на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Паводковые притоки Оки. Обзор

Дмитрий Шварц ((095)1174902, shvarts@mccme.ru)
с дополнениями и исправлениями Славы Завьялова.
Версия 7. 1.11.2005. С удовольствием отвечу на вопросы.

"Родной" для этого текста является страница Славы Завьялова http://slazav.mccme.ru. Там находится последняя по свежести версия.

С момента написания первой версии текста прошло более 5 лет. И основные цели - сбор информации и привлечение внимания московских, калужских, тульских,... водников к очень интересному с моей точки зрения району выполнена. Выпрейка в последнее время вообще стала популярной рекой, а большинство рек района пройдено и описано. Поэтому я скорее всего не стану обновлять обзор, но буду рад, если кто-нибудь возьмет на себя этот труд.

В тексте описаны некоторые притоки Оки от Калуги до Коломны. Половодье в этом регионе начинается примерно в начале апреля и длится две недели. Большая часть описываемых рек проходима только в этот период, но некоторые можно идти даже летом, хотя удовольствие, конечно, не то. Реки отличаются большими уклонами (до 4-5м/км) на большой длине (так, длина интересного участка Скниги около 40км), тогда как интересные для сплава участки других рек Подмосковья сравнительно коротки. Препятствия, как и полагается на паводковой реке - заломы, завалы и прижимы. Струя может быть очень мощной, но все же больших валов и бочек на этих реках нет. Основную трудность представляет преодоление сложных деревянных конструкций, где прохождение должно быть выверено с точностью до гребка.

По малой воде часто открываются техногенные препятствия - строительный мусор в русле, остатки плотин. Обычно они проходимы, а иногда очень приятны, но малейшая неосторожность может привести к серьезной аварии.

К недостаткам района следует отнести раннее половодье (начало апреля) и, в связи с этим, неустойчивую погоду, большое количество снега в течение сплавного сезона и не очень удобную (по сравнению с другими популярными подмосковными речками) заброску.

Суда, снаряжение,...

Для сплава пригодны любые малые суда. На Тайменях лучше воздержаться от верховьев маленьких речек. Из снаряжения обязательны каска, спасжилет и гидрокостюм. Столь же необходимо иметь запасные весла, спасконцы, обвязку и емкости непотопляемости на судах.

Подготовка участников.

Для отправляющиеся на подобные реки в первый раз, замечу, что несмотря на официальную IКС, по сложности они эквивалентны карельским тройкам и существенно опаснее. Кроме того, опыт Карелии здесь практически бесполезен. В качестве примера могу привести собственный результат (6 килей за поход). Также можно почитать дневники по Вашане, Выпрейке, Большой Сестре и многочисленные тексты по в общем аналогичной Льняной у Мошкова.

Категорийность, указанная в таблицах - авторская. Как и в стандартной, рекомендуется не повышать сложность рек более, чем на один пункт за раз. Вкратце, А соответствует Истре, Б - Волгуше, В - Большой Сестре, Г - Выпрейке. Подробности в тексте Категорийность подмосковных паводковых рек . Знак вопроса после буквы означает, что сложность оценивалась только или почти только по формальным данным.

С точки зрения автора, опыт прохождения равнинных речек с точки зрения хождения по подмосковным паводковым заменяет А, Карельских двоек-троек - А+, отягощаемый излишней уверенностью в своих силах, валдайских шиверистых без особых завалов (типа Шегринки) - Б, с завалами (Льняная или Волма в хорошую воду - Г), опыт Кунянки, Щеберехи итд совершенно достаточен для любых выходов. О серьезных азиатских реках и говорить нечего. Отмечу, что речь идет именно о каячном опыте. Катамаранщик, в первый раз севший в каяк, например, на Скниге, может представлять собой жалкое зрелище.

Обозначения, ссылки и другая информация.

Указанный в тексте километраж получен авторами с помощью карты и циркуля раствором 2мм без учета коэффициента извилистости. Поэтому (и не только) не стоит рассчитывать ходовое время, деля число километров на 5-6-7км/ч. На более мелких и завалистых реках скорость уменьшится до 1-2км/ч.

Площади водосборов измерены Славой Завьяловым по карте с помощью клетчатой бумаги. Как показывает практика, в пик половодья проходима почти любая обозначенная на карте речка. Впрочем, проблемы тут могут возникнуть не из-за недостатка воды, а из-за огромного количества завалов (маленькие речки, естественно, завалены больше). Для некоторой гарантии возможности сплава необходима площадь водосбора 30км^2. Мощные участки рек начинаются с площади водосбора 50-60км^2. Для хождения летом необходимо как минимум 250-300км^2.

