на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Река Винча - озеро Кукас - Тикшеозеро - река Елеть - река Кереть - Белое море

14 июля - 3 августа 2003 года

О.Волков

Река Винча - озеро Кукас - Тикшеозеро - река Елеть - река Кереть - Белое море, 14 июля - 3 августа 2003 года
на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Река Винча - озеро Кукас - Тикшеозеро - река Елеть - река Кереть - Белое море

14 июля - 3 августа 2003 года

О.Волков

Нитка маршрута: река Винча от истока до оз. Челозеро - волок на озеро Кукас - озеро Кукас - волок на оз. Тикшеозеро - оз. Тикшеозеро - волок на оз. Аштахма - река Елеть - река Кереть - Белое море - ст. Чупа. Север Карелии. 14 июля-3 августа 2003 года. Детско-инвалидный поход "в стиле группы Дмитриева". Катамаран-4 + КНБ, пятеро взрослых и трое детей.

Заброска

Из Москвы на станцию Чупа прибыли на поезде ╧112 в 6 часов утра. Цена купейного полного билета 1165 рублей, плацкартный билет вдвое дешевле. Сразу же после выхода из вагона договорились с водителем Газели (Александр, ст. Чупа тел. 4-11-98) о заброске до моста, расположенного в истоке реки Винча за 1800 рублей. На станции Чупа были несколько Газелей и УАЗиков. Предложений по заброске было больше, чем туристских групп. Возможно, это объяснялось тем, что мы прибыли туда в понедельник утром и "туристский" сезон еще не начался.

Дорога нормальная, ехали медленно, но уверенно. Был только один нехороший подъем, размытый дождями, но Газель с ним справилась.

Нормальное место сборки судов расположено на правом берегу, чуть ниже моста через Винчу.

Описание маршрута

Ниже моста идут три каменистых простых порожка, разделенных небольшими плесиками. За ними слева шиверой впадает вторая протока Винчи. Немного погодя направо отошел залив, из которого вытекает река Пудос.

После плеса в реке показались каменные глыбы, являющиеся ориентиром начала Ака-порога. В начале порога реку перегораживает низкий мост, который обнесли по левому берегу. На правом берегу есть место для стоянки. Ниже моста идет шивера длиной около 300 метров.

Далее идут несколько порожков, последний из которых расположен в небольшом "скальном каньончике". Каменные глыбы левого берега к концу порога дополняются ряжевой стенкой. Этот порог смотрится помощнее предыдущих.

Ниже порога начинается красивый плес, оканчивающийся перед мостом, расположенным в начале порога Собачий. Чалка перед мостом слева, стоянка в начале порога тоже по левому берегу.

По дороге, идущей к востоку от этого моста, мы попытались сбегать на Ирингору. Но обозначенная на карте просека, идущая с юга на вершину Ирингоры на местности почти не заметна. Похоже, что она отходит от дороги в низине ручья, идет около двух километров по заболоченной низине и не прослеживается на склоне горы. От моста через Винчу до этого места около четырех километров. Пробежав на восток по дороге еще два километра, мы вышли к реке Пудос. При пересечении с дорогой Пудос представляет собой слабый ручеек, соединяющий небольшие озерца. На "экскурсию" к Ирингоре и Пудосу мы выбежали в 22 часа. В первом часу ночи мы вернулись в лагерь чуть позже захода солнца.

Обнос Собачьего, Большого Падуна и порогов Хариус и Домашний удобен по хорошей дороге, идущей вдоль правого берега реки. Длина дороги обноса около полутора километров. Мы обнесли этим путем байдарку и большую часть вещей.

Порог Собачий начинается от моста через реку. Порог мощный, с сильным падением и водопадными сливами. Общая его длина вместе с выходной шиверой около 300 метров. На выходной шивере вдоль левого берега идет ряжевая стенка. Обнос Собачьего возможен и по тропе обноса, идущей по левому берегу реки. Эта тропа узкая, не очень удобная.

Ниже Собачьего начинается трехсотметровый плес, после которого на небольшом левом повороте реки расположен порожек-перекат. Немного ниже начинается порог Большой Падун. Можно причалить к правому берегу на быстротоке перед началом сброса воды по лотку. При весеннем уровне воды не исключено, что в порог будет затягивать. Есть место для чалки и на левом берегу метров за 100 до начала лотка. Обнос сброса воды по лотку по правому берегу не очень удобен. Катамаран пришлось переть по узким тропинкам склона. Ниже лотка ступенька, за которой идет выходная шивера. В шивере много камней, есть завешенные на них бревна. Шиверу шли под правым берегом.

