на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Олонецкие речки - 2005
Пеше-водный поход по маршруту: пос.Машозеро - пеший переход - безымянный ручей - р.Ольгин - р.Киндос - волок - р.Таржеполка - пеший переход - р.Нюда - р.Мужала - р.Важинка - пеший переход - р.Кузьма - р.Челма - ст.Свирь
2 - 6 мая 2005

В.Завьялов

Слава Завьялов и Костя Шрамов на ласточках-11.


Так получилось, что к майским праздникам у меня не было сил и желания разрабатывать какой-то необычный маршрут, желающих пойти было мало и не было уверенности, что нам стоит стремиться на сложные речки. Поэтому мы остановились на не очень сложном маршруте в хорошо известном районе.

О наших предыдущих походах по Олонецким речкам смотрите отчеты:

К сожалению, одна из двух карточек с фотографиями у меня промокла и сгорела, так что на участок маршрута от Киндоса до Мужалы фотографий нет.

Геоданные. В тексте названия точек даны в [квадратных скобках].

2 мая

Ехали из Москвы на поезде 382 (Москва-Мурманск). Отправление из Москвы 1-го мая в 19:28, прибытие в Петрозаводск 2-го мая в 10:17 (реально 10:45).

В 2003-м году была удобная связка из поезда N16 и автобуса на Шапшозеро, теперь расписание поездов подвинули и так забрасываться не получается. Поэтому мы и поехали на более раннем поезде с рассчетом добраться до Машозера, а дальше -- пешком или автостопом.

Автобус на Машозеро в 11:20, в 11:55 вышли на повороте на Шапшозеро.

Погода пасмурная, небольшой минус, очень необычно смотрятся деревья в ледяных капельках и маленьких сосульках. Машин мало, в основном дачники на заполненных легковушках. Пешком проходим Шапшозеро, сворачиваем на грейдер в верховья Киндоса. Он, к нашему счастью, расчищен от снега, так что идем легко и быстро.

Грейдер последовательно пересекает Кодаручей, безымянный приток р.Ольгин и сам р.Ольгин. Кодаручей слишком длинный и маленький, самым разумным для начала сплава кажется второй ручей -- он должен быть более полноводным и быстро впасть в р.Ольгин. На мосту через этот ручей мы в 14:28 [STA1]. Длина пешки 13-14 км.

Кстати, незадолго до нас по этой же дороге заезжал на Важинку М.Осадчий с компанией. Жаль, что мы не знали об этом заранее...

Бесснежное место для стапеля найти не удалось, так что собираем лодки прямо на дороге, а вместо обеда устраиваем сухой перекус. Выплываем в 16:32.

Ручей тесный, с быстрой струей и короткими шиверками. Завалов мало (точки [001, 002, 003]). Удивительно много валяется свежих обломанных верхушек от небольших елок и сосен. Потом нам говорили, что зимой здесь был ураган, видимо именно его следы мы видели повсюду. Лес низкий, полузатопленный, много снега.

[MA1], 16:51 - размытый мост старого заросшего грейдера

[S1], 17:28 - длинная шиверка, разведка с берега.

В целом - сплав интересный и напряженный. Этот довольно крутопадающий участок нам понравился. Похоже, интересно начинать сплав и с р.Ольгин. Это добавит 2 км пешки и километра 3 такого вот сплава. Но весь интерес, естественно, -- только по большой воде и на одноместных судах.

[OLG], 18:09 -- впадение в р.Ольгин. При впадении -- довольно высокий и качественный сосновый лес по берегам, можно вполне найти место для стоянки, но только на снегу.

На р.Ольгин поначалу - сильная просторная струя, но постепенно река успокаивается, появляются ледовые заторы (не слишком мощные), и бревна, через которые приходится переползать.

Бесснежную стоянку найти так и не удалось, встали на снегу, в 20:33, после того, как Костя порвал об лед ласточку. Точка [ST1], до впадения Кодаручья не доплыли около 500м по прямой.

ледяные капли на ветках
ледяные капли на ветках
начало сплава
начало сплава
ласточка
ласточка

брусника под водой
брусника под водой
сплав по безымянному ручью
сплав по безымянному ручью

ледяные ветки
ледяные ветки
после впадения в р.Ольгин
после впадения в р.Ольгин
ледяные заторы
ледяные заторы

3 мая

Погода ясная, утром небольшой минус. Выплыли в 9:30. До впадения Кодаручья - много ледовых заторов (впадение -- 10:47, [KON]). Дальше -- чистая широкая речка (здесь она уже называется Киндос). Несколько раз протаскивались по бревнам и мелям, но из лодок вылезать не пришлось ни разу.

