на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Полометь - Гремячая. Кратенько

Текст рассчитан на квалифицированную группу и лишен подробностей, поскольку обстоятельные и качественные лоции как Поломети [1], так и Гремячей [2] в интернете наличествуют. Предполагается, что читатель знаком с картой Новгородской области.

Нитка маршрута: ст. Дворец - р. Полометь (сплав) - мост в Варницах - р. Гремячая в 500м ниже д. Миронушки (пешком) - р. Гремячая (сплав) - с. Яжелбицы.

Визитная карточка Поломети и Гремячей.

Расстояния и площади водосбора подсчитаны по 2км карте. Выделены пройденные группой участки.

1. Полометь от дер. Крестовая до ст. Дворец.
2. Полометь от ст. Дворец до моста в Варницах.
3. Полометь от моста в Варницах до д. Яжелбицы. (Устье Гремячей в 2км выше Яжелбиц.)
4. Гремячая от слияния истоков до первого моста М10.
5. Гремячая от первого моста М10 до второго моста М10 (д. Миронушки).
6. Гремячая от д. Миронушки до устья.

участок 1. 2. 3. 4. 5. 6.
длина 24 13 5 3 7 5
перепад высот 30 72 8 29 6 75
средний уклон 1.3 5.7 1.6 9.7 0.9 15.0
водосб. в нач./кон.230/400400/**/60080/**/135135/145

О группе и прохождении: 15 человек, 7 катов-двоек, каяк. Опыт от 1 до 5, средний 3-3.5. Полтора ходовых дня. 3 киля катамарана-2 (на Гремячей).

Заброска. Не пользуясь собственными машинами, способов нормально выспаться, в общем, нет. Мы добирались на собаках Москва (20.20) - Тверь (22.50/23.41) - Бологое (~2.00/5.44) - Дворец (~7.00). Часть народа приехала в Бологое на ночном поезде (~1.00-4.30). Кукушка Бологое - Дно (последняя собака) - 2 вагона, в сезон изрядно забитых туристами. Билеты в кассе продают только до Валдая, на остальной путь - у тетушки в кукушке.

Выброска. Через Яжелбицы проходит довольно много автобусов. Расписания есть в Инете, оценить их точность мы не можем. При нас (14.50-15.40) прошли 2 подходящих - Валдай - Дворец (садиться не стали, решив, что в Валдае лучше гулять и больше автобусов) и *** - Валдай (в него сели). Оба довольно пустые. Водитель согласился довести до вокзала в Валдае - это около 1км от автостанции по главной улице. На автостанции ловить было нечего - единственный сколько-нибудь подходящий автобус (Валдай - Боровичи) ушел на наших глазах.

От Валдая к Москве после 16.00 только кукушка Бологое - Дно (20.44) и поезд 10 Псков - Москва (~1.00-6.00). На последний были только купейные билеты, поэтому мы уехали в Бологое на кукушке, а оттуда частично на собаках 3.31 - ** - ~8.30 или на поезде СПБ - Адлер (~0.00 - 4.00) в Москву. На более удобные поезда билетов не было, а плацкартный вагон этого был совершенно не приспособлен для перевозки каяка и катамаранных рам. Но ничего, добрались.

Цены на билеты (полные/льготные): Москва - Тверь 90/45р, Тверь - Бологое проехали бесплатно, Москва - Бологое (Бологое - Москва) плацкарт 170-200р, Бологое - Дворец 36/18р, Яжелбицы - Валдай 12+3р, Валдай - Бологое 24/12р.

Полометь.

От ст. Дворец до моста через реку буквально 100м, но можно отойти немного подальше, чтобы собираться не совсем в деревне. Вопреки встреченным в некоторых отчетах утверждениям, площадок для сбора полно. Соответственно, чем дальше в лес, тем больше дров.

Отходить подальше по дороге на Ю с точки зрения тренировочного похода незачем - уклон на верхнем участке порядка 1м/км, а возможность размяться река предоставляет и при старте от моста.

