на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Маршрут по рекам Пра и Ока

7-15 июля 2002 года

Олег Волков

От деревни Иншаково до города Касимов. Север Рязанской области. 7-15 июля 2002 года. Детский поход, 2 КНБ, 7 человек.

Лоция

На протяжении первых двух ходовых дней лоция не велась.

9 июля (третий ходовой день).

Лоция ведется от большого многолетнего завала, расположенного перед мостом у деревни Горки (завал N1). Тропа обноса начинается на левом берегу в 20 метрах выше завала.

0-03 (ходовое время от начала сплава, часы-минуты) ЛЭП пересекла реку.
0-13 Деревянный мост у деревни Горки.
0-29 Приют "У комариной клешни".
1-43 Песчаный откос левого берега на левом повороте реки.
2-13 Ночевка на правом берегу.

10 июля (четвертый ходовой день).

2-28--2-36 Завал. Короткий обнос по правому берегу. Время, затраченное на обнос - 8 минут.
2-55 Проход в сужение, заваленое деревьями. Справа остров и полусухая протока вокруг него.
4-29 Деревянный мост в Деулино.
4-31 Трос.
4-52 ЛЭП пересекла реку. В месте пересечения в воде торчит арматура.
7-50 Местная ЛЭП пересекла реку.
8-07 Ночевка.

11 июля (пятый ходовой день).

Через некоторое время по правому берегу начинается луговина, здесь видели несколько брошеных лодок. Возможно, недалеко находится село Бельское.

8-50 Не очень хорошая стоянка по правому берегу, первое после ночевки подходящее для стоянки место.
9-05 Завал в левой части русла не затрудняющий движения.

Немного погодя еще один полузавал.

9-24 Хорошая стоянка среди сосен на левом берегу.
9-30 Возможное место для стоянки в сосенках.
9-34 Хорошая стоянка на левом берегу.
9-56 Сваи старого моста, пропиленый завал, две старицы справа, обед.
10-36 Высокий песчаный откос правого берега. На откосе хорошие стояночные места.
10-57 Хорошие стоянки на правом берегу на левом крутом повороте реки.
11-22 Сильно засиженая грязная стоянка на правом берегу Пры.
11-24 Старый сломаный мост, рядом действующий деревянный мост. Табличка с надписью "Охотничье хозяйство Кудомское". За мостом по обоим берегам реки стоянки.
12-01 Ночевка на левом берегу перед началом заповедника.

12 июля (шестой ходовой день).

Начало заповедника.

13-05 Начало острова, шли правой мелкой протокой.
13-22 Стоянка N1.
13-31 Остатки свай старого моста.
13-45 Слияние проток, перед слиянием на правом берегу стоянка без таблички.
14-14 Трактор у брода.
14-50 Столб с табличкой "До стоянки N2 - 8 км".
15-10 Разветвление, пошли правой протокой по указателю "До стоянки- 6 км".
16-10 Столб на берегу реки с табличкой "стоянка N2" С воды виден только пляж и лысая луговина без единого деревца.
16-28 Снова столб с табличкой "стоянка N2", рядом другая табличка "стоянка N3 через 9 км".
17-20 Табличка "до стоянки 3 км".
17-50 "Стоянка N3", деревня Брыкин Бор, обед, музей, магазин.
17-53 Непонятный узор из старых свай в русле реки.
17-58 Высокий песчаный откос с соснами на правом берегу с надписью "Брыкин Бор" и тремя пнями, сползающими с обрыва в реку. Катера и лодки, привязанные у правого берега. Отсюда идет дорога к журавлиному питомнику.
18-10 ЛЭП пересекает реку.
18-12 "Водная" часть стоянки N4.
18-17 "Автомобильная" часть стоянки N4.
18-20 Железобетонный автодорожный мост.
18-36 Указатель "стоянка N5" со стрелочкой, направленной вниз по течению.
18-55 Табличка "стоянка N5, до стоянки N6 - 8км".
20-02 Ночевка на правом берегу.

13 июля (седьмой ходовой день).

