на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Поньгома
Рекламка

Дмитрий Шварц, (495)117-4902, shvarts@mccme.ru
С удовольствием отвечу на вопросы.

Предупреждение: обращаю внимание народа на название. Это именно рекламка, на звание лоции и полноту не претендующая.

Основной недостаток Поньгомы, как реки для длинного похода в [если не сказать хуже] неспортивном начальном участке. Мне известны два способа начать поход по ней: от Топозера и через бассейн Шомбы.

Первый - на грани фола (размеры Топозера - 90*30км), второй практически весь вверх, правда проводиться/тащиться там немного. Кроме того, оба они включают в себя плавание по Поньгомозеру, которое тоже отнюдь не мало.

И тот и другой вариант предполагают как минимум 3 дня без плещущийся воды, плюс возможность застрять на озерах плюс волоки. Короче, низовья реки не окупают этих неудобств (и думаю, что я не одинок в этом мнении).

Тем не менее, нижний участок Поньгомы от моста автотрассы Питер - Мурманск (60км, около 100м падения, 2-4 ходовых дня) можно порекомендовать, как начало какой-нибудь длинной связки. Всвязи с малым расходом реки (16 кубов в устье) идти стоит только в высокую воду.

Достоинства такого маршрута - множество препятствий, короткие плесы, нет больших озер, простые заброска и выброска.

Основной тип препятствия на реке - перекаты/шиверы с хитро поворачивающей основной струей. Иногда посередь такого препятствия прячутся довольно высокие сливы. Короче - шикарный экзамен на чтение воды (сданный мной на троечку). В старые времена река была более полноводной (в нее сливалось Топозеро), поэтому каждый порог обрамлен кучей камней. Очень живописно.

Стоянки - по карельским меркам проблема. А на многих неплохих мало дров. Но приткнуться можно почти везде.

Заброска - стопом. Если суда большие, можно нанять машину в Кеми (75км) или в Лоухах (100км). От моста советую пройти/проехать километра 2-3 вверх по течению (по орографически правому берегу идет дорога) до выхода реки из оз. Волина-Ламбина.

Участок Волина-Ламбины до Бол. Рогозера имеет длину 10км, содержит 9 приятных простых шивер и 3 троечных порога - Падун, Стол и следующий за ними - 3,4 и 5-е препятствие от моста. Падун и Стол необходимо осмотреть - это грязные сливы с перепадом немного больше метра каждый. Следующий порог можно пройти сходу, можно и посмотреть. Длинный, много камней, иногда мелко, в середине - слив.

Следующий участок (Бол. Рогозеро - Романпорог) менее интересен. 4км по Бол. и Мал. Рогозерам и 14 по реке, уразнообразненной порожком на выходе из озера и двумя десятками перекатов. Идется хорошо, зря народ злобствует про шкуродер. По скорости - как плес. Ориентир Романпорога - остатки моста и ледолом посередь реки. Учтите, что и то и другое уже в пороге. Когда-то от моста можно было выброситься с маршрута, теперь крайне сомнительно. Сам порог - интересная, хотя и очень каменистая троечная шивера. Стоянки до и после порога.

От Романпорога до Белого моря 32км и около 25 препятствий, из которых отдельный интерес представляют Корней, Мостовой и Морской. Это как раз те, которые надо смотреть. Корней - двойной слив с общим перепадом 2.5-3м. Это 3-й или четвертый порог от Романа. Не помню и какие-то из лоций врут, так что идите осторожно. Если попасть в первой ступени не туда, можно и спеть песенку "Прощай, кораблик милый..."

Ориентиром порога Мостовой пока служат остатки моста, унесенного с Романа. Узкая мощная струя со сливом и поворотами, затем мелкая длинная шивера со сливом посередине. Лучше посмотреть весь порог. За ним - мост Мурманской жд.

А за мостом дороги д. Поньгома - ст. Кузема начинается порог Морской - как и полагается, последний. От него мне запомнилось, что
- есть хороший слив, и, кажется, не один;
- смотреть надо было.
В отлив финишировать придется пешком.

Остальные пороги этого участка можно идти сходу, хотя народу с опытом не более II стоит посмотреть в какую-нибудь лоцию.

Пройдя Морской, можно идти по морю до ст. Кузема, можно туда же пешком (в д. Поньгома и по дороге). И то и другое - километров 7. Впрочем, из Поньгомы, наверное, можно и уехать в Кузему.

Конечно, мало для похода, но Вы на железной дороге. Можно переехать еще куда-нибудь.