ru en
на главную
к другим фотоальбомам
to the photo album index

поход на Сайму
9 - 10 марта 2019

[Открыть карту]
[Open map]
[Скачать GPS-данные]
[Download GPS-data]

Хотелось опробовать новый стиль похода: скоростное озерное катание с санками. На льду санки практически не мешают, при этом в них можно положить полноценное ночевочное снаряжение. Пару лет назад я уже применял подобный стиль в Лапландии: с санками и легким "беговым" рюкзаком, но на широких лыжах. И мне очень понравилось так ходить.

Уже давно придумался и подходящий маршрут через озеро Сайма: удобная утренняя заброска на поезде в Mäntyharju или Mikkeli и прямой путь по по красивым озерам в Lappeenranta или Imatra. Расстояние - от 100 до 150, в зависимости от вариантов.

Итак, подходящие выходные нашлись, и 9 марта в 8:15 я вышел со станции Mäntyharju. Погода пасмурная, похолодание после долгой оттепели, метель с сильными попутными порывами ветра. Сразу вышел на озера. Весь лед в пятнах: серая снежно-водяная каша с сухими островками, заметенными свежим снегом. Два-три коньковых шага по сухому - и опять в воду. Не слишком удобно, но сильные порывы попутного ветра очень оживляют движение.

на старте
на старте




серые участки на льду - это мокрая снежная каша
серые участки на льду - это мокрая снежная каша

В 10:00 (14-й километр) сижу на оборудованной стоянке Puukonvuori, выливаю накопившуюся воду из ботинок, выжимаю носки. Недалеко от стоянки первая достапримечательность: небольшая скала с огромным ведьминым котлом (круглой дыркой, по-фински это назвается hiidenkirnu) и древними наскальными рисунками. Рисунки невнятные, даже висящая рядом табличка с расшифровкой не позволяет разобрать ничего кроме бесформенных пятен. Вообще, на прибрежных скалах Восточной Финляндии довольно много таких мест, они обычно отмечены на карте. Но в большинстве случаев рисунки представляют собой лишь отдельные красные штрихи и пятна. Даже от авторов каменного века можно было бы ожидать большей выразительности.

стоянка Puukonvuori
стоянка Puukonvuori

ведьмин котел
ведьмин котел
скала с наскальными рисунками
скала с наскальными рисунками

Расшифровка. Понятно, где что?
Расшифровка. Понятно, где что?

Снежная каша на озерах постепенно начинает покрываться льдом. Сперва из-под лыж рассыпаются мелкие ледяные брызги, потом осколки становятся крупнее. Небольшие лужи уже проезжаются посуху, зато в больших можно застрять в ломающемся льду и даже упасть (что я однажды и проделал).

Переезды между озерами удобные: почти везде идут оборудованные снегоходные дороги. В одном таком месте (21-й километр) замечаю странное сооружение: вход в туннель под скалой. На воротах - разные бумажки и объявления: карта местности, карта укреплений 1914-17 годов (как я понял, туннель как-то к ним относится), несколько объявлений типа "мастер на все руки". Подхожу рассмотреть объявления, делаю неловкий шаг и одна лыжа ломается пополам, проваливаясь в наст. То ли сработала магия строителей укреплений, то ли - авторов объявлений, предлагающих услуги по починке всего...

снегоходная дорога выходит на озеро
снегоходная дорога выходит на озеро
объявления, топчась рядом с которыми я сломал лыжу.
объявления, топчась рядом с которыми я сломал лыжу.
результат
результат

Лыжа сломалась сразу за ботинком, по льду можно кое-как двигаться. Два года назад было хуже: тогда я сломал лыжу под креплением, пришлось пешком идти к ближайшему хутору, чтобы попросить отвертку и переставить крепление вперед. Переставить крепление и сейчас было бы полезно, иду дальше, посматривая по сторонам, где бы добыть инструмент. Спросил у встреченных снегоходчиков - у них ничего подходящего нет. Прохожу еще одни наскальные рисунки, тоже какие-то невнятные штрихи. При этом на соседней скале красной краской нарисовано что-то более современное.


современные рисунки: в частности, есть стрелка с буквой D!
современные рисунки: в частности, есть стрелка с буквой D!

