на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

р.Сторожка

18 марта 2001г

В.Завьялов

Карта реки 1:100000
Карта реки 1:100000

Кто-то еще катается на лыжах по Уралу, кто-то просто занят, а из оставшихся я -- самый нетерпеливый. Да и неудивительно: уже почти неделю стоит оттепель, почти изчезли горы снега вдоль улиц и кажется, что половодье уже в самом разгаре. Лыжники, ходившие в субботу от 91 км до Тучково, говорят, что воды уже много. Хочется плавать.

Выбираю речку Сторожку. Во-первых, это недалеко от моего дома (Строгино), во-вторых тамошние места должны быть очень красивыми, да и интересно изучить неизвестную речку. Кроме того, если Сторожка вдруг окажется замерзшей, можно быстро переброситься на Малую Истру.

Из дома выхожу в 8:00, а уже в 9:10 вылезаю из подвозившей меня машины на пересечении М9 и кольцевой железной дороги. По пути удалось выяснить, что Москва-река у Рублево стоит подо льдом, а Истра хоть и течет, но вполне в своих берегах. Температура -- небольшой минус. Что ж, посмотрим...

По глубокому снегу выбираюсь на железную дорогу и иду по ее полотну на юг. По жесткому насту идти довольно тяжело, поэтому обнаружив тропинку от платформы 177км к деревне Сурмино, иду по ней. К реке подхожу в 10:00, и в 10:40 выплываю.

Окрестности деревни Сурмино
Окрестности деревни Сурмино


Половодье еще не началось, хотя льда не реке уже нет совсем. Ширина реки -- 4-5 метров, глубина 0.3 - 0.5 м. Течение довольно хорошее, дно -- песок, реже ил, иногда встречаются довольно большие камни. Встречаю лыжника, едущего вдоль реки. Хорошо ему сейчас: по насту можно ехать коньком. За два часа доплываю до левого притока -- ручья Грибковский Овраг. На этом двухкилометровом участке постоянно (раз в 20-30 м) приходится пролезать через кусты. Обносов с вылезанием из Ласточки -- штук 20-25. На берег вылезать очень сложно из-за огромных нависающих снежных шапок. Гораздо удобнее ходить по дну по колено в воде. Средняя скорость сплава -- около 1 км/ч, так что до Звенигорода мне вряд ли удастся доплыть. Вообще-то, надо было мне пройти еще полтора километра по железной дороге и начинать сплав отсюда.




У притока обедаю и плыву дальше. Характер реки почти не меняется, немного лучше становится, когда река входит в лес. Здесь река течет в узком овраге, иногда прямо к воде подходят склоны, поросшие еловым лесом. Очень красиво. Пролезаний по кустам становится немного меньше, однако обносы усложняются: река стала глубже, а перегораживающие ее бревна -- толще.

Через час сплав приходится закончить: подплыв к очередному бревну с огромной снежной шапкой, я попытался сковырнуть ее веслом. Весло сломалось... К счастью, я почти доплыл до дороги Сурмино-Ивашково. Антистапелюсь и вылезаю на нее в 15:10.


Иду пешком по направлению с А107. Редкие машины проезжают мимо не останавливаясь. Перехожу по мосту Сторожку. Здесь, к югу от дороги -- огромная огороженная территория: то ли крутой дом отдыха, то что-то еще. Недавно отремонтированные аккуратные дома стоят среди парка по берегам реки. Все это огорожено красивым забором из прутьев. Забор пересекает реку чуть ниже автомобильного моста. Вода идет прямо через прутья.

В половодье это место может стать довольно опасным: забор расположен в нескольких метрах за низким автомобильным мостом. Как преодолевать это препятствие -- не знаю. Проходая расположена на правом берегу на горе, но пустят ли туда -- непонятно. Возможно, проще всего пройти влево до железной дороги и по ней -- до реки.

Я же иду пешком дальше и в пять с небольшим выхожу на А107. Здесь почти сразу сажусь на автобус до Москвы и через час приезжаю на метро Кунцевская.

Рекомендации

В половодье начинать сплав вполне можно от дер. Сурмино. Места здесь красивые, а течение хорошее. Большинство препятствий, которые так замедлили мой сплав, конечно, затопит, однако к частым обносом, все же, нужно быть готовым. Кроме того, не очень понятно, как преодолевать огороженную территорию в Кораллово.

По информации А.Савватеева (см. http://slazav.mccme.ru/bsst01as.htm), который плыл от 183 км почти до Дюдькова в высокий дождевой паводок 2 июня 2001г, этот участок неинтересен (дачи, помойка, огромное количество обносов). Ниже, вроде бы, дачи кончаются и река становится лучше, но до устья остается всего пара километров.

Расписания

Электрички на кольцевой ж/д, платформа 177км
расписание переписано 18.3.2001
 на Кубинку 4:28 9:39 15:06 16:28 22:04
 на Икшу 6:23 12:06 16:33 18:11 23:44

Автобус N25 ст.Звенигород-Сурмино, остановка Ивашково
расписание с 1.6.2000, переписано 18.3.2001
 на Звенигород 7:45(до города) 12:48 18:25
 на Сурмино 7:25 12:27 18:08

А107, поворот на Супонево, остановка на север.
расписание переписано 18.3.2001
 452 Москва 6:12крвск 7:00 8:05 8:59 9:55 11:05 12:15 13:20 14:25 16:05 17:20 19:10
 54 Одинцово 6:52 9:13вск 11:57 15:02 17:17
 48 Козино 7:08акс 8:25 9:45 12:23акс 16:30 17:46акс (акс=Аксиньино)

автобус 452 Звенигород-Москва идет так:
 Звенигород (город) - Синьково - Козино - Николина Гора - Успенское - Рублево-Успенское ш. - Рублевское ш. - м.Кунцевская

Характеристики реки

Километраж от устья:
Мост в Сурмино 15.5
впадение Грибковского Оврага, 160м 13.2
158м 11.7
мост в Коралово 8.5
ж/д мост 7.5
180м 1.5

Средний уклон на основном участке -- 1.7м/км

площади водосбора, км2:
Сурмино 42
после вп. Грибковского оврага 61
после автомоста 98
в устье 121