на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Тутока - Явосьма - Черенка - Воложба - Рагуша


Клуб водного туризма МГУ

Отчет

о водном туристском походе 3 (третьей) к.с.
по Вепсовской возвышенности и Тихвинской гряде
(рр. Тутока - Явосьма - Черенка - Воложба - Рагуша,
совершенном с 28 апреля по 5 мая 2006г.

Маршрутная книжка: N 11/4 - 301
Руководитель группы: Шварц Д.А.
Москва, Судостроительная 23-2-174,
тел. (095)117-49-02(д).
e-mail: shvarts@mccme.ru

Москва, 2006г.


Оглавление

Паспорт похода

  Сроки проведения: с 28 апреля по 5 мая 2006г.

  Район:Восток Ленинградской области.

  Нитка маршрута: Москва - г. Волхов - г. Тихвин (поезда) - поворот на д. Алешины Нивы (а/м) - мост УЖД (пешком) - сплав по р. Тутока до д. Никульское - ур. Бродищи (пешком) - сплав по рр. Ретеша и Явосьма до д. Наволок - д. Дмитрово (а/м) - сплав по рр. Черенка и Воложба до устья Рагуши - мост через р. Рагуша (пешком) - сплав по р. Рагуша до впадения в Воложбу - пос. Мозолево (пешком) - г. Бокситогорск - г. Тихвин (автобусы) - г. Волхов - Москва (поезда)

  Протяженность: пешей части - 32км, сплава - 89км, всего - 121км.

  Продолжительность: общая - 8 дней, активной части - 6 дней.

  Типы судов: 2-х местный катамаран - 2 штуки, байдарка - 2шт, каяки - 3шт.

  Количество человек: 11.

  Уровень воды: низкий паводок (0.5-1.5м ниже пика).

Схема маршрута

Сведения об участниках

Шварц Дмитрий Александрович.
Год рождения (ГР):1977
Домашний адрес и телефон (ДА): Москва, Судостроительная 23-2-174, 117-49-02.
Туристский опыт (ТО): Башкаус - Б.Сумульта (5р), Бий-Хем - Баш-Хем - Улуг-О (5р), Ак-Алаха - Кара-Алаха - Аргут (6у), Кумир - Коргон - Урсул (4р), Утулик - Урик (5у), Бамбукой - Бамбуйка - Тулдунь (4р).
Обязанности в группе (ОГ): Руководитель, капитан Б-1.

Шварц Анна Юрьевна
ГР: 1983
ТО: Башкаус - Б.Сумульта (5у), Ак-Алаха - Кара-Алаха - Аргут (6у), Бий-Хем - Баш-Хем - Улуг-О (5у), Кумир - Коргон - Урсул (4у), Бамбукой - Бамбуйка - Тулдунь (4у).
ОГ: каяк.

Гуцко Наталья Викторовна
ГР: 1977
ТО: Кутсайоки - Тумча (3у), Лоймола - Уукса (3у), Сережа (2у).
ОГ: экипаж Б-1.

Кукин Алексей Олегович
ГР: 1975
ТО: Башкаус - Б.Сумульта (5у), Бамбукой - Бамбуйка - Тулдунь (4у).
ОГ: врач, капитан Б-2.

Филясова Елена Ивановна
ГР: 1980
ТО: Бий-Хем - Баш-Хем - Улуг-О (5у), Кумир - Коргон - Урсул (4у).
ОГ: завхоз, экипаж Б-2.

Шаракшанэ Мария Сергеевна
ГР: 1981
ТО: Башкаус - Б.Сумульта (5у), Кумир - Коргон - Урсул (4у).
ОГ: капитан К-1.

Плутицкая Мария Алексеевна
ГР: 1983
ТО: Кумир - Коргон - Урсул (4у), Лоймола - Уукса (3у).
ОГ: капитан К-2.

Плутицкий Алексей Дмитриевич
ГР: 1981
ТО: Шуя (3у), Явонь (2р).
ОГ: PR, экипаж К-2.

Сорокин Константин Сергеевич
ГР: 1984
ТО: Бий-Хем - Баш-Хем - Улуг-О (5у), Кумир - Коргон - Урсул (4у).
ОГ: реммастер, фотограф, каяк.

Варич Ирина Николаевна
ГР: 1977
ТО: Бий-Хем - Баш-Хем - Улуг-О (5у), Писта (3у).
ОГ: фотограф, каяк.

Пахтусов Сергей Сергеевич
ГР: 1988
ТО: Тумча (3у).
ОГ: экипаж К-1.

Препятствия маршрута.

При оценке используется стандартная каячно-катамаранная шкала (отличающаяся от байдарочной на 1-2 единицы в меньшую сторону).

Участок КС
Опоко-Никульский каскад II
Шиверы в низовьях ЯвосьмыI
Низовья Ретеши II
Низовья Черенки I+
Каскад шивер на Воложбе II+
"Каньон" Рагуши III

График движения

ДатаДни
пути
Участки маршрутаКмспособы
передвижения
28-29.041-2г.Москва - г. Волхов - г. Тихвин  поезда
29.04 2– поворот на пос. Алешины нивы – мост УЖД через р. Тутока 110+16а/м, пешком, стапель
30.043– перед д. Мелихово 25сплав
1.054– д. Никульское, занос судов и сплав по р. Ретеша – перед д. Гридино 19+4сплав, пешком
2.055– д. Наволок – трасса Шугозеро - Тихвин – мост через р. Черенка 33+2+116сплав, пешком, а/м
3.056Сплав по рр. Чернка и Воложба до устья Рагуши, занос судов и сплав по Рагуше до устья. 12+4сплав, пешком
4.057– д. Мозолево – г. Бокситогорск – г. Тихвин 5+60пешком, автобусы
4-5.057-8– г. Волхов - г. Москва  поезда

Итого: пешком - 31км, сплав - 89км.

