на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Пырошня и Песочня

28-29 мая 2011 года

Олег Волков

Водный поход по реке Пырошня от брода у деревни Рылово до впадения в реку Песочня. Далее, вниз по течению по реке Песочня до её впадения в Волгу в городе Селижарово. Западная часть Тверской области. 28-29 мая 2011 года. КНБ.

См. также описание р.Песочня

Лоция

У нас был уровень воды, соответствующий остаткам весеннего паводка. В лоции не отмечены полузавалы, которые нам удалось с помощью различных ухищрений преодолеть на вёслах, не вылезая из байдарки.

полузавал
полузавал

При низком уровне воды на перекатах понадобятся проводки. Число завалов, требующих обноса может возрасти. Скорость течения упадёт. Ходовое время при этом может значительно увеличиться.

Старт от тракторного брода через Пырошню, идущего от деревни Рылово в сторону деревни Крюковка и Быковка.
0-39 -- 0-41 (ходовое время, часы-минуты) Пролезли сквозь берёзу и перекинули байдарку через следующую берёзу.
0-49 Остановка на ночёвку на правом берегу реки.
Через некоторое время Пырошня выходит из лесов и начинает петлять по заболоченному лугу.
0-59 Остатки деревянных свай в русле реки.
1-00---1-01 Обнос небольшого завала.
1-02 Впадение левого притока, шириной около 1 метра.
1-04 Впадение мощного болотного левого притока шириной около 1-2 метров.
1-43 Переброска байдарки через толстую берёзу.
2-28 Остановка на красивом левом берегу при входе реки с луговины в лесной коридор. Русло реки перестало петлять по болотистому лугу.
2-33 Местная ЛЭП на бетонных столбах.
2-38 ЛЭП, газопровод.
2-40 Церковь в деревне Оковцы. Железобетонный автодорожный мост. Ниже реку пересекает автомобильный брод. В реке расположены деревянные сваи от старого моста. Ниже ЛЭП пересекает реку.
3-00 Церковь. Источник "Святой ключ", купальня.
Ниже по течению расположены два каменистых переката. Первый сразу за источником, второй перекат расположен чуть ниже. После второго переката ниже по течению "расчёска" с правого берега реки, мы прошли под левым берегом. Третий перекат расположен немного ниже по течению.
3-18 ЛЭП.
3-20 Железобетонный автодорожный мост. Под ним перекат. Справа к реке выходят постройки деревни Гришкино.
3-23 Мощная ЛЭП и местная ЛЭП.
3-33 ЛЭП.
3-42 Свежая осина, перегораживающая всю реку, протискивались под правым берегом.
3-49 Остановка в точке начала "волока".
4-08 -- 4-09 Обнос по правому берегу завала.
4-15 Впадение в реку Песочня.
4-35 Всеми забытый железобетонный автодорожный мост рядом с деревней Сутоки.
4-43 ЛЭП.
4-53 Остановка на обед ниже впадения справа лесного ручья.
5-17 Справа, из красивой лесной долины впадает ручей шириной около 2 метров.
5-27 ЛЭП. Рядом проходит газопровод.
5-44 Плохо заметный с воды домик (окраина деревни Смольки) по правому берегу реки. Немного ниже по течению слева впадает крупный приток Кострина.
5-58 Слева впадает приток Лапушка, шириной около 2 метров, совсем без течения.
6-22 Протолкались над берёзой, перегораживающей всё русло реки.
6-31 Брод автомобильный через реку.
6-43 Деревня Островки по левому берегу реки.
6-55 Остановка у болота, расположенного в 300 метрах от реки.
7-05 ЛЭП.
7-18 По правому берегу реки появились домики окраины Селижарово.
Далее идут три переката, на втором из воды выступают отдельные большие камни.
7-23 ЛЭП, начались домики и по левому берегу реки.
7-28 ЛЭП.
7-29 Железобетонный автодорожный мост.
7-31 Залитая водой плотина почти без перепада. Прошли на вёслах.
7-33 Подвесной пешеходный мост на тросах.
Через 50 метров ниже него водосброс через плотину из камней с перепадом около полуметра. В средней её части из воды торчат дуги из проволоки. Мелко, чистого прохода нигде нет, идёт равномерный водосброс сквозь гряду камней. Но мы умудрились пройти на вёслах, не задевая камней.
7-36 Впадение в Волгу.
7-43 Антистапель на правом берегу Волги в берёзках перед большим железобетонным автомобильным мостом.

