на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Река Теренсу

Конспект отчета 5010 библиотеки МГЦТК.

Набор и правка - Дмитрий Шварц,
(495)117-4902, shvarts@mccme.ru, декабрь 2004г.
С удовольствием отвечу на вопросы.

Сокращения


Активная часть маршрута начинается от станции Бискажма, расположенной на железнодорожной магистрали Абакан-Новокузнецк. Здесь группа оказалась в 20.30.

От станции можно успеть до темноты дойти до берега р. Томь (4км), где есть хорошее место для ночёвки.

Вверх по р. Томь идёт старая лесовозная дорога, часто переходя с левого берега на правый на протяжении 10-15 км. Далее дорога уходит вверх по правому притоку реки Томь, где многократно разветвляясь, образует множество тупиков, которые представлены старыми вырубками. Идти необходимо по дороге, придерживаясь нужного азимута и основного русла ручья около 7км. В месте разветвления ручья необходимо резко повернуть вправо на крутой перевал (длина подъёма около 1.5км), откуда на север и северо-запад хорошо видна долина реки Теренсу, а на СВ возвышается гора Кизель (1330м). Далее спуск с перевала около 2км до небольшой заболоченности, за которой идет старая лесовозная дорога вдоль левого берега ручья до реки Теренсу. В устье ручья на его правом берегу находится зимовье в хорошем состоянии. При необходимости группа в восемь человек может разместиться в нём на ночлег. Здесь много леса, пригодного для постройки любых типов судов. Подниматься далее вверх по реке Теренсу нецелесообразно, т.к. на ближайших 2,5-3км много заломов и деревьев, лежащих поперек всего русла.

Вдоль правого берега реки Теренсу до правого притока - реки Толгуй идет старая лесовозная дорога, уходя затем вверх Толгую.

Сплав по р. Теренсу

Начало сплава у старого моста, через который проходит лесовозная дорога. Уровень воды высокий. Первое препятствие через 200м сплава.

1Л. Шивера. Длина около 150м. На пологом ПП в русле много обливных и полуобливных камней. ЛБ крутой, справа камни. Валы 0.5-0.8м. Линия движения просматривается с воды.

За шиверой низко нависающие деревья с ПБ. Сразу за ЛП завал, проход около 1.5м. Обнос судов по ПБ не более 40м. Через 500м после завала на крутом ЛП

2Л Шивера. Длина 200м. На крутом повороте нависающие деревья у левого берега. Навал воды на правый обрывистый берег. В русле обливные камни, между ними небольшие (до 0.5м) валы и сливы.

До следующего препятствия 500 м. По-прежнему с ЛБ нависающие деревья и "расчески". На крутом правом повороте необходимо держаться правого берега.

3С. Порог, длина 100-120м. Образован выходом коренных пород с правого берега. Сильный навал на кусты и нависающие деревья левого берега. Перед правым скальным выходом струя разбивается группой камней на правую и левую. Проход по правой через обливные камни. Вал до 1м. Зa скальным выходом еще одна гряда обливных камней через все русло с валом около 1м.

Через 500-600м проход по реке перегораживает упавшее дерево. Суда можно провести справа. Через 400-500м крупный правый приток - р. Ассук, скорость течения увеличивается.

4Л. Шивера. Длина 70-80 м. Начинается после сужения русла. Перед резким ЛП уклон реки увеличивается. В русле много полуподводных камней. У правого берега крупные валуны. На выходе из шиверы русло расширяется более, чем в 1.5 раза. Высота сливов не превышает 0,5м. После S-образного поворота

5С. Порог, длина 80-100м. Расположен 400м выше р. Иссук, перед слиянием двух проток. Правый берег - осыпь высотой 6-7м, над которой идет дорога. В русле отдельные небольшие камни с проходами до 2.5м. Между ними сливы, вал до 1м, много подводных острых камней. На выходе прижим к правому берегу, мощная основная струя с валом до 0,8м.