На соседнюю группу произошел легкий наезд местных под лозунгом "здесь заповедник". Желающие халявных денег были посланы (и пошли).

Уровень воды - близкий к пику паводка, но, конечно, ничего общего с 2000г. По классификации отчета [1] - вода большая.

При сплаве мы пользовались лоцией М. Афанасенкова [1], что и рекомендуем последователям. В этом тексте из нее взят хронометраж. Наши измерения не приводятся, поскольку поход носил тренировочный характер и включал отработку чалки.

Поначалу Полометь спокойна. Через 20-25 минут после начала сплава появляются шиверки. Явно этот момент не выражен. Далее сложность и мощность воды постепенно нарастает и к кульминации (1.05-1.15 по [1]) мало не покажется. Мы, к примеру, не смогли выловить весло соседней группы - почти догнали, но, испугавшись прижима к веткам, ушли в сторону.

В эти же выходные в одной из групп произошел киль катамарана-4 о бревно. Про приключения с байдарками/каяками уже и говорить не хочется - столько всего написано...

Препятствия Поломети - мощные шиверы. Основную сложность для катамаранов представляют ветки у вогнутых берегов. Также непросто зачалиться в нужном месте. Впрочем, если сплав проходит без эксцессов, это и не требуется. Для байдарок и каяков некоторые проблемы создают валы и камни. Но в целом сложность фона немного выше карельской "троечной" шиверы. Проблемы (и серьезные) начнутся в случае аварии, для народа с только летним карельским опытом очень вероятной. Условия для спасработ - примерно как в сибирской 4-ке/5-ке.

Как только сложность достигает максимиума и прекращает возрастать - значит вы приближаетесь к мосту перед ВЧ (д. Загорье). Еще один предворительный ориентир - пор. Горка - свал с камней на прямом участке. Был нами опознан только пост-фактум. По сложности не выделяется.

Ориентир вероятного окончания сплава - моста в ВЧ в Загорье - светлое кирпичное здание на ПБ. По нашей воде можно пройти еще 100-150м до улова перед свежей надписью на ПБ "Запретная зона". При желании все-таки продолжить сплав необходимо зачалиться на ПБ и осмотреть находящийся в нескольких стах метров ниже мост, несмотря на опасность попастся патрулю. Идти без осмотра - БЕЗУМИЕ. По словам местных, было несколько смертельных случаев.

Отступление: о военных. О правовом статусе ситуации я ничего не знаю, (и не думаю, что это важно), а факты таковы.

На обоих берегах Поломети находятся строения действующей воинской части (РВСН) и военный городок.

Полометь на участке от 2км выше моста до 1км ниже моста в Варницах протекает по закрытой территории.

Всвязи с поднятым в последнее время шумом по поводу терроризма игнорировать водников руководство ВЧ не может.

Некоторые особо ... туристы, пытавшиеся после аварии просить помощи у военных, достали последних изрядно.

Также не добавляют радости начальству ВЧ и случавшиеся на Поломети (читай на территории части) несчастные случаи.

Отношение в части к туристам в общем хорошее. К примеру, смотревшие на соседнюю группу дети посоветовали зачалившимся "скорее плыть отсюда, пока наши папы вас не поймали". Мы тоже получали дружелюбные советы, как пройти без эксцессов.

Военные не возражают против окончания сплава в 300м перед мостом в Загорье, хотя их территория начинается значительно выше.

Во время перехода на Гремячую были пойманы патрулем, проведшим с нами разъяснительную беседу. Выглядело это жалко. Ни о каких мерах речи не шло (и было затруднительно - мы не находились на территории ВЧ), просили передать "своим" что в следующий раз будут стрелять или кинут в воду колючую проволоку, потом, подумав, сказали, что стрелять все же не будут...

Общее ощущение от беседы - военным очень обидно, что они

а) вместо дела вынуждены лазать по каким-то дурацким оврагам.

б) мешают хорошим людям.

