на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Шуя Беломорская

25 июля - 4 августа 2012 года

Олег Волков

Водный поход по реке Беломорская Шуя от посёлка Пушной до станции Шуерецкая. Средняя Карелия. Байдарка "Таймень-2", лёгкий катамаран c 3 гребцами с продольным расположением гребцов, катамаран с 4 гребцами, катамаран с 2 гребцами и Ласточка-21". Всего 13 человек, из них 5 детей. 25 июля - 4 августа 2012 года.

Заброска

От Москвы до станции Беломорск мы добирались на поезде 212 Москва -- Мурманск. Он отправляется с Ленинградского вокзала в 1-20, а прибывает на станцию Беломорск на следующий день в 0-15. От станции Беломорск до посёлка Пушной забрасывались на двух машинах: УАЗ буханка с прицепом и микроавтобус. Дорога асфальтовая на всём протяжении, но плохая. Протяжённость около 40 километров. О заброске договаривались предварительно, по телефону.

Дневник маршрута

Посёлок Пушной расположен на окраине небольшого округлого озера, диаметром около 500 метров. Так как поезд был ночным, то нам было необходимо найти место, где можно было бы поставить палатки и нормально переночевать. К восточному берегу озера от посёлка Пушной подходит хороший просёлок протяжённостью около 300 метров. Берега озера низкие, заболоченные, местами подтопленные водой. К северу от просёлка вдоль береговой линии озера тянется полоса сухого леса шириной не более 10 метров. На ней в 50 метрах к северу от дороги среди ёлок мы нашли более-менее ровное и относительно сухое место, где и организовали лагерь. При удалении от берега озера начинаются рытвины и заросли малины, среди которых повсюду раскиданы сетки из проволоки. Большое количество таких сеток и собранных их них ящичков разбросано по окрестностям, много их и в воде рядом с берегом. Вода в этом озере мутная. Чтобы не проткнуть оболочки лодок этими ящиками надо внимательно просматривать места для спуска лодок на воду.

На западном берегу этого озера начинается прямая прокопанная протока, протяжённостью около 300 метров, выходящая в Шуезеро. Чтобы оказаться в истоке протоки надо пересечь озеро. Протока представляет собой прямой прокоп, шириной около 2 метров. Глубина протоки достаточная для свободного прохода судов. Со слов местных жителей в конце лета на выходе в Шуезеро образуется ветровая наносная песчаная отмель шириной около метра. При нашем уровне воды мы смогли пройти её на вёслах.

В Шуезере вода прозрачная, чистая. Удобных мест для стоянки ни на первом озере, ни на протоке, ни на входе в Шуезеро мы не обнаружили. Берега или топкие, или поросшие буреломным лесом, низкие. На Шуезере был сильный встречный ветер и сначала катамараны с трудом продвигались вперёд. После первых 4-5 километров северный берег Шуезера начал понемногу подниматься, болот вдоль берегов стало существенно меньше. Ближе к вечеру ветер стал стихать, и мы дошли до отличной стоянки на северном берегу Шуезера рядом с островками.

 Шуеозеро
Шуеозеро

Место высокое, поросшее могучими соснами, расположено на небольшом выступающем мысе. С него видно всё блюдце озера. При продолжении движения вдоль северного берега Шуезера в сторону истока Шуи на берегу озера будет ещё несколько сухих и красивых мест, пригодных для организации стоянки.

Выход из Шуезера расположен в конце северного залива озера. Залив постепенно сужается и появляется течение. Сначала идут болотистые берега. Но примерно через 500 метров по берегам реки местами начинают подниматься каменистые гряды. На них расположено 5-6 мест, удобных для стоянки, в основном по правому берегу. На ночёвку мы встали на втором из них, на правом берегу реки. Место сухое, ровное, но подход к воде немного мокроват.

В своём истоке Шуя имеет ширину порядка 15-20 метров, течение слабое, вдоль берегов много кувшинок и белых лилий. Вода в реке прозрачная, без торфяного оттенка. После первых 2 километров берега Шуи понижаются, и становятся неудобными для стоянки, хоть и поросшими лесом.

Некоторое время спустя река вышла на открытое пространство, и русло реки начало постепенно сужаться, пока мы не упёрлись в тупик, образованный из толстого слоя мха и травы, плавающих на поверхности воды. Чистого сквозного прохода не было. Пришлось вылезать на этот плавающую травянистую перемычку и аккуратно перетаскивать по ней суда. Ширина травяной перемычки, полностью перегораживающей русло реки, не превышала 15 метров.

 моховая перемычка
моховая перемычка

При этом под этой травяной подушкой глубина русла была не менее 2 метров. У дна в прозрачной воде были хорошо видны стайки окуньков, жадно набрасывающихся на брошенную вниз блесну.

После перемычки русло реки стало расширяться, и вскоре, Шуя снова обрела вид обычной реки.

Некоторое время спустя по правому берегу было плохонькое стояночное место. Ниже по течению идёт длинный болотный участок с красивыми чахлыми сосенками, выступающими из зарослей мха и багульника. На этом участке реки ловится рыба, но мест пригодных для стоянки нет.

