на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Ночь на Волчьей Горе

А.Чупикин

трек

В эти выходные я отбился от коллектива. Признаться, я и так небольшой любитель слетов и тусовок, а уж в хреновую погоду - и подавно. Зная, что в выходные будет дождливо, я решил побродить пешком "куда глаза глядят". А с велосипедом решил не связываться.

Глаза мои глянули в сторону .Берендеева болота. Точнее, его окрестностей. Мне давно хочется найти удобный велосипедный путь из Балакирево в Переславль-Залесский. Ну а поскольку наиболее реальный путь там идет восточнее Берендеева болота, я решил обойти его вокруг. Однако, сильного Самурайского духа не наблюдалось, и я поехал без четкого плана, намереваясь уточнять его по обстановке и настроению.

Первая коррекция приключилась еще дома. Встав в 4 утра, я услышал стук дождя, и спокойно завалился досыпать. Досыпал я долго, а посему, выехал только к 12 часам, подглядев стыковку в Александрове с Ярославской электричкой. Тут была допущена первая стратегическая ошибка - я пошел от Балакирево, тогда как мог бы идти от Берендеево. Таким образом, я вышел на маршрут, в самом, что ни на есть, совином стиле, заведомо нарываясь на холодную ночевку. Спальника или тента я не взял, но все-таки минимум снаряги для ночевки имел и был к ней морально готов.

Из Балакирево, я пошел по ЛЭП на северо - восток. Сначала прошел по хорошей дорожке мимо дач. Потом она разветвилась на ЛЭП. на разные дачи. По самой ЛЭП шла совсем гнилая колея. Отчасти ее удалось обойти справа по дороге на дачи, потом пришлось вернуться на ЛЭП по цепочке симпатичных полянок. Прикольно было то, что шел я по следам некоего байкера-одиночки. Колея на ЛЭП очень хреновая, но без особого мордохлыста. В некоторых местах на бревнах лежал свежий лапник, что намекает на набитую лыжню или снегоходную трассу. Так я дошел и допрыгал до пересечения с крупной ЛЭП (проходит по северу Копылихинского поля). Дальше начался полный пушной зверек для велосипеда (коего у меня, к счастью, не было). Попытка уйти на Егорьевское пунктирной дорожкой не удалась. Дорога скоро вернулась назад на ЛЭП. Видимо там был зимник по относительно открытой долине ручья. Пришлось ломиться дальше через мордохлыст на ЛЭП до большой поляны, с едва заметной поперечной колеей, символизирующей дорогу Егорьевское - Владимирово. За поляной на ЛЭП опять начинался мордохлыст.

Тут, отчасти под влиянием добротного ливня с западным ветром, я совершил вторую оплошность. Я пошел на Владимирово и начал обходить Бенрендеево болото против часовой стрелки, зато спиной к ветру и по полям с колеями (и низкой травой). На бугре у Владимирово "красовались" так и не прижившиеся в этом глухом месте дачи. Колея была грязновата после дождя (на велосипеде было бы грустно), но это вполне приличная грунтовка. После дождя, вышло солнышко и вокруг засияли во всей красе благоухающие одуванчиковые луга. Право! Из-за этого стоило мокнуть и идти по неудобному (с точки зрения просмотра веломаршрута) пути. Дождевые тучи ушли на Берендеево болото, раскинувшееся в огромной низине севернее. Вдали за котловиной выделялся высокий холм с характерными деревьями. Это и была Волчья Гора, куда я хотел попасть, но пошел не ближним путем.

Так я и шел приятной грунтовкой по лугам до самого Чернецкого, заприметив, по пути, своротку к лесничеству и Балакиревскому грейдеру. У Чернецкого дорога подошла к самому болоту, но увы, там сгорел торфяник. Причем, он и сейчас еще местами дымился, хотя "все лесоторфяные пожары в Подмосковье потушены".

Найти прямой проход в Вески через долину Мал. Киржача не удалось и пришлось обходить все через Годуново. К счастью, все деревни в стороне от дороги, а меганаселенку Годунова удалось обойти, срезав полевой дорожкой почти от Пречистино. Хотя места там в это время очень приятные, а машин на дорогах почти нет, но крюк получается солидный. Это наводит на мысль, о целесообразности поездки на велосипедах прямо из Александрова через Годуново. От Базуново я пошел напрямик через Вашкино, хотя дорога там идет по правой стороне оврага, а не по левой, как показано на картах. Что же касается остальных дорог от Вашкино, то их я просто не заметил. Лишь какой то едва заметный намек на колею тянулся на северо-восток по диким лугам. Там я неплохо передохнул, благодаря ветерку, сдувавшему комаров. Дорогу Бол. Вески - Шушково (Новоселки давно уже не существует) я едва заметил. Помог только недавно проехавший по ней трактор. Вместе с тем, она по большей части проходима для велосипеда (хотя в некоторых местах его придется провести). Там тоже очень красивые (в это время года) луга. А вот вида на Берендеево болото практически нет, т.к. берега котловины там низкие. Видно, что большинство речек там откровенно фильтруется из болота. Правда отсутствие вида болота компенсировалось прекрасным закатом, на фоне гуляющих там кучевых облаков.