Из разговоров с соседними группами: вечером приехал полковник и объяснил, что им в общем все равно, что там в овраге творится, ловить желающих там плавать будет милиция, а если поймает, не обессудьте.

Мое резюме: плавать по ВЧ в принципе можно, шансы влететь в историю невелики. Но уж больно жалко вояк. Я не буду.

Опасность представляет трос перед мостом, проходить который можно только под ЛБ. По нашей воде можно было и в другом месте, но пригибаться приходится до уровня воды. С троса свисаяют вниз какие-то железки, скорость течения 3-4м/с, словом место опасно для жизни и требует безусловного осмотра.

В 20м ниже троса мост. Если (как частенько бывает), левый пролет завален, препятствие становится еще более стремным. Но у нас было совершенно свободно.

За мостом река упрощается на 10-15 минут, а затем начинается следующий каскад шивер. Они мощнее верхних, валы выше, но камней меньше, а плесов и уловов больше.

Через час - мост в Варницах - окончание спортивной части сплава по Поломети. Чуть ниже на ПБ поляна, на которой в прежние годы стояло большинство катающихся по Поломети групп. Сейчас съезд на нее с дороги перекопан, но проехать все равно можно.

Переход на Гремячую.

Здесь мы пообедали и решили перейти на Гремячую к мосту М10 в дер. Миронушки с целью сплава по реке. Путь длиной 2.5км довольно прост, но поскольку у большинства участников опыта подобных развлечений не было, дался тяжело.

Итак, от поляны по дороге до трассы Яжелбицы - Дворец, (довольно тяжелый подъем). Затем еще вверх по полю вдоль овражка (читается на карте, как язычок леса). Когда овраг закончится, на СВ от Вас будет самый дальний угол поля (чуть правее) и что-то слабо напоминающее уходящую в лес дорогу (чуть левее). Нужно идти по "дороге" на СВ, которая оказывается старой колеей и через 400м заканчивается разворотным кругом перед болотом. Оттуда 100м на С через лес к полю "у Гремячей". Эти 100м - самый тяжелый участок пути для неразобранных катамаранов.

По полю сначала строго на В, потом чуть уклоняясь на С, чтобы свалиться к Гремячей в месте, где поле подходит непосредственно к оврагу. Глубина его ~40м, крутизна 30-50 градусов.

Спуск судов к реке - дело серьезное и возможен отнюдь не в каждом месте, поскольку в овраге много упавших деревьев и встречаются почти вертикальные обрывы, но если поискать минут 10, проблем не будет. Мы, подходя к реке, были обеспокоены в первую очередь стоянкой (и легко нашли ее наверху), а коридор для спуска судов расчистили с утра.

Левый берег в этом месте более пологий.

Гремячая.

При сплаве мы пользовались лоцией [2]. В ней очень хорошо и подробно указаны ориентиры при сплаве, но уровень воды, по которой она составлялась, был существенно ниже, чем у нас, а многие завалы с той поры распилены (нами в частности), поэтому сплав происходит намного динамичнее, чем по лоции. Наш сплав начался примерно в том же месте, что и у [2].

Гремячая в 2-3 раза меньше Поломети, но падает значительно круче. Препятствие - непрерывная шивера со множеством камней и заломов, постепенно усложняющаяся к устью.

Основная проблема для катамаранов - заломы (случилось 2 киля). Завалов практически не было - собирались обносить суда 4 раза, из них пару раз распилили, один разломали или что-то в этом роде.

Первый заметный ориентир после старта - серебристая труба через реку, примерно в 600м от начала сплава или чуть больше километра от моста.

Через 600м виден высокий обрыв правого берега с соснами, за ним за левым поворотом - остров, (проходимы обе протоки) за ним навал на большой (~3м в диаметре) камень. В районе камня в заломе перевернулся катамаран-2.

Через 700м начинается серия островов. Проходы наиболее многоводной протокой, [2] рекомендует избегать левых. Длина участка 400-500м. За ним большой камень (3-4м в диаметре) в центре русла. В районе камня произошел второй киль катамарана в заломе.