Ниже по течению на спокойном участке реку пересёк действующий деревянный автодорожный мост. Лодки под ним прошли нормально, а катамараны пришлось проводить слегка притапливая. Течение под мостом слабое, ширина пролёта достаточная, поэтому проводка судов простая. Далее до Кузькозера продолжаются непригодные для выхода болотистые берега.

Кузькозеро мы прошли восточной протокой. Соединения с протокой, вытекающей из северо-западного залива Кузькозера, мы не обнаружили. Скорее всего, оно заросло травой. После выхода из Кузькозера в реку берега продолжают оставаться топкими. Но через 1-2 километра на левом берегу была плохонькая стоянка, которую мы использовали для приготовления обеда. Затем вплоть до начала Кипозера стоянок по берегам нет.

???? На этом участке???? был второй деревянный автодорожный мост. Перед мостом расположен порожек. Под мостом течение достаточно сильное, а высота его над уровнем реки была около 70 см. Байдарки прошли это препятствие легко, гребцам же катамаранов после прохождения порожка приходилось быстро складываться вдоль баллонов, чтобы поместиться под мостом. В результате один из гребцов не успел сложиться, и его снесло мостом в воду.

Ниже моста продолжаются болотистые берега, не пригодные для стоянки. Лишь метров за 500-700 до выхода в Кипозеро по правому берегу запомнилось сухое высокое место в соснах. Кипозеро узкое, вытянуто с северо-запада на юго-восток. Берега его поросли лесом. Шуя лишь слегка заходит в Кипозеро, оставляя его в стороне. Выход Шуи из озера расположен рядом с её впадением в юго-восточной части Кипозера. Основной, западный плёс Кипозера отделён островом и не виден. На берегах Кипозера есть места для стоянок. Мы встали на ночёвку на северном берегу Кипозера перед островом. Здесь есть деревянная баня, которую мы вечером протопили и попарились. Напротив нас, на восточном берегу Кипозера было видно ещё одно стояночное место.

После выхода из озера начинается прогонный участок с болотистыми берегами. На нём расположен простой порожек, после которого Шуя проходит через небольшое озеро, которое остаётся справа от реки.

Далее начинается участок с порожками различной сложности. Река маловодна, но при нашем уровне воды все верхние пороги на лёгком катамаране с продольным расположением гребцов и "Ласточке-21" можно было идти на вёслах, лишь иногда садясь на камни. Только на одном из порогов, который мы прошли широкой, но мелководной левой протокой, потребовалась небольшая проводка катамарана. Правая же протока этого порога была меньше по ширине, но вполне проходима на вёслах. Таймень и более гружёные катамараны на участках большого падения верхних порогов Шуи приходилось проводить.

 наш катамаран на верхних порогах
наш катамаран на верхних порогах

 Лёшин кат на верхних порогах
Лёшин кат на верхних порогах

На порогах встречаются места для стоянок.

Постепенно полноводность реки возрастает, пороги становятся более сложными. Среди порогов встречаются отдельные выраженные сливы, на которых начинает ощущаться напор воды.

 верхние пороги
верхние пороги

На порогах по берегам местами попадаются огромные каменные плиты. Река смотрится очень симпатично.

Обедали мы на левом берегу, где гладкая скала, поросшая молодыми соснами, образует скальный каньон с быстротоком в нём. Скала отделена от коренного берега болотистой низиной. Место красивое, но дров нет.

При приближении к автотрассе М18 пороги пошли один за другим. Мы шли всё с хода и пороги не отслеживали. Запомнилось, что парочка порогов была помощнее. Благодаря высокому уровню воды этот участок понравился. Отдельные небольшие участки требовали аккуратного манёвра, чтобы избежать посадки на камни. Но всё проходилось на вёслах. На этом участке проводка в некоторых местах требовалась лишь четырёхместному катамарану, да глубоко сидящему катамарану двушке. Остальные суда сложностей при прохождении порогов этого участка реки не испытывали. На ночёвку мы встали на левом берегу реки, перед порогом "Чайник" (пр. N23). Стоянка расположена на скалистой плите левого берега перед резким левым поворотом русла, за которым начинается мощная струя на прямом участке протяжённостью 50 метров в сужении. На стоянке на камнях стоит видавший виды старый прокопчённый чайник.

Через 200 метров после "Чайника" влево от русла отходит канава без заметного течения. Возможно, это приток. Если идти по основному руслу, то вскоре оно разделяется. На этом разделении основная протока левая, куда идёт основная часть воды. Направо уходит менее водная протока, которая вскоре снова разделяется на две: среднюю и правую. Расход воды в этих протоках не достаточен для прохождения их на судах. Обе они узкие, шириной не более двух метров. На участках максимального падения русла проток сужаются, и образуются сливы водопадного типа.

Центральная протока узкая и маловодная. В её средней части скальное сужение с отвесными стенками шириной не более метра, в котором расположено несколько сливов водопадного типа с общим перепадом около 5 метров.