После прохождения порога на правом берегу видна изба за которой впадает река Иссук. Через 700 м после устья p. Иccyк справа небольшой ручей - ориентир следующего препятствия.

6С. Порог-шивера. Длина 180-200м. Расположен 150м ниже устья ручья за небольшим островом перед пологим ПП. Образован соединением проток. На входе струя проходит через ряд бочек до 0,8 м, затем серия жёстких валов и на выходе резкий слив. Линия движения судов хорошо просматривается с воды.

Далее на протяжении 1,5км крутой левый берег, по правому низко нависающие кусты - "расчёски". Ориентир следующего препятствия - большой серый валун у левого берега.

7Л. Шивера. Длина менее 100м. По всему руслу подводные камни, образующие бочки и валы более 0,5м. Проходили по центру, лавируя между редкими полуобливными камнями. На протяжении последующих 1,5 км поток набирает силу. Справа крутой обрывистый берег, на левом повороте русло резко сужается.

8С. Порог. Длина 1,2км. Справа - скальная стенка, перед которой кончается колея дороги. Порог образован скальными выходами с обоих берегов. На входе струя проходит через ряд бочек, затем серия жёстких валов по центру русла. Много подводных камней со сливами 0,5-0,8м. На выходе мощная основная струя со стоячим валом 0,8м. Хотя порог хорошо просматривается с воды на всём своём протяжении, необходимо постоянное внимание, т.к. в русле встречаются полуобливные камни, видимые не далее, как за 10-15м.

Затем река петляет. На поворотах навалы на берег. За руч. Тарасовский по левому берегу низко нависающие над водой деревья, затем завал с проходом около 2м. Необходимо для осмотра причалить к правому берегу. Расширив ножовкой и топором проход до 3м, обошлись без обноса судов по берегу. За правым притоком, р. Каинзас,

9С. Порог. Длина 50-60 м. Локальный порог начинается на слабом левом повороте сразу за руслом р. Каинзас, где необходимо причалить к правому берегу для разведки, т.к. на входе в порог косые бочки со сливами 1м, перегородившие всю реку. Необходимо правильно наметить линию движения судов на заходе. Далee русло становится шире.

Прошли препятствие, прижимаясь ближе к правому берегу, уйдя от полуобливных камней в центре русла. До р. Крестик на протяжении 2,5 км прямой участок с небольшим, но жёстким валом. Линия движения судов по центру основной струи. За устьем руч. Крестик после крутого правого поворота реки очередное препятствие.

10Л. Шивера. Длина 250 м. Пологий вал по всему руслу, редкие полуобливные камни, хорошо видимые с воды. За шиверой сильный навал на ПБ, слева мель.

За S-образной петлей через 1.5 км.

11С. Порог-шивера. Длина 350м. На входе сильный навал на левый берег, где обнажаются камни. Основной поток идет вдоль правого берега. По всему руслу много подводных камней, образующих вал до 1м. На выходе струя наваливает на стенку правого берега. Препятствие хорошо просматривается с воды.

Далее на протяжении 2,5км небольшой пологий вал до правого притока - реки Березовская, в устье которой начало следующего препятствия.

12C. Порог. Длина 1.5 км. По правому берегу вплотную к реке подходит дорога, по левому заросли кустарника. По всему руслу хаотично разбросаны полуобливные камни. Вал 0,8-1м. Слабый навал на правый берег. После устья руч. Толгуй от правого берега отходит гряда камней на всё русло о узким (4м) проходом, в котором жёсткий вал 1м - это выход из порога. Суда проходили в кильватерной колонне, прижимаясь к левому берегу.