Транспорт и техническое описание

Берега рек в описаниях и пеших переходов и сплава указываются орографически. Правый (левый) берег часто сокращаются до ПБ (ЛБ), Чистое ходовое время до ЧХВ. Приведенный километраж получен с помощью циркуля и аналогичных средств работы с компьютерной графикой по картам М1:50000 и М1:100000. Оттуда же взяты урезы воды и площади водосбора.

Подъезд

28.04. На поезде 382 от Москвы до ст. Волховстрой-2 (20:45-5:38), где мы пересели на электричку Волховстрой-1 - Бабаево (в Волховстрое-2 в 5.46). На станции Волхострой-2 две платформы в 20м друг от друга, причем 382 поезд перекрывает проезд электричке. Поэтому, если поезд не опоздает, успеть на электричку легко. А вот если опоздает, тогда плохо - следующая электричка на Тихвин через 2,5 часа.

Забрасывающаяся с нами одновременно группа Д. Марчука предпочла не рисковать, купила билеты на 16 поезд, прибывающий на ст. Волховстрой-1 около 3:30. Таким образом, на пересадку у них было 2,5 часа, но билеты примерно в полтора раза дороже (360 и 550р), да и выспаться тяжелее.

29.04. В Тихвин приехали в ~7.30. На вокзале (фото 1) нас ждали две заказанные из Москвы грузовые Газели. Вместимость каждой порядка 15 человек со снаряжением, но в кабину влезает только 5-6 человек, остальные размещаются в кузове, откуда не видно почти ничего.

В классическом варианте предполагается доехать до пос. Ефимовский на электричке и там искать машину до поворота на погост Пятница. По сравнению с заброской от Тихвина, этот путь не экономит ни времени ни денег и не позволяет договориться с водителем из Москвы (по крайней мере, нам это не удалось). Поэтому заезжать таким образом можно рекомендовать только маленьким группам, рассчитывающим в том числе и на стоп.

До пос. Ефимовский 82км, по большей части по трассе СПБ-Вологда. Асфальт не очень хороший, но среднюю скорость 60-70км/ч поддерживать удается.

В Ефимовском сворачиваем на дорогу к свх. Радогоша. Первые 5км неплохой асфальт, потом он (точно, как на 2км карте) заканчивается и начинается вполне проходимая для любого транспорта, но прилично разбитая лесовозами грунтовка. Скорость падает до 30-40км/ч.

До поворота на бывшую д. Алешины Нивы от Ефимовского 35км. Поворот легко читается по карте. Последний железный ориентир - д. Колгуши слева от дороги, а дальше надо следить за поворотами. Этот кусочек показан на карте 1. От поворота началась пешая часть похода. Ехали (включая небольшую экскурсию по Тихвину и дозакупку продуктов) около 2.5 часов.

Традиционный путь на Тутоку предполагает проехать по "Радогошскому тракту" еще 5км до поворота на Погост Пятница и, пройдя пешком 5км, выйти к реке в 17км выше моста узкоколейки, от которого мы начали сплав.

То есть, мы променяли 17км сплава на 11-12 пешки. Резоны таковы:

Паводок прошел, снега в лесу уже немного √ по узкоколейке несомненно можно будет пройти.

Наташа Гуцко села в поезд немного простуженной, и, чтобы дать ей подлечиться, лучше было в этот день не плавать. При условии начала от погоста Пятница наш график этого не позволял.

Верховья Тутоки ничего из себя не представляют в спортивном отношении и сильно завалены (согласно [KRO], около 30 обносов). Редкой группе удается дойти до моста узкоколейки менее, чем за сутки. А при нашей не очень высокой воде завалов станет еще больше. Опасения оправдались: идущая за нами группа Д. Марчука плыла от Пятницы до узкоколейки полный ходовой день и еще 2 часа, обнеся при этом около 60 завалов.

Пешка по узкоколейки очень красива и необычна, а на завалы мы насмотрелись еще в подмосковье.

Пеший переход на р. Тутока

Длина пешки √ 16.2км, чистое ходовое время 4:10.

Дорога на Алешины Нивы - тоже грейдер, но более заброшенный, чем основная (фото 2). Первый километр может проехать и легковушка, дальше дорога грязнее и проходима только для полноприводных машин. Снега много, при поздней весне, вероятно, дорога будет им полностью завалена и труднопроходима даже пешком. Нам же удалось пройти, не замочив ног. Д. Алешины Нивы (фото 3) - около десятка полуразвалившихся изб, одна, кажется, жилая. Грустновато, но очень красиво: этакая эстетика запустения. Узкоколейка проходит с С на Ю за развалинами. Видна только с расстояния 20м, рельсы ржавые. Всего от поворота до узкоколейки 5.6км, ходовое время 1:15. Карта 1.

Идти по узкоколейке поначалу очень удобно - шпалы ушли в землю и не мешают, упавшие деревья распилены. Но в лесу на путях еще лежит снег. Он неглубокий (не выше колена, обычно 10-20см), но скорость снижается. Позже дорога порой проходит по заболоченным участкам и пересекает несколько канав. Поздней весной пройти будет непросто.

Ориентирование на узкоколейке очевидно, повороты легко читаются, единственное что - все показанные на 500-метровке отворотки уже разобраны. У болота Петровское встретилась только что приехавшая дрезинка с мотором, за несколько километров до Тутоки - старый пассажирский вагон.

Чем ближе к мосту, тем меньше по дороге ездят и тем больше свисающих над дорогой деревьев. Идти становится чуть сложнее, особенно с привязаной к рюкзаку катамаранной рамой.

Перед мостом через Тутоку узкоколейка делает петлю вправо. Можно срезать примерно километр. Мы решили не узнавать, почему строители не рискнули пойти прямо.

