на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Льняная, Хоринка, Перетна

24-25 апреля 2005

Слава Завьялов

Костя Шрамов, Коля Осадчий на продольном катамаране,
Слава Завьялов на ласточке-11

Заброска

Суббота, 23 апреля, 21:20, новгородский поезд (N42) из Москвы до Окуловки, общий вагон. Прибыли примерно в 2:30. Таксисты встречают поезд, предлагают довезти до Коржавы за 500р. Отказались.

На новом вокзале -- чисто, тепло и тихо. Костя улегся спать на подоконнике, а когда его оттуда прогнали -- на полу. Мы с Колей поленились доставать из рюкзаков коврики и подремали на не слишком удобных лавках. Вообще, мы не пожалели, что не поехали ночью на реку, а посидели до рассвета в тепле. Самое удобное, конечно, было бы приехать в 5 утра на Арктике... В следующий раз надо заранее покупать билеты.

В 5:40 сели на электричку на Мал.Вишеру, в 6:00 доехали до Боровенки. Пошли пешком в сторону Коржавы, километра через три нас догнал автобус Окуловка - Любытино. На нем в 6:45 доехали до реки.

(В расписании 01.2005 автобус из Окуловки по четным идет на Любытино в 5.00, а по нечетным -- на Висленев Остров в 6.10. Но по времени автобуса и потому, что автостанция открывается только в 5:30, кажется, что и тот и другой выходят все-таки около шести.)

река Льняная

Лоция написана в виде комментариев к геоданным. Даже несмотря на малую воду, на реке, по сравнению с прошлым годом (см. лоцию Саши Тониса), очень мало обносов.

От моста прошли немного вниз по течению, в поисках нормального места для стапеля и обеда. Дров и хороших полочек у реки много, но места не очень стояночные -- на другом берегу вплотную к реке подходит деревня.

Костя Шрамов
Костя Шрамов
Коля Осадчий
Коля Осадчий
сборка катамарана
сборка катамарана

река у места стапеля
река у места стапеля

начало сплава
начало сплава

[STA1] -- Стапель. Выплыли в 9:45 Дальше в скобках указываю время от старта. Шли мы неспеша и с остановками.

Быстрая струя в травянистых берегах, иногда - слабые перекатики. По берегам - дома деревни. Первый мост, отмеченный у Саши, размыт и почти не заметен.

[001] (0:16) -- Необычное место: река после мощного переката бьет в крутой склон ПБ, под которым валяются какие-то заборы или срубы. Сперва показалось, что река уходит куда-то в них. Слева большое улово, которое оказалось весьма жестким. Из него-то и вытекает на самом деле река, но видно это только в последний момент.

[M1] (0:20) -- деревянный мостик -- обнос.

обнос моста
обнос моста

[M2] (0:36) -- мостик - протесанное бревно. Слева проход достаточно высокий, я прошел, катамаран провели. Дальше довольно узкий овражек с несколькими нависающими деревьями. В нашу воду сложности не представляет.

[ZA1] (0:45) -- развалины завода. Ориентиры: река успокаивается, на ПБ у воды кирпичный домик. На небольшом правом повороте чалиться на ЛБ. Здесь впереди уже видно здание завода.

Как я понял, река постепенно размывает это препятствие от года к году. У нас оно было уже вполне проходимым, хотя и неприятным. По берегам -- древесные завалы вперемешку со стрительным мусором. Мощная струя проходит через узкие ворота в завале, резко поворачивает направо (прижим к бревнам ЛБ), а затем - налево (еще узкие ворота). Мы все же не стали проходить это место (обнесли по ЛБ, через здание завода). Вероятно, через год-два здесь уже ничего сложного не будет.

порог у завода
порог у завода



заход в порог
заход в порог

Дальше населенка кончается, река чистая и приятная

[SL1] (1:03) -- слив с груды бревен. Справа мощная струя, перекрытая низким бревном, слева - маломощный грязный слив. Катамаран долго через него продирался, я зачем-то решил последовать его примеру. Результат получился неожиданным: ласточка застряла под сливом полулагом, так что прямо в кокпит начала хлестать вода. При этом лодку забавно раздуло, из щели на носу начал бить фонтанчик. С некоторым трудом я вытащил отяжелевшую ласточку из-под слива. У Саши в лоции это место называется П6.



Дальше - очень длинный чистый участок. У Саши здесь упомянуто несколько сложных мест и обносов, у нас не было вообще ничего. Только простой приятный сплав по перекатикам. Встретили загадочного местного мужика, который шел вверх по реке с топором:
-- Там сверху заломы есть?
-- Какие заломы?
-- Ну, бревна поперек.
-- Ну вот повыше был один завал, а вообще - мало.
-- Понятно. А я ходил сюда елку срубить, мешалась она...