20-14 К правому берегу подошла местная ЛЭП.
20-26 ЛЭП пересекла реку.
20-46 Высокий песчаный обрыв левого берега, пригодный для стоянки.
21-01 Удобные для стоянки места в дубах на левом берегу.
21-09 Раздвоение русла реки, пошли левой протокой. На развилке табличка "на моторках не плавать".
21-14 Впали в старицу Лопата, лопатим по ней.
21-48 Выход из разлива в сужение шириной около 5 метров. С обоих сторон протока окружена зарослями ивовых кустов.
21-53 Раздвоение русла, пошли левым рукавом.
21-55 Впадение в Оку.
22-35 Красный бакен N547, второй после впадения в Оку.
22-38 Река Ламша впала слева напротив красного бакена N546.
23-27 Из-за леса виднеются крыши домов деревни Добрыня, бакен N543.
23-58 Километровый столб по правому берегу N470".
24-18 Начало острова, пошли правой протокой. Правый берег лысый, остров порос ветлами и ивовыми кустами.
24-29 Километровый столб по правому берегу "465".
24-32 Впала левая протока.
25-20 Километровый столб "460".
25-45 Похоже на начало острова, бакен N531. Пошли по протоке с бакенами.

Чуть позже, наверное, отошла правая протока, обозначеная на карте. Мы ее не заметили, пошли по средней протоке с бакенами.

25-50 Бакен N529.
25-58 Километровый столб "455".
26-03 По правому берегу началось село Рубецкое, протяженностью более километра.
26-06 В конце деревни соединились с левой вонючей протокой.

В километре ниже по течению на правом берегу расположена одинокая церковь на краю леса.

26-23 Остановка на ночевку на высоком левом берегу среди лип.

14 июля (восьмой ходовой день).

С правого берега впадали два ручья, при впадении второго ручья был сосняк и выход к воде.

Проехали столб километровый "450" по правому берегу.

27-18 Километровый столб "445" по левому берегу.
27-44 Похоже на впадение чего-то слева перед поворотом у бакена N503.
27-57 Столб "440".
28-19 Поселок Лашма справа, за ним по правому берегу начинается высокий осыпной обрыв. Далее идут горы щебня, который грузят в самосвалы и на баржи.
28-48 Реку пересекает высоковольтная ЛЭП.
29-17 Впадение слева реки Гусь. Напротив впадения реки Гусь столб "430". Вошли в Гусь, поднялись на 100 метров вверх по течению, обед.
31-07 Церковь на высоком правом берегу реки в деревне Телебукино.
32-04 Большой новый автодорожный мост после бакена N473.
32-07 Слева впала небольшая река Сынтулка. Вошли в ее устье, поднялись на 50 метров и стали на ночевку на стрелке Сынтулки и Оки. Антистапель.

Описание и лоция Пры на участке от Спас-Клепиков до Деулино были даны ранее, поэтому здесь по этой части маршрута описание будет краткое. Лоция велась начиная от первого завала дабы иметь участок реки, на котором можно было бы сравнить скорость передвижения в этот раз с предыдущими походами. При сравнении лоций видно, что скорость движения в этом походе примерно совпадает со скоростью движения в конце августа 1995 года. Поэтому можно добавить сюда лоцию Пры августа 1995 года для начальной части маршрута.

26-29 августа 1995 года, Таймень-2

1 день.

Лоция ведётся от автодорожного моста в Спас-Клепиках.
1-17 Мост деревянный, хороший.
3-08 А/д мост в Заводской слободе (деревня Гришино).
3-25 Ночёвка на правом берегу.

2 день.

3-50 Табличка "Стоянка N2", очень утоптанная.
6-46 Мутный правый приток, потом по левому берегу пошла ЛЭП
7-04 Срезающая протока, дающая возможность обойти завал.
7-06 Проходимый завал N1 из бревен, поросший паслёном.
7-09 ЛЭП пересекла реку.
7-20 Мост хороший деревянный.
7-36 Приют "У комариной клешни". Табличка "Деулино-15 км".
8-26 Левый приток и лиса при нём.
8-46 Левый приточек.
8-56 Ночёвка на обрыве.