Правая протока более полноводная и более широкая. Основное падение в 6-7 метров сосредоточено на ней на последних 10 метрах перед слиянием с основным руслом Шуи. Ширина правой протоки даже на участке максимального падения около 2 метров.

Если идти по основной, левой протоке Шуи, то вскоре после разделения проток, берега приобретают вид скальных стенок и на левом берегу расположено место для чалки судов перед порогом "Белая лошадь" (пр. N24). Место чалки находится в 20 метрах перед первым сливом порога. Сам порог представляет собой зигзаг из 3 поворотов, первый из которых направо, расположенных в каньоне с отвесными скальными стенками высотой до 2 метров. Ширина русла в пороге от 3 до 5 метров. Общее падение на пороге около 7 метров. Оно рассредоточено равномерно по всей длине порога, в основном выбираясь на пологих сливах. При нашем уровне воды на всех сливах были нормальные проходы для судов. Порог начинается сливом под левым берегом. В средней части русла сразу за сливом над поверхностью воды выступает большой камень. Правее него навалены обливняки. Метров через 15 после входного слива на правом повороте в сужении расположен второй слив, берега становятся отвесными. Далее идёт порог с выраженной струёй. На левом повороте прижим к скале правого берега. При нашем уровне воды не было никаких проблем с проходом порога по основной протоке.

 порог Белая Лошадь
порог Белая Лошадь

На пороге "Белая Лошадь" есть два места для стоянки по левому берегу реки. Кроме того, в конце порога перед слиянием проток, на правом берегу есть стоянка на острове.

Ниже порога примерно в 800 метрах Шую пересекает мост Мурманской трассы М18.

Ниже моста ширина реки остаётся на уровне 15-20 метров, течение спокойное. Постоянно слышен шум автотрассы. Довольно долго река идёт вдоль дороги. Дважды её пересекает строящаяся ЛЭПка. Около десятка первых порожков, расположенных ниже моста трассы существенно более простые по сравнению с порогами, расположенными выше моста трассы. Они больше напоминают полноводные перекаты.

Полноводность реки заметно возросла. По сравнению с верховьями Шуи вода в реке постепенно начинает приобретать коричневатый оттенок.

После того, как река изменяет направление своего движения с севера на восток и начинает отдаляться от автотрассы на правом берегу расположена отличная стоянка в сосновом лесу. Двумя порогами ниже по течению на правом берегу расположена следующая стоянка, на скалах. Пороги продолжаются, но на них нет сужений с мощными сливами и уклона. В основном, это шиверы с небольшим уклоном русла и малым числом камней, более похожие на полноводные перекаты.

На этом участке по берегам начинаются заросли молодого леса. Очень густой низкий березняк, небольшие ёлочки и осины закрывают оба берега реки, подступая вплотную к воде. Заросли настолько густые, что практически нет мест для выхода на берег. Высота этого подлеска не превышает 10-12 метров. Лишь отдельные большие деревья иногда возвышаются над этими непролазными дебрями. Стояночных мест на участке, протяжённостью около 10 километров практически нет.

Шивера 34, обозначенная как препятствие 3 к.с., не отличается по сложности от предыдущих препятствий. Она выделяется только большей длиной, но при этом на ней нет мощных сливов. Немного сложнее на фоне соседних смотрится порог "Директор" (пр. N41), представляющий собой одиночный слив с плиты.

Первый из порогов этого участка реки, требующий внимания это порог "Слива" (пр. N43), который представляет собой мощный короткий слив с каменной плиты с перепадом около метра.

 порог Слива
порог Слива

Просмотр слива возможен с плиты правого берега. На правом берегу, на уровне слива среди густых зарослей молодого березняка на 4 различных пятачках размером 2х2 метра, соединённых между собой узкими кривыми тропинками, промятыми в этих густейших зарослях, расположено 4 крохотных места для палаток.

Следующим заслуживающим внимания препятствием является шивера "Ремиз" (пр. N44). Её отличает заметное падение и протяжённость около 200 метров. Линия движения на пороге простая- по основной струе.

Очень красиво смотрится порог "Банзай" (пр. N46), расположенный в красивом скальном сужении. Осмотр порога удобен с правого берега. Река сужается до 3-4 метров. На прямом участке с заметным уклоном и пологими сливами река сильно разгоняется. Справа расположена отвесная скальная стенка с отрицательным уклоном, высотой около 2 метров, и протяжённостью около 50 метров. В этой скале есть полости типа кармана, вдающиеся внутрь скалы на глубину около метра.

 порог Банзай
порог Банзай

Острые каменные плиты, нависающие с правого берега над рекой, представляют опасность, нужно держаться ближе к левому берегу. В конце порога расположен слив, здесь же скальная стенка поворачивает влево и образуется прижим. Мы прошли порог вплотную к левому берегу, и прижима почти не почувствовали.

Дальше после короткого участка спокойной воды начинается порог "Сосновый" (пр. N47). Чалка и осмотр порога с правого берега. Порог представляет собой достаточно пологую "горку", состоящую из нескольких мощных сливов.