а вот и скала с настоящими рисунками
а вот и скала с настоящими рисунками
вот они!
вот они!
крупнее
крупнее


Только на 33-м километре вижу подходящее место для починки лыж: заправку у шоссе. Тут мне и выдали необходимое. Переставил крепление в центр тяжести, для катания по льду совершенно достаточно, а тропежки много не ожидается. Лыжи в таких катаниях я ломал уже трижды, интересно, какие выводы можно сделать из этого на будущее: стоит ли в походы таскать ремнабор, или выучить, наконец, как будет отвертка по-фински...

Погода улучшается, выходит солнце. Снежная каша на льду уже подмерзла настолько, что лишь с хрустом проминается под лыжами. Наступает комфорт и сухость. Обнаруживаю, что чуть не проехал следующую достапримечательность: смотровую башню. Немного вернувшись, захожу туда, наслаждаюсь красивыми видами.










Следующее красивое место - залив Luotolahti, и особенно выход из него, узкая протока в высоких скалах (16:05, 52-й километр). Обойдя незамерзшее сужение по лесу, останавливаюсь на перекус на солнечном протаявшем склоне. Отюда пешком поднимаюсь на скалу над озером.






подмерзшая снежная каша проминается под лыжами
подмерзшая снежная каша проминается под лыжами


лыжи с переставленным креплением, на льду работают хорошо
лыжи с переставленным креплением, на льду работают хорошо
изредка верхний слой льда все-таки проламывается
изредка верхний слой льда все-таки проламывается
Переход между озерами. Со сломанной лыжей тропить тяжело
Переход между озерами. Со сломанной лыжей тропить тяжело

залив Luotolahti
залив Luotolahti



плохо замерзший выход из залива
плохо замерзший выход из залива
присматриваю место перекуса
присматриваю место перекуса

поднимаюсь на гору
поднимаюсь на гору

Еще одна достапримечательность - крепость на 60-м километре маршрута. Тут я был в 17:50, уже в сумерках, поднялся на засыпанные снегом каменные валы и поехал дальше. Постепенно приходит усталось, а до запланированного места ночевки еще идти и идти. Зато это место (если я правильно понял первоисточники) должно быть открытой хижиной. Можно будет растопить печь, приготовить еду, поспать в тепле...





крепостные валы
крепостные валы

Выхожу наконец на озеро Сайма, огибаю большой мыс. До финиша остается всего 12 километров по прямой. Прохожу участок какой-то особенно глубокой снежной каши, проламывающейся под лыжами. Ботинки опять намокли, но дальше лед нормальный. Иногда замерзшая снежная каша трещит и проминается, но в воду больше не попадаю. Погода постепенно портится. Высокое небо со звездами, тонким месяцем и далекими световыми пятнами от Иматры, Лаппенранты и других городов постепенно темнеет и опускается. Начинается метель, пока еще совсем слабая. Над горизонтом мигают какие-то огни типа маяков (на больших озерах тут бывают маяки, работающие зимой). Слева от меня чернеет основной озерный плес, справа медленно продвигается берег. Накатывает усталость, иду, рассматриваю цифры на gps: четыре километра до финиша, три с половиной, два, один. Берег справа закончился, впереди уже темнеет лес, до которого мне надо дойти...

Справа из темноты вдруг выходит полоса невысоких торосов. Трещина, выглядит нестрашно, шириной сантиметров 20. Тыкаю палкой в воду, в лед у краев, перешагиваю. Еду дальше. Опять справа что-то не так, свечу туда фонарем: черные окна во льду, вода. Немного отклоняюсь и еду дальше. Третье предупреждение: странный звук лыжных палок на льду. Останавливаюсь, тыкаю палкой и довольно легко протыкаю лед. Наконец останавливаюсь, озираюсь вокруг и начинаю оценивать обстановку: лед в разводах разной степени черноты, еще несколько окон с разных сторон. Справа из метели слышен явный шум прибоя. Приехали. Инстинктивно пытаюсь уйти влево, в сторону трещины, которая еще недалеко (после пересечения я ехал вдоль нее), но тут лед уже начинает откровенно трещать. Ехать прямо назад по этому трещавшему льду не хочется, поэтому к своему следу выбираюсь какой-то хитрой дугой, тыкая палкой и обходя подозрительные места. По своему следу возвращаюсь к трещине.