Перед мостом стоит 2-местная дрезина с мотором, горит костер. Местные приехали поохотиться и поставить сети. Вставать рядом с дрезиной не хочется, да и ближайшее нормальное место находится в глубине леса и отделено от реки буреломом. Там же, кстати, растут пригодные для катамаранных рам сухие елки.

Мост полуразрушен (фото 4), перейти на другой берег с рюкзаками теоретически возможно, но весьма непросто и опасно, поэтому мы собрали суда на ЛБ за мостом и перевезли вещи на стоянку в заливе ПБ в 50м ниже по реке, где и заночевали. Место вполне приемлемое.

Сплав по р. Тутока

Длина участка 28км, ЧХВ - 6:45. На большей части реки уклон не превышает 1м/км, основное падение (31м) приходится на последние 3.5км реки, а на 2км от д. Опока до д. Никульское уклон достигает 10-12м/км.

30.04. Тутока у моста узкоколейки шириной метров 15, течет небыстро, но ровно (фото 5). Дров в реке по подмосковным меркам мало, но частенько лежат большие деревья, образуя заломы и завалы. Головная байдарка идет с топором и пилой наготове, стараясь, пока все не подошли, распилить завалы или облегчить их обнос.

На первых километрах чувствуются следы заготовок - лес был снесен до реки и теперь по берегам густая березовая поросль с поднимающимися из тени берез елочками. Хороших стоянок мало. Но постепенно Тутока входит в еловые леса и стоянки перестают быть проблемой практически до конца реки.

До устья Глубокой (2:10) обносились ~5 раз, еще 2-3 завала удалось распилить. Последняя осина лежит прямо перед устьем притока, поэтому некоторые участники за обносом не заметили впадения.

До устья Ильмаса (4:00) встретилось еще 3 завала. В устье пообедали и побросали спиннинг. Безрезультатно.

Через 45 минут сплава от Ильмаса (4:45) на реке появляются первые перекаты. Длина участка - минут 5-10. Очень просто, но довольно красиво. Да и скорость течения возрастает.

5:50. На ЛБ - развалины бывшей деревни Нестерово. Перед ней короткий участок перекатов.

За Нестерово длинный плес. Река петляет. Шиверы начинаются через 3км (~6:20) после Нестерово и, постепенно усложняясь, достигают максимальной силы ниже бывших деревень Опока и Мелехово. Этот 2км участок называют Опоко-Никульским каскадом. Условное начало шивер отмечено на карте 2. По нашей воде сложность препятствий не превышает 2КС, зачалиться можно (хотя и не просто) почти в любом месте (фото 6).

Через 40 минут сплава от Нестерово (6:30) мы решили встать на стоянку, поскольку не было ясно, начался ли Опоко-Никульский каскад или нет, мешало солнце в глаза и не хотелось проскочить сегодня все пороги. Разведка показала, что остановились мы в 100м выше бывшей деревни Мелихово. Ныне сохранился только один дом, зато от него идет дорога в Никульское (фото 7), позволяющая комфортно просмотреть реку, за исключением, правда, последней ступени каскада. Удивительно, что хвойных лесов по берегам и, соответственно, хороших стоянок на участке от Опоки до Никульского немного. Единственное место, найденное при разведке (на ПБ) с воды видно плохо и в высокую воду зачалиться будет непросто. Мы же стояли в пойменном лесу.

1.05. Ниже стоянки на реке два пологих слива с интервалом 100-200м. Первый обходится слева, второй справа. Второй слив сочетается со слабым прижимом к ЛБ, здесь Б-1 села на камень и заработала несколько дырок.

Затем ПБ становится обрывом высотой около 15м. Под ним довольно высокие (50-60см) валы, которые при желании можно обойти слева. В 100м ниже на ПБ памятник погибшей в 1989г. женщине. Местные говорят, что в разные годы утонуло еще 2 человека. У памятника зачалились и минут 40 потратили на ремонт байдарки.

Ниже небольшой остров (основной проход справа) и река несколько упрощается. Через 300м Тутока перегорожена завалом (судя по комментариям к [KRO], он существовал и в 2005г.). За завалом вправо отходит маловодная протока. В [SEV] рекомендовалось проходить (или проводить суда) именно по ней. При нас воды в протоке было мало, а бревен много.

Перед завалом несложная чалка к ЛБ. Обнос короткий. Ниже в основной левой протоке маленький островок, за ним 100м быстротока и слабый прижим к обрыву ЛБ. В левой половине реки слив с камнями и небольшими бочками, все легко обходится справа. Затем на протяжении 200м валы до 0,6м по всей реке. Есть и обливные камни. Это место считается самым сложным в каскаде, но по нашей воде если и выделялось, то не сильно. Возможно, бывшая здесь мельница окончательно развалилась. Никакого падения 5м на 100м [SEV] и близко нет.

Тактика прохождения. Опоко-Никульский каскад шли двумя подгруппами (первая √ Б-1, надувные каяки, К-1; вторая √ Б-2, каркасный каяк и К-2), в каждой из которых был катамаран. Для катамарана шивера не представляла никакой сложности и, в случае аварии, его экипаж легко мог оказать помощь пострадавшим.

Страховка с берега ставилась при чалке перед завалом, но не потребовалась. Участок почти до завала был осмотрен по ПБ с вечера, от завала до конца порога - утром.

Первая подгруппа зачалилась на ПБ в 100м перед завалом, осмотрела его и перечалилась на ЛБ непосредственно к завалу, куда и приплыла вторая подгруппа.

Ниже река расширяется и упрощается до мелкой шиверы сложности 1+. На ПБ видны первые дома д. Никульское. Через несколько сот метров раздвоение. Согласно [SIM], в основной левой протоке низкий мостик, поэтому мы на всякий случай прошли более мелкой правой.

