на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Тумча

Дмитрий Шварц, (495)117-4902, shvarts@mccme.ru
Дополнения и исправления
В. Завьялова, В. Кондратьева, В. Шувалова.
09.1999, по мотивам похода 10-24.07.1999.
Последние исправления 13.09.2003.
С удовольствием отвечу на вопросы.

Информация о группе и походе

Сроки: 10-24 июля 1999 года (Москва-Москва).
Состав группы: 10 человек, катамаран-4, 2 катамарана-2, каяк, ласточка-11.
Опыт: от II до IV у разных членов группы.
Уровень воды: средний.
В процессе похода произошло:
3 обноса - Первенец (К-2), Яма (каяк) и Шляпа (ласточка)
3 киля - Красивый (каяк и ласточка) и Змея (ласточка)

Заброска.

До Ковдора можно добраться на поезде 182 (Москва-Мурманск), купив билет в один из прицепных вагонов до Ковдора. Если билетов нет, можно доехать на том же поезде до Кандалакши и купить билеты в общий вагон до Ковдора. Стоимость билетов соответственно 180 и 23р. В Енском поезд проверяют пограничники, им необходим список группы с паспортными данными и какой-нибудь печатью, они сверяют его с паспортами. В Ковдоре поезд встречает водитель, готовый за 600р довезти сначала до комендатуры (где необходимо отметиться у пограничников), а затем и до реки. Пограничникам (ул. Горняков, 28, 1.5 км от станции, сначала по ходу поезда, потом по основной дороге) тоже необходим список группы. Поскольку дорога идет по границе, искать машину без ведома пограничников не рекомендуется. Если все эти проблемы преодолены, за полтора часа Вас доставят к 6-й заставе, где еще раз проверят совпадение паспортов со списком и довезут до стандартного места сборов на левом берегу реки через 50 метров после пересечения с контрольно-следовой полосой (КСП). Место неплохое, хотя и сильно затоптанное. С дровами и материалом для рамы проблем нет.

Выброска

К Шляпе регулярно (видимо, в сезон раз в день) приходит большой катер (размером с ракету на Москва-реке) и предлагает за 60р с носа отвезти в Зареченск. Заодно там продается пиво и водка. В Зареченске можно пристать у первых причалов справа или слева. Это перед островом (См. карту) в 3км от плотины. Там уже стоят легковушки, готовые довезти до Кандалакши за 400-500р/машины. Автобус ходит плохо (см. ниже), а найти более дешевое средство выброски проблематично, поскольку у таксистов все схвачено. От Кандалакши, естественно, поезд до Москвы. По словам Артема Кочаровского, автобус Зареченск - Кандалакша ходит по понедельникам, средам и пятницам в 7.00. Откуда, можно узнать у местных. От указанного выше места до остановки 5км. Стоимость билета - 40р, но пускают в него только когда местных не больше ~10 человек, поскольку по дороге он сильно набивается. Подплывать ближе к плотине следует очень осторожно, появляется сильное течение.

Описание

Категории в тексте - карельские байдарочные. Люди с некарельским опытом могут смело отнять 1-1.5 единицы.

Площадка для старта - через 50м после пересечения реки с КСП, после небольшого переката. На протяжении ~75км до Алакуртти на реке чередуются плесы и перекаты, чем дальше, тем мощнее и сложнее. Ширина реки 40-60м, много островов, течение почти везде ощутимое. Стоять можно почти в любом месте кроме первых 5-6 километров (заболочено) и последних 6-7 перед Алакуртти (населенка).

Выделяются два порога, близких к IIIКС, обозначенные в лоции Афанасенкова (см. www.aha.ru/~afanas1/myreport/tumcha/tum95loc.htm или в библиотеке Мошкова) как П16 и П25. Оба - короткие шиверы с хорошим падением, валами и множеством камней. Где-то через 60 км от границы начинается Каньон - река течет по долине с высокими (200-250м) пологими краями. Красоту мест портит ветер, дующий вдоль долины, то есть, по закону подлости, скорее всего, в морду. После Каньона появляются щебенчатые обрывы, на одном из которых и рекомендуется встать, поскольку иначе перед ночевкой придется пройти ~15 км и 3-5 сложных порогов (поскольку ближе к Алакуртти стоять стремно из-за населенки, а первая стоянка за городом - на пороге Водопадный-1, причем там вполне может быть и занято). Слева по берегу идет дорога, так что вставать лучше справа. Последние 6км до первого моста в Алакуртти - плес.