В 11:53 доплыли до канавы, уходящей на запад [K1]. Здесь расстояние до Таржеполки -- около 700м, решили не плыть до моста, а попробовать проплыть по канаве. Проплыли около 150 м с протаскиваниями по бревнам и разбиванием льда. В точке [007] -- ответвление канавы на юг, но ни туда ни прямо плыть нельзя: мало воды. Идем пешком на юг, ласточки тащим на веревках. Замечательное болото с редкими соснами и почти не раскисшем настом. Через 400 м выходим на грейдер В-З, по нему еще 400 м до моста через Таржеполку. На грейдере - плотная буранка, идти очень легко. В 13:10 мы уже на мосту через Таржеполку [008]. На левом берегу выше моста -- довольно внушительный памятник.

Таржеполка - просторная спокойная река, завалов и ледовых заторов нет совсем. Плывем быстро. С местами для стоянок, да и вообще с выходом на берег плохо. Обедаем в первом подходящем месте [OB1], отплыв 3.7 км по прямой от моста, в 13:55 - 15:12. После обеда начинают попадаться симпатичные стояночные места, чем дальше - тем чаще.

В 16:01 проплываем мост грейдера [M3]. Сейчас он вполне проезжий (в прошлых походах мы наблюдали его в самых различных состояниях). В урочище Таржеполь Верхний -- жилые дома.

В 16:40 проплываем впадение Сарки [RPR], в 18:44 -- впадение Марины [MARI]. В 18:54 встаем на стоянку [ST2] на ПБ, чуть не доплыв до урочища Кривое Колено. В позапрошлом году мы видели там новый бетонный мост и рассчитываем завтра воспользоваться дорогой, идущей от него.

4 мая

Вышли в 7:35. Поднялись на гору, подсекли обозначенную на карте дорогу на юг, по ней вышли на главную дорогу [012]. Дорога лесовозная, очень разъезженная, вдоль нее попадаются свежие вырубки.

По дороге идем около 5 км, затем еще 1.5 км по азимуту ко впадению в Нюду крупного левого притока (точка 150). Лес довольно грязный, попадаются поперечные канавы, но наст, к счастью, нормально держит. Стапелимся на небольшом пяточке сухой протаявшей земли [STA2] 9:23-10:20.

В начале сплава река разлита по гнилому затопленному лесу с кучей бобровых плотин (много протаскиваний по бревнам), но скоро по берегам начинается нормальный лес. В 11:48 проплываем мост в деревне Нюда [M4], до него нам встретилось 6 обносов.

После дер.Нюда река очень приятная и быстрая. До впадения в Мужалу - всего один обнос. Обед 13:08 - 14:27 перед самым впадением, на ПБ [O2].

В 14:40 впадение в Мужалу [MUZ], в 17:05 впадение р.Варока [VAR]. Стоянка на ПБ в 18:17 [S3]. На этом участке река простая, довольно быстрая, по берегам хороший лес, встречаются выходы лесовозных дорог к реке и несколько разрушенных мостов.

5 мая

Погода весь день ясная. Выплыли в 8:25. Оказалось, что вчера мы очень удачно встали на стоянку: через полкилометра по берегам начался свежий ветровал. Участок ветровала продолжается три километра от большой правой излучины реки до впадения реки Кутка (от точки [VETR] до [VE]). Река здесь мощная и течет с довольно большим уклоном. Очень неприятно выглядят некоторые прижимы к бревнам. Есть несколько мест, требующих маневра, одно протаскивание под бревном на мощной струе. Обносов нет.

После участка ветровала -- опять простая быстрая река. Встречаются мощные шиверки с небольшими валами. В 9:13 проплыли реку Кутка [KU], в 10:00 впали в Важинку, в 10:12 -- встали на антистапель после дер.Гришино на ЛБ [AST2].