Порог Большой Падун небольшим плесом отделен от следующего порога Хариус. В начальной части порога Хариус есть небольшие бочки. В конце порога в сужении между ряжевой стенкой и правым берегом образуется мощный протяженный слив с большим перепадом. В сливе котел и косые бочки.

После короткого плеса начинается порог Домашний с мощным выходным сливом. Порог протяженный, в средней его части проход возможен в центре и под левым берегом. Далее идет прогонный участок длиной около 100 метров, после чего вода оттесняется ряжевой стенкой к правому берегу, где и образуется мощный слив. Воды маловато, торчат обливняки, слегка закрытые водой. Ниже слива к правому берегу реки подходит дорога обноса порогов Собачьего, Большого Падуна, Хариуса и Домашнего.

Ниже порога Винча впадает в Пайозеро с островом посередине. На острове хорошая стоянка, с озера хорошо видна Ирингора. Вид Ирингоры сопровождал нас на протяжении большей части маршрута, начиная от верховьев Винчи до Тикшеозера.

Выход из Пайозера находится в его восточной оконечности. На выходе простой Тюрипорог, заканчивающийся пологим мелким сливом по плите. Ниже порога начинается красивое озеро Каменное, выход из которого находится в его северо-западном вытянутом углу. Отсюда тоже открывается отличный вид на Ирингору. Вообще, озера на маршруте необычайно красивы.

На выходе из озера мост, расположенный в метре над водой. Под мостом можно пройти пригнувшись, сразу за мостом небольшой бочкой начинается порог Каменный. Порог протяженный, с небольшими бочками, расположенными в стороне от основной линии движения. В конце порога на правом берегу реки удобная стоянка, баня, много дров в сухом лесу, растущем на правом берегу в начале порога.

В районе реки Винча, озера Кукас и Тикшеозера часто встречаются выходы слоистого камня. Большие каменные глыбы расслаиваются на плоские узкие пластины. По берегам рек и озер лежит много плоских узких камней разной величины, напоминающих каменные топоры. Берега Елети и Керети сложены из других пород камня.

Оз. Челозеро вытянуто в направлении запад-восток. До начала волока на озеро Кукас мы шли на запад около 5 километров. Примерно за 800 метров до начала волока на выступающем мысу южного берега с воды заметна стоянка. Место волока определяется по безлесому пятачку левого берега, зарослям иван-чая и скоплению бревен вдоль береговой линии.

По озеру Кукас пошли на северо-запад. Озеро очень красивое, берега высокие, гористые, заросшие лесом. Пройдя шесть километров, повернули в узкий залив, вытянутый в направлении на северо-запад - "аппендикс Булычева" и пошли в его дальний угол. Западный берег залива крутой. Скальные выходы местами подходят к самой вершине хребта.

Мы стояли на рыбацкой стоянке на западном берегу залива в километре от его конца. В конце залива есть еще одна стоянка, более удобная, чем наша. Ночью в заливе замечательное эхо, каждый шорох на нашем берегу отдавался эхом и дети очень долго развлекались этим явлением.

На следующий день после обеда вышли из "аппендикса Булычева" и пошли в западном направлении. Северный берег, вдоль которого мы шли, иногда отвесными скалами уходит в воду. Идти пришлось против сильного ветра, но распашные весла себя оправдали. Обогнув мыс, пошли в юго-восточном направлении и через 200 метров стали на ночевку на удобной стоянке. На Кукасе много красивых скалистых островков, берега озера высокие, часто скалистые, много высоких поросших лесом вершин. Вода прозрачная и в солнечную погоду видно дно на глубине пяти и более метров. На протяжении всего похода стояла сухая и солнечная погода, поэтому на всех озерах вода была прозрачная и дно было видно даже на больших глубинах.

