на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Деревянные весла с дюралевыми лопастями

Слава Завьялов, июль 2001

Основная идея такая: к палке, найденой на месте, прикрепляется дюралевая лопасть. Так можно делать катамаранные и байдарочные весла, плотовые греби. Такая конструкция очень удобна для пеше-водных походов. Лопасти занимают очень мало места, мало весят (200-300 г/шт). Лопасть представляет из себя прямоугольник из дюраля со скругленными краями и с дырками для крепления к палке.

1. Материал лопасти

Существует очень много различных алюминиевых сплавов, для изготовления лопастей подходят далеко не все. Подходит, например дюралюминий Д16Т (или, что тоже самое, Д16АТ) -- довольно распространенный сплав (Al-Cu-Mg). Вообще, последняя буква обозначает состояние материала, могут быть такие варианты (в порядке увеличения прочности):

Мягкие сплавы для изготовления лопастей не подходят совершенно, к примеру, вы легко сможете пальцем выдавить углубление в таком листе миллиметровой толщины. Далее речь пойдет о лопастях из Д16Т.

2. Толщина

В большинстве случаев подойдет дюралевый лист толщиной 1мм. Такая лопасть весит около 250г, гнется или рвется только при достаточно большой нагрузке (заклинивание в камнях и т.п.).

Если очень нужно экономить вес, можно использовать 0.5 мм, но об камни такая лопасть будет гнуться очень часто. Возможно, это неплохой вариант для не слишком сложных рек. 1.5 мм -- уже совершенно несокрушимая лопасть. Выпускаются и дюралевые листы толщиной 0.8 и 1.2 мм.

3. Размеры

Для катамаранных весел обычно используются прямоугольные лопасти шириной 20-25см и длиной 40-45см. Для байдарки размеры такие же, но лопасть нужно сделать каплеобразной формы, чтобы верхние углы не задевали за борт.

4. Крепление к палке

Используются несколько конструкций:

При креплении очень важно, чтобы палка торчала с нижнего края на 2-3см. Если будет торчать лопасть, она быстро погнется об камни. По той же причине важно, чтобы нижний шуруп отстоял от края лопасти не более чем на 2-3 см.

5. Палка

Палка изготавливается из сухого хвойного дерева. Требования к ее прочности должны быть очень высокие. Толщина палки -- 4-6 см, длина -- как вам удобнее. В какую сторону должен смотреть комель палки -- сложный вопрос. На прочность весла это влияет слабо. Я больше люблю прикручивать лопасть к верхушке, так более удобно расположен центр тяжести.

Наилучшая древесина -- ель. Лиственница немного тяжелее, кроме того, иногда на лиственничных сушинах встречаются подгнившие участки. В таких местах древесина темнее и мягче. Процент таких испорченых деревьев в разных лесах разный, но обычно, все же можно найти необходимое количество подходящих палок. Сосна, а тем более кедр -- очень хрупкие, их лучше избегать. Пихта, судя по всему, похожа на ель, но мне не приходилось использовать ее.

В любом случае, не ленитесь пробовать палки на прочность. Для этого весло можно положить концами на два камня и встать на него посередине. Такой же тест мы обычно применяем и для деталей катамаранной рамы.

На весло полезно сделать ручку в форме буквы "Т". Мне нравится такой способ: в перекладине делается квадратное углубление (размером примерно 1.5х3 см, глубиной 1-2см), а в торце весла -- шип соответствующей формы. Посадка должна быть плотной, но не настолько, чтобы расколоть перекладину. Сверху в перекладину ввинчивается длинный шуруп или саморез, и все это заматывается изолентой.

6. Изготовление лопасти

Листовой дюраль продают довольно много фирм, торгующих цветным металлом. Разброс цен достаточно большой, характерная величина (лето 2001г.) 80-100 р/кг (то есть лопасть обойдется примерно в 25-30р.) Размер листов обычно от 120х300 до 150х450 см. Резать такой лист лучше гильотинными ножницами, их, очевидно, можно найти в мастерских, работающих с металлом. Обычными ножницами по металлу лист толщиной 1мм резать можно, но тяжело, лист 1.5мм -- почти невозможно.