на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

река Велеса

30 апреля - 3 мая 2016 года

Олег Волков

Водный поход по реке Велеса от деревни Острожки до впадения в реку Западная Двина и далее по Западной Двине до автодорожного моста у деревни Севастьяново. Юго-запад Тверской области. 10 судов. Байдарки: 2 "Таймень-2", "Таймень-3", "Шуя", "Тайга", "Щука", КНБ и 3 катамарана с продольным расположением гребцов. 30 человек. Детский поход. 30 апреля - 3 мая 2016 года.

детский поход
детский поход

Фотоальбом от Ивана Волкова http://vk.com/album-61862658_231387849

Фотки от Лёши Петрова https://goo.gl/photos/yBp8g7BKHyLtUzpf7

Фотки от Юли Молодцовой https://fotki.yandex.ru/users/julmolodetc/album/513137/

В тексте представлены фотографии от Юли Молодцовой, Александры Жуковой и Ивана Волкова.

Лоция

Лоция соответствует движению катамарана с продольным расположением гребцов. Его скорость примерно равна скорости движения надувной байдарки "Щука". Уровень воды половодный, высокий.

30 апреля.

Вышли на воду в 9-48.

0-08 (ходовое время, часы-минуты) Пересечение высоковольтной ЛЭП.

1-43 Дома, стоящие в 10 метрах от воды по правому берегу (садовые участки).

1-59 Высоковольтная ЛЭП, за ней река проходит под железобетонным автодорожным мостом трассы М 9. Через минуту реку пересекает ЛЭП местного значения. Пройдено 13.8 км.

2-07 Сваи в русле, залитые водой.

2-09 Деревня Белейка. По левому берегу скамейки у длинного серого забора.

2-38 ЛЭП местного значения. Начало деревни Велеса.

2-55 Железнодорожный мост у деревни Щиборово пересекает реку. Пройдено 20.4 км. Перед мостом справа неподалёку от берега деревня. После моста строения видны по левому берегу реки.

3-00 ЛЭП местного значения.

3-12 Остановка на обед с 14-30 до 16-35 на 2 часа 5 минут. Пройдено 22.1 км.

3-20 -- 3-24 Пропиливали завал 4 минуты.

3-42 Железобетонный автодорожный мост лесовозной дороги. Пройдено 25 км.

3-57 -- 4-27 Пропил завала и проводка судов около 30 минут.

Остановка на ночёвку в 18-00 на правом берегу реки сразу за завалом. Пройдено 26.7 км.

1 мая.

Вышли на воду в 9:18.

6-42 Железобетонный автодорожный мост за деревней Сосвятское. Пройдено 42.7 км. Перед мостом из воды торчат верхушки деревянных свай.

6-43 Остановка на игру в волейбол.

7-43 -- 7-45 Пропиливали завал 2 минуты.

7-53 Остановка на обед с 14-11 до 16-04 на 1 час 53 минуты.

8-09 -- 8-14 Перепиливали бревно 5 минут.

9-05 -- 9-07 Проводка и перетаскивание катамарана через брёвна завала 2 минуты.

9-08 Остановка на ночёвку в 17-23 на левом берегу реки. Пройдено 58.5 км.

2 мая.

Вышли на воду в 9:39.

10-32/(1-24) Красивое стояночное место по левому берегу в соснах. Ночёвка соседней группы.

10-45/1-37(0-13) Деревня Зеленьково по левому берегу реки.

10-50/1-42(0-05) Железобетонный автодорожный мост. Пройдено 71.4 км.

11-19/2-11(0-29) Остановка на обед с 12-02 до 16-14 на 4 часа 12 минут. Пройдено 75.4 км.

11-33/2-25(0-14) Местная ЛЭП.

11-39/2-31(0-06) Местная ЛЭП с новыми проводами.

11-58/2-50(0-19) Красивое место для ночёвки. Впадение крупного левого притока реки Туросна.

12-13/3-05(0-15) Остановка на ночёвку в 17-08 на правом берегу. Пройдено 80.3 км.

3 мая.