Следующий день был, наверное, самым ломовым на маршруте. Утром мы пошли в южный залив Кукаса, расположенный между горой Шуривара и урочищем Хирвинаволок. По пути на спиннинг у Леши попалась огромная щука. При попытке ухватить ее, озверевшая рыбина выпрыгнула свечкой из воды и укусила Лешу за руку. Осознав, что ей попался весьма крупный экземпляр рыболова и сожрать его целиком, наверное, будет сложно, "пресноводный крокодил" разогнул карабинчик на блесне и ушел в прозрачные воды Кукаса.

Решив изловить зубастую тварь, я пересел в байдарку, и мы начали проводить блесну вдоль прибрежных кустов. Вода очень прозрачная и хорошо видно все, что творится на дне озера. Отойдя от места укушения метров на 200, я увидел лежащие на дне два бревна. Одно бревно было побольше и лежало неподвижно, другое же при проезде байдарки мимо него медленно и неторопливо начало смещаться к берегу. Эта щука в длину была около метра, но в диаметре она была сантиметров 20. Байдарки эта зверюга не испугалась, она просто с чувством собственного достоинства ушла в сторону. На нашу блесну она не обратила внимания, возможно, ей было лень гоняться за такой мелочью. Я несколько раз кинул блесну, поклевки не было. Размеры щуки были настолько огромны, что я не стал расстраиваться отсутствием поклевки. Что делать, попадись она на блесну, не очень понятно. Словом, в Кукасе водятся щуки весьма внушительных размеров.

По Тикшеозеру шли вдоль северного берега, в тени островов прячась от встречного ветра. Гора Котивара на острове Кайгас видна практически из любой части Тикшеозера. На обед и ночевку стали на удобной стоянке на северной оконечности одного из островов.

Следующий день был снова ломовым. Сначала, прячась за островами от встречного ветра, мы вышли на восточную оконечность острова Кайгас. Потом, взяли курс на Голодные острова, где и пообедали. Погода настолько солнечная, что шоколадки "Аленка" приходилось выдерживать в воде дабы они застыли и приняли товарный вид.

После сытного обеда на Голодных островах мы пошли на остров Могильный. Одолев и этот ветреный прогон, взяли курс на западную часть мыса Сяргиниеми. После входа в южный залив Тикшеозера взяли курс на его юго-восточную оконечность. Не доезжая до конца залива у песчаного пляжа надо перенести суда через пятиметровую перемычку, отделяющую залив от канала. Канал раньше соединял залив Тикшеозера с внутренним озерком, но со временем, наверное, зарос и образовалась перемычка (по карте перемычки нет).

После дневки на Аштахме начался очередной ломовой день. Стоянки на озере Аштахма возможны и на западном берегу в средней части озера (по оценке с воды). На Елети в начале очень рыбные места и берега, вполне пригодные для стоянки. Потом начинаются топкие берега с зарослями молодых березок. В русле короткие простые порожки с малым падением. Порожки маловодны, течение слабое, проблем они не создают. Примерно через два часа после выхода из Аштахмы начинается длинный плес с нудной греблей. Берега слабо пригодны для стоянки. Потом правый берег слегка поднимается, здесь возможна стоянка.

Через километр после стояночного места начинается порог Мендовый. В начале порога слив по деревянному лотку, далее проводка или обнос старого разрушенного моста. Мы провели катамаран и байдарку, убрав часть бревен. После моста продолжается порог. Местами чувствуется падение, много камней. С этого места начинается череда порогов со слабым падением и мелкими сливами между каменными россыпями. Катамаран приходилось проводить, а местами тащить через камни. Для облегчения проводки катамарана пустили пешком по берегу часть экипажа, но они мгновенно были заедены несметными тучами кровососущих тварей. Поэтому пришлось большинство порогов проходить на груженом катамаране. На воде на порогах кровососов было поменьше, но тоже хватало.

Потом начался плес, Елеть прошла южной стороной озера, которое осталось слева. Берега у озера топкие, для стоянки не удобные.

День был жаркий и солнечный. Все три мужика нашей группы перегрелись и получили каждый по солнечному удару. Жутко болела голова, наступило полное отупение, не хотелось шевелиться. В таком виде удалось преодолеть и длинный нудный плес и череду порогов, начинающихся у развалин моста. Мы упорно искали стоянку, но ее не было. Надежды на стоянку на озере тоже не оправдались. Тогда мы стали ждать новых порогов, надеясь на стоянку посреди них. И удача улыбнулась нам. Около километра после озера были топкие берега, но потом начался порог и через 200 метров после его начала мы нашли отличную стоянку на правом берегу.