Сразу за слиянием проток высокий бетонный мост. В пик паводка его высота может оказаться недостаточна для прохода, у нас никаких проблем не было. Условно считаем, что от стоянки до моста 20 минут сплава.

За мостом на ЛБ небольшая полянка. Отсюда 100м по дороге до моста через Ретешу. Воды в ней довольно много (фото 8), решили, что можно занести суда в верховья для сплава по ней.

К. Сорокин и Н. Гуцко остались отдыхать и готовить обед, а остальные, разгрузив суда, начали

Занос судов на р. Ретеша

Длина пешки 3.6км, пройдена за 0:55 ЧХВ. Карта 2.

Дорога проходит через д. Верховье (фото 9), где снова пересекает Ретешу по мосту и уходит от реки. Пока это хорошо накатанная грунтовка. Но основная дорога идет на В, а своротка на юг, к Ретеше значительно слабее. Мы ее пропустили (точнее, видели, но решили поискать чего-нибудь помощнее). Вероятно, проходит именно так, как показано на карте. Мы шли чуть-чуть хитрее. За 100-200м (ЧХВ - 0:28) до входа в лес основная дорога спускается в овражек. Здесь направо в поле уходит слабенькая отворотка, которая через 50м спускается в тот же овражек, пересекая его по бревнам, выходит в поле и почти теряется. Но в 50м по полю с С на Ю проходит нужная нам дорога. В поле это просто две колеи, а в лесу - хорошо раскатанная и довольно грязная лесовозка (фото 10, 11, 12). В первый раз она вплотную подходит к реке почти сразу после глобального поворота на В, но мы предпочли пройти еще немного. Недоходя до обозначенного на карте брода метров 100, дорога подходит к реке. Ретеша течет быстро, но ровно - порожистый участок еще не начался. Собираемся здесь и сплываем. (ЧХВ от начала 0:56). Спуск к реке здесь довольно крутой, но простой.

Сплав по Ретеше

Длина участка 5.7км, падение 31м, средний уклон 5.4м/км, максимальный - 7-8м/км (визуально). Ходовое время (включая короткие обносы и фотографирование) около 1:30. Карта 2.

На первых 800м на реке быстроток, по мощности и скорости течения напоминающий Волгушу. Обнесли 5 завалов, образованных упавшими в реку большими елями или березами. Со спортивной точки зрения, правильнее было начать в том месте, где дорога подходит к реке в предыдущий раз и не идти эту излучину. Ничего сложного не потеряется, пешка сократится до 3.2км, сплав - до 5.0км.

Ниже начинаются шиверы, на которых река и выбирает свой уклон. Оринетир начала мощного участка - впадение ручья с ЛБ. Ручей в устье образует очень красивый водопад высотой ~4м (фото 14).

На следующем километре шиверы с валами до 0.5м сочетаются с заломами и расческами. Непросто, но довольно просторно, река немного напоминает Большую Сестру, осложненную валами и камушками. Обносов не было.

Ниже Ретеша выходит в поля и постепенно упрощается. Шиверы продолжаются, но скорость течения и высота валов меньше, да и дров в русле мало. Деревянный мост в дер. Верховье по высокой воде станет непроходим, у нас же пролезли не только байдарки и каяки, но и катамараны.

К Никульскому река совсем успокаивается. За мостом брод автодороги - отличное место для вылезания на правый берег. Чтобы не нести шмотки до устья, здесь мы закончили сплав по Ретеше и отнесли суда на 100м обратно к мосту через Тутоку. После ожидавшего нас позднего обеда поплыли дальше. До слияния с Ретешей на Тутоке препятствий нет. На стрелке несколько лет держался неприятный залом, размытый только в 2005г. Ниже река называется Явосьма.

Сплав по Явосьме

Длина участка 43км, падение 41м, средний уклон 1м/км, максимальный - до 5м/км на приустьевом участке шивер, не представляющих, впрочем, никакой сложности. ЧХВ - 8:50.

Явосьма - простая, но приятная река с простыми перекатами и заломами. Обносов не было. Течение есть, но встречаются и почти стоячие плесы. Берега красивы, хороших стоянок много, но их надо поискать - в произвольном месте может быть только пойменный лес, да и деревень не мало. До приустьевого участка шивер ничего сложного на реке нет. Упомянутые в [SEV] "перекаты-пороги" могут играть только роль ориентиров и участков короткого отдыха для наших бедных катамаранщиков.

Мы ночевали на ЛБ перед Григино (1:40), стоянка средненькая, но последние 20-25 минут не было и такого.

2.05. 4:10. Деревня Заречье.

6:10. Обед на ЛБ за д. Ушаково. Здесь к реке подходит дорога.

Д. Чуганово река обходит с трех сторон. Здесь наиболее изматывающий плес, в особенности по сравнению с перекатами перед Клюшниково.

7:50. Начинается приустьевой участок "перекатов-порогов" (карта 3). Первый мощный в протоках обозначенного на карте острова (в километре выше урочища "Дороховская ГЭС"). На 2-километровке бывшая ГЭС читается как пересечение трех ЛЭП, в реальности, впрочем, не существующих. На реке - широкие перекаты с валами до 30см. Камней почти нет, прохождение никакой сложности не представляет. От Дороховской ГЭС осталась только правая стенка, перед ней перекат, в самом створе ровная вода. Хорошо видно взрывали, качественно.

8:10. Впадает маленький ручей справа и шиверы кончаются. Ниже простой быстроток, прерываемый последней шиверой перед высоким глинистым обрывом ЛБ на апексе левой петли перед д. Давыдовщина. За ним река постепенно успокаивается.

8:50. При впадении в Пашу на ПБ Явосьмы отличная стоянка в сосняке. На другом берегу Паши д. Наволок, а в 100м выше по течению - подвесной пешеходный мост через Пашу. Здесь мы разобрали суда и, созвонившись с забрасывающим нас водителем, договорились о встрече на выезде на трассу Тихвин - Шугозеро.