Вышли на воду в 10:15.

13-19/(1-06) Отличная стоянка с подъездом на высоком правом берегу реки в соснах.

13-30/1-17(0-11) Впадение в реку Западная Двина.

14-08/1-55(0-38) Остановка на обед с 12-40 до 14-47 на 2 часа 7 минут.

14-52/2-39(0-44) Высоковольтная ЛЭП, 3 провода.

15-02/2-49(0-10) Железобетонный автодорожный мост перед деревней Севостьяново. Остановка на антистапель на правом берегу реки сразу за мостом. Пройден 101 км.

30 апреля: ходовое время 4 часа 27 минут, пройдено 26.7 км со средней скоростью 6 км/час.

1 мая: ходовое время 4 часа 41 минут, пройдено 31.8 км со средней скоростью 6.8 км/час.

2 мая: ходовое время 3 часа 5 минут, пройдено 21.8 км со средней скоростью 7.1 км/час.

3 мая: ходовое время 2 часа 49 минут, пройдено 20.7 км со средней скоростью 7.3 км/час.

Всего пройден 101 км за 15 часов 2 минуты.

Заброска

С Рижского вокзала города Москвы мы выехали 29 апреля на поезде N 663, Москва - Псков. Из Москвы он отправляется в 19:56, а на станцию Западная Двина прибывает в 4:03. На этот же день был ещё один, дополнительный поезд N 667 Москва - Великие Луки, отправлением из Москвы в 21:59 и прибытием в Западную Двину 30 апреля в 6-30. На вокзале мы загрузились в заранее заказанный большой автобус, на котором примерно за полчаса доехали до съезда на просёлок, идущий к деревне Острожки. Деревня находится в стороне и с дороги не видна. Расстояние от автовокзала Западной Двины до места стапеля около 18 км. Заброска на автобусе по хорошей асфальтовой дороге обошлась в 3100 рублей. Напротив ответвления просёлочной дороги в сторону Острожков в сторону реки Велеса спускается грунтовка. До реки здесь менее 100 метров. Место удобное, красивое, рядом с рекой среди сосново-елового леса есть небольшая поляна для сборки судов. При желании здесь можно встать на ночёвку.

Описание маршрута

На месте старта у деревни Острожки Велеса представляет собой речку шириной от 5 до 10 метров, сильно петляющую в лесных берегах. Течение реки быстрое. Вода прозрачная, слегка коричневатого оттенка. На начальном участке вдоль берегов реки растёт смешанный лес. Вдоль берегов много участков ельника.

поворот с ёлками
поворот с ёлками

Причём, попадаются как тёмные еловые леса, так и стоящие отдельно среди небольших участков пойменного луга молодые ёлки или группы ёлок.

разлапистая ёлочка утро первой ночёвки
разлапистая ёлочка утро первой ночёвки

Из других пород деревьев встречаются сосна, берёза, липа, отдельные дубы. Вдоль воды встречается ольха и небольшие участки ивовых кустов. На поворотах русла у воды изредка попадаются отдельные кусты чёрной смородины.

Несмотря на то, что река достаточно узкая и деревья растут по обоим её берегам, завалов, перегораживающих всё русло реки практически нет. Было несколько мест, где деревья наклонялись к реке, сползали в воду, или частично перегораживали русло. При этом всегда оставался проход для судов. Возможно, это было следствием высокого уровня воды. Летом, когда вода спадёт, могут появиться завалы, требующие проводок или обноса.

Благодаря половодному уровню воды почти всё русло Велесы было заполнено водой, но при этом выше его вода не поднималась. Берега не были подтоплены, при этом с реки были видны все окрестности.

Берега сухие, удобные для стоянок.

серёжки на берёзе
серёжки на берёзе

На верхнем участке до начала садовых участков, расположенных перед пересечением трассы М9, встать можно практически в любом месте. К мосту пересечения трассы М9 Велеса расширяется метров до 15, течение остаётся быстрым. Ниже моста вдоль берегов реки на непродолжительном участке идут небольшие участки луга, зарастающего молодыми соснами и берёзами.