Собрались и вышли в 11:00. В Согинцах пообщались с местной жительнецей, осмотрели деревянную церковь [S]. По дороге Согиницы - Токари поднимаемся из долины Важинки. Когда дорога начинает загибаться на север, обходя Вачозеро, уходим с нее [023] и идем по азимуту на исток Кузьмы (было подозрение, что озеро может быть подо льдом). Почти сразу [D1] находим заросшую дорогу в нужном нам направлении. Много старых вырубок, дорога сильно помогает. Снега в лесу не очень много.

утро на Мужале
утро на Мужале
ветровал
ветровал

низовья Мужалы
низовья Мужалы
Важинка, дер.Гришино
Важинка, дер.Гришино






дорога Согиницы - Токари
дорога Согиницы - Токари

В 12:50 выходим к озеру недалеко от истока реки [O3]. Льда на озере почти нет. Обедаем, стапелимся. Здесь же встречаем рыбака с лодкой. Итого длина пешего перехода -- 6 км.

Выплыли в 14:45. Входим в речку по очень красивым разливам. Спокойная широкая река продолжается полтора километра, здесь нам встретилось четыре обноса, один из которых - древний замшелый мост. Здесь же мы добыли из рыболовной сети и отпустили утку.

В точке [PLO_D] - непроходимая плотина с неплохой поперечной дорогой (видимо, это обозначенная на карте лесная дорога из Согиниц). За плотиной - опять спокойный участок с бобровыми плотинами и гнилым затопленным лесом. Один обносной завал, один обносной мост (600 м от плотины).

В 1.5 км от плотины - мост хорошей дороги [M5]. Здесь я порвал ласточку.

На следующих 2.7 км еще один обнос завала, обносной мост [MB4] и еще 9 обносов. В конце участка река уже интересная, с узкой и мощной петляющей струей. На берегах - наледи. Одна дырка в ласточке и один киль у Кости. Стоянка на ЛБ в 18:15 [ST4].

Вачозеро
Вачозеро
разливы Кузьмы в истоке
разливы Кузьмы в истоке

утка
утка
бобровая плотина
бобровая плотина
полезание под бревном
полезание под бревном

начались шиверки
начались шиверки
петли
петли


слив с бревна
слив с бревна
наледь
наледь




6 мая

Погода дождливая. Выплыли в 8:51.

700 м, обнос, мост неиспользуемой дороги [M6], еще 5 обносов.

[M7] -- мост хорошей дороги.

2 км, 12 обносов. Вообще, если бы не большое количество обносов - сплав был бы очень хорош. Например, хороши сливы с огромных осиновых бревен, лежащих поперек реки.

[P1] "порожек" -- мощная и на удивление чистая шиверка в коридоре из веток, потом разбой с нетривиальным слаломом в протоках. Перед ключевым местом кильнулся Костя. Вообще, здесь на целых 700 м не было ни одного обноса!

1.5 км, 8 обносов.

[MB5] Полуразрушенный мост. Узкий слив с прижимом к веткам. Забавное препятствие.

400 м, 3 обноса. Река постепенно успокаивается, плыть становится скучно.

[KAR1] -- очень красивый заброшенный карьер на ПБ реки. Нашли случайно, с воды он виден плохо. Река течет в полузатопленном темном еловом лесу. Если перевалить через маленький хребтик ПБ, попадаешь в другой мир: песок, сосны, поросшие мхом склоны...

1.8 км и 15 обносов.

[M8] - мост хорошей дороги, идущей вдоль Челмы. Обнос.

300 м и один обнос.

[CHE] - впадение в Челму (14:31). От впадения проплыли около 200 м, встретили 3 завала. Окончательно разочаровались в сплаве и перед очередным завалом встали на антистапель на симпатичной поляне ПБ в 14:47 [AST3]. Итого, на 13.5 км сплава (по карте) мы затратили более 9 часов и совершили около 70 обносов.

Под дождем собираемся, выходим. Идем по хорошей дороге по ПБ Челмы почти до устья, по мосту переходим на ЛБ (за мостом в реке какой-то искусственный порожек) и попадаем на территорию лесосклада. Выходим из него на юг вдоль ж/д ветки (обозначена на карте), долго идем по разезженой глине вдоль путей к станции Свирь. Вечером садимся на поезд N12 и едем на р.Вичка.



полуразрушенный мост
полуразрушенный мост


карьер
карьер


низовья Кузьмы
низовья Кузьмы

р.Челма
р.Челма

Выводы