 порог Сосновый 1
порог Сосновый 1

Русло реки на пороге делает небольшой поворот влево. На протяжении 20 метров общее падение русла составляет около 5 метров.

 порог Сосновый 2
порог Сосновый 2

По обоим берегам русла к воде подступают каменные плиты. После порога сразу начинается небольшое озерко. Стоянка на этом пороге расположена на правом берегу среди участка сосен и елей. Кроме основного места стоянки немного вдалеке от берега есть ещё два небольших пятачка. Одним недостатком этой стоянки является труднопроходимость леса, окружающего территорию стоянки, туристы оказываются "заперты" на маленьком пятачке стоянки. Такая буреломность леса является следствием давнего пожара. Несмотря на то, что рядом с порогом сохранился старый сосновый лес, густой подлесок из молодых ёлок и берёз образовал труднопроходимые заросли. Туристы вытоптали площадки для палаток и промяли дорожки вдоль берега реки. Но при удалении от лагеря дальше 50-70 метров начинаются заросли, перемещаться по которым не удобно. Вторым и основным недостатком этой стоянки является полное отсутствие дров рядом и в ближайших окрестностях порога. В труднопроходимых окрестных лесах практически нет сушин. Окрестности хорошо прочищены от сухих деревьев многочисленными группами, стоящими на этом пороге по несколько дней. Кроме того, на этой стоянке совсем нет ягод. На пороге удобно кататься и тренироваться.

 порог Сосновый 3
порог Сосновый 3

За "Сосновым" начинается плёс с отдельными небольшими быстринами. Следующим, заслуживающим внимания препятствием, является порог "Московский" (пр. N50). Чалка к левому берегу метрах в 50 перед основным сливом. Порог начинается с кривоватого крутого слива с перепадом около 2 метров, расположенного в центре русла. Под правым и левым берегами расположены плиты и скопления камней. Непосредственно перед сливом от левого берега до середины русла близко к поверхности воды расположены каменные плиты. При нашем уровне воды суда застревали там. Поэтому, при заходе на слив плиты лучше обойти дугой под правый берег. Осмотр слива удобен с левого берега.

Основной слив мы шли по центру. Катамараны шли ближе к левому берегу, байдарки же прошли в правой части слива. Таймень получил пробоину, остальные прошли чисто. Ниже слива начинается шивера с небольшими сливами и обливняками, протяжённостью около 300 метров. Выраженная основная струя идёт сначала по центру, потом уходит под левый берег. На выходной шивере было несколько мест, где русло пересекалось скоплениями обливняков, сидящих близко к поверхности воды. В таких местах требовалась аккуратная работа по маневрированию между ними. За исключением катамарана двушки с глубокой посадкой, остальные суда прошли шиверу без остановок. По левому берегу идёт натоптанная тропа обноса.

После плёса начинается ещё один требующий внимания порог "Предбанник" (пр. N52). Это порог протяжённостью около 200 метров с несколькими мощными сливами, расположенный на правом повороте реки. Ширина русла на пороге около 20-25 метров. Русло реки перегораживает несколько гряд, состоящих из крупных, выступающих над водой камней и множества обливняков. Чтобы не застрять в обливняках требуется достаточно точно выдерживать определённую линию движения, придерживаясь основной струи, идущей вдоль правого берега реки на первой половине порога. Далее идёт выходная шивера, где тоже надо придерживаться основной струи, чтобы не попасть на мелководье. Осмотр порога со скалистого левого берега.

Одним из самых серьёзных препятствий Шуи является следующий порог "Пулопорог" (пр. N53). Чалка перед порогом к левому берегу. Через 20 метров ниже места чалки реку перегораживает плита, метровый гладкий слив с которой расположен ближе к правому берегу реки. Ниже этого слива русло реки разбивается на две протоки. Основная часть воды идёт по левой протоке, вначале которой расположен водопадный слив с перепадом около 2-3 метров. Под сливом ближе к правому берегу вплотную к поверхности воды расположены острые каменные зубья, на которые и падает вода. После слива расположен небольшой участок спокойного быстротока протяжённостью метров в 10. Далее идёт достаточно мощная шивера протяжённостью около 200 метров с множеством камней, в которую метрах в 20 ниже водопада впадает менее водная правая протока. На шивере придерживаться лучше левого берега.

Основной левой протокой через водопад прошли Вадим на "Таймень-2" и Антон на "Ласточке-21". Вадим перевернулся на водопадном сливе.

 Вадик на Пулопороге
Вадик на Пулопороге

С помощью морковки его выловили, поставили "Таймень-2" на ровный киль, после чего было продолжено прохождение порога. Антон чисто прошёл весь порог. Катамаран-4 и катамаран-2 обнесли по тропе обноса, проходящей по левому берегу реки.