Переезд на р. Черенка

От деревни до трассы около 2км по грунтовке на З (карта 3). Видимо, есть и более короткие пути (см. ту же карту), но у нас не было времени их искать. Может быть, проще пройти по азимуту через лес, но мы везли на Воложбу и Рагушу неразобраный катамаран, с которым немного повеселились и при переходе через Пашу - ширина навесного моста около 1м, качается сильно, катамаран приходится нести на плечах, чтобы проходил над перилами, поэтому руки заняты - держаться за тросы нечем.

Дорога идет по красивому сосновому лесу, примерно на полпути к трассе раздваивается. Мы выбрали правую дорогу, она, видимо, более короткая, но и более грязная. ГаЗели здесь проехать будет тяжело.

Грузовая 15-местная ГаЗель ждала нас на трассе. Как выяснилось из опыта группы Д. Марчука, машина может и подъехать к реке, что, правда, может обойтись в лишние 100р.

До Тихвина 51км. Дорога - хороший асфальт. Ехали 40-45 минут. В Тихвине 8 из 11 участников похода отправились в Москву (о выезде из Тихвина можно будет прочитать ниже), а оставшиеся трое на той же ГаЗели поехали на вторую часть. Суда - катамаран-двойка (И. Варич, С. Пахтусов) и каяк (Д. Шварц).

До д. Колбеки 44км, хороший асфальт, до Мозолево (8км) асфальт лежит, но сильно разбит лесовозами. От Мозолево до моста через Рагушу (7км) - хорошая грунтовка, а вот последние 5км дороги до моста через Черенку дорога разбита, хотя конечно, и не так, как грунтовка от Ефимовского. Выехав из Наволока около 19.00, к 21.00 были у моста через Черенку. Весь переезд (Наволок - мост через Черенку) обошелся нам в 1600р.

Выброска из Наволока и заброска на Черенку/Рагушу общественным транспортом возможны (расписания см. в дополнениях), но до Черенки автобус ходит не каждый день, а весной может идти только до Мозолево.

Хороших стоянок в пределах видимости не нашлось - перспективные елки на ЛБ перед мостом растут на заваленном косогоре. Стояли на ПБ на полянке у воды в 50м выше моста. Здесь брод лесовозной дороги - удобное место для спуска судов.

Сплав по Черенке и Воложбе

Длина участка 7.7км, падение ~63м, но большая его часть (~58м) выбирается первых 4.3км, средний уклон на которых составляет 13м/км. Карта 4. Площади водосбора: Черенка в устье - 120км^2, Воложба в устье Черенки - 215км^2, в устье Рагуши 245км^2. Ходовое время (включая неудачно сложившийся обнос завалов) - 4:40.

3.05. Вода в Черенке уже сильно спала и стала черно-болотной и почти прозрачной. Почти сразу за мостом начинаются мелкие шиверы. Встречаются и завалы. До устья обносились 4 раза, еще несколько удалось разломать.

Особенной технической сложности нет, разве что непросто уходить от веток, когда весло только царапает камни. Но катамаран, не имея опыта прохождения подобных препятствий, двигается медленно. В целом напоминает низовья Каменки (притока Большой Сестры) по небольшой воде. До впадения в Воложбу шли около часа.

Воложба больше Черенки, шиверы становятся мощнее, да и уклон потихоньку возрастает. Идти удается без посадок на камни. Через 10 минут первая серия проток длиной несколько сот метров. Бревен в протоках естественно, больше. В спорных случаях рекомендуется выбирать правые протоки. Мы выбрали левые, что стоило одного обноса.

За участком проток уклон резко увеличивается (по карте до 16м/км), в шиверах появляются валы до 0.5м и крупные камни. Завалов нет, заломов немного, но маневрировать на мощной струе приходится много. Воложба ощутимо сложнее как Тутоки, так и Ретеши. Тем не менее, опыта экипажей достаточно для прохождения сходу. Ближе к концу участка - явно выраженный полуметровый слив с крупными надводными камнями (фото 15, вдали у ПБ угадывается каяк).

Шиверы продолжаются 3-4км и заканчиваются примерно там, где на карте долина расширяется. Начинается второй участок проток. Рекомендуется выбирать левые. Мы опять ошиблись и вынуждены были прорубать в пойменном лесу 50м путь для переноса катамарана в левую протоку. Впрочем, там тоже не обошлось без завалов - в лучшем случае придется обнестись 3-4 раза. К счастью, Воложба уже успокоилась и участок не очень опасен. На "работу по дереву" потратили около часа.

Наконец, Воложба приближается к правому борту долины, подходят правые протоки и завалы кончаются. Теперь сплав проходит по почти спокойной реке, довольно быстро текущей по пойменному лесу. До устья Рагуши плыли 1:40. Обносов не было, точнее каякер успевал разрубить все ветки до подхода катамарана. За километр-полтора до Рагуши открываются виды на красивейшие обрывы на правом борту долины Воложбы. Темно-зеленые елки на фоне ярко-розовой (или красно-бурой, тут мы не сошлись во мнениях) глины. Рекомендуем осмотреть их и идущим только на Рагушу.

Рагуша впадает двумя протками: правая - бурная и многоводная, левая, впадающая в 50-100м ниже - небольшая и спокойная. За устьем левой протоки у озероподобного улова у ПБ неплохая стоянка на поляне. Здесь мы остановились на обед и разведку тропы на Рагушу. Выяснилось, что нести катамаран с надутыми баллонами почти нереально, поэтому баллоны сдуваем, а каяк убираем в рюкзак (благо он надувной). После обеда прячем вещи в кустах и выходим.

Занос судов на р. Рагуша

Длина участка 4.5км, набор высоты около 100м. С неразобранным катамараном шли около 1:40. Карта 4.