3 день.

9-40 Завал N2, просочились.
11-28 Мост в селе Деулино.

Описание маршрута по рекам Пра и Ока.

До станции Рязань добирались от Москвы на поезде экспресс. На вокзале в Рязани договорились с частником о заброске за 500 рублей со всей группы. С трудом, но все уместились в "Волгу" вместе с грузом.

Забросились на Пру ниже Спас-Клепиков чтобы миновать прохождение наименее интересного населенного участка Пры.

Ввиду засушливого лета уровень воды в Пре был низкий и соответствовал обычному уровню конца лета.

На реке много отдыхающих (туристов, рыбаков и автолюбителей). До Деулино стоянок на реке много и всегда можно найти свободное место для ночевки. Река мелкая, вода имеет сильный коричневатый оттенок, в русле много коряжника. Основными препятствиями на реке являются песчаные мели, иногда требующие проводки, и затонувшие деревья.

Большой завал N1, расположенный перед мостом у деревни Горки, по весне обходится на веслах по узкой протоке, уходящей вправо за 100 метров до начала завала. Летом эта протока пересыхает и необходим обнос. Тропа обноса начинается за 20 метров до начала завала на правом берегу реки. Длина обноса около 100 метров. Протащить байдарку сквозь завал практически невозможно. Во всяком случае это отнимет гораздо больше времени и сил, чем обнос завала.

Стоит посетить приют "У комариной клешни". Здесь сочетаются элементы туристского народного творчества и вандализма. Наряду с множеством вырезаных из дерева фигур на стоянке оставлено много ненужных вещей, часть из которых приспособлены к деревянным фигурам.

Завал N2 менее обширный, при большой воде есть проход под самым правым берегом, при обычном уровне воды там тоже можно пройти.

Село Деулино подходит к воде на протяжении полутора километров. В Деулино есть единственный магазин, работает он не постоянно. Продавец приезжает часам к 12, но может приехать позже или совсем не приехать. Возможно, что со временем появятся другие продуктовые точки.

После Деулино в районе пересечения реки ЛЭПкой в воде торчит арматура. Верхняя ее часть находится на уровне поверхности воды.

Ниже Деулино река немного сужается, густой лес подходит вплотную к воде. Среди деревьев преобладают дуб, береза, липа, сосна и осина. По берегам Пры встречаются заросли ивовых кустов. Река по-прежнему мелкая, встречаются песчаные мели и перекаты, в воде много полузатопленных и лежащих на дне деревьев. Днем очень много слепней, среди болотистых стариц гудят стаи комаров, особенно много их к вечеру. По берегам видели много ужей, несколько раз наблюдали как они переплывают реку.

После ночевки с 10 на 11 июля (8-07) леса временно отступают от воды, с правой стороны к воде подходят луга. На достаточно протяженном участке реки сложно найти место, удобное для ночевки. Пра сужается до 15 метров, ускоряется течение, местами встречаются полузавалы, образованые принесенными по весне деревьями. Полностью перегораживающих русло Пры завалов ниже Деулино нет. Количество ивовых кустов по берегам увеличивается, сосны по берегам почти не встречаются. Иногда попадаются участки белоствольной осины. Ствол у этих деревьев совершенно белый, как у березы. Издали они выглядят как березы со странным расположением веток, но при более тщательном рассмотрении деревья оказываются осинами. Леса глухие, с густым подлеском, удобных мест для стоянки мало, наиболее хорошие из них указаны в лоции (для участка Пры, где возникают сложности со стоянками).

Отметке в лоции (9-56) соответствуют сваи в русле и пропиленый завал. Сюда по правому берегу подходит укатаная песчаная дорога. Начиная с этих развалин моста по берегам начинают попадаться удобные места для стоянки среди дубов и сосен. Такой характер берегов сохраняется и ниже деревянного моста (11-24)при охотничьем хозяйстве Кудомское. Река здесь расширяется до 50 метров, течение успокаивается, чаще встречаются сосновые леса, много удобных стояночных мест. В русле много полузатопленных деревьев.