По правой протоке порога в нашу воду шла примерно четвёртая часть общего объёма воды. Правая протока "Пулопорога" представляет собой зигзаг в скальных стенках с двумя поворотами под 90 градусов сначала направо, а через 3-4 метра резко влево. На зигзаге большое падение русла и сильная разогнавшаяся струя. На выходе прямая пологая "горка", где вода скатывается по обливнякам. Общий перепад русла в этой протоке "Пулопорога" около 3 метров на протяжении 10 метров, который выбирается на нескольких пологих сливах. Ширина протоки от одного до полутора метров. Я в одиночку на разгруженном катамаране-3 в коленной посадке прошёл правой протокой. Катамаран с трудом, но удалось уместить в каменных стенках. Но на первом повороте правый баллон частично пролетел над выступающими с правого берега плитами. После того как основное падение в правой протоке закончилось русло расширяется и начинается мелководная шивера. В результате, последнюю пару метров перед соединением с левой протокой пришлось пропихивать катамаран над мелкими обливняками, отталкиваясь веслом от дна.

На "Пулопороге" есть вытоптанное место для стоянки вначале его и плохонький пятачок в березняке в конце порога. Хороших дров по близости не было заметно.

От "Пулопорога" до следующего порога "Большой Падун" (пр. N55) тянется нудный плёс со слабым течением протяжённостью около 10 километров, берега которого не удобны для стоянок. В конце этого участка на берегах расположены останки быков старого моста. Примерно в километре ниже них слева впадает крупный левый приток Олонга. Вода в Олонге коричневого цвета, заметно более тёмного по сравнению с водой Шуи. Ниже слияния ширина Шуи возрастает примерно в 2 раза, до 50 метров, вода в ней становится цвета крепко заваренного чая.

Чалка перед порогом "Большой Падун" к правому берегу непосредственно перед началом разгонного участка идущего к основному сливу водопадного типа. Место для стоянки расположено в 50 метрах ниже по течению рядом с просёлочной дорогой. Здесь есть небольшая вытоптанная ровная площадка на свободном от деревьев пятачке. Вокруг растёт молодой березняк на подболоченной местности, дров почти нет. Второе стояночное место расположено в конце тропы обноса, проходящей вдоль правого берега. Вдоль левого берега порог мы не смотрели, там у самой воды ниже порога сложена из камней баня.

В правой части русла расположены огромные каменные плиты, с которых удобно просматривать основной слив порога. При половодном уровне воды через них тоже идёт свал воды, образуя сливы водопадного типа. При нашем уровне воды здесь наблюдались только завешенные на трещинах плиты принесённые водой брёвна. Вход в порог начинается под правым берегом, сразу за местом чалки. Затем струя резко поворачивает влево, и, разгоняясь по наклонной плите поперёк русла, удаляется к левому берегу. Примерно посреди русла водный поток начинает сваливать вправо под углом 90 градусов по отношению к разгонному участку. Свал воды идёт на всём протяжении от середины русла до левого берега, где вода, упираясь в левый берег, разворачивается на 180 градусов и по крупным обломкам плиты тоже сваливает вниз. Падение русла на первой ступени около 3 метров. Общая ширина слива первой ступени около 30 метров. Основного, явно выраженного слива нет. Поэтому, несмотря на то, что полноводность Шуи после впадения в неё Олонги значительно возросла, чистого гладкого слива с достаточной водяной подушкой на первой ступени при нашем уровне воды не было. Всюду вода сваливалась вниз, прыгая по камням. В средней части русла на первой ступени выступает небольшой "постамент". <Наиболее пологий и гладкий слив первой ступени порога "Большой Падун" расположен в 5 метрах правее "постамента".

 порог Большой Падун
порог Большой Падун

Левее "постамента" и под левым берегом слив менее удобен для прохождения. Всюду маловато воды при таком крутом падении и обилии крупных осколков скалы.

Ниже основного слива около 10 метров спокойного участка, после чего начинается мощная шивера протяжённостью около 200 метров с отдельными сливами, бочками и обливняками. При разном уровне воды линия движения может меняться, но основная масса воды после слива первой ступени перемещается под правый берег, после чего уходит снова к левому берегу. Порог мы прошли на двух меньших катамаранах и "Ласточке". Для них слив нормальный. Большой катамаран обнесли по правому берегу, а "Таймень" обнесли за слив первой ступени, после чего он прошёл шиверу. Обнос слива удобный, по плите, образующей русло реки.

После Падуна расположен красивый порог "Зигзаг" (пр. N56). Река делает два резких поворота сначала направо, а потом налево, на которых в сужениях расположено два пологих слива по плитам.

 порог Зигзаг
порог Зигзаг

Осмотр порога со скал левого берега. На выходе из порога по большой воде возможен прижим к правому берегу. Ниже по течению идёт несколько несложных порожков с отдельными сливами и обливняками в русле. Поднялся сильный попутный ветер, который из-за большой парусности катамаранов мешал чисто проходить эти порожки. Иногда, в самый неожиданный момент сильный порыв ветра сдувал катамаран на обливяк даже при правильном заходе на слив. Потом начался плёс.