С поляны уходит две тропы - одна, едва заметная, идет по берегу Воложбы, а основная, выходя с западного края поляны, ведет на трассу.

Первые 800м тропа между долинами Рагуши и Воложбы, примерно на Ю-ЮЗ. Тропа не очень нахожена, но потерять ее сложно - это единственная тропа в лесу. В начале тропа пересекает несколько ручьев, (можно перейти, не замочив ног), потом становится суше. Часто деревья стоят близко от тропы, нести катамаран, даже со сдутыми баллонами, непросто - часто приходится ставить на ребро. Наконец, тропа подходит к склону, пересекает ручей (можно перепрыгнуть) и на 250м участке набирает почти весь перепад, Рагуши - 60-70м. В конце подъема тропа превращается в вездеходную дорогу, которая через 200м упирается в раскатанную лесовозку в направлении З-В. Очень похоже, что это обозначенная на карте старая трасса, делавшая много петель, которые были срезаны при постройке новой трассы. Впрочем, в других местах эти петли так заросли, что даже выездов на трассу не видно.

У нашего выхода на лесовозную дорогу как раз заканчивал грузиться лесовоз и, пойдя (по наводке водителя) направо (З) мы через 500м вышли на трассу вышли на трассу Мозолево - Савино. Нам налево.

До Рагуши 2.9км. На дороге довольно активное движение (~10 машин в час), но застопить ничего не удалось.

Удобные места для сборки судов есть как справа (фото 16), так и слева от моста, но спуск к воде проще слева.

Сплав по Рагуше

Длина участка 3.9км, падение ~75м, средний уклон 19м/км, в начале участка еще выше. Площадь водосбора в устье - 215км^2. Карта 4. Препятствия - мощные шиверы, осложненые заломами. КС III. В начале несколько сливов до 1м, перед устьем 300м участок проток и завалов. На прохождение потратили около 2 часов, включая разведку и обнос участка завалов.

В сети есть отличная лоция [KUV], а другую хорошую лоцию [VOL] можно получить частным порядком. Поэтому ограничимся общим описанием.

Наш уровень воды можно оценить, как средний для майских - затяжная весна, но низкий паводок в этом году. Судя по вопросам местных, иногда в Рагуше на майские воды уже нет.

Препятствия начинаются в 100м ниже моста слабым прижимом к ЛБ. Шивера не прекращается почти до устья.

В 200м ниже прижима порог "Котел" - по нашей воде крутой слив чуть менее метра. Внизу несущественная бочка.

За Котлом еще один слив (более простой и пологий), а вскоре из понор ЛБ вытекает большая часть ушедшей под землю воды. Зрелище фантастическое. Расход Рагуши как минимум удваивается, мощность шивер резко возрастает. Хотя каяк - надувной, в морду плещет каждую минуту. Валы до 0.7м, обливные камни, бочечки. Шиверы намного мощнее, чем все, что встречалось нам не только в этом походе, но и в центральной России.

На следующих 0.5км выделяются 3-4 пологих свала с камней с перепадом около метра. Последний из них - самый мощный, на ЛП с касательным прижимом к ПБ называется "Каменная горка". Ниже сливов нет, но проще река не становится.

По нашей воде к берегу можно пристать почти везде (можно - не значит просто!), поэтому почти все препятствия проходим сходу. В немногочисленных разбоях пару раз пришлось выбрать короткую, но мелкую протоку (поскольку основная не просматривалась).

Примерно в середине каньона с ЛБ с высоты метров 15 падает еще несколько ручьев. Это красивое место называется "Белые Ключи".

Завалов мало и их обработка проблем не вызвала. Запомнились два завала, которые пришлось обнести (сразу за пор. Слив и в середине) и две расчески - почти сразу же за первым прижимом и ближе к концу. Проходы узкие, каяк прошел чисто, катамаран проломился с некоторым риском перевернуться.

Но примерно за 300м (согласно [KUV]) до устья Рагуша, лишь немного сбросив мощь, растекается по пойменному лесу, образуя систему проток с завалами (фото 17, 18, 19). При идеальной траектории придется обнестись 3-5 раз, но для этого потребуется аккуратная разведка и, возможно, распилка участка, который по сравнению с остальной рекой особого интереса не представляет - обычный приокский бобрятник, немного опасней, чем обычно. Так как время приближалось к 6 вечера, мы решили не рисковать и обнесли каяк и катамаран по ЛБ до базового лагеря. Это непросто, но вполне реально.

Отъезды

4.05. Самый простой способ - заказать машину из Тихвина, но на троих это довольно дорого, а времени полно - все равно московские поезда проходят Волховстрой вечером. Кроме того, сотовая связь до Рагуши пока не добралась. Сплав по Воложбе, как при взгляде на карту, так и по словам [VOL] никакого интереса не представляет - простая река, текущая по полям и пойменному лесу, встречаются разливы. Поэтому выбираем общественный транспорт.

Выходим по уже разведанной тропе на дорогу (1.6км) и по ней идем 3.7км до пос. Мозолево. Пройденная по дороге деревня Глина - жилая, в ней грузят лес на лесовозы, как на КаМаЗы, для внутеннего пользования, так и на иномарки, видимо, сразу в Финляндию. Одиночке, вероятно, удастся уехать стопом в Питер.

В Мозолево были в 9.10. Автобус в 11.48, остановка на ближнем к Рагуше конце поселка (фото 20), рядом продуктовый магазин. Работает с 8 до 22, есть практически все, цены более-менее московские. На другой стороне улицы за сараем стоит телега, в которую полагается скидывать мусор, а чуть дальше по улице есть колонка с водой.

Автобус до Бокситогорска шел 40 минут, стоимость билета 24р, за багаж денег не брали, народу мало.