Именно здесь, посреди порога произошел киль нашего катамарана. Дело было так. После ломового дня мы дошли до ночевки и начали отвязывать рюкзаки, привязанные к раме катамарана. Рюкзаки не хотели покидать судно и всячески сопротивлялись. Наше упорство в борьбе с рюкзаками сломило их сопротивление и наступил момент, когда на раме остался последний рюкзак. Но сопротивлялся он с упорством обреченного. Как я ни боролся с ним, он все равно упрямо цеплялся за катамаран последней веревочкой. Я нагнулся вниз головой и свесился к воде. Но рюкзак не сдавался. Голова жутко болела, мозг перестал отслеживать ситуацию. И тут мне на помощь пришел Андрей. Его состояние было не лучше моего. Он залез на мой баллон и тоже нагнулся к воде. После этого я почувствовал удар по спине своим собственным костылем и мы с Андреем оказались накрыты сверху катамараном. Глубина была маленькая, но намокли мы основательно. Словом, киль получился на редкость боевым.

После ночевки мы продолжили борьбу с порогами. Часть экипажа пошла по берегу, а кат и байдарку проводили по два человека. Длина порога после ночевки около километра. Уклон маленький, но очень мелко. Ширина Елети на пороге 15-25 метров, проводка и попытки прохождения сменяли друг друга. Эту часть порога я шел на байдарке и получил истинное удовольствие. Выискивая проходы между камнями, удалось пройти порог, не вылезая из байдарки. При этом удалось уйти почти от всех камней. Проводка катамарана по этому же участку порога была тяжелым неблагодарным трудом.

В конце порога с правой стороны хорошее стояночное место, далее идет плес с неплохими берегами. На заключительном участке пути до озера Новое был короткий порожек с малым уклоном. Его аккуратно без проблем прошли. После порожка был небольшой плесик, после которого Елеть впала в озеро Новое, через которое протекает Кереть. На озере есть стоянки по левому берегу сразу за впадением Елети и на выходе из озера на выступающих мысах южного берега. Здесь мы стали на полудневку. К вечеру нас посетил рыбнадзор, который предупредил, что ловля рыбы запрещена и в Керети и на озерах.

После выхода из озера Новое перед мостом автодороги порог Сухой, более похожий на перекат. Порог мелкий, отличается отсутствием уклона, его прохождение не требует никаких усилий. Далее спокойный плес.

Озеро Осиновое открывается слева сзади, когда перед мостом железной дороги на левом берегу реки появляется несколько домов.

Перед озером Кривым простой порог. Озеро Кривое красивое, на нем стояло несколько групп туристов. Порог Долгий отделен от озера Кривое плесом. Первая ступень порога Долгий представляет собой два слива под берегами, разделенные островом. Слив под левым берегом пологий и более мощный. Слив под правым берегом круче и менее мощный. Далее около 150 метров шиверы и под левым берегом вторая ступень порога со сливом, более простым, чем в первой ступени. После этого следует длинная простая шивера. Ее долго халявно (без гребли) шли на катамаране.

Далее продолжительный плес перед порогом Варацкий. Кажется, перед ним был простенький перекат у острова. Основная протока правая, левая протока мелководна.

Порог Варацкий. После входной шиверы более многоводный слив в левой части русла реки и менее водный шкуродерный слив в правой части русла реки. Слив Варацкого мощный с валами и бочками, но более растянутый по сравнению с первой ступенью порога Долгий. После слива идет выходная шивера.

Озеро Варацкое красивое, влево и вправо вытянуты большие заливы. Выход из озера расположен напротив входа, за островами. Заночевали на острове посреди озера.

Порог Карежка простой, проходится без телодвижений.

После протяженного широкого плеса порог Краснобыстрый. После 100 метров входной шиверы под левым берегом расположена первая ступень порога - мощный слив с бочкой и косым валом. Через 30 метров вторая ступень - мощный слив, бочка и валы с суммарным перепадом около полутора метров.

Завершается порог выходной шиверой.

Следующий порог простой, состоит из двух ступеней. Первая- горка без камней с достаточно слабым уклоном. Второй ступенью порога является простая шивера.

Далее идет простой двухступенчатый порог.