В окрестностях деревни Велеса река начинает петлять по лугу в окружении ивовых кустов. Деревня тянется вдоль правого берега более километра, временами, отдельными строениями подходя к воде. Это, наверное, единственный, да и то не очень длинный участок, где Велеса не особенно интересна. Летом здесь должны открываться песчаные пляжи по обоим берегам реки. В целом, песчаных пляжей на Велесе может быть много. Но, при нашем уровне воды почти все они были скрыты под водой. Лишь иногда над водой появлялась узкая полоска песка.

Ниже железнодорожного моста была пара мест с застрявшими поперёк русла, принесёнными половодьем берёзами, в которых пришлось сделать пропилы для прохода судов.

Железобетонный автодорожный мост 3-42, похоже, используется для вывозки леса с вырубок. Прямо перед ним по левому берегу красивое место, удобное для стоянки, но рядом с мостом видны заготовки брёвен для вывозки и просматривается вырубка.

Дальше река начинает петлять в открытых берегах. Вдоль береговой линии между коренными еловыми берегами тянется не широкая полоска заливных лугов, зарастающих молодыми соснами и березняком.

Перед местом первой ночёвки реку перегораживал завал, образованный на наклонившейся с левого берега до самой воды ветле. Завал осложнён быстрым течением и приплывшими сверху стволами деревьев. Обнос по обоим берегам не очень удобен. Пропили несколько веток ветлы и провели суда.

пропиливание завала ветлы
пропиливание завала ветлы

Сразу после завала на правом берегу мы встали на ночёвку. Здесь между рекой и лесом есть небольшое открытое место, где среди отдельных сосен есть ровная площадка и места под палатки.

место первой ночёвки утром
место первой ночёвки утром

Утро первой ночёвки
Утро первой ночёвки

Далее до деревни Сосвятское характер реки не меняется. Леса вдоль берегов сменяются непродолжительными открытыми участками, где вдоль реки тянется луговой берег с редко стоящими соснами, ёлками и молодыми берёзками.

молодой сосняк и полоска луга
молодой сосняк и полоска луга

Встречаются небольшие песчаные обрывы, поросшие молодым сосняком.

молодые сосенки у песчаного обрывчика
молодые сосенки у песчаного обрывчика

Река по-прежнему сильно петляет при ширине около 15 метров, течение сильное.

Километра через полтора ниже моста в деревне Сосвятское начинается подтопление берегов. Велеса выходит на открытое пространство и начинает сильно петлять по подтопленной низине, не подходя к сухим коренным берегам. Ширина реки увеличивается до 20-25 метров, а течение немного замедляется. На протяжении примерно 5-6 километров берега реки открытые, луговые. По обоим берегам расположены заполненные водой низины, окружённые зарослями ивняка и ольхи. Местами над водой возвышаются отдельные островки сухого коренного леса с вётлами, клёнами и дубами. На этом участке нет удобных мест для стоянок. При этом из-за высокого уровня воды мы шли поверху, и иногда появлялась возможность срезать одну из петель реки за счёт спрямляющей половодной протоки. Летом же, при низком уровне воды на этих петлях придётся плыть понизу, ничего не видя за берегами. Участок этот не продолжительный, в принципе, он даже вносит своё разнообразие в поход по Велесе.

После его окончания река снова входит в очень красивый лесной коридор. Берега повышаются, на непродолжительном участке правый берег песчаными обрывами высотой 10-15 метров поднимается над Велесой.

песчаный обрыв с соснами
песчаный обрыв с соснами

сосновый откос
сосновый откос

По берегам участки тёмного елового леса

река в еловом коридоре
река в еловом коридоре

сменяются сосновыми борами и берёзовыми рощами с подлеском из кустарников. Попадаются заросли шиповника. На этом участке реки было два завала из скопившихся брёвен. В одном из них мы сделали пропил для прохода судов, через второй завал пришлось протаскивать суда поверху, опираясь на плавающие в воде брёвна. Сразу после второго завала, на левом берегу реки мы встали на ночёвку среди редко стоящих сосен, дубов, ёлок и берёз.