По Пырошне, до впадения в Песочню мы прошли около 27 км. Расстояние от слияния Песочни и Пырошни до впадения в Волгу у Селижарово около 22 километров. По Волге до места антистапеля около 1 километра.

Заброска

От Ленинградского вокзала города Москвы до станции Селижарово мы добирались на поезде 604 Москва - Осташков. Его отправление с Ленинградского вокзала в 20-20, а прибытие на станцию Селижарово в 4-20. Цена плацкартного билета до станции Селижарово 529 рублей. В верховья реки Пырошня можно попасть по дороге, идущей от Селижарово через Гришкино в сторону деревни Дружная Горка.

Описание маршрута

Мы попали в верховья Пырошни не совсем обычным путём. После того, как в субботу мы быстро прошли верховья реки Песочня от деревни Парамоновка до впадения в неё реки Пырошни, нам захотелось посмотреть, что из себя представляет и эта река. Жалко было упускать возможность за одну поездку посмотреть сразу обе реки. Верховья реки Песочня описаны отдельным текстом.

Для того, чтобы попасть в верховья Пырошни, надо было сначала добраться до деревни Гришкино, откуда можно продолжать путь уже по дороге. Сначала мы попытались идти против течения вверх по Пырошне на вёслах. Но течение достаточно сильное, кроме того, приходится обтаскивать даже те завалы, которые по течению можно пройти на вёслах. Идти можно, но скорость движения получается всего около 3-4 км в час. К тому же Пырошня сильно петляет, а пешком можно идти прямо. Поэтому через 3 километра, когда река вышла из лесов, мы выбрались на берег, собрали вещи, упаковали их в рюкзаки и с байдаркой в руках пешком направились напрямик к деревне Гришкино. Очень удобным оказался вариант привязывания байдарки за нос и хвост к рюкзакам, после чего руки остаются свободными и идти удобнее. В Гришкино мы вышли на дорогу. Дорога, идущая к верховьям Пырошни, представляет собой хороший грейдер, но машин мало. За те два часа, что мы шли по ней, нам встретилось только около десятка легковушек. В этот раз нам не попался ни один попутный трактор. Переждав по пути дождь, мы бодрым шагом дошли до деревни Рылово, затратив на дорогу около двух с половиной часов. В Рылово мы сошли на уходящий в сторону реки просёлок, прошли мимо развалин коровника, после чего дорога начала спускаться к реке. Дорога очень плохая, годная только для передвижения на тракторе. На ней были лужи, глубиной по колено. Дорога продиралась сквозь заросли высокого борщевика, нависающего с обеих сторон. При нашем уровне воды глубина брода была не менее метра. В общей сложности мы прошли пешком около 11 км, из них вдоль шоссе 9 км.

В месте старта Пырошня представляет собой красивую лесную речку шириной от 4 до 7 метров с быстрым течением и чистой водой слегка коричневатого оттенка.

верховья
верховья

Вследствие прошедшего только что дождя вскоре вода в реке стало немного мутной. В русле есть коряги и упавшие деревья. Однако, среди них почти всегда остаются свободные узкие проходы для байдарки. В большинстве случаев нам удаётся протиснуться под упавшим деревом под одним из берегов, или, слегка притопив препятствие, пройти над ним. Ширина реки позволяет падающим деревьям полностью перегородить её, но число завалов, образованных такими деревьями не велико. Лесной участок реки продолжается на протяжении примерно 6 километров. Это самый красивый участок реки. Здесь вдоль берегов встречаются небольшие полочки среди елового и соснового леса, удобные для организации стоянки.

палатка
палатка

Дно реки песчаное, местами глинистое. Места совершенно не населённые. Признаков человеческой деятельности по берегам и мусора в реке практически нет.

Через некоторое время после места нашей ночёвки, Пырошня выходит на заболоченный луг в районе деревни Боровицы.

выход на луговину
выход на луговину

Русло реки теперь представляет собой канаву с отвесными берегами, под верхний уровень залитую водой, дно топкое. Река на этом участке глубокая, но течение присутствует даже здесь. Берега травянистые, низкие, местами топкие. Тем не менее, даже среди этой топкой луговины, вдоль берегов изредка встречаются отдельно стоящие молодые елки. Пару раз река приближается к красивым, густым еловым зарослям.

ельники на луговине
ельники на луговине

Но, пройдя вдоль них, снова возвращается петлять на луговину.

В конце петляний по луговине Пырошня подходит к сухому левому берегу, поросшему сосновым лесом, после чего ныряет в зелёный еловый коридор. Две стены леса начинаются там, где заканчивается вода.