Следующий порог Масляный. Начало порога простое, в средней части порога бочка через всю реку. Ее можно обойти под самым правым берегом. Бочка представляет собой уменьшенный вариант Мстинской "Лестницы". После бочки идет выходная шивера.

После плесика начинается красивая шивера- порог Колупаевский длиной около полутора километров с несколькими поворотами. В начале шиверы по обоим берегам несколько стояночных мест. В конце шиверы стоянки есть на островах под левым берегом.

После Колупаевского несколько стоянок по левому берегу, затем Кереть пересекает мощный автодорожный бетонный мост. Под мостом последний перекат-порожек, далее справа впадает река Луокса.

После небольшого плесика мощный порог Кривой. Первая ступень на правом повороте реки. В центре торчат камни. В левой протоке пологий водоскат с обливняками. В правой части русла две бочки: левая маленькая, правая - побольше. Под самым правым берегом возможен чистый проход, под самым левым берегом- тоже. После сливов идет мощная шивера длиной около 300 метров. После небольшого плесика начинается вторая ступень Кривого. Это мощная шивера с обливняками на нескольких поворотах реки длиной около 600 метров.

Далее идут простые перекаты, много стояночных мест по берегам реки. Начинается спокойный трехкилометровый плес. По берегам и на островах растут березняки с подлеском как в средней полосе России. Изредка среди деревьев попадаются отдельные березы и осины со стволом в форме морковки, резко сужающиеся к вершине. Справа иногда раздаются гудящие звуки (возможно карьер). Плес оканчивается у сети, перегораживающей всю реку. Обнос 20 метров по левому берегу. В этом месте несколько сетей перегораживают реку, ниже их по течению кишит рыба. Постоянно какая-нибудь из рыбин выпрыгивает из воды. Здесь предлагают купить рыбу и на берегу стоит несколько машин покупателей рыбы. Дома рыбхоза расположены на правом берегу реки.

Через 30 метров ниже сетей начинается порог Морской. При заходе в порог вода вскипает перед байдаркой, рыба веером уходит из под носа судна, выпрыгивая прямо из под весла. Некоторые рыбины бьются в дно лодки и через шкуру лодки по ногам гребцов.

Порог с суммарным падением около 8-10 метров представляет собой мощную километровую шиверу с обливняками в русле. На выходе порога мелкая шивера шкуродерного вида. Порог шли в отлив. В конце порога почувствовали запах моря, на берегу лежали медузы и морской виноград.

После выхода в Белое море пошли на остров Средний по ближней к коренному берегу протоке. К нам подошел катер биологов и нам сообщили, что с этого сезона стоянки на острове Средний запрещены. Запрещен и проход по узкому проливу между Средним и коренным берегом. Тем не менее мы прошли этим проливом и, набрав гермомешок воды в ручье, поставили распашные весла. Надвигалась гроза. Мы включили форсаж и сгибая весла в дугу быстро достигли острова Боршовец.

В западной части острове есть два стояночных места. Остров представляет собой скалистую гору, местами поросшую лесом. С каменной вершины острова хорошо видны соседние острова.

Переночевав на Боршовце, пошли к острову Кереть. Вдоль южной стороны острова Кереть есть несколько стояночных мест. Есть места для стоянок и в западной части острова. Отобедав на острове Кереть, мы взяли курс на остров Олений. Олений обходили с севера. Северный берег острова горелый. На Оленьем есть две стоянки в восточной части острова и одна стоянка на северном берегу острова. В юго-западной части острова расположены старые карьеры, залитые водой, рядом с ними тоже можно стать на стоянку.

Мы ночевали на маленьком островке, расположенном чуть западнее Оленьего. Место среднее, есть проблемы с дровами, есть куски горелого леса, но этот лес не достаточно сухой. С утра съездили на экскурсию на залитые водой карьеры острова Олений.

На островке, расположенном в трех километрах к юго-западу от поселка Нижняя Полунга мы остановились на обед. Удобная стоянка находится на северном берегу острова. Во время обеда обнаружили, что южный берег острова, отделенный от стоянки невысоким хребтом, необычайно красив и удобен для купания. Гладкие темные камни нагреваются на солнце и образуют пляж как в Крыму. Мы решили назвать остров Маленьким Крымом и стали там на ночевку. Солнце разогревало воду рядом с островом градусов до 18.