Сразу за мостом - порог Первенец. Через 30 м после начала входной шиверы река делится на три протоки. В левой - разрушенная плотина с узким (1-1.5м) полутораметровым сливом, по краям которого торчит арматура. Прохождение возможно, но сомнительно, поскольку слив крутой, каяк в нем уйдет глубоко под воду, а кто знает, что там лежит. Да и попадание на боковую арматуру весьма неприятно. Дальше мы не смотрели, но за поворотом что-то еще есть. (Артем Кочаровский рассказывал, что в бытность свою на этой реке на две недели после нас, обнес плотину, убоявшись арматуры, и прошел остальную часть порога (на каяке), показавшуюся ему безопаснее других проток.)

В средней протоке входной перекат и несколько сливов подряд на левом повороте с общим перепадом 2-2.5м. Чалка перед ними после правого поворота на правый остров. На выходе в правую протоку мелко, как, впрочем и на сливах. КС III-IV.

Правая протока - основная и самая сложная (КС IV-V). Сразу после раздвоения - небольшой слив. Проход в язык справа. По информации соседней группы в центре и под левым берегом в сливе не видная с берега и воды арматура. Через 50 м - улово справа, куда можно зачалиться для осмотра и возможного обноса основного слива. Слив 1.5м под правым берегом осложнен отбойной струей справа. За ним пологий слив 0.7м, навал на скалу посреди русла и выходная шивера с валами и отдельными камнями. На выходе (сразу после следующего моста) надо уйти направо от каменистой гряды.

На следующем повороте - порог Падун. В левой протоке - двойной слив с бочкой и общим перепадом около 2м, за ним - грязная шивера. Осмотр слева. КС IV. Правая протока - несколько сливов 0.5-0.8м у скального левого берега. В первом сливе прижим к берегу, в прижиме - бревна. Затем глубокая выходная шивера. КС III. Осмотр справа. Посередине порога с правого берега в реку сбегает водопад из местной канализации.

Сразу за порогом - 20-метровый перекат с бочкой (железной) в русле, затем 2 острова. Если идти вдоль левого берега, на правом повороте у второго из них начинается шивера, переходящая в порог Двойной - мощную троечную шиверу. Осмотр полезен. Согласно лоции Афанасенкова, если идти все время справа, сначала будет перекат, а потом уже Двойной.

После небольшого плеса, на левом повороте - остров, в протоках - порог Каменистый (КС II). Заход по центру левой протоки, затем под левый берег. Сразу за порогом - бетонный мост и конец Алакуртти. Под мостом - слив 0.2м, затем остров поперек реки на левом повороте. В правой протоке - слив 0.3м. Километр плеса и порог Водопадный-1 (КС III). Мощный слив по всей ширине реки. Удобный проход - по центру. Осмотр справа, там же и стоянка. За порогом - улово, затем струя уходит под отвесный правый берег, где образует валы 0.7м - это начало порога Водопадный-2 (КС III). После валов - участок быстротока, где надо уходить налево и уже с левого берега осмотреть порог. Струя образует мощный слив с прижимом к островку, затем шивера с камнями и бочками. Слив можно обойти по центру, но там очень грязно и мелко. Стоянки между водопадными порогами на левом берегу и после второго на правом. У левого берега после первого Водопадного - маленькие метровые водопадики, удобные для катания на каяке.

После 2 часов плеса с разрушенным мостом посередине - порог Кривой (III-IV). Ориентиры - остров и шум. Осмотреть можно слева. Простая заходная шивера и грязный слив 1.2м с кучей вариантов прохождения. Под правым берегом, кажется, поположе. После слива 200м простой выходной шиверы с кучей поворотов струи. За ней - стоянка слева.

До порога Юрьев день (КС II-III) полтора часа плеса с перекатами. Входная шивера и простой слив рядом с высокой скалой на левом берегу. Почти сразу за сливом начинается шивера (КС II-III), с небольшими перерывами тянущаяся около километра. Последняя ее ступень называется Скалистый глаз.

Остров после небольшого плеса - ориентир порога Надежда (КС III). Осмотр с острова. В левой протоке - шивера (КС II), в правой - метровый слив с бочкой. После слияния проток - 50м шиверы и небольшой слив на выходе. Чистый проход справа.

Через километр - перекат Подкова (название дано по форме порога). В конце - стоянка. Еще через километр - порог Март (КС III), ориентиром которого является остров. Сам порог в левой протоке - метровый слив через всю реку с кучей вариантов прохождения. Напоминает Надежду и Кривой. Осмотр слева.

