на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Река Таруса

28-29 мая 2005 года

Олег Волков

От деревни Ям до города Таруса. Северо-восток Калужской области. 28-29 мая 2005 года. Катамаран, КНБ, Щука-3 и Щука-1. Детский поход. 11 человек.

Лоция

Лоция реки соответствуетдвижению катамарана.

1 день

0-53 (чистое ходовое время, часы-минуты) Впадение крупного левого притока реки Роща.

2-32 Строится бетонный мост.

Через 50 метров через реку чуть выше уровня воды перекинут мост из бетонных плит, короткий обнос по правому берегу.

3-52 Останки старого навесного моста.

4-28 Маленький левый приточек, далее деревня Кольцово.

4-30 Впадение крупного левого притока.

5-03 Ночёвка на левом берегу реки.

2 день.

5-44 Автодорожный железобетонный мост в деревне Лопатино.

"Выходы к реке" автолюбителей со своим автотранспортом, после них:

6-23 Деревянный мост через реку, протискивание судов между диагональными опорами оного моста.

7-04 Мост с настилом, деревня слева.

7-16 Автодорожный железобетонный мост в деревнеПохвиснево.

7-27 Водомерный пост.

9-01 Железная конструкция "мостик".

9-07 Автодорожный железобетонный мост, не отмеченный на карте.

9-39 Автодорожный железобетонный мост, город Таруса.

Чуть ниже по течению реку пересекают две железные трубы, образуется равномерный гладкий слив через всю реку высотой около 60 сантиметров (при нашем уровне воды). За сливом маленькая бочечка, длиной около полуметра. Под сливом ямка. Вследствие равномерной гладкости слива бочечка держащая, в ней колбасится много всякой плавающей дряни. При более высоком уровне воды, возможно(!), она будет представлять опасность (смотри опасность искусственных плотин).

9-41 Впадение в реку Ока.

Заброска

От Москвы до станции Серпухов мы доехали на электричке, отправляющейся в 7-18 с Курского вокзала (7-27 Текстильщики). На станцию Серпухов электричка должна приходить около 9-14. Напротив входа в железнодорожный вокзал на краю площади расположена остановка автобуса на Тарусу. Нам удалось втиснуться в дополнительный автобус, идущий через Тарусу. Отправился он около 9-35. Цена билета 30 рублей, багаж 5 рублей. Время в пути около часа. Этот дополнительный автобус отправлялся незадолго перед отправлением рейсового автобуса, который был более свободным.

Ближайший автобус, идущий до деревни Роща был в 13-45. Поэтому от города Таруса до моста через реку, расположенногоза деревней Ям, доехали на "Газели", договорившись о заброске за 500 рублей с местными таксистами.

Собирались здесь же, чуть ниже моста. Место слишком оживлённое, постоянно приезжают купаться местные на машинах.

Описание маршрута

На всём своём протяжении Таруса имеет ширину 15-20 метров, иногда расширяясь до 30 метров. На перекатах ширина реки остаётся такой же. Дно каменистое, сложенное мелким известняком. Камни с острыми краями, совершенно не сглаженные водой. Россыпи мелкого известняка встречаются и вдоль береговой линии. По берегам попадаются небольшие выходы известняка.

На всём протяжении маршрута в реке много каменистых перекатов. Глубина реки на них около 10 сантиметров.Особенно много перекатов на верхнем участке от деревни Ям додеревни Лопатино. На этом участке пройти перекаты чисто, без касания камней удаётся редко.В основном приходится аккуратно проползать, выбирая максимальную струю и используя водяные "подушки", образующиеся при отражении основной струи от берега, травянистых островочков или от крупных камней. Неторопливое проползание перекатов напоминает работу минёра на минном поле. Иногда попадаются совсем мелкие перекаты, требующие проводки судов. Перекаты разделяются прогонными участками, лишёнными течения. Средняя скорость передвижения на участке Ям-Лопатино оказалась около 4 километров в час.