Через 3 километра после железнодорожного моста по обоим берегам реки начались постройки посёлка Шуерецкий. В черте посёлка расположен морской порог, который мы проходили в отлив. Местами приходилось искать чистые проходы среди гряд камней. Мы причалили в черте посёлка к правому берегу, в 100 метрах выше деревянного автодорожного моста, и решили сходить в магазин, чтобы докупить продуктов на морскую часть похода. Ветер ещё усилился, а пришедшие из магазина сообщили, что погода испортилась, и сильный ветер будет продолжаться в ближайшие дни. Изначально мы планировали вдоль моря дойти до Кеми. У нас были заранее куплены билеты на поезд 237, отправляющийся рано утром 8 августа. Но при таком сильном ветре и смене погоды выходить в море большая часть участников не захотела. Группа разделилась. Экипаж двухместного катамарана решил добираться до Кеми морем. А остальные высушили вещи, собрались и вечером 4 августа на 382 поезде доехали до Кеми. На станции Шуерецкая нет ни кассы продажи билетов, ни зала ожидания. За проезд заплатили проводнику по 50 рублей за каждого.

График движения

Поездка на Соловки

По прибытии в Кемь узнали, что плацкартных билетов на ночные поезда нет. В результате группа разделилась ещё раз. Пять человек купили купейные билеты и отправились в Москву. А шестеро решили посмотреть Соловки. Мы сдали катамараны и ненужное снаряжение в привокзальную камеру хранения. И на рейсовом автобусе, отправляющемся в 6-45, доехали до посёлка Рабочеостровск. Со слов местных жителей автобусы ходят в среднем через каждые полчаса. Стоимость билета 20 рублей и 20 рублей багаж. Приехав в Рабочеостровск, мы дошли до пристани и купили билеты на корабль "Василий Косяков", отправляющийся на Соловки в 8 часов утра. В 11 утра в сторону Соловков отправляется другое, менее крупное судно - "Метель".

Пропускают на посадку сначала тех, кто купил или заранее заказал билеты, а также тех, кто приехал на экскурсионных автобусах. После того, как все "белые люди" были усажены, начали пускать и остальных, продавая билеты непосредственно при входе на катер. Стоимость билета от Рабочеостровска до Соловков 800 рублей. В пути катер находится 2 часа. Берут обычно всех желающих, но мест внутри салона в сезон на всех обычно не хватает. Можно размещаться на палубе(внизу или наверху). В хорошую тёплую погоду на палубе даже лучше. В дождливую же и ветреную погоду на палубе холодно и мокро. Обратно из Соловков к Рабочеостровску "Метель" отправляется в 16 часов, а "Василий Косяков" в 18. Обратные билеты стоят тоже 800 рублей.

В этот день погода была солнечной. Скалистые острова, расположенные между материком и Соловками были отлично видны. Соловецкий кремль, освещённый солнцем, тоже великолепно смотрелся.

При сходе с палубы катера сразу создалось ощущение, что мы попали в злачное место. Различные зазывалы предлагали снять комнату, показать достопримечательности острова, довезти до гостиницы...Возможно, действует прокат внедорожников и квадрациклов. Соловки обретают вид модного памятника архитектуры и объекта организованного туризма со всеми вытекающими отсюда последствиями. Всё пытаются запихнуть в определённые рамки, ограничить, запретить, сделать платным. Но сервис при этом сводится в основном к запретам и сбору денег. Из плюсов: чуть ли не на каждом углу есть пункты проката велосипедов. Дороги при этом остались теми же, как и сто лет назад, а возможно, даже и ухудшились(по крайней мере дорога на дамбу при удалении от Кремля постепенно превращается из нормального просёлка с лужами в проходимую только в резиновых сапогах, на внедорожниках и квадрациклах колею. Часть экскурсий по территории острова проводят на автобусах, а где дороги плохие на УАЗ "буханках". На острове работает аэропорт, обслуживающий взлёт и посадку небольших самолётов. Постановка палаток и разведение костров разрешены только в строго отведённом месте. На травянистом пятачке можно поставить палатку за 100 рублей с человека в сутки, развести костёр.

Мы сходили на обзорную экскурсию по кремлю (билет стоит 350 рублей), посетили Ботанический сад (билет стоит 180 рублей), осмотрели Филипповские садки(бесплатно), побродили по острову. Кремль, конечно же, действительно уникален. Его могучие стены, сложенные из огромных валунов, поросших красноватыми лишайниками неповторимы. Понравилась и экскурсии по Ботаническому саду. Ничего особенного для более южных районов там нет, но интересно увидеть в этих суровых северных условиях выращенные людьми растения из другого климата. В остальном же остров с моей точки зрения ничем особенно интересным не выделяется на фоне обычных мест Карелии. Всюду буреломные сырые леса из берёзы и ёлки, напитанные влагой, в которых встречаются и свалки строительного мусора и колючая проволока. По просёлкам и днём и ночью разбрызгивая лужи колесят грузовики, гружёные землёй, камнями и стройматериалами. В разных местах острова строятся баньки, котеджные домики и другие "угодья", обносимые высокими сплошными металлическими заборами, куда к воротам подходят персональные дороги.