Ниже ночевки с 11 на 12 июля (отметка в лоции 12-01) начинается территория заповедника. Перед началом заповедника на левом берегу воткнут столб с табличкой. На ней содержится следующая информация:

Стоянка N7 обозначена на схеме между стоянками 5 и 6, возможно, она расположена на берегу Оки, рядом с которой петляет Пра перед впадением.

Левый берег Пры на всем протяжении принадлежит заповеднику, останавливаться на нем и разводить костры запрещено.

На территории заповедника ставить палатку и разводить костры можно только на указанных для стоянки местах, расположенных на правом берегу Пры, стоянки платные. На реке стоянки обозначены с помощью табличек с указанием номера стоянки. Таблички встречаются и между стоянками, на них указывается километраж до ближайшей стоянки.

Первая стоянка расположена в правой протоке после разбиения русла на два рукава (13-05). Протока мелкая, часто приходится заниматься проводкой байдарок. Стоянка расположена в сосняке на высоком правом берегу реки. Левая протока более полноводная, но ходить по ней запрещено.

Перед появлением второй стоянки Пра немного сужается, лес отходит от берегов реки, берега понижаются. Первый столб с указанием "стоянка N2" стоит на берегу рядом с песчаным пляжем. На берег мы не выходили. С воды не было видно ни единого дерева в округе, со всех сторон простирались луга. Через некоторое время на правом берегу появился второй столб с надписью "стоянка N2". Это место скорее всего и являлось второй стоянкой, оно распологалось среди ветел и других деревьев.

Поздний обед устроили на официальной "стоянке N3". Она расположена рядом с деревней Брыкин Бор. В деревне есть музей, правда при нашем приезде он не работал. Магазин находится примерно в километре от воды, рядом с шоссе. Автобус на Спасск-Рязанский идет около 6-30 и около 16-30, по воскресеньям около 16 часов ходит автобус на Рязань (сведения об автобусах, полученые от разных местных жителей противоречили друг другу).

В Брыкином Бору есть журавлиный питомник. На территории вольера диаметром около 100 метров в разделенных с помощью сетки секторах проживает около 20 разновидностей журавлей. Птицы гуляют по вольеру и их можно близко посмотреть. Если прийти к питомнику до 18 часов, то можно договориться о проведении экскурсии. Дойти до питомника можно от "стоянки N3", но ближе идти от песчаного обрыва правого берега Пры, на котором стоит надпись "Брыкин Бор". С этого обрыва как гигантские пауки к воде сползают три здоровенных сосновых пня. От этого обрыва 300 метров вверх по дорожке до журавлиного питомника.

Чуть ниже по течению расположена пустынная туристская часть "стоянки N4". Перед автодорожным мостом расположена заполненая автолюбителями автомобильная часть "стоянки N4".

Ниже Брыкина Бора берега Пры понижаются, основную часть береговой растительности теперь составляют ветлы и ивовые кусты. Иногда к берегу подходят небольшие рощицы берез, лип и дубов. Вокруг много болотистых стариц и небольших озер. Очень много комаров и слепней. Река сужается до 20-30 метров, течение убыстряется, много песчаных пляжей. Глубина реки возростает. Коряжника в русле становится значительно меньше.

Изредка попадаются не удобные рыбацкие стоянки. Часть из них занята рыбаками. По правому берегу вдоль реки на протяжении 10 километров идет дорога, по которой рыбаки и подъезжают к воде.

На месте "стоянки N5" растет высокая трава, которая скрывает кочки и болотистые ямы. Создается ощущение, что если здесь кто-нибудь когда-то и стоял, то это было очень давно. Место с виду абсолютно не пригодное для ночевки. Несмотря на то, что мы пришли сюда поздним вечером, не возникло ни малейшего желания устраиваться здесь на ночевку.

Столба с табличкой "стоянка N6" мы не обнаружили. Из всех официальных стоянок обжитыми были 1, 3 и автомобильная часть 4 стоянки. На них были туристы и егеря. Стоянки 2, 5 и туристская часть 4 стоянки были пустыми.