Ниже автодорожного моста в Лопатино Таруса стала более полноводной, появилось течение реки на прогонных участках, перекаты стали помощнее. Несмотря на то, что река на перекатах стала иногда делиться на протоки, в основном удаётся проходить перекаты чисто, не касаясь дна. За счёт появления течения на прогонных участках реки, разделяющих перекаты, средняя скорость продвижения вдоль реки увеличилась до 4.5 - 5 километров в час. Перекатов на этом нижнем участке реки меньше, чем на верхнем, и преодолеваются они быстрее, некоторые из них мы шли на скорости.

Глубина реки в среднем около 40 сантиметров, на перекатах она не превышает 15 - 20 сантиметров. На плёсах иногда попадаются ямы глубиной до полутора метров.

До впадения левого притока Роща русло реки в нескольких местах частично перекрывают упавшие в реку деревья. Однако все полузавалы нам удалось пройти без обносов. Лишь один из них был неудобен, но и его преодолели, даже катамараном.

Много автомобильных бродов через реку. Тарусу можно переехать на грузовике практически в любом месте, где удастся найти пологий спуск к воде и выезд из реки на противоположном берегу. В основном же берега отвесно поднимаются над водой метра на два, выход на них неудобен. По берегам много зарослей крапивы, поэтому найти стоянку с удобным выходом к воде сложно.

Отсутствие удобных сходов к воде и малая глубина Тарусы способствуют отсутствию в реке купающегося местного населения. Несмотря на тёплую погоду купающийся в реке народ наблюдался лишь возле некоторых деревень среднего течения реки, у места старта, в районе "выходов к реке" автомобилистов (6-23) и в городской черте города Таруса. Но вдоль всего маршрута по берегам были рыбаки.

В Тарусу впадает много родниковых ручьёв. Но, как правило, родники впадают с высоких заросших деревьями крутых склонов, рядом с которыми выход на берег затруднён.

Прибрежную полосу леса составляютв основном ветла, ивняк, осина, орешник, липа, дуби заросли ольхи. Иногда к реке подходит смешанный лес, отделённый от воды полосой заливных лугов. Часто деревья с обоих берегов реки наползают навстречу друг другу и образуют зелёный тоннель, по которому протекает река.

На пройденном участке Тарусы берега высокие, часто поросшие лесом. На высоких склонах над речной долиной встречаются берёзовые рощи.

В отличие от описания Рыжавского ("По рекам и озёрам Подмосковья") перекатов при нашем уровне воды больше было именно на верхней части маршрута, от деревни Ям до деревни Лопатино. Ниже по течению их стало меньше, зато появилось течение на прогонных участках. Возможно, что в более высокую воду это выглядит как сплошная быстрина-перекат.

Выброска

Собирались мы перед впадением Тарусы в Оку на правом берегу реки. До автовокзала надо пройти 150 метроввдоль Оки против течения и свернуть направо на площадь перед церковью. При нас в течении 20 минут на Серпухов отошли две "Газели", заполненные народом. Мы уезжали на дополнительном автобусе с временем отправления около 18-10. Цена одного комплекта (билет + багаж) 40 рублей. На электричку 18-13, следующую из Серпухова на Москву мы не успели, ехали на следующей, идущей до станции Москворецкая.

Выводы

Берега у Тарусы оказались неудобные для остановки на стоянку. Но на протяжении всего маршрута реку пересекало большое количество бродов. Их можно использовать в качестве удобных выходов на берег.

Несмотря на наличие большого числа впадающих в Тарусу родников, сложно найти место с удобным выходом на берег, расположенное рядом с родником.

Живописно смотрелись берёзовые рощи, расположенные над речной долиной.

Большим преимуществом этой реки является малое количество комаров. В это время года наблюдается их массовый вылет. Но, на Тарусе берега высокие, сухие. Поэтому, даже вечером в траве заливных лугов эти кровососы нас не сильно беспокоили.

Водная часть маршрута понравилась. На протяжении всего маршрута в русле реки встречаются перекаты, что необычно для рек Подмосковья. Однако пройти эти перекаты при меженном уровне воды без потерь для оболочки судов достаточно сложно. А при отсутствии опыта прохождения таких рек это может показаться мазохизмом и окончиться превращением байдарки в дырявое корыто.

В нашу воду поиск оптимального пути прохождения перекатов оказался очень интересен. Но если бы воды было побольше, река смотрелась бы лучше. Поэтому, скорее всего, оптимальным временем прохождения данного маршрута являются майские праздники.