На второй день нашего пребывания на Соловках погода окончательно испортилась, сильно похолодало, и пошёл дождь. Билеты на поезд были куплены только на раннее утро 8 августа. У нас было ещё 3 дня в запасе. Но находиться на острове уже не хотелось (костра нормального не развести, чтобы полностью прогреться, желания "полностью выполнять культурную программу по осмотру достопримечательностей" не было). Решили вернуться на материк, встать на морском побережье и постоять там оставшееся до отправления поезда время. Побродив по острову, мы на вечернем рейсе "Василия Косякова" отправились в Рабочеостровск. Пришли мы незадолго перед отправлением, поэтому все места внутри корабля были уже полностью заняты, и пришлось под дождём и при ветре ехать на верхней палубе. Очень холодно!

Отдых на берегу Белого Моря

По приезде в Рабочеостровск мы двинулись на север. Темнело, и шёл дождь. Хотелось вдали от населёнки, найти место с пресной водой, с дровами, рядом с морем и простоять там оставшиеся до отправления поезда 3 дня. Хотели купить в магазине пресной воды или налить в пустые бутылки в колонке, но понадеялись найти какую-нибудь дождевую лужу.

И действительно, с пресной водой проблем не было. На больших участках под ногами чавкало болото, и в нём стояли огромные лужи, наполненные дождевой водой. Местами над болотом поднимались обширные пространства каменных плит, идти по которым было удобнее. Вблизи посёлка среди мха в болоте и на плитах местами валяется старая колючая проволока, она плохо заметна. Мы наткнулись пару раз на неё, после чего старались двигаться только по тропинкам. От посёлка отходило несколько слабых троп. Некоторые из них вскоре закончились. В глубину полуострова идут две основных, соединяющихся друг с другом примерно в 400 метрах от границы посёлка. На одной из них мы и заночевали. Встали на плоской каменной плите недалеко от посёлка. Дров почти нет, все деревья в округе или зелёные, или гнилые. С трудом удалось развести большой костёр и высохнуть. Всю ночь безостановочно шёл дождь. Мох, растущий на камнях, как губка напитался водой, и всё вокруг превратилось в чавкающее болото.

С утра я прошёлся по тропинкам в поисках удобного места для днёвки. Тропинка, местами теряющаяся, идёт на север примерно по середине полуострова. Подходов к побережью моря от неё нет. Явных удобных стояночных мест на побережье я не обнаружил. Кое-где были кострища на каменных плитах. Тем не менее, место, удовлетворяющее всем требованиям, было найдено. На восточном берегу полуострова примерно в двух километрах от Рабочеостровска в 10 метрах от моря нашёлся небольшой удобный пятачок, поросший шикшей. Ковёр из шикши не впитывал воду и остался сухим, несмотря на дождливую погоду. Рядом с палатками протекал ручеёк из болота, на котором хватало сухих маленьких сосен и ёлок. От холодного северного ветра защищала немного выступающая плита. К морю выходил маленький песчаный пляж в окружении камней и скал. Все окрестности были заполнены зрелой черникой. Мы с удовольствием простояли там оставшиеся время.

В заключительный день похода с утра начался дождь, который постепенно перешёл в сильный ливень с ветром. Через три часа костёр, разведённый под тентом, был окончательно залит, а дождь и не думал стихать. Поэтому мы собрались, и, не обедая, двинулись в Рабочеостровск. Все болота до краёв напитались дождевой водой, их приходилось прочавкивать почти по колено в воде. Мы шли по тропе, и нашу дорогу постоянно пересекали мощные ручьи, стекающие в сторону моря. Вода была и сверху, и снизу. Ею было насквозь пропитано всё в округе, мы сами, и наши рюкзаки. Вода висела в воздухе. С дикой радостью мы сели в сухой и тёплый автобус. Галя, единственная из нас шла в резиновых сапогах. Остальные шли по ледяным болотам в пляжных шлёпанцах и дико ей завидовали. И вот в автобусе Галя сняла сапоги... и вылила из каждого сапога по стакану воды. А из пляжных шлёпанцев ничего выливать не понадобилось. Автобус рассекал здоровенные лужи, напоминающие небольшие озёра, а внутри было сухо. Только источали воду мы и наши вещи. Только на вокзале мы начали подсыхать. Наши мокрые шмотки мы развесили куда только можно. А за окном лил и лил дождь. Было интересно, сможет ли в такую погоду пройти морскую часть маршрута и успеть к поезду экипаж катамарана двойки, единственный из всей группы, собиравшийся полностью пройти намеченный маршрут. И вот около 22 часов, когда начало темнеть, они появились. На первый взгляд они не выглядели промокшими насквозь. Это было удивительно. Но чуда не произошло. Катя сняла резиновые сапоги. И в каждом из них было полно воды, а под верхним слоем одежды у неё оказался гидрокостюм.

Никогда до этого я не возвращался из Карелии с такой радостью. Обычно расставаться с Карелией грустно, и возвращаться домой не хочется. Но в этот раз свершилось чудо. Хотелось как можно быстрее сесть в поезд, окончательно согреться и поехать домой. И вот поезд прибывает. А с неба обрушиваются реки воды. Мы успели высохнуть, а теперь снова приходится выходить на улицу под проливной дождь. Пока мы дошли от вокзала до вагона мы снова успели промокнуть насквозь.