Дорога уходит вверх по ручью Толгуй, через 500м слева впадает небольшой ручей, за которым начинается крутой высокий склон по левому берегу. Справа густой кустарник. Через 150-200м после устья ручья

13C. Порог-шивера, Длина около 2,5 км. Перед входом шивера с бочками и валами 0,7-0,8м. Чepeз 200м всю реку пересекает обливная каменная гряда с резким сливом и бочкой. Далее на протяжении 1,5км небольшой (0,5-0,7м), но жесткий вал. В конце препятствия две обливные гряды, за которыми справа впадает ручей. Проходили по основной струе.

Река расширяется в 2-2,5 раза, скорость течения падает. Через 1,2км после левого ручья русло опять сужается.

14Л. Шивера. Длина 180-200м. Образована выходом коренных пород у правого берега, слева камни. Пологий вал до 1м, который постепенно затухает. Через 1,5км

15Л. Шиверы. Длина 800 м. Серия шивер с короткими сливами до 1м, с последующими за ними бочками.

Через 2,5 км на прямом участке реки слева впадает еле заметный ручеек единственный ориентир следующего препятствия, которое хорошо просматривается с воды.

16С. Порог, длина 80м. Ориентир - два больших валуна у ЛБ, справа гряда полуобливных камней. Между ними крутопадающий участок с обливными камнями в русле и жёсткими бочками. Ширина прохода около 8м. Необходимо держаться центра основной струи.

Через 500м крутой правый поворот, на котором необходимо причалить к левому берегу для разведки.

17Т. Порог. Длина 120м. Расположен перед устьем правого ручья непосредственно за поворотом. Начало препятствия с воды увидеть практически нельзя из-за крутого поворота реки. На входе гряда валунов у левого берега и сильный навал основной струи на правый берег. Ширина прохода 4.5-5м. Отбойные валы около 1.2м. Затем центральная струя перепрыгивает через груду обливных валунов и на выходе из порога бьет в скальный обрыв правого берега. Необходима организация береговой страховки. Опасны острые подводные камни. Суда проходили поочередно, постоянно отрабатывая к левому берегу от навала.

После резкого левого поворота на 180 градусов, на котором сильный навал основной струи на правый берег, а затем пологого поворота русла направо (через 1,5км после вышеописанного препятствия) необходимо причалить к правому берегу для разведки следующего порога.

18T. Порог. Длина 250-280м. Левый берег крутой с осыпями, правый выполаживается. На входе две резкие и мощные бочки, обойти которые невозможно из-за полуобливных крупных валунов у ПБ. Затем следует слив, серия жестких косых валов и навал на левый берег. На выходе валы достигают 1.5м, все русло забито подводными большими камнями. Суда проходили поочередно, нa выходе из порога береговая страховка.

После правого ручья один за другим следует два острова. Перед выходом из протоки второго острова хорошо виден

19С. Порог-шивера. Длина 70-80м. Образуется на слиянии двух проток после острова. Жесткий вал по центру русла от 0.5 до 1м. Встречаются полуобливные камни. Проходили без разведки. Далее русло становится шире, скорость течения заметно падает.

За устьем правого притока руч. Шумный, на крутом правом повороте выходом коренных пород правого берега образуется шивера.

20Л. Шивера. Длина 350-400м. Русло реки становится уже, по обеим берегам россыпи полуобливных камней. На всём протяжении жёсткий вал около 0,5 м.

За поворотом виден старый автомобильный мост, за которым река разделяется на два рукава большим островом. Слева - мелкая шивера, проходить следует правой протокой.

21Л. Шивера. Длина 300 м. Образована множеством подводных камней. Встречаются и полуобливные небольшие камни. Берега пологие, густо поросшие кустарником.

При впадении Теренсу в реку Томь цвет воды из светло-голубого превращается в грязно-серый.

Уровень воды в реке Томь близок к паводковому, скорость течения не менее 7-8км/час. По всему руслу постоянно пологий вал до 0.5 м. [до станции и поселка Балыкса на ЛБ Томи ~6км сплава]. До устья реки Большой Казыр много островов, препятствий нет.

Карта с проставленными по схеме из отчета порогами (gif, 72kb).