В ложбине, где нарисованы Новоселки дорога проходит по дамбе живописного прудика. Видно, что там что-то было. Там меня начали сильно донимать комары на ходу. Попытки оторваться от них успехом не увенчались. Я долго не мог понять в чем дело, пока не остановился. Оказывается ветер повернул мне в спину и я шел примерно с его скоростью, пособничая комарам. В итоге, чтобы отдохнуть от комаров, мне приходилось останавливаться. В полосе кустов перед Шушково было довольно сыро и грязно, но проходимо.Дальше дорога разветвилась на запад и восток, обходя Шушково, почти незаметное за деревьями (это особенность большинства местных деревень). Я обошел Шушково слева по западной дорожке. Кстати, несмотря на кажущуюся легкопроходимость полей, там много топких мест и особенно спрямить изгибы дороги не получается.

На Шушковский грейдер (асфальт начинается только от Давыдово) я вышел в глубоких сумерках. Долина верховий Киржача на глазах заполнялась молоком тумана. а вот на болоте тумана пока что не было. Сильно холодало, так что пришлось утепляться. Дальнейший путь по населенке довольно тривиален. Хотя берег котловины болота там высокий, но все хорошие обзорные точки (в Давыдово и Берендеево) застроены. По крайней мере, в темноте мне не удалось найти не одной. Только зря напугал водилу проезжавшей Газели, неожиданно выломившись на дорогу из кустов у кладбища. На пути к Берендеево у дороги "красовался" остов некоего полуразрушенного завода, сильно напоминающий скелет чудовищного ящера. А вот пруда перед Берендеево я не увидел. Видимо его спустили.

Неприятным сюрпризом в Берендеево была активная ночная жизнь (хотя уже было за полночь). Перед переездом, то ли у дискотеки, то ли у магазина, собралась большая и бухая тусовка, и оттуда по всему поселку сновали мотоциклисты, степень пьяности которых определить проблематично, т.к. мотоцикл в принципе не может ехать по синусоиде - он сразу падает. Еще компашка стояла на автобусной остановке у вокзала. Однако настроены они были не агрессивно и никаких эксцессов у меня не возникло.

Дело шло к астрономической полуночи (1ч30 мин) и я пошел на Волчью Гору. Дорога ушла на запад от вокзала, вскоре свернула налево через переезд и пошла параллельно железной дороге вдоль болота. Батарейки у меня уже очень капитально подсели и я присел там передохнуть, как только вышел из населенки. Было уже совсем темно и болото не просматривалось. Было только видно, что там оно тоже горело в прошлом году. Вскоре дорога резко ушла влево от железной дороги. Справа на холмах появился лесок. Однако первого взгляда на поселок Волчья Гора мне хватило, чтобы понять, что удобной обзорной точки там тоже не найти. Посему я озаботился поиском места, где бы устроиться с костерком. Но особой альтернативы не было. Лесок на холме оказался жуткими зарослями чернолесья, но выбора не было. Подсвечивая фонариком, я проломился поглубже, чтобы с дороги не было видно моего костра и устроился на ночлег под большим деревом (как выяснилось утром, сушиной) см кучей дров разной степени сырости. Однако, благодаря заранее припасенной бересте, мне удалось довольно быстро все это раскочегарить, сложив шалашик и приваливая его все более толстыми дровами. Как ни странно, из гнилух получился жаркий и почти бездымный костерок.

Какой же кайф, протопав изрядно за 40 км, разуться и разлечься у жаркого костерка... Напилив толстых сушин, мне удалось сделать его достаточно устойчивым и уютно продрыхнуть у него пару часов без спальника, но весьма комфортно. Никогда бы не подумал, что такое гнилое место можно за 20 минут сделать таким уютным. Когда я проснулся, небо уже посветлело, а костер сдал. Собственно, я и проснулся, когда ногам стало холодновато. Подкинув мелочи для быстрого тепла, я перекусил и пошел назад в Берендеево. Силы были уже не те и на приключения особо не тянуло. До первой электрички на Алекксандров (в 6.28) я сходил от переезда в сторону Василисино. Там приличная полевая колея, но идти до Багримово, хотя времени могло и хватить, я не решился. Надо сказать, что с погодой мне повезло. Возвращался я почти под непрерывным дождем и дубаком, но ночью дождя, к счастью, не было. Признаться, пойдя без тента, в случае дождя, я рассчитывал на крупную елку. Однако на Волчьей горе про них можно сразу забыть. Утром я внимательно осмотрел лес по пути при свете. Там весь лес такой.

Ну и какие из всего этого выводы?

1. Для велосипедной заброски/сброски на Переславль оптимален путь Александров - Годуново - Шышково - Берендеево - Переславль.

2. Прямые варианты поездки из Балакирево через лес годятся только для больших любителей ломежки (как в прошлогоднем походе). Менее ломежных вариантов там нет.

3. Заброска по маршруту Балакирево - лесничество - Годуново - Шышково - Берендеево - Переславль. Нуждается в дополнительном исследовании. Однако, с учетом редкости электричек до Балакирево, ее целесообразность сомнительна.

4. В случае необходимости легкой заброски/сброски на Переславль, лучше доехать на электричке Александров - Ярославль до Берендеево или Рязанцево.

Думаю, теперь можно вплотную подойти к давно затеваемому походу с примерной ниткой Александров (или Берендеево) - Переславль - Плещееево озеро - Таллица - Кубринск (или Лось) - Красное Пламя - Александров. Собственно, для него нужна только относительно сухая неделя, сухие выходные и желание участников. Хотя двух дней может не хватить и лучше зарезервировать еще пятницу или понедельник.

Андрей Чупикин