на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Ледовый поход по Оке
10\1\99

А.Тонис

Река больна, река в бреду.
Одни, уверены в победе,
В зоологическом саду
Довольны белые медведи,
И верят, что один обман
Их тягостное заточенье:
Сам Ледовитый океан
Идет на их освобожденье.

Н. Гумилев.

Право, затрудняюсь, как же квалифицировать сие забавное путешествие. С одной стороны, это, несомненно, был лыжный поход выходного дня. С другой же стороны, нитка маршрута проходила по реке, да и все препятствия были связаны с водой, а способ их преодоления не назовешь иным словом, чем обнос. С третьей стороны (если такая бывает), присутствовали явные элементы автостопа, причем обоюдного, несмотря на отсутствие у меня машины и наличие двух предметов длиной в 190 и двух в 160 см.

Короче, просыпаюсь утром со смутным желанием покататься на лыжах. Тем более, что есть все основания предполагать наличие твердого держащего наста, образовавшегося после долгой оттепели. На всякий случай сел в утреннюю узуновскую электричку.

За окном мелькали поля. И тут нас поджидает облом. Оттепель перестаралась. Из одних полей торчала щетина, другие же хищно оскалились частыми бурыми зубами вспаханных бугров. Это непроход. Что делать? И тут мне пришла в голову гениальная идея: бежать по льду какого-нибудь большого водоема. К примеру, Оки.

Небольшая историческая справка. Маршрут Белопесоцкий---Серпухов (пл. Ока курского направления) имеет славную историю. История эта начинается с 8 мая 1989 года, когда ближе к полуночи камаз подобрал на симферопольской трассе трех тогда еще школьников (А.Савватеев, Ю.Алексеев и ваш покорный), заблудившихся и вконец измотанных 70-километровым пешим переходом. С тех пор маршрут был частично или полностью пройден не менее 10 раз пешком, 1 раз на лыжах (не по льду), 1 раз на байдарке (явившись логическим завершением ночного сплава по Лопасне) и даже 1 раз на велосипеде (Лешей Савватеевым). И вот---новая версия, самая короткая (55 км).

Электричка поставила рекорд: 87 км от Бирюлево-пасс до Белопесоцкого (что за остановку перед Каширой, на другом берегу Оки) она пролетела за 74 минуты. Ровно в девять я стартовал.

Старт произошел так: я начал спускаться с насыпи по крутой тропинке, но, не пройдя и двух шагов, кубарем покатился вниз по склону, лыжи и палки в разные стороны. Гололед шутить не любит.

Вот и Ока, белая, празднично пестрящая народом, подледными рыбаками. Впрочем, белая только на первый взгляд: под 2 см снега --- гладкая скользкая поверхность льда. Палки не втыкаются, тот случай, когда идти можно лишь на одних ногах. О коньке, понятно, и речи нет.

Вскоре на пути первое препятствие: по всей ширине реки лед вздыбился торосами. В принципе, они тоже держат, но реально идти по ним невозможно. Тем более, за полосой торосов чернеет полынья. Обнос по берегу, в буквальном смысле: на умощенной комьями замерзшей глины дороге --- те же 2 см снега.

Для справки: все такие препятствия на наших спокойных равнинных реках вызваны только деятельностью человека. Спускают в реку нечистоты или другую гадость, отчего несколько километров ниже места слива замерзают крайне неохотно.

После моста трассы Москва---Кашира река обретает прежнюю ледяную гладкость. Некоторые локальные торосы и промоины имеются в Соколовой Пустыни, ниже строящегося моста. Все обходится.

Населенка кончилась. По берегам все поля, поля, справа подходит лес. Начинает подсыпать снежок, но быстрее 9 км/ч двигаться все равно не удается, т.к. канты лыж и острия палок не цепляют за лед. Тут, видимо, требуется какая-то другая техника.

Вот вдали уж показались поросшие соснами холмики. Это прилукские песчаные дюны, красивейшее место в московской области. Сейчас, белые на белом фоне, они, конечно, смотрятся не так сильно, как летом.

Устье Лопасни прошел без приключений, хотя опасался подлянки в этом месте. Подходя к Зиброву (час дня), решил поесть. И только об этом подумал, как на тебе, на берегу столик со скамейками. Прямо как на оборудованных по последнему слову карельских стоянках. Перекус без костра занял 15 мин.

В Зиброво ожидала неприятность: посередине реки образовалась длинная уходящая за поворот промоина. Предстояло выбрать берег. И я сдуру пошел слева, т.е. вдоль правого берега.

И зря. Вскоре узкая, но устойчивая полоса черной воды вполне понятного происхождения (г. Пущино) прижала меня к берегу, а там и вытеснила на склон оврага. Пытался лавировать коньком между приречных деревьев, потом пошла частая зеленка. Поднялся наверх, побежал по дороге. Хорошенько навернулся с ледяного склона в овраг. В общем, вплоть до самого Пущина были песни с пляской.

После дерьмостока вновь пошел гладкий лед. Но через 5 км впереди показалась сплошная полоса торосов, не оставлявшая никакого сомнения: Серпухов. Вскоре по центру пошла вода, вот она уж приблизилась к берегу. Продолжать путешествие не было никакого смысла. Пора сваливать. И тут наступила неожиданная развязка.

У дер. Лужки (3 ч. дня) я с удивлением заметил прямо на льду белый жигуль, беспомощно буксовавший на месте. Завидя меня, обладатель сего замахал руками, призывая о помощи. Что ж, застопили. Я тормознул и снял лыжи.

Картина безрадостная. Мужик, как он рассказал, увидел косяк уток и, желая посмотреть на них поближе, въехал на лед (действие, по своей бессмысленности не уступающее моему ледовому походу). Въехать-то он въехал, на уточек посмотрел да винца хлебнул, а, как стал выбираться обратно, застрял задним колесом в том самом тонком месте стыка, где подо льдом уже воздух. Провалился, да так, что чуть не по втулку.

Подергали ее вдвоем, со включенным двигателем, да все без толку. Как быть? Решил пошуровать в кустах --- и тут же нашел ... лопату! С помощью этой лопаты, домкрата, подвернувшегося мусора и непременной в таких случаях едрени матери наконец удалось вызволить тачку из ледового плена. Вместе поехали в Серпухов.

Закончилось все так, как кончаются в России все подобные истории. Едва мы взяли подъем и оказались на безопасном асфальте, водила достал бутылку. Белое вино было приятным на вкус и быстро