две стены леса
две стены леса

Странно, что и здесь нет сплошных завалов. Путь перегораживают лишь отдельные, упавшие в реку деревья. Да и то, зачастую их удаётся миновать, не вылезая из байдарки. Ширина реки на этом участке около 15 метров, дно каменистое, видны водоросли.

На всём протяжении Пырошни вдоль её берегов встречается много ёлок.

еловые берега Пырошни
еловые берега Пырошни

Это можно считать отличительной особенностью именно этой реки. Даже на участках заболоченного луга вдоль русла Пырошни попадаются разлапистые зелёные красавицы.

При проходе мимо деревни Оковцы по левому берегу рядом с автодорожным мостом через Пырошню расположена церковь. Ниже Оковцев Пырошня расширяется до 20 метров. В самой дальней части петли между Оковцами и Гришкино среди леса расположен источник "Святой ключ". Туда подходит дорога, и подъезжают экскурсионные автобусы с туристами. Ниже источника идут три переката. Река снова сужается, оставаясь до самого впадения в Песочню шириной в 6-8 метров.

На всём протяжении Пырошни до её впадения в Песочню есть завалы, полузавалы и расчёски. Они примерно одинаково распределены по всей длине реки. Даже на болотистом участке отдельные упавшие деревья перегораживали реку. Всего было около двух десятков завалов, требующих пролезания, протискивания, проталкивания или придавливания байдарки. Пользовались популярностью наклоны корпуса. Местах в 5 пришлось обносить байдарку. В основном обносы короткие, метров по 5, обычно это обнос одного, но матёрого бревна. Несколько завалов были этого года - деревья, перегораживающие реку, были со свежими листьями.

осина
осина

Отличительной особенностью Пырошни по сравнению с Песочней являются ёлки, растущие на всём протяжении реки рядом с берегом.

еловый берег
еловый берег

Падая в сторону реки, они легко перегораживают всё русло. На Песочне же ёлки тоже есть, но, часто вдоль её берегов растёт ольховник и заросли ивняка, которым сложнее перегородить всё русло реки. Поэтому и завалов в верховьях Песочни меньше. Не смотря на завалы, скорость движения по Пырошне на пройденном участке благодаря течению была около 7 километров в час. До впадения в Песочню вниз по течению по Пырошне мы прошли около 27 км за 4 ходовых часа.

При более низком уровне воды, часть полузавалов которые нам удалось в этот раз пройти на вёслах, может потребовать обноса.

В месте впадения по полноводности Пырошня сравнима с Песочней. После впадения в Песочню, русло расширяется, по крайней мере, вдвое. Ниже это уже полноводная река шириной около 20-30 метров. Места приятные. По характеру берегов нижнее течение Песочни больше напоминает Пырошню, чем верховья Песочни. Расстояние от слияния Песочни и Пырошни до Селижарово около 22 километров.

Через некоторое время после слияния скорость течения возросла, река при этом сузилась до 15-20 метров. Возможно, на этом участке при более низком уровне воды появятся перекаты.

Песочня, низовья, перекаты-1
Песочня, низовья, перекаты-1

Такой характер реки сохраняется на протяжении следующих 10 километров.

Видны следы деятельности бобров. Вдоль левого берега почти на всём протяжении лежат сваленные деревья.

Песочня, низовья, перекаты-2
Песочня, низовья, перекаты-2

Обычно они падают в реку только макушками и никаких завалов не образуют. Река на этом участке широкая, течение мощное, даже при попадании дерева в реку его, скорее всего, снесёт к берегу весенним половодьем. Много наклонённых деревьев, которые пригнуты к земле вследствие прошедшего зимой "ледяного" дождя.

Вдоль низовьев Песочни часто попадались кусты цветущей черёмухи. На болоте перед Селижарово видели цветущий багульник. В лесу не смолкают голоса птиц. Слышны кукушки и козодой. Очень красиво. Но уже начали выходить на тропу войны молодые комары.

Народу на реке не видели нигде. Населённых пунктов, расположенных рядом с рекой мало. Это деревня Песочня в верхней части маршрута, да окраины Селижарово перед впадением в Волгу. В черте Селижарово вдоль реки были расположены жилые дома и прочие строения и плотина(7-33), перегораживающая Песочню. Плотине из камней с перепадом около полуметра. В средней её части из воды торчат дуги из проволоки. Мелко, чистого прохода нигде нет, идёт равномерный мелкий водосброс сквозь гряду камней. При более низком уровне воды может потребоваться проводка или обнос.