Пра теперь петляет среди сплошных зарослей ивовых кустов. Выходы на берег удобные только на песчаных пляжах. Выше пляжей распологаются густые заросли болотных трав, растущих на подтопленных кочковатых лугах. На ночевку стали поздним вечером на рыбацкой стоянке. Ночью по песчаному пляжу противоположного берега ходил лось, утром его следы виднелись на обоих берегах реки. В реке попадаются глубокие ямы, коряжника в воде почти не встречается.

Река сильно петляет среди песчаных пляжей, берега закрыты густыми зарослями ивовых кустов. Местами Пра сужается до 10 метров, течение сильное, глубина большая.

Пригодным местом для стоянки является обрыв левого берега, появляющийся после пересечения реки ЛЭПкой.

После раздвоения русла реки пошли левым рукавом. Он оказался более длинным. Через несколько минут этот рукав впал в старицу Лопата, по которой описав огромную дугу мы подошли вплотную к Оке и пошли вдоль нее. Выход из старицы в Оку представляет собой укий проход с быстрым течением между ивовых кустов. Ивняк почти смыкается над головой, образуя зеленый коридор. Протока шириной менее 5 метров петляет среди сплошных зарослей ивняка несколько минут, а потом выходит в зеленые мутные воды Оки. После похода, купив более новую карту Рязанской области, я обнаружил, что правая протока должна быть более короткой и прямой.

На Оке один из берегов, как правило, обрывистый и безлесый, противоположный берег реки пологий, он представляет собой длинный песчаный пляж, переходящий в заросли ивняка и ветел. Огромные песчаные пляжи сопровождают Оку на всем протяжении. Ширина Оки около 300 метров, течение быстрое. Вода мутно зеленоватая, грязная. Иной она и не может быть, ведь в нее стекают сточные воды и промышленые отходы из пяти областных центров: Орла, Тулы, Калуги, Рязани, Москвы и множества крупных промышленных городов Московской области и других областей. Эти промышленные отходы конечно частично успели осесть по пути и слегка разбавлены чистыми впадающими притоками, но более грязную реку найти сложно. Поэтому удивляет то огромное количество рыбаков и отдыхающих, которые приезжают сюда и живут на берегу, проводя на Оке свой отдых. После чистой, коричневой воды Пры зеленоватая мутная вода Оки радости не вызывает. К вечеру у двух детей были боли в желудке, возможно вызванные тем, что при купании в Оке они наглотались воды. Поэтому далее мы старались сократить наше пребывание на Оке и старались брать воду из ручьев и притоков Оки.

Иногда проходят баржи, моторные лодки и небольшие кораблики. Ока идет большими петлями, которые хорошо совпадают с изображением на карте двухкилометровке. Кроме того можно ориентироваться по номерам бакенов и километровым столбам, которые установлены через каждые 5 километров.

Непонятна нумерация бакенов. Когда в 1988 году я проехал Оку от Орла до Серпухова, то Калуге соответствовал бакен N391. При продвижении вниз по течению номера бакенов убывали и у железнодорожного моста расположенного рядом с городом Серпухов стоял бакен N155. Здесь номера бакенов тоже убывали при движении вниз по Оке и от впадения Пры до впадения Сынтулки номера бакенов убывали от N548 до N472.

Скорость передвижения по Оке значительно выше, чем по Пре. Поэтому пройти по Оке до Касимова можно довольно быстро. При закате в ясную солнечную погоду проезжать с большой скоростью мимо холмистых берегов, поросших ивняком и ветлами очень интересно. От большого соснового леса, расположенного ниже села Рубецкое на реку сползает запах соснового леса.

Место для стоянки найти не сложно, правда все берега с песчаными пляжами равномерно заняты автолюбителями. Иногда на пляжах устраиваются небольшие палаточные поселения. Удобное место среди леса рядом с впадающим ручьем распологается ниже села Рубецкое на правом берегу. Правда сюда тоже подходят проселочные дороги и в выходные дни скапливаются автомобилисты.