Так и не поняли, неужели этот мужик прочистил этот участок от завалов?...




[EL1] (1:47) -- Ловушка: за левым поворотом справа глинистый обрыв, слева бревно вдоль берега, и за ним мощная струя перекрыта небольшой елкой. В нашу воду перед елкой можно легко зачалиться к обрыву (его нижняя часть не очень крута), но обносить здесь суда очень неудобно. В результате я пролез под елкой справа, а вот катамарану пришлось протаскиваться вверх по течению вдоль обрыва.


катамаранщики протаскиваются вдоль обрыва
катамаранщики протаскиваются вдоль обрыва

[EL2] (1:51) -- еще одна елка поперек под глинистым обрывом ПБ. Перетащились через нее.

Вообще, этот небольшой участок реки с глинистыми обрывами более напряженный, чем предыдущий (от завода).

разноцветные глины
разноцветные глины

[ZAV1] (1:58) -- Большой завал (у Саши - П11). Обнос по ПБ.




Чуть дальше - очень красивая и просторная шивера без перерыва.




[PER1] (2:24) -- перелезание через бревно.

Постепенно река упрощается.

[MS] (2:36) -- впадение Мшанки, Река стала совсем спокойной и просторной.






[M3] (3:10) -- пешеходный мостик в дер.Теребляны-2

[M4] (3:24) -- автомост в дер.Теребляны-1. Мост неиспользуемый: на нем растут кусты, ведущая к нему насыпь размыта.

[EL3] (3:53) -- недавно упавшая поперек реки елка. Я легко пролез слева, катамаран перекинули через верх.

[EL4] (4:07) -- Еще одна недавно упавшая поперек реки елка. Я опять пролез слева, катамаран перекинули через верх.

[M5] (4:19) -- автомост в Великуше

[003], [004], [005] -- несколько слабых перекатов перед впадением во Мсту.

[MSTA] (4:46) -- впадение во Мсту.

Коля с Костей поднялись вверх по Мсте метров на 300, я предпочел пройти это же расстояние пешком. Вдоль берега Мсты выше впадения Льняной - тропа по отличному еловому лесу. Чуть недоходя до места нашего антистапеля в Мсту стекает ручеек, из которого удобно брать воду.

Мста
Мста


[AST1] (4:58) -- Антистапель. Время 14:43. Неспеша сушим вещи, обедаем. Коля вспоминает, что забыл на отдыхе перед Тереблянами-2 свои часы. В конце-концов решаем, что Коля бежит на Хоринку пешком, а мы с Костей забираем у него часть вещей и едем туда на автобусе.

Коля вышел в 17:15, мы неспеша пошли в Топорок. До остановки меньше километра: по тропе вверх по Мсте до асфальта и по нему налево через мост над Перетной. За мостом развилка, слева конечная остановка автобуса (точка A1). Однако оказалось, что вечерний воскресный автобус заезжает в Великушу и останавливается не на остановке, а в 50м, на развилке над мостом. Переходим туда.

В 18:05 автобус прошел на Великушу, минут через 15 - обратно. На автобусе в 18:53 доехали до поворота на Боровенку при въезде в Окуловку (точка POV1). Примерно за час дошли до моста через Хоринку.

[ST2] -- Встали на стоянку на ПБ, чуть ниже моста. Место отличное, дров много. Коля с часами пришел в 22:30, когда уже совсем стемнело.

река Хоринка

Вечером на Хоринке
Вечером на Хоринке

[ST2] -- Стоянка и стапель чуть ниже моста. Выплыли в 10:24. Дальше в скобках указываю время от старта.

Река спокойная, петляет по очень хорошему еловому лесу. Отличные места для стоянок в любом месте!



[B1] (0:04) -- бревно поперек. Я пролез под ним, катамаран перетащили.

[Z1] (0:10), [Z2] (0:12), [Z3] (0:15) -- капитальные обносные завалы.

[P1] (0:17) - [P1E] (1:08) -- порог. Заходная шивера длиной метров 50, за ней - довольно крутой свал воды со множеством обливных камней. За порогом -- плес. Довольно долго катали порог на ласточке.













[Z4] (1:10), [Z5] (1:14), [Z6] (1:22) -- капитальные обносные завалы.

Дальше завалы кончаются, начинается приятная шивера в очень красивых еловых берегах. В нашу низкую воду шивера мелкая и каменистая, пройти чисто получается далеко не везде.

[BR1] (1:53) -- грязный слив через лежащие на воде ветки. Катамаран проскребся по веткам, я обнес.


[Z7] (1:58) -- капитальный обносной завал. Здесь река выходит из елового леса, появляются поляны, кусты и чернолесье по берегам.