Волга в месте впадения в неё Песочни представляет собой реку шириной около 70 метров, скорость течения медленнее, чем в Песочне. На антистапель встали перед автодорожным железобетонным мостом среди берёз на правом берегу реки. Место удобное для сборки.

Выброска

Обратные билеты на поезд N604 мы взяли заранее. Отправляется он со станции Селижарово в 21-50. Стоимость плацкартного билета 553 рубля. На Ленинградский вокзал города Москвы поезд прибывает в 5-09.

Расписание железнодорожного вокзала станции Селижарово


604 Осташков-Москва 21-45 (приб) -- 21-50(отпр) вт, чт, вс
603 Москва-Осташков  4-20 -- 4-23 вт, чт, сб.
954 Осташков-Торжок 10-50 (приб) -- 11-06 (отпр) -- 15-40 (приб в Торжок)
Торжок-Осташков 10-25 (отпр. из Торжка) -- 14-45 (приб. в Селижарово) --
                15-00 (отпр. из Селижарово) -- 18-25 (прибытие в Осташков)

Выводы

Поход по Пырошне и Песочне получился спортивным и очень понравился. Пырошня понравилась больше Кошей, хотя таких перекатов как на Кошах, на ней не было. Речек, похожих на неё, я не видел. Чем-то она напоминает суженную до 5 метров реку Тверца, избавленную от населённых пунктов.

Идти на эти реки, как мне кажется, можно не только при повышенном уровне воды, но и в течение всего сезона. Наилучшим же вариантом является дождевой паводок в начале лета, пока вода ещё высокая, а русло ещё не успело зарасти камышами. Во время нашего похода кувшинки начинали подниматься со дна, разрасталась и прочая водная растительность. Возможно, к концу лета их станет много, и они будут затруднять движение.

Прохождение реки потребовало "работы по дереву". Было штук 5 завалов, требовавших однозначного обноса и десятка 2 полузавалов, через которые с помощью различных ухищрений удалось пробиться, не вылезая из байдарки. Удивило малое число завалов для такой узкой лесной реки. После прохождения нескольких рек, расположенных в непосредственной близости от Селижарово, складывается впечатление, что малая заваленность русла рек является отличительной особенностью этого района.

Местных пешеходных мостков, создающих препятствия движению нет, а большие автодорожные мосты тоже не препятствуют движению.

Наиболее удобным средством сплава о Пырошне являются каяки и КНБ. При использовании более широких и длинных лодок число обносов может существенно возрасти.

Очень симпатично выглядит местность, окружающая реку. Вдоль берегов Пырошни и низовьев Песочни много елового леса. Много елового леса вдоль берегов.

Песочня, низовья-1
Песочня, низовья-1

На отдельных участках густые ярко-зелёные ельники протянулись вдоль берегов реки на протяжении сотен метров. Даже заболоченная луговина, по которой петляет Пырошня выглядит вполне симпатично. И никакого народа вдоль берегов.

Понравилось, что на всём пройденном участке Пырошни до впадения её в Песочню её ширина оставалась примерно на одном уровне(около 5-7 метров), лишь местами расширяясь до 20 метров. Течение есть на всём протяжении реки, местами скорость его увеличивается.

На пройденном маршруте число оборудованных стояночных мест можно пересчитать по пальцам одной руки.

 Песочня, низовья-2
Песочня, низовья-2

Тем не менее, проблемы с поиском места для ночёвки не существует. Во многих местах можно среди леса легко обустроить новое место, удобное для ночёвки.

По характеру берегов нижнее течение Песочни больше напоминает Пырошню, чем верховья Песочни. Да и полноводность притоков примерно одинакова. Поэтому, немного странно, что после слияние река называется Песочней.

Несмотря на выходные дни, даже рыбаков на реке не было.

Очень удобен Осташковский поезд. Отправляется из Москвы он вечером в пятницу, а возвращается в понедельник рано утром. Получается поход на выходные, по интересным, малонаселённым местам.

Течение быстрое, по Пырошне с самых верховьев скорость средняя была около 7 км в час, встретилось несколько каменистых перекатов. А ниже слияния с Песочней скорость возросла до 9 километров в час. Мы немного перестраховались при выборе места старта по Пырошне. Немного обидно, что не забросились ещё выше по течению. Мне кажется, можно было стартовать километров на 10 выше по течению. В результате перед поездом получился запас в час.

http://oleg-volkov.livejournal.com/108566.html