В поезде было сухо и тепло, и мы легли спать. Проезжая Беломорск я проснулся и услышал, как по крыше вагона стучит сильный ливень. А когда мы приехали домой, оказалось, что этой ночью в Беломорске прорвало плотину и размыло часть железнодорожных путей. Поезда, отправляющиеся из Кеми утром, следом за нами, задерживались, а потом частично их отправили в Москву через Архангельск.

Описание маршрута по реке Шуя

Нам очень повезло. До нашего приезда в Карелию было очень много дождей, и уровень воды в реке оказался очень высоким. Судя по описаниям, он был сравним с обычным уровнем воды в июне. При этом, сразу после нашего приезда потеплело и дожди прекратились. Поэтому, вода прогрелась и была очень тёплой. Благодаря высокому уровню воды все пороги Шуи, даже расположенные в верховьях не требовали проводки судов. За исключением одного порога расположенного в верховьях реки, где мы сунулись не в ту протоку, экипажи "Ласточки-21" и трёхместного катамарана прошли все пороги реки на вёслах. На наиболее мощных порогах суда разгружались. "Таймень-2" неоднократно садился на камни, на порогах местами требовалась его проводка. Зато все мощные пороги Шуи, за исключением основного слива "Большого Падуна" были пройдены экипажем "Таймень-2". Но пришлось приклеить несколько новых заплат на его шкуру. Четырёхместный катамаран с полной загрузкой оказался тяжеловат для мелководных участков реки и при его прохождении, особенно на верхних порогах, неоднократно требовались проводки. При прохождении самых сложных порогов катамаран разгружали, а состав экипажа частично меняли. Самым медленным оказался сильно загруженный катамаран двойка. Его посадка оказалась самой низкой, поэтому он застревал там, где проходили все остальные экипажи. На большинстве верхних порогов ему требовалась проводка. На сложных же порогах этот катамаран оказался не слишком интересен. Он предназначен для более сложных и динамичных рек. Сложилось ощущение, что он способен проходить пороги при любой линии движения, не особенно обращая внимание на то, куда приводила его работа экипажа. Здесь же не было мощной воды, способной его положить.

Заброска в начало маршрута или на нижнюю часть реки к пересечению реки с мостом трассы М18 простая. С выброской со станции Шуерецкая хуже. Нужно ориентироваться на 382 поезд, проходящий вечером в сторону Кеми или на проходящие не каждый день электрички. В случае устойчивой погоды или быстроходных судов можно дойти до Кеми по Белому Морю на вёслах. Но в этом случае многое зависит от погоды.

Выброска

Возвращались на поезде N 237 Мурманск -- Астрахань. Он отправляется со станции Кемь в 1-21 и прибывает на Ленинградский вокзал Москвы в 22-26. Этот поезд ходит не каждый день. Билеты на обратную дорогу покупались заранее.

Выводы

Маршрут по реке Беломорская Шуя интересен. Как это ни странно, но наиболее хорошие воспоминания остались от верхнего участка реки, расположенного до пересечения трассы М18. Красивые небольшие озёра, узкая лесная речка с прозрачной чистой водой, рыбные болотистые участки с морошковыми болотами и порожки, требующие непрерывного манёвра, чтобы не сесть на камни. Ниже моста автотрассы сосредоточено несколько сложных и интересных порогов. Но основным недостатком этого участка является его достаточно большая посещаемость туристами. На большинстве мощных порогов устроены стоянки, но все они сильно вытоптаны, замусорены и на них мало дров.

У маршрута по Беломорской Шуе, если его рассматривать в качестве полноценного летнего похода, есть два больших недостатка. Основным недостатком является его недостаточная протяжённость. Для его прохождения от посёлка Пушной до станции Шуерецкая достаточно 7-9 дней. Увеличение же протяжённости маршрута за счёт морской части не всегда оправдано. При хорошей погоде 50 километров по морю украсят поход. Но при неустойчивой погоде с сильными ветрами и заранее купленными обратными билетами сложно точно рассчитать прохождение морской части. Особенно в случае наличия в группе тихоходных гребных катамаранов с большой парусностью. Вторым существенным недостатком данного маршрута является маловодность реки. Нам очень повезло с водой, но обычно летом уровень воды бывает существенно ниже и проводки судов могут потребоваться на всём маршруте, да и основные пороги из-за недостатка воды тоже придётся обносить. Этот маршрут оптимален для начала лета, когда ещё не успело спасть половодье.

Неделя в начале лета -- самый лучший вариант для похода по данной реке. Но тогда не будет ни грибов, ни ягод, ни рыбы. Да и комаров будет многовато. А нам в этом походе по Шуе конечно же очень повезло, правда случайно.

 грибы
грибы

http://oleg-volkov.livejournal.com/123862.html
http://oleg-volkov.livejournal.com/123947.html