Следующее локальное препятствие названо нашими разведчиками "Бобровой плотиной". Ориентиры - после участка островов и камня 300м прогона, затем очередной остров. основная протока - левая, правая совсем мала и уходит под прямым углом. Слышится густой шум. Осмотр (по острову) обязателен. Слева был длинный пологий свал с перепадом 2-2.5м, при нас заваленный бревнами. По лоции проходим. В правой протоке - простой проход с парой пролезаний через кусты.

В 400м ниже "человеческая плотина". Легко читается с наплыва, улова есть как слева, так и справа. Осмотр обязателен. Образована косой ж/б плитой через все русло. При нас высота слива была немного меньше метра, проход по центру или справа (слева - сухая плита, что не видно с наплыва).

Под плотиной, как и полагается в техногенке, невзрачная, но очень неприятная бочка. Один из катамаранов в ней лег (по разгильдяйству), другой продержало порядка минуты.

Ниже плотины шиверы продолжаются. Первые несколько сот метров в русле и по берегам встречаются остатки техногенки. В 700м ниже плотины мост а/д Яжелбицы - Дворец, после которого река успокаивается и через 200-300м впадает в Полометь, по которой до с. Яжелбицы около 2км по плесу.

Если предполагается отъезд общественным транспортом, разобрать суда можно непосредственно под автобусной остановкой, расположенной на слиянии М10 и дороги на Дворец. От остановки реку видно. Карта позволяет вычислить это место довольно легко. К сожалению, выяснить, есть ли хорошая площадка для сборов непосредственно под остановкой, мы не смогли. Мы разбирались в нескольких стах метров выше (у пасеки) и дошли до остановки пешком.

Впечатления и рекомендации.

Подозреваю, что со сплавом по нижнему участку Поломети (по крайней мере в массовых масштабах) придется завязать. Поэтому, не имея собственных машин и ничего не заказывая, ходить на Полометь нерационально. Разве что идти от моста в Загорье до Гремячей с разборкой судов повторить наш выход с несколько увеличенной пешкой.

Для тренировки слалома на катамаранах связка Полометь - Гремячая идеальна, причем именно в этом порядке, поскольку Гремячая для катов сложнее. Касаемо среднего катамаранного опыта экипажа: 2 - нормально, 1.5 может быть маловато.

Для каяков наоборот, с Гремячей рекомендуется начать, а на Полометь без опыта тройки (не Карельской!) лучше не лезть.

Для неквалифицированных групп с плохим снаряжением Полометь крайне опасна, Гремячая более доступна.

Пожалуй, по сравнению с притоками Ояти бассейн Поломети не выигрывает. Полометь не сложнее Шокши, а Гремячая проще как Тянуксы, так и Ащины.

Завалов на Гремячей и Поломети мало, так что каякерам имеет смысл изучить более мелкие окрестные речки, например, Еглинку и верховья Гремячей.

Стоит взять обратные билеты либо на 10 поезд от Валдая либо на какой-нибудь из Питерских от Бологого. Иначе нормально перед рабочим днем можно и не поспать. Выезд же в Валдай и Бологое совершенно безпроблемен.

Валдай - очень приятный город. Погулять часок-другой очень приятно. Рекомендуем посетить музей колокольчиков и набережную с видом на Иверский монастырь. Кстати, город-побратим Вадлая называется Каньон-сити.

Красота мест порадовала, но не более того. Разве что пара водопадных ручейков на Поломети. Пока из пройденных паводковых речек рейтинг таков: притоки Ояти, Сережа, Большая Сестра, а дальше, может быть и Гремячая с Полометью. Военка все немного портит.

Источники.

[1]. Полометь. http://afanas.ru/myreport/plm/plm.htm

[2]. Полометь и Гремячая. http://orel.home.nov.ru/grem.htm

[3]. Полометь и Гремячая. Это первое из известных мне прохождений Гремячей, но сам текст с технической точки зрения не очень содержателен. http://www.veslo.ru/2001/othet/grem.html