Возможно, имело смысл ехать не до Бокситогроска, а до развилки Бокситогорск - Бор - Ларьян. Там тоже останавливаются автобусы Бокситогорск - Тихвин, выйдет чуть дешевле, а, пока ждешь автобус, можно приготовить обед в лесу.

Автобус на Тихвин в 12.45 к сожалению отменили, можно было придумать варианты отъезда на электричке через Большой Двор, но мы хотели погулять по Бокситогорску и Тихвину и взяли билеты на следующий автобус (14.50).

Бокситогорск - маленький опрятный городок, навевающий воспоминания об СССР. В частности, много серебристых статуй, изображающими советских людей (крестьян, рабочих, спортсменов...) во всей красе. Никаких особенных достопримечательностей мы не нашли.

Автобус до Тихвина шел 50 минут. Стоимость - 30р за человека и 6 за рюкзак. Народу много, но на автостанции продают билеты с местами. Можно сесть, но мы два из трех мест уступили пенсионерам. Автостанция в Тихвине в 800м от вокзала. Идти по ул. Советская до большой развилки, а оттуда вокзал уже виден. Можно и доехать на автобусе/маршрутке N10.

В Тихвине на вокзале есть система Экспресс и работающий терминал, но купить билеты на Московские поезда, проходящие через Волховстрой, по непонятным причинам не удалось. Полтора часа погуляли по городу. Очень красиво, бегло осмотрели несколько храмов, в том числе восстановленный мужской монастырь у моста через Тихвинку. Из магазинов отметим Вязитский рынок (есть любые продукты за вполне разумные деньги) и магазинчик Тихвинского завода пластмасс у моста через Тихвинку напротив монастыря. Можно купить, например, легкие, дешевые (5-13р) и удобные походные кружки и миски.

Уезжаем в Волховстрой-1 на поезде 18.26. Полный билет стоит 81р, но в кассе их почти никто не покупает - у кондукторов выходит дешевле.

По приезде (20:30) сразу же покупаем билеты на поезд 382 (0:52 - 10.55), отправляющийся со станции Волховстрой-2. Стоимость плацкарта 313р.

До Волховстроя-2 ходят маршрутки, но все полные, и лезть туда с вещами не хочется. Идем пешком. Сначала по улицам Волхова вдоль ж/д путей до р. Волхов, затем 200м вниз по течению реки до моста. Мостов 2 - новый, автомобильный и разваливающийся старый, которым сейчас пользуются пешеходы, велосипедисты и роллеры. Удивительно видеть пешеходный мост через такую широкую реку. Улицы по которым мы шли грязные и запущенные, но закат на Волхове великолепен. Полюбовались и ГЭС на Волхове (она чуть выше ж/д моста, фото 21). Впечатляет.

Перейдя мост, мы вернулись к ж/д путям. По дороге памятник ВОВ - зенитка (а на выездах из Тихвина стоят самолет и танк). И снова по дороге вдоль путей - до поворота к желтым зданиям станции.

Волховстрой-2 - просто маленькая станция. Касса работает с 7 до 19 часов, билеты выписывают вручную, зал ожидания закрыт. Московский поезд останавливается на "кривой" платформе, причем платформа кончается где-то в его середине. Если не повезет, придется (как нам) бежать по откосу. Узнать, откуда начинается нумерация вагонов не у кого (у нас нумерация была с хвоста), но зато стоянка поезда 9 минут.


Основная часть группы успела на последнюю электричку Тихвин - Волховстрой, (20.05-22.00) но плацкартных билетов до Москвы ни на 382 ни на 18 поезд не было. Пришлось добираться через Бологое.

Впечатления, рекомендации

Маршрут понравился, хотя и оказался проще, чем ожидалось. Удалось в одном походе пройти спортивные участки рек бассейна Явосьмы и Воложбы.

О непройденном. Верховья Тутоки, Ретеши, Рагуши и низовья Воложбы. спортивного интереса не представляют. В [KUV] упоминается о возможности порогов в верховьях Черенки, но по километровой карте ничего не просматривается - уклон порядка 3м/км. То же можно сказать и о верховьях Воложбы. А вот небольшие притоки Воложбы (например, Линенка), могут быть вполне интересны.

Наибольшую опасность на маршруте представлют участки завалов на Воложбе и Рагуше и локальные завалы на Рагуше. При повышении уровня воды станут более сложны и опасны мощные и широкие шиверистые участки - Опоко-Никульский каскад, шиверы Воложбы и в особенности Рагуша. На Тутоке многие группы ([KRO], [OFF], [SIM]) не обошлись без серьезных аварий, а Воложба и Рагуша значительно сложнее.

На всех пройденных реках сложные участки начинаются резко, после многокилометрового плеса, поэтому лучше, если поход на Тутоку, Воложбу или Рагушу будет не первым в сезоне.

Сотовая связь есть далеко не везде, но площадь покрытия МегаФона значительно шире, чем у конкурентов. Например, в Наволоке берет только МегаФон.

Описанные в [SEV] варианты заброски с помощью узкоколейки похоже ушли в небытие. По крайней мере от Алешиных Нив рельсы не выдержат никакой техники тяжелее 1-2-местной дрезины. Да и есть ли эта техника?

Рыбы, по словам местных, много. Но из-за мутной воды ловить можно только сетью, которые мы встречали в верховьях Тутоки и в нескольких местах на Явосьме. В разговорах упоминалась щука, форель и хариус, приходящий после спада воды.

При желании можно пройти несколько раз не только Ретешу, но и Опоко-Никульский каскад на Явосьме. По ПБ есть хорошая (для пешеходов) дорога в д. Мелихово. Длина волока около 2км. О вещах легко договориться с жителями д. Никульское.

Плыть по Паше до Усть-Капши (как делается в большинистве отчетов) нам кажется бессмысленным - плесов хватает и на Явосьме и незачем добавлять еще 24км с одним простым перекатом. Выброска же почти ничем не сложнее - До Тихвина из Шугозера идет значительно больше автобусов, чем из Лодейного Поля.

При грамотной организации Черенку, Воложбу и Рагушу можно пройти за выходные. Замечательная ПВД-шка получится.

Дополнения

Расписания поездов дальнего следования легко найти в интернете. Расписания электричек удобно смотреть на сайте [RAS].

Заказ грузовых ГаЗелей в Тихвине кажется нам оптимальным способом заброски На Тутоку, Рагушу и, вероятно, на Геную, Капшу и Пашу. Рейсовый транспорт значительно медленнее, расписания не всегда согласованы, а, если в группе 10-15 человек, выйдет еще и дешевле. Например, от Тихвина до Наволока 51км, тариф ГаЗели - 7р/км, Итого 700-750р, то есть на 15 человек - 50р с носа. Врядли автобус с багажным билетом выйдет дешевле. Ширина кузова ГаЗели - 1.90м, поэтому узкие катамараны можно перевозить с реки на реку не разбирая.

Телефоны водителей в Тихвине.

8-911-943-13-09 - Олег, грузовые газели. Мы пользовались его услугами. Рекомендуем.

8-81367-74633 - служба такси могут подсказать где заказать машины
8-81367-51633 - автовокзал
8-81367-75095 - автовокзал отдел эксплуатации
8-921-563-76-31 - Алексей, грузовые газели
8-921-310-38-09 - Володя, газели (2 шт), берет дороже остальных
8-911-945-59-08 - Алексей, грузовые газели

Выдержки из расписаний автобусов. Разумеется, они меняются каждый год, но понять общую картину помогут.

Бокситогорск - СПБ. 2-3 раза в день. Расписание меняется буквально на глазах.

Бокситогорск - Тихвин (141, 143) 6:00б 6:37В 8:00б 8:50В 9:34б 9:50В 10:45 12:00 14:50 16.00 17:10 18:50 21:30

Тихвин - Бокситогорск 7:00б 7:43В 7:50б 9:10б 10:05В 11:08В 11:53 13:08 14:50 15:58 17:40 18:20 20:30

Бокситогорск - Мозолево (190) 6.00 10:50 14.15 18.00

Мозолево - Бокситогорск 7.00 11:48 15.18 18.58

Рейсы, кроме 6:00 и 14:15 по пн,ср,сб,вс и рейс 18:00 по пт,вс идут до Савино (N193). Если дорога высохнет. В этом году рейсы начались только 6 мая. Отправление от Савино: 7.39 15.39 19.24 соответсвенно.

Бокситогорск - Пикалево (194) 8.30 9.15б 13.00 15.00сб 16.25б 17.45сб 18.45кр. сб

Бокситогорск - Большой Двор (191а, вт,ср,чт,сб,вс): 6.20 14.20

Бокситогорск - Ефимовский (194а) 6.45 15.00кр. сб

Тихвин - Ганьково (142) 5.25б обратно 6.33б

Тихвин - Шугозеро (165) 5.13сб 9.15вт чт вс, 10.50, 14.25, 16.10.

Шугозеро - Тихвин 6.20, 11.10 С, 14.00 вт чт вс, 17.00В, 17.20б, 18.30

Тихвин - СПБ (867) 5:45 8:00 14:00 17:00

СПБ - Тихвин 9:05 13:15 16:00 20:00

Шугозеро - СПБ (869) ~8:30.

СПБ - Шугозеро 17:40.

Источники

[AND] Ragusha river. By N. Andreev (In English). Strongly recommended to read before... http://turizm.lib.ru/t/turism/ragusha2.shtml
[KRO]Тутока - Явосьма. Д. Кронин. http://skitalets.ru/water/lenoblast/tutoka_kronin2004/index.htm
[KUV] Рагуша. Лоция Д. Кувалина. http://veslo.ru/2001/othet/ragusha.html
[MAP] Карты Ленинградской области на сайте ktmz.org.
[OFF] Тутока - Явосьма. С. Офицеров. 1999г. http://www.tourism.ru/docs/report/water/26/51/168/
[SEV] Л. А. Плечко. Водные маршруты Ленинградской области. Тутока - Явосьма. http://www.skitalets.ru/books/lenobl/21.htm
[SIM] Тутока - Явосьма. А. Симо. 1998г. http://radio.stu.neva.ru/~abris/tutoka/
[RAS] Расписания электричек Ладожского направления. http://www.oval.ru/plv.shtml
[TIH] Тихвин on-line. http://tikhvin.spb.ru/
[VOL] Рагуша. Лоция О. Волкова. Получена частным путем.

Карты

Обзорная схема. gif, ~75kb.

1-3. 500-метровки, jpg, ~700kb.
1. Заброска к д. Алешины Нивы.
2. Низовья Тутоки и Ретеши.
3. Низовья Явосьмы и выход на дорогу.

4. Воложба и Рагуша, километровка, jpg, ~850kb.

Фотографии


1. Тихвин. Вокзал.


2. Развилка. Налево уходит дорога на д. Алешины Нивы.


3. Д. Алешины Нивы.


4. Мост УЖД.


5. Верховья р. Тутока.


6. Опоко-Никульский каскад.


7. Опоко-Никульский каскад. Тропа осмотра.


8. Ретеша. Вид с моста в д. Никольское.


9. Начало волока на Ретешу.


10. Дорога в своих лучших проявлениях.


11. Дорога в своих не лучших проявлениях.


12. Волок на Ретешу.Осталось чуть-чуть.


13. Напротив водопада.


14. Водопад.


15. Слив на р. Воложба. Где-то у ПБ виднеется каяк.


16. Р. Рагуша. Стапель.




17-19. Рагуша. Участок завалов.


Покорители Рагуши.


Волхов. ГЭС.