[PL1] (2:03) -- плотина. Широкий мелкий слив высотой сантиметров 50. Плотина расположена за крутым левым поворотом, перед плотиной плес, у плотины на правом берегу кирпичный домик. Плотину обнесли.


На реке продолжаются шиверки, послабее чем на "еловом" участке, но, может быть, интереснее из-за различных древесных контрукций.




[MP1] (2:08) -- пешеходный мостик и автомобилный брод у дер.Дручно.

[ZAB1] (2:25) -- крутой правый берег с заборами, сверху -- огороженная территория (автозаправка/стоянка?). Она же хорошо видна с шоссе Кулотино-Окуловка

[B2] (2:28), B3 (2:34) -- пролезания под отдельными поперечными бревнами

[ELLES] (2:40) -- река входит в еловый лес и совершенно успокаивается.

[Z8] (2:52), [Z9] (2:59) -- капитальные обносные завалы.

[B4] (3:10) -- отдельное поперечное бревно.

[ZA] (3:15) -- капитальный обносной завал.

[M6] (3:21) -- автомобильный мост у дер.Зуево

[ZB] (3:30) -- капитальный обностой завал. Здесь мы решили закончить сплав. Обедаем, сушим вещи, идем к мосту выше по течению, и по дороге на шоссе Кулотино-Окуловка.




[A2] -- Автобусная остановка. В 16:25 автобус в Окуловку. Вышли из него чуть не доезжая плотины-моста через Перетну.

Перетна

От моста-плотины (на двухкилометровке она не обозначена, хотя по ней и идет главная дорога к стании) пошли по ЛБ вниз по течению. Сперва -- тропа под населенкой, довольно замусоренная. Потом населенка уходит от реки, начинаются довольно приятные места. На правом берегу у плотины - фабрика, ниже тоже каие-то полузаброшенные промышленные пейзажи.

На реке - простая шиверка-быстроток, затем начинается каскад интересных порогов. Пологий мощный свал воды по крупным обливным камням за крутым левым поворотом (есть очень перспективные для катания канализации под ПБ), затем правый поворот с отдельными валами и слив в бетонном сужении (точка SLIV). Перед сливом в правой части струи несколько мощных бочек. За сливом -- довольно простая шивера, дальше река успокаивается.

Место по нашей низкой воде не особенно сложное, примерно 3КС, напоминает Б.Зеленчук в небольшую воду. Но очень напрягают железные штыи и обломки бетонных плит, которые в изобилии встречаются по берегам.

Подробно рассматриваем слив. Слева он мелкий и грязный, за сливом неглубоко лежит плита с пучком металлических прутьев. Чуть правее на сливе странный водяной "петух", по-видимому, образованный торчащей навстречу течению плитой. Справа от него - довольно чистый центральный проход, узкий, с очень слабой бочкой. Правее - почти сухая плита. Совсем справа, под бетонной стенкой - чистый мощный проход, к сожалению, с плохим заходом и возможностью получить по каске свисающей сверху металлической балкой.

Надули ласточку, прошли с Костей для раскатки участок ниже слива. Затем покатали слив по центральному проходу, Костя кильнулся ниже слива на камне. Затем Костя прошел горку выше слива, я еще несколько раз покатал слив. Все катание продолжалось с 17:00 до 20:00.

Вскипятили чай, кое-как посушились и в 21:10 отправились пешком на станцию, где поздно вечером и сели в поезд на Москву...

катание на участке ниже слива
катание на участке ниже слива
Костя проходит горку выше слива
Костя проходит горку выше слива

смотрим заход в слив
смотрим заход в слив

Костя в сливе
Костя в сливе




с увеличением показаны металлические прутья в левой части слива
с увеличением показаны металлические прутья в левой части слива

сушка ласточки
сушка ласточки



фабрика у плотины
фабрика у плотины

странные столбики (какая-то бывшая заводская транспортная система?)
странные столбики (какая-то бывшая заводская транспортная система?)

плотина
плотина

Ссылки

Рассказ Коли Осадчего
http://www.livejournal.com/users/niosa/8932.html

Расписания автобусов на Окуловку (01.2005), Боровичи (01.2005), Новгород (10.2004) и т.д.
http://www.mccme.ru/~kondr/schedule.other/index.html#53rus

р.Льняная, 2004г., Саша Тонис
Там же -- ссылки на некоторые другие лоции Льняной.
http://lib.ru/TURIZM/horinka.txt

р.Хоринка, 1991, М.Афанасенков, М.Мошков
http://www.afanas.ru/mytours/92hor.htm
http://lib.ru/TURIZM/horinka.txt

р.Перетна, 1997, Д.Кувалин, А.Руднев, И.Архипов
http://turizm.lib.ru/t/turism/peretna97.shtml