На следующий день к обеду дошли до поселка Чупа, разбирались на правом берегу у лесопилки при впадении ручья. Во время разборки судов к нам подходили водилы и предлагали тысячи за полторы довезти до станции. Мы отказались, а соседняя группа согласилась. Подходил и кто-то из начальства лесопилки и в чрезвычайно вежливой форме попросил особенно не задерживаться здесь. Но у нас и у самих не было такого желания. Быстро собравшись, мы вышли на дорогу. Здесь была автобусная остановка и мы быстро договорились с водителем проезжавшего мимо УАЗика о подвозе до станции рублей за 250(?). Как оказалось позже, от поселка до станции через каждые 20-30 минут ходят автобусы, билет стоит 10(?) рублей. Если нужна еда в поезд, то закупаться нужно в поселке, на станции магазина нет.

С билетами был основательный геморой. В очереди стояли часов с 14. Очередь большая, причем билеты продавали тем, кто их заранее заказал, а новые заказы не принимали. Но когда рабочий день кассира закончился у нескольких групп туристов кассир взял списки групп и оформив заявку билетов к ночи продал билеты. Причем касса работала по выписыванию этих билетов до поздней ночи. Билеты нам достались на дополнительный 133 скорый.

В поезде ехали в двух соседних купе плацкартного вагона и проблем с посадкой не было. Разным туристским группам билеты дали в разные вагоны. После нервотрепки с билетами приятно было залечь на верхнюю полку и заснуть....

Утром мы с Андреем шли по вагону. В руках у Андрея был тазик с теплой водой и мыло с мочалкой. У меня на шее висела баночка с мелочью, через плечо было перекинуто большое махровое полотенце с кистями. Одеты мы были в спецодежду МПС. На спине и на груди красивым шрифтом была выведена надпись "помывочный кооператив "ООО Ноги"".

С верхней полки соседнего купе далеко в проход были высунуты чьи-то голые ноги. Мы подошли к торчащим копытам пассажира и Андрей, деловито поставив тазик с водой на столик в купе, намылил мочалку. Потом он начал надраивать мочалкой торчащие в проходе нижние конечности пассажира. Через некоторое время мужик проснулся и уставился на нас, ошарашено крутя головой. Андрей помочил мочалку в тазу и начал смывать с ног мыло. Мужик попытался было отдернуть ногу, но Андрей мертвой хваткой взял его за лодыжку. Тем временем я растер полотенцем ноги и пододвинул мужику банку с мелочью.

"С Вас 50 рублей за помывку", - сказал я.

Мужик продолжал смотреть на нас ничего не понимающим взглядом. Я вынул из кармана и протянул мужику документ, где было выделено крупным шрифтом распоряжение начальника поезда о недопустимости нахождения в проходе вагона грязных ног пассажиров. Штраф 500 рублей. В правом нижнем углу документа стояла подпись начальника поезда, здесь же красовалась гербовая печать.

"И что?" - изрек владелец теперь уже чистых ног.

"Насчет чистых ног в документе ничего не сказано", - заметил я, - "цена услуги нашего кооператива по помывке ног 50 рублей".

Мужик полез в карман, вынул 50 рублей и бросил в банку. Я посмотрел в банку и прикинул выручку. Да, сегодня улов был скудный, еще пахать и пахать. А тем временем мы с Андреем уже подходили к очередным свешивающимся в проход пяткам. Пятки были на редкость грязные.

"Их не мыли недели две", - профессионально оценил я.

"Ничего", - хладнокровно сказал Андрей - "пойдут по двойному тарифу" и мы начали очередную помывку. Внезапно клиент резко дернул ногами, книга выпала из его рук.

"Завтракать будешь?" - спросил меня хозяин немытых ног ласковым женским голосом.

"Рано завтракать, нам еще пол вагона надо обработать", - ответил я и перевернулся на другой бок.

"Ну, ладно, ты обрабатывай, а мы есть садимся", - ответил знакомый голос.

Я открыл глаза. Мои ноги неторопливо покачивались в вагонном проходе.

Выводы

Маршрут очень интересный, разнообразный. За один поход удается побывать и на небольшой, но порожистой Винче, посетить множество красивых озер, на волоках пройти по затерянным в болотах маленьким озерам. Мелководно шкуродерная Елеть сменилась красивыми озерами и полноводной Керетью. Все это дополнилось бескрайними просторами Белого моря с высокими скалистыми островами и запахом морских водорослей. Правда, для детского похода маршрут весьма трудоемкий из-за наличия нескольких волоков.

