на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Полометь -- Эльба

26 - 27 сентября 98г

В.Завьялов

Эльба --- слет автостопщиков на 412 км М10 (Москва -- СПБ) на выезде из деревни Ижицы. Естественным дополнением к поездке туда, как выяснилось, является прохождение реки Полометь от станции Дворец (ж/д ветка Валдай -- Старая Русса) до самого места слета (25-30км) или до дер. Яжелбицы (20км). Последний вариант, видимо, лучше, хотя и придется идти 5км по трассе до места. В первом случае же придется проплыть еще 5-10 неинтересных, вобщем-то, километров, правильно найти место антистапеля (можно, впрочем, договориться, чтобы народ со слета повесил над речкой маркер) и пройти около километра по лесной дороге до места.

Подъезд. Можно ехать от Валдая на эл-ке 15.11 до Дворца (расписание 97-98гг.). К ней приходит волна из Москвы, однако сейчас в ней была дыра из-за отмены. Можно идти по дороге из Яжелбиц, пытаясь поймать попутку. Весь путь --- 16км. Если не хотите приключений, не ищите более коротких путей, кроме этой дороги --- лес сильно военизирован, хотя и очень красив. Конкретно: не ходите по бетонке, идущей вдоль реки по ее правому берегу (от Угриво до Дворца).

Речка. Довольно многоводна (площадь водосбора ок. 300 км кв.), в Дворце ширина 10 -- 15м, глубина около метра, течение 0.5 -- 1м/c. Падение на участке от Дворца до Яжелбиц: среднее --- 3.9м/км, максимальное --- 14м/км. Почти сразу начинаются шиверы. Сначала они каменистые, короткие, хорошо просматриваемые сходу, потом сливаются в непрерывную шиверу с большим падением, однако все равно ничего страшного в ней нет, просматривается она хорошо и далеко, никаких деревьев в русле нет, только камни. Перевести дух и вылить воду успеваешь лишь перед мостом в Загорье (8км от начала, около часа сплава), но ненадолго: шивера все продолжается. Вообще же, речка замечательна тем, что проходится вся на одном дыхании. (20км за 3.5 часа!) Из неприятностей могу отметить лишь одно протаскивание сквозь дерево и один обнос совсем в начале, да еще порог из бетонных треугольных пирамид где-то за мостом в Варницах (или в Загорье --- не помню). Вокруг него есть еще какие-то железки/бетонки, но по такой воде все обходимо. Из ориентиров имеется огромный каменный жернов под правым берегом в самом начале пути. По нему можно измерять уровень воды. У меня было на 20-25см ниже его нижнего края. Сходить можно сразу за каким-то киоском НАД рекой в Яжелбицах (водомерный пункт, что ли). Там перпендикулярно к реке подходит очередная колючка. Ниже нее можно вылезти на берег и поднятся на трассу (метров 100-200). Осенью идти надо на чем-то типа Ласточки-11: для байдарки слишком каменисто, а на катамаране, хоть и можно, по-моему, пройти, но такого удовольствия не получишь. Что там творится весной --- не могу и предположить, но очень хочу посмотреть.

Как мы планировали ехать. Желающих сплыть по Поломети оказалось трое: Я, Саша Тонис и Леша Савватеев. Все на Ласточках-11. Вначале планировали выезжать автостопом из Москвы утром в субботу и встречаться на эл-ке в Валдае в 15.11, однако под действием сомнений в том, что мы успеем во-первых на эл-ку, а во-вторых пройти речку до темноты, Саша с Лешей решили выезжать вечером на эл-ке до Твери и утром начинать свой путь уже оттуда. Я так поступить не мог, так как у меня было дело на Физтехе поздно вечером в пятницу. Впрочем, и я уже расхотел выезжать утром, а надеялся на ночной автостоп, в котором, впрочем, успехов до того не имел.