Ниже до деревни Зеленьково берега, заросшие сплошным лесом, чередуются с частично открытыми берегами, на которых растут редкие сосны.

молодой сосняк и дуб у реки
молодой сосняк и дуб у реки

Велеса по-прежнему сильно петляет при ширине 15-20 метров. На поворотах вдоль береговой линии попадаются кусты чёрной смородины.

При впадении крупного левого притока Туросны расположено красивое, удобное для организации стоянки место. После впадения Туросны Велеса расширяется до 20-30 метров, течение становится ещё более быстрым. Мы прошли километра 2 ниже по течению и встали на ночёвку на правом берегу. Здесь река справа от русла образует разлив. При обычном уровне воды, скорее всего, он оказывается частично отделён от основного русла реки кустами ивняка. При нашем уровне воды часть ивовых кустов была скрыта водой, и разлив воды удобно подходил к пологому берегу, поросшему низкой травой. Место красивое, удобное, среди отдельно стоящих больших сосен много мест для постановки палаток. В кустах черёмухи росло много строчковых шапочек, а в сосновом лесу мы набрали строчков.

Ниже по течению тоже были возможности встать на ночёвку, но места становятся более открытыми и низкими, а лес постепенно отходит от реки. Вдоль воды остаются отдельно стоящие дубы, сосны, заросли ольхи и молодой березняк. Километра за 4 до впадения в Западную Двину течение замедляется, начинает ощущаться подпор за счёт более высокого подъёма воды в Двине по сравнению с Велесой. На этом участке начинается подтопление берегов. Могучие дубы стоят в воде, окружённые со всех сторон водой.

дубы в воде перед Двиной
дубы в воде перед Двиной

Последнее, но очень красивое место, пригодное для стоянки расположено на правом берегу Велесы, примерно в полутора километрах перед впадением в Западную Двину. Здесь Велеса на одной из петель вплотную подходит к высокому правому берегу, круто поднимающемуся над рекой метров на 10. Наверху есть удобная оборудованная стоянка с автоподъездом среди сосен, дубов и ёлок. Место достаточно чистое и очень красивое.

Далее, до впадения в Двину, Велеса петляет по подтопленной низкой местности с отдельными дубами и зарослями ольхи и ивняка.

После впадения в Западную Двину скорость течения возрастает. Даже мы, на нашем катамаране могли идти со средней скоростью около 9 километров в час. Берега Двины низкие, практически на всём своём протяжении заросшие сплошной полосой ивняка, черёмухи, ольхи и молодых берёз. Там, где берега пологие, на них не удобно выходить из-за их подтопления. Если же берега обрывистые, то они тоже не удобны для выхода, потому что заросли деревьями с подлеском из шиповника. Встречаются небольшие открытые луговины, но, как правило, они залиты водой. Мест для стоянки почти нет. Лишь в непосредственной близости от деревень, которых вдоль берегов Двины хватает, появляется возможность выхода на берег, так как деревни, как правило, расположены на тех местах, где берега Двины высокие и сухие. Ближе к мосту было несколько мест по левому берегу Двины, где был удобный выход на сухой и высокий левый берег.

По сравнению с Велесой, Двина на участке от впадения в неё Велесы до моста перед Севастьяново, интереса не представляет.

Для разборки судов мы встали на правом берегу Двины. Сразу за мостом в Севастьяново наверх уходит просёлок, который через 70 метров выходит на полянку, расположенную рядом с дорогой, где удобно сушить суда. Деревня Севастьяново расположена немного в стороне и выходит к берегу Двины примерно в километре ниже моста. По дороге, проходящей по мосту в сторону города Западная Двина, машины ездят очень редко, в среднем проходит одна машина в час.