В этой части Карелии много небольших горушек, низины между которыми занимают озера. Их берега часто высокие, иногда скалистые. Особенно среди них выделяется почти горное озеро Кукас. Нам повезло со сроками похода. Сезон еще не начался, туристских групп и местных рыбаков почти не было. На Винче и озерах, через которые она протекает мы видели несколько групп, на Кукасе не видели никого. Очень здорово, что удалось увидеть Кукас отдельно от толп туристов. Возможно, что это озеро не часто посещается туристами (стоянок по берегам мало). На Тикшеозере видели только одну группу, на Аштахме были местные "косцы", на Елети видели тоже только одну группу. Только после впадения в Кереть туристов стало много.

На реке Кереть на всех порогах, перед порогами или после них и местами на плесах есть стоянки. Многие из них заняты, но свободное место можно найти всегда. На плесах по берегам часто встречаются болотистые низины. На озере Варацком и перед ним к реке подходят красивые высокие скалы.

Однако, чувствовалось, что даже на Керети сезон только начинается. По количеству вытоптанных стоянок понятно, что в сезон народу на реке бывает больше на порядок.

На Белом море тоже было не очень много народа.

Очень порадовала погода. На протяжении всего похода она была солнечная и теплая. Полностью без солнца было только два дня, было несколько грозовых дождей. Благодаря такой погоде вода в озерах и реках была очень прозрачной, при прохождении озер и рек интересно было изучать дно водоемов.

Вода в реках, озерах и даже в Белом море прогревалась градусов до 20.

Единственным недостатком было отсутствие ягод. Июнь был очень холодный и ягоды созревали с большим опозданием. Только в последнюю неделю похода начала поспевать черника, и морошка, но из-за близости к населенке морошки пособирать не удалось, да и черника была зеленоватая.

Кровососущих тварей было не много. Они досаждали только на волоках и при прохождении порогов Елети.

График движения

14 июля. Поезд

15 июля. Заброска в верховья Винчи, стапель, прохождение Акапорога, Верхних и Нижних Еловых порогов. Ночевка на левом берегу в начале порога Собачий.

16 июля (напряженный день). Обнос вещей и байдарки по дороге правого берега до Пайозера. Обнос Собачьего, частичное прохождение катамараном порогов Падун, Хариус и Домашний. Полудневка на острове посреди Пайозера.

17 июля. Прохождение Пайозера, Тюрипорога, озера Каменное, травма (превращение похода из детского в детско-инвалидный), прохождение порога Каменный. Вынужденная полудневка.

18 июля. Вынужденная дневка.

19 июля. Первый ломовой день. Прохождение Челозера. Волок на озеро Кукас. Прохождение по Кукасу и заход в длинный северный залив ("апендикс Булычева"). Ночевка в дальнем углу "Булычевского аппендикса".

20 июля. Релаксационная полудневка. Пешка по окрестным хребтам. Возвращение из "аппендикса Булычева" в основную часть озера Кукас. Ночевка на мысу урочища Хирвинаволок.

21 июля. Самый ломовой день. Заход в вытянутый южный залив озера Кукас. Волок в первое внутреннее озеро. Волок в озеро "202". Волок в клешнеобразный залив озера Верх. Тайболъярви, прохождение залива и самого озера. Ночевка в истоке ручья, вытекающего из Верх. Тайболъярви.

22 июля. Волок в озеро, вытянутое с северо-запада на юго-восток. Прохождение этого озера. Выход из него в Тикшеозеро по длинному узкому заливу. Релаксационная полудневка на острове Тикшеозера.

23 июля. Третий ломовой день. Прохождение всего Тикшеозера. Волок на озеро Аштахма. Ночевка на северном берегу Аштахмы.

24 июля. Релаксационная дневка.

25 июля. Четвертый ломовой день. Прохождение озера Аштахма. Солнечный удар. Преодоление подавляющего количества плесов и шкуродеров Елети. Киль катамарана. Ночевка на правом берегу посреди порога за три километра до впадения в озеро Новое.

26 июля. Прохождение последних трех километров Елети и озера Новое. Релаксационная полудневка на выступающем мысу южного берега на выходе из озера Новое.

