорив с кассиром, мы узнали, что народу много. Однако, в кассе пообещали выделить дополнительный автобус. Когда мы подошли к заранее оговорённому времени, оказалось, что этот автобус уже почти заполнен и рядом стоит второй дополнительный автобус. Возможно, нам повезло, но сложилось ощущение, что дополнительные автобусы выделяются по количеству пассажиров. На автобусе мы доехали до автовокзала в городе Малоярославец, откуда на ближайшей электричке уехали в Москву.

Выводы.

Маршрут ничем особенным не запомнился, но понравился. Нормальный маршрут по относительно глухим местам недалеко от Москвы. При этом и заброска, и выброска проблем не создали. По нашему уровню воды можно было бы начинать выше по течению. При обычном, летнем уровне воды, наверное, наше место старта оптимально. Кроме того, при обычном уровне воды на прохождение этого маршрута должно потребоваться около 20-22 ходовых часов. На 20 ходовых часов рассчитывали и мы перед началом похода, поэтому и стартовали так низко по течению. Однако, большая вода внесла свои коррективы и заключительные два дня похода мы шли в спокойном темпе.

При обычном меженном уровне воды на Воре появятся камыши, водоросли, мели и перекаты и река станет более разнообразной, правда, такого течения тогда уже не будет.

Препятствий на маршруте не было, обносов тоже. Не исключено, что мы могли не заметить каких-то низких мостиков, закрытых водой, которые появятся при меженном уровне воды.

Порадовало полное отсутствие бытового мусора на реке и по берегам.