В половодье приустьевые участки рек подтоплены Окой на несколько метров. Как правило, в это время асфальтированные дороги уже высохли, на грунтовках неглубокая грязь или лед, вне дорог можно встретить все, что угодно от высохшего поля до снега по пояс. Могут возникнуть проблемы с переходом притоков (даже тех, в которых летом воды по щиколотку). Один из способов выброски - сплав по Оке. Средняя скорость в половодье - не менее 10км/ч. Теоретически могут возникнуть проблемы с ГИМС, которая требует регистрации малых судов.

В начале половодья кроме завалов могут встретиться ледовые заторы и просто участки невскрывшегося льда. Чаще подобные препятсвия (впрочем, как и завалы) оказываются на участках с маленьким уклоном.

Основные промежуточные пункты заброски и выброски.

Калуга. Автобусы и электрички из Москвы. Автовокзал в 15 минутах ходьбы от ст. Калуга-1. Ст. Калуга-2 далеко от автовокзала и города.
   Тула. Автобусы и электрички из Москвы.
   Серпухов. Электрички и автобусы из Москвы.
   Заокский. Электрички из Москвы (ст. Тарусская).
   Алексин. Местные поезда из Калуги и Тулы, автобусы из Москвы, Заокского, Калуги и Тулы.
   Таруса. Автобусы до Серпухова.
   Кашира, Ожерелье, Узуново, Голутвин. Электрички из Москвы.

Проходимость автомобильных дорог.

Магистральные дороги: Москва - Калуга (М3), Москва - Тула (М2, новая трасса), Москва - Тамбов (М6) удобны для автостопа. Автобусов на них немного - дальние из Москвы. При этом все автобусы в Тулу и Алексин идут по старой тульской трассе (в отличие от машин), даже автобусы Заокский - Алексин, хотя там есть и прямая дорога. На старой тульской трассе есть и довольно активное локальное движение, так что подъехать автостопом на небольшое расстояние по ней можно.

Много машин и автобусов на дороге Калуга - Тула (Р132), ходят автобусы и по дороге Таруса - Серпухов, а вот на Р115 на участке Кашира - Пахомово рейсовое сообщение только от Каширы до д. Иваньково. Далее дорога пустынна.

Расписания.

  Расписание электричек из Москвы и по кольцевой ж/д удобно смотреть на сайте http:\\tutu.ru.
  По остальным электричкам довольно "лежалую" информацию можно почерпнуть в книге А. Кротова "Все электрички России", но часто лучшие результаты дает поиск в интернете.
  Свежие расписания автобусов в подмосковье и не только находятся на сайте Мострансавто http://www.mostransavto.ru/.
  Расписания автобусов разной свежести можно найти, например, на сайте "Общественный транспорт", http://www.mccme.ru/~kondr/ на страницах городов или в отчетах по конкретным рекам.

Правые притоки от Калуги до Алексина.

Увы, заброска и выброска займут не менее 4 часов каждая, что много для двухдневного похода. Однако большие уклоны, лесистость и малонаселенность территории жалко не использовать, если есть несколько дней в начале апреля.

Основным способом заброски служит автодорога Калуга - Тула (Р132). Пройдя от нее несколько километров, можно попасть на Ужердь, Дугну и Крушму.

Из Алексина можно заброситься на пару одноименных притоков Крушмы или к ее среднему течению. Туда же можно попасть от ближних к Алексину станций ж/д Тула - Алексин.

Левые притоки от Калуги до Тарусы.

  К этим речкам целиком и полностью относятся слова предыдущего раздела. Калужка, Комола и Мышега доступны благодаря ж/д Калуга-1 - Алексин, а Калужка и Дряща -- благодаря автодороге Калуга - Таруса.
  Также возможна заброска на Дрящу через Серпухов и Тарусу. Может быть, так быстрее.
  Таруса не отличается большим уклоном, зато она проходима все лето.

[1] http://obondarev.hosting.ru/RECHKI/tarusa.html
[2] http://argonautics.narod.ru/reports/tarusa02.htm

Правые притоки от Алексина до Серпухова.

   Удобную заброску обеспечивает ж/д Москва - Тула и старая и новая тульские трассы. Выброска с этого куста рек (Вашана, Выпрейка, Скнижка, Скнига) - по Оке до Тарусы или Серпухова.

Правые притоки от Серпухова до Коломны.

   Интерес представляют притоки, образующие Беспуту (три одноименных речки и Сушка), на которые можно более или менее удобно заброситься от Ясногорска. Уклоны тут ~4м/км. Так же интересны, хотя и труднодоступны притоки Беспуты Восьма и Апрань. Беспута после слияния всех притоков - большая река с малым уклоном. Аналогична по своим свойствам Большая Смедва (с притоком Малая Смедва), но ее верховья куда менее круты. Более спортивен, хотя и короток ее левый приток Любинка. Недостаток этих рек (кроме Любинки) - отсутствие лесов в верхнем и среднем течении. Мутенка коротка, но уклон очень велик. (~5.5м/км) Осетр спортивной ценности не представляет (А+), но знаменит разными авариями, происходившими на нем. Можете проверить свою удачу...