Кажется, что за трещиной все должно быть хорошо (подобное я уже встречал этой зимой у Тампере). Продолжаю идти вдоль трещины, но уже слева. Но и тут лед становится подозрительным, опять натыкаюсь на кусок открытой воды и разворачиваюсь. До нужного мне берега я не доехал около семисот метров, но, видимо, лучше будет вернуться на два с половиной километра назад, к ближайшему мысу и переночевать там под каким-нибудь кустом. Впрочем, вернувшись километра на два, нахожу довольно свежий снегоходный след примерно в нужном направлении и делаю еще одну попытку. Увы, след приходит к рыбацким лункам и кончается. Проезжаю чуть дальше, там лед опять мне кажется подозрительным (хотя и не сильно, в нормальной ситуации я бы такому льду доверял) и я окончательно разворачиваюсь.

В 22:55 выхожу на берег на мысу Suuri Sarviniemi. За день прошел 89 км. Тут даже есть кострище, но разжигать огонь уже лень. Идет снег. Залезаю под дерево, в спальник, кипячу чай, заливаю его в термос, но пить уже сил нет. Поплотнее запаковываюсь и засыпаю.

Просыпаюсь в 7. В спальнике тепло и хорошо, снаружи идет снег, все белое. Выбираюсь в холодный влажный мир, поскорее собираюсь и выхожу. Пасмурно, снежно, характер льда совершенно непонятен. Вдали на озере проступают длинные черные пятна, то ли вода, то ли снег, промокший от снежной каши на льду. Ближе тоже видны небольшие черные пятна. Идти запланированным маршрутом и смотреть на вчерашний плохой лед не хочу: под снегом все равно ничего не видно. Ухожу на юг вдоль берега. От следующего мыса в озеро уходит широкая трещина, куда-то в том направлении, где я вчера ночью шарахался. Обхожу ее по берегу. Двигаюсь по довольно кривой траектории, обходя подозрительные темные пятна. Подмерзшая снежная каша как и вчера хрустит и проминается, но сегодня такие места не получается замечать заранее, приходится вздрагивать от каждого подобного сюрприза. Дело осложняется сильным подлипом. Если бы не снежная каша, тут было бы гораздо удобнее идти пешком.

утро
утро
мыс, около которого я ночевал
мыс, около которого я ночевал
трещина уходит куда-то в озеро
трещина уходит куда-то в озеро

вот что это за темное пятно, надо ли его обходить?
вот что это за темное пятно, надо ли его обходить?

До последнего нахожусь в колебаниях, продолжать ли путь в Иматру или сливать в Лаппенранту... Иматра - это сорок с лишним километров подлипа, непонятного льда. Даже если погода изменится, снег на льду вряд ли позволит катить быстро. В сторону Лаппенранты - двадцать километров по небольшим озерам, есть параллельная дорога. От этих размышлений меня отрывает шум мотора впереди: поперек моего пути идет корабль!

корабли впереди
корабли впереди

совсем уже вышел к берегу
совсем уже вышел к берегу
какая-то ледовая скульптура
какая-то ледовая скульптура

на лыжи налипают смешные снежные носики
на лыжи налипают смешные снежные носики

паром
паром

Это оказывается паром к ближайшему острову. Подхожу к нему как раз в тот момент, когда он швартуется к берегу. Интересно посмотреть, как устроен этот процесс: все делается автоматически, люди из рубки даже не выходят. От парома ухожу по дороге в сторону Лаппенранты (9:30, 96.5-й километр маршрута). Тут наконец-то можно забыть о подлипе и идти пешком. Дорога заснеженная и прокатанная несколькими машинами, так что санки идут хорошо. По дороге прохожу почти 15 км, под конец на ней уже много машин и не очень хороший снег. Лыжи я, впрочем, опять надел: подлипа больше нет. С дороги ухожу на озеро, по нему еду еще 8 километров до города. Тут уже неплохое скольжение. В 14:30 прихожу на станцию, поход закончен!








Лаппенранта
Лаппенранта