27 июля. Прохождение перекатов Сухой и Кривой, порога Долгий, Варацкий, ночевка на острове посреди озера Варацкого.

28 июля. Прохождение озера Варацкое, порожка Карежка, порогов Краснобыстрый, Масляный и Колупаевский. Полудневка на левом берегу в конце порога Колупаевский.

29 июля. Прохождение порогов Кривой и Морской. Выход в Белое море, ночевка на острове Боршовец.

30 июля. Проход по Белому морю мимо островов Кереть и Олений. Ночевка на островке, расположенном чуть к западу от острова Олений.

31 июля. Посещение карьера на острове Олений, полудневка на острове "Маленький Крым".

1 августа. Гребля по Чупской губе, антистапель, покупка билетов.

2 августа. Поезд.

Итого: 4 ломовых дня, 7 полудневок, 2 дневки и 5 обычных ходовых дней.

Расписание поездов по станции Чупа. 1 августа 2003 года

Касса на станции Чупа работает:
с понедельника по пятницу с 8-30 до 19-00.
перерыв с 11 до 13 и с 16-45 до 17-45.
в субботу с 9 до 16-30, обед с 11 до 12.
в воскресенье, праздничные дни и в последний день каждого месяца касса не работает.

на юг

(номер поезда, маршрут следования, прибытие, отправление, дни следования, (прибытие на конечную станцию))

11 ск. Мурманск - Санкт-Петербург 23-23 23-25 кр четв.
15 ск. Мурманск - Москва 4-16 4-18 ежедневно (6-39)
21 ск. Мурманск - Санкт-Петербург 16-11 16-16 ежедневно
111 ск. Мурманск - Москва 7-05 7-07 еж. до 8.09
133 ск. Мурманск - Москва 1-10 1-21 указ МПС
139 ск. Мурманск - Симферополь 9-38 9-40 нечет по 11.09
141 ск. Мурманск - Москва 0-40 0-47 указ МПС
145 ск. Мурманск - Астрахань 16-42 16-52 по отд. числам
115 ск. Мурманск - Новороссийск 1-49 1-51 четн
173 пас Мурманск - Вологда 3-46 3-48 (по 19.06 еж, 21.06--23.07 нечет, 24.07-- 18.09 еж)
181 пас Мурманск - Москва 5-23 5-25 ежедневно (12-59)
225 пас Мурманск - Минск 2-18 2-20 чт, вс
325 пас Мурманск - Великие Луки 2-18 2-20 вт, сб
345 пас Мурманск - Адлер 16-42 16-52 чет по 2.10
931 п/б Мурманск - Санкт-Петербург 7-23 7-42 четн
6673 Кандалакша - Лоухи 10-37 10-38 кр вс (11-15)
6675 Кандалакша - Лоухи 20-29 20-30 кр сб (21-05)

на север

12 ск. Санкт-Петербург - Мурманск 21-56 21-58 кр среды
16 ск. Москва - Мурманск 3-11 3-13 ежедневно
22 ск. Санкт-Петербург - Мурманск 14-12 14-14 ежедневно
112 ск. Москва - Мурманск 6-05 6-07 ежедневно до 07.09
116 ск. Новороссийск - Мурманск 5-28 5-30 нечет
134 ск. Москва - Мурманск 20-15 20-17 указ МПС
140 ск. Симферополь - Мурманск 4-36 4-38 чет по 16.09
142 ск. Москва - Мурманск 22-49 22-51 указ МПС
146 ск. Астрахань - Мурманск 22-32 22-34 по отд. числам
174 пас Вологда - Мурманск 19-03 19-05 по 17.06 еж, 19.06-- 21.07 нечет, 22.07--18.09 еж
182 пас Москва - Мурманск 2-03 2-05 ежедневно
226 пас Минск - Мурманск 1-06 1-08 среда, субб
326 пас В.Луки - Мурманск 1-06 1-08 пн, пт
346 пас Адлер - Мурманск 22-32 22-34 нечет по 01.10
932 п/б Санкт-Петербург - Мурманск 15-58 16-12 четн
6674 Лоухи - Кандалакша 7-39 7-41 кр воскр (10-43)
6676 Лоухи - Кандалакша 18-03 18-05 кр воскр (21-08)