Как я ехал. Вышли мы еще с одним человеком (Максом Антоненко) в 22.00 прямо с Физтеха и довольно быстро на трех машинах дошли до поворота на Шереметьево. Там разделились, и я доехал на двух машинах до Московского моря. За это время Макс меня уже обогнал. Проторчав около часа, я был подобран еще одним автостопщиком на шикарном Шевроле до поворота на Бологое. Там мы были в 5.00. После двух часов неудачного автостопа, как только рассвело, я был вписан в только что проснувшуюся цистерну. В восемь утра я был в Яжелбицах. Оставив марку для Саши с Лешей, переодевшись и зачем-то пропутив две машины в нужную мне сторону, я пошел пешком. Впрочем одну машину я вскоре догнал --- она капитально застряла в кювете (и что это ее туда занесло?). Предложив свою помощь, пошел дальше. Места кругом очень красивые, холмистые, иду, ем свежемороженую рябину, смотрю по сторонам. Наблюдаю речку Гремячую, вполне проходимую. Иногда вдоль дороги идет колючка на полусгнивших столбах. В деревне Пестово решаю, что ловить попутку я уже не хочу (больше половины пути я уже прошел), а вот пргулятся по лесу было бы неплохо. Хочу разыскать дорогу, которая по карте проходит чуть ближе к реке и экономит пару километров. Первый раз сворачиваю с дороги по какой-то очень набитой тропе, гуляю по лесу, ем мороженую бруснику, натыкаюсь на свежие вырубки, бетонную будку с прожектором (кстати, она видна с воды --- после правого притока перед Загорьем), просто прожектор на столбе у тропы и, наконец, вдоль очередной колючки выхожу на исходное место. Да, там еще висит табличка, что тут, мол заповедник. Второй раз схожу с дороге по набитой грунтовке, напротив поворота на Угриво. Через несколько сот метров она выходит на бетонку. Бетонка ровная, широкая, и по виду почти не используемая. Иду по ней несколько километров, пока не упираюсь в проходную. Сворачиваю с бетонки и иду налево вдоль колючки. Характерно, что в ней имеются как откровенные дыры, даже и с колеей, заходящей в одну из них, так и свежеподновленные куски. Когда колючка поворачивает, по ж/д ветке, исходящей из нее, выхожу опять на исходную дорогу. По ней еще несколько км до моста через речку. Времени --- 12 с небольшим. Выплываю около часа.

Как я плыл, уже точно не вспомню, да это и не важно, надо плыть самому. Главный девиз плаванья: Я от дедушки ушел (гребок вправо), я от бабушки ушел (резкий подтяг кормы влево) и от тебя уйду! (удар по коленям...) Впрочем, в конце прибавлялась еще работа --- не терять главную струю.

Перед Яжелбицами опять появились небольшие плесы, и тут я чуть не кильнулся, заснув прямо в Ласточке. Впрочем уже через минут десять, в половине пятого я вылезал на берег. Дошел пешком до Ижиц, там уже куча народа, все толпятся у костра, общаются. Я надуваю Ласточку, развешиваю гидрокостюм --- пусть хоть вода стечет. Все спрашивают, что это за лодка, как я сюда приплыл.

Уже стемнело, когда пришел Леша. Он проплыл место и возвращался пешком по лесу с надутой Ласточкой на плечах. Тоже очень доволен ПрОхождением, но ругает себя за то, что не вышел в Яжелбицах. Переодевается, достает бутылку и выпивает больше половины. Народ его явно не одобряет, но остаток допивает, несмотря на то, что Леша громко кричит про Сашу, который еще не приплыл, и которому водка нужнее. После этого Леша еще некоторое время топчется по скатерти, к явному неудовольствию народа, потом садится и успокаивается. Жизнь у костра постепенно входит в обычное русло.

Саша приплывает совсем поздно, сразу ставит палатку и не ужиная ложится спать. Мы тоже следуем его примеру, предварительно, однако, поужинав.

Утром Саша с Лешей уходят на трассу утром, я еще некоторое время пью чай с Максом и другим народом, потом ухожу на трассу и я. Там уже много народа. Сначала стою у Ижиц, потом, вытесненый другим народом, иду далеко вверх по течению до следующей деревни. Стою с 10.30 утра примерно до полвторого, потом уезжаю на шестерке с прицепом. Водитель сразу начал спрашивать, не хотим ли мы взять еще кого-нибудь одного. Пока я тормозил, мы подъехали к Ижицам. Там остановились около двух девушек, но они не захотели делится и мы подъехали к следующему человеку. Это оказался Макс! Так мы с Максом доехали до начала тверской объездной. Там разделились и я зачем-то уехал до середины объездной. Стоплю там. Стою часа полтора (не помню точно), меня обгоняет Макс. В конце-концов уезжаю на УАЗе. До Солнечногорска, по Р111 (вдоль Истринского водохранилища), по А107 и по Волоколамке до Красногорска. Оттуда я на двух автобусах быстро доезжаю до дома (21.00).