Крупный поселок Лашма расположен на правом берегу Оки. За ним правый берег поднимается высоким осыпным обрывом. Далее идут горы щебня, видимо рядом расположен карьер. У воды щебень грузят на баржи и в самосвалы.

Ниже пересечения высоковольтной ЛЭП у километрового столба "430 км" в Оку впадает река Гусь. При впадении это река шириной около 10-15 метров с быстрым течением и прозрачной водой, текущая в сильно заросшем водорослями русле. Наибольшая глубина Гуся при впадении около полутора метров. По сравнению с Окой вода в Гусе кажется родниковой. Мы вошли в устье Гуся для обеда. Подниматься по Гусю против течения сложно. Поднявшись на 100 метров мы стали на восточном берегу Гуся среди кустов ивняка. Место мокрое (здесь выходят родниковые воды), неудобное, но вид чистой реки Гусь компенсировал эти неудобства. Вода в Гусе настолько прозрачная, что отлично видны стайки рыб, снующих среди водорослей на глубине более метра. Пообедав и набрав с собой чистой воды, мы снова вышли в мутно-зеленые воды Оки.

На левом берегу Оки напротив поселка Крутоярский есть неплохие места для стоянок. Перед началом города построен новый автомобильный мост через Оку. Этот мост не отмечен на старых двухкилометровых картах Рязанской области. Ниже моста после небольшого пляжа левого берега в Оку впадает левый приток река Сынтулка. При впадении она представляет собой мелкую речку шириной около 5 метров с быстрым течением и прозрачной холодной водой. Подниматься на веслах по ней (в столь сухое лето) нельзя. Мы провели байдарки метров на 50 вверх по течению и стали на ночевку на стрелке Оки и Сынтулки. Здесь есть заросли ивовых кустов, где вполне достаточно дров для костра, чуть выше расположен луг, где можно поставить палатки. На другом, восточном, берегу Сынтулки в 200 метрах начинаются окраины города Касимов, но они закрыты деревьями и отгорожены овражком, по которому протекает Сынтулка. Перед впадением в Оку ее пересекает дорожка с бродом, глубина которого около 20 сантиметров, по которой некоторые жители Касимова ходят на пляж. Оживленному движению по ней препятствует необходимость прохождения Сынтулки вброд.

Утром собрались, слегка подсушились и, перейдя Сынтулку вброд, поднялись к домам. Здесь есть автобусная остановка, но автобусы ходят редко. Поэтому мы прошли около километра по шоссе до выхода на более оживленную трассу и на автолайне доехали до автовокзала. На автобус 10-00 билетов уже не было, но пустили дополнительный автобус в 11-00. На нем и поехали. Автобус делает остановки в Гусь-Железном, Туме, Спас-Клепиках.

Расписание автобусов по автовокзалу Касимов.

Москва 6-30, 8-00, 10-00, 11-00 (дополнительный), 12-00 (сб,вс), 15-00, 23-00, 24-00
Рязань 6-00 кр вс, 7-30, 8-35 пт, 9-00, 11-30, 14-00, 18-00
Лубяники 4-30, 16-30
Сасово 5-30, 13-00
Тума 10-05 чт, вс
Меленки 5-25, 11-30
Елатьма 5-30, 6-40, 8-45, 10-45, 12-20, 14-05, 16-00, 19-00
Сынтул 6-15, 13-10, 16-45
Ардабьево 5-30, 14-50 кр вт
Любовниково 7-45, 13-10 кр вт
Лашма 5-30, 10-45, 13-45
Сиверка 6-00, 13-30 чт
Токарево 5-30, 13-15 кр вт
Сосновка 6-30, 14-30 кр ср

Транзитные автобусы.

Рязань - Н.Новгород 11-48
Н.Новгород - Рязань 14-20
Рязань - Елатьма 17-00 пт
Елатьма - Рязань 11-20 вс
Рязань - Муром 20-00 пт, сб, вс
Муром - Рязань9-36 пт,сб,вс,пн