Выброска

К назначенному времени к месту антистапеля подъехали два заранее заказанных автобуса ПАЗ. Мы загрузились в них и примерно через час прибыли к железнодорожному вокзалу города Западная Двина. На начальном участке дорога представляла собой грейдер с твёрдым покрытием с ямами, колдобинами и отдельными добавками старого асфальта. Протяжённость этого участка примерно 20 километров. Оставшаяся часть дороги проходила по старому асфальту с отдельными ямами. Расстояние от места антистапеля у деревни Севастьяново до железнодорожного вокзала Западной Двины около 35 километров. Автобусы на выброску обошлись в 6150 рублей. Из города Западная Двина в Москву мы возвращались на поезде N664, отправлением из Западной Двины 3 мая в 23-30 и прибытием на Рижский вокзал Москвы 4 мая в 6-58. На этот же день был и ещё один, дополнительный поезд N668. Его отправление из Запанной Двины около 22-40, а прибытие в Москву в 6-53.

Выводы

Маршрут по реке Велеса оказался очень красивым, одним из лучших, который я проходил по гладкой воде на майские праздники.

паутинка
паутинка

На пройденном участке очень красивые и разнообразные берега, много удобных мест для стоянок,

вид на сосновый лес у реки
вид на сосновый лес у реки

практически полностью отсутствует мусор в реке, мало населённых пунктов, выходящих к берегу реки, а река отличается чистой водой и быстрым течением. Маршрут оптимален для высокого уровня воды, который обычно бывает на майские праздники.

Вдоль берегов много елового леса.

река в еловом коридоре 2
река в еловом коридоре 2

При этом, зачастую, молодые ёлки пирамидальной формы по одиночке, или небольшими группками растут на открытой местности, что не обычно для большинства рек.

Что-то подобное мне запомнилось на реке Пырошне, протекающей в окрестностях Селижарово. http://oleg-volkov.livejournal.com/108566.html

На майские праздники мест для стоянки много на всём протяжении Велесы. Лишь на коротком низинном участке после моста у деревни Сосвятское могут возникнуть проблемы с выбором места.

Велеса сильно петляет на всём своём протяжении, ширина реки меняется от 7 до 30 метров, течение быстрое.

после дождя нагреваемая солнцем река парит
после дождя нагреваемая солнцем река парит

При планировке маршрута я не ожидал такой скорости течения, поэтому дневную норму мы проходили быстро и во второй половине дня у нас оставалось много свободного времени.

На протяжении всего маршрута было много бобровых погрызов, иногда бобры подгрызают даже сосны. При этом завалов, сооружённых бобрами, перегораживающих всё русло реки или часть его на пройденном маршруте не было. Сваленные бобрами деревья иногда создавали затычки на реке. Было несколько завалов, образованных приплывшими по половодью деревьями, которые застряли на свалившихся в реку деревьях. Обычно мы пропиливали в завале проход и проводили через него суда.

На маршруте встретили 5 групп туристов с байдарками. Рыбаков на моторных лодках мы не видели. Отдыхающих по берегам реки тоже не было. Населённых пунктов, выходящих к берегу Велесы мало. Заметны были садовые участки перед трассой М9, деревни Белейка, Велеса, Щиборово, Сосвятское и Зеленьково. Из них только деревня Велеса была вытянута вдоль реки и её отдельные строения выходили на берег реки на протяжении полутора километров. Остальные деревни выходили к воде на коротких участках. Вдоль берега Западной Двины на пройденном коротком участке было много мелких деревень, не подходящих к воде.

За время похода сняли с себя несколько клещей, один раз видели гадюку. В лесу под деревьями и вдоль береговой линии было много цветов.

цветок
цветок

Набрали строчков.

Маршрут удобен для заброски и выброски. Заезд в город Западная Двина поездом и выезд из него очень удобен. Так как поезд в обоих случаях идёт только одну ночь. Но, для попадания на реку и выезда с неё нужно использовать автотранспорт.

В начале июня река вряд ли сильно изменится, лишь скорость течения значительно упадёт. К середине же лета, при обычном уровне воды, этот маршрут, скорее всего, станет менее интересным. Возможно, станет больше завалов, совсем упадёт скорость течения, вода станет коричневого цвета, и появятся комары. Но, зато появятся песчаные пляжи.

http://oleg-volkov.livejournal.com/162935.html