И еще несколько интересных речек.

   Левые притоки Оки от Тарусы до Коломны интереса не представляют. Если исключить совсем маленькие и для сплава вряд ли пригодные, останутся практически не падающие Протва (про Протву и ее притоки см. [1]), Нара (см. [1] и [2]) и Лопасня ([3]-[5]) и очень популярная, но простая Каширка (уклон ~1м/км) (см. ниже). Однако поблизости протекают три речки о которых хотелось бы упомянуть. Именно, Городенка и ее приток Сукуша (течет рядом, на карте МО не подписана) и Коломенка. К сожалению, сплавные участки этих рек коротки. Информацию о по Городенке можно почерпнуть [6]-[7], о Сукуше из [7], о Коломенке рассказывают [8] и [9].

[1] В. Юрин "Паводковые реки Подмосковья и Валдая": http://www.lib.ru/TURIZM/moskwa.txt
[2] О. Волков "Лоции 9 рек Подмосковья 1988-98 г.": http://www.lib.ru/TURIZM/moskwa2.txt
[3] О. Бондарев: http://www.lib.ru/TURIZM/lopasnq.txt
[4] Н. Спрингис: http://www.lib.ru/TURIZM/lopasnq2.txt
[5] Д. Шварц. Лопасня - Беспута: http://slazav.mccme.ru/lb03ds.htm
[6] А.Тонис: http://slazav.mccme.ru/goro98at.htm, http://www.lib.ru/TURIZM/gorodenka.txt
[7] Д. Шварц. Сукуша и Городенка: http://slazav.mccme.ru/lb03ds.htm
[8] В.Завьялов, Д.Шварц: http://slazav.mccme.ru/kolom99.htm, http://www.lib.ru/TURIZM/kolomenka.txt
[9] В.Завьялов: http://slazav.mccme.ru/kolo02.htm

Летние перспективы района.

   Увы, остается совсем немного (зато это почти единственные места в Подмосковье, где можно покататься в текущей воде). Именно,
- Крумша от слияния правой и левой Крумши до устья, 25км.
- Низовья Вашаны от моста старой тульской трассы до устья, 40км.
- Скнига от моста новой тульской трассы до устья, 22км.
- Таруса от Сугунова до устья, 62км.
- Большая Смедва от Топканово до устья, 30км.
- Беспута от впадения Сушки до устья, 46км.
- Каширка от Колычево до устья, 27км

   Уклон (в зависимости от реки) от 0.9 до 1.8м/км. Все же я посоветую перед тем как идти, дождаться дождика, а если берете Таймень, большого дождика.

Карты.

   Поскольку не исключена аварийная выброска, лучше иметь двухкилометровку. Из стандартных:

   Листы "Подмосковье"
9 (Калуга): Калужка (часть), Ужредь (часть).
10 (Тула): Калужка (часть), Ужредь (часть), Дугна, Крушма (с притоками), Вашана, Выпрейка, Скнижка, Скнига, Комола, Мышега, Дряща, Таруса, Беспута (верхняя), притоки Беспуты, Восьма, Беспута (нижняя, часть).
11 (Новомосковск): Апрань, Мутенка, Бол.Смедва, Любинка, Каширка (низовья).

   Книжки фабрики Дунаева (в скобках номера страниц)
Московская обл.: Таруса (36, часть), Выпрейка (36, часть), Скнижка (36), Скнига (36-37), Восьма (37), Беспута (нижняя, часть, 37), Мутенка (38), Бол. Смедва (38-39), Любинка (39), Каширка (31,37,38), Коломенка (33,39),Городенка/Городянка (32).
Калужская обл.: Калужка (14), Ужредь (14,22,23), Комола (14), Мышега (14,15), Таруса (14,15), Дугна (15,23), Дряща (15), Крушма (15).
Тульская обл.: Таруса (нижняя часть 4,5), Дряща (4,5), Мышега (4), Комола (4), Дугна (4,9), Крушма (4,5,9,10), Вашана (5,6), Выпрейка (5), Скнижка (5), Скнига (почти вся, 5,6), Беспута (6,7), Восьма (6), Мутенка (7), Бол. Смедва (почти вся, 7).

   Также интересны километровые карты-книжки, выпускаемые совместно фирмами Арбалет и АСТ-Пресс Картография. Вес порядка 0.5кг великоват для похода, но наличествует свежая информация о плотинах, дачных участках итд.