После приблизительно получасового плеса с перекатами вправо отходит узкая (20м) протока, возможно, именно она названа у Афанасенкова правым притоком. В ней 4 порожка, последние 3 со сливами. КС II-III. Чрезвычайно мелко. Проходимо только на каяках и то грязно. Сливы рекомендуется смотреть.

В основной протоке - перекат (минут через 15 после отхода боковой) и метров через 100 - порог Кошмарики. Две протоки, в левой (видимо) - мелкая канализация, в правой (основной) три небольших слива, все низкие и с большим количеством камней. В первом дырка в каменной гряде шириной метра 3, где и рекомендуется идти, остальные - по струе. Осмотр с ПБ, там же перед порогом стоянка. КС II-III. Выходная шивера простая.

В следующем за Кошмариками лабиринте проток Афанасенков рекомендует идти все время в правую. В последнем перекате до слияния проток валы 0.5-0.7м. Перед ним приходит самая правая протока.

Еще минут через 10 - порог Слив с плит. Слив и есть. КС I, без осмотра. Перед ним присоединяются и остальные, левые протоки.

Сразу за сливом начинается заходная шивера порога Красивый (КС IV-V). Сама шивера (100-150м, КС II-III) несложна, осмотр (справа) нужен лишь для определения места чалки перед основным сливом (улово у правого берега). Сам слив опять же у правого берега, невысокий, но с мощной бочкой слева. Справа бочка послабее, но в 10 метрах за ней - вторая. За сливом - простая выходная шивера.

Через 45 минут - приятный порог Вечерний (КС III). Ориентир - остров. Порог в левой протоке. Осмотр с острова, проход справа с уходом в центр. Валы, большие камни, плиты. Менее чем через километр - порог Узкий (КС II) - одиночный чистый слив через всю реку в сужении, напоминает Полисть. В следующем сужении (оно видно еще от Узкого) - порог Яма (КС IV-V). Мощный слив более 1м с мощной бочкой в 10м за ним. Бочку можно обойти слева. Затем 50 метров выходной шиверы. Просмотр с обоих берегов, стоянка справа.

В конце прямого 500-метрового плеса за Ямой находится порог Котел (КС IV). Слева - полутораметровый слив с большим котлом, которую можно обойти совсем слева, справа воды меньше, однако можно присмотреть себе много траекторий для каяка, а то и для ката. Осмотр с того берега, около которого хотите идти, на левом берегу - стоянка. Отсюда можно сплавать в радиалку на порог Водопадный на р.Кутсайоки До него - 2 часа хода, включая обнос двух порогов. Обратно - полтора часа.

Через километр впадает Кутсайоки, а еще через 2 - порог Ночной (КС II), проходимый сходу. От его конца уже видно начало порога Карниз (КС V) - каменный остров. В левой протоке - мелкий и крутой 2-метровый слив с мощной бочкой, справа слив более пологий но и с более мощной бочкой. Обойти ее можно слева, что требует маневра. Затем короткая, но мощная выходная шивера и сужение до 20м с высокими валами. Осмотр справа, слева или с острова, в зависимости от выбранного пути.

После часа плеса между высокими скалами - простой (КС III), но очень красивый порог Каньонный. 3 слива с высокими валами. На левом берегу - стоянка. Сразу за ним несколько более сложный (КС III) порог Змея со стоянкой в начале (на левом берегу). Начало стоит осмотреть слева. Несколько поворотов и слив с прижимом влево. Дальше можно не смотреть, хотя впереди еще 150м неплохой шиверы.

После маленького плеса показывается остров - ориентир порога Шляпа (КС IV) - последнего на реке. В левой протоке - высокий (1.2м) и мощный слив с сильным прижимом к острову, затем выходная шивера. Прижима можно легко избежать, пройдя под левым берегом. В правой протоке - двойной слив в скальной щели. Осмотр с острова или с берегов. На острове - стоянка, можно стоять и слева, но вид портят остатки лесоучастка Тумча. Последняя стоянка на реке - на островке километров через 5 после Шляпы. Только дров там мало. Еще через 5 км - выход на основной плес Иовского вдхр. Проблем со стоянками там нет, на катах грести по нему при отсутствии ветра полтора дня.


схемы 1:50000

В.Завьялов

GIF 300dpi: t01.gif (102kB), t02.gif (84kB), t03.gif (92kB)

Postscript: t123ps.zip (97kB)

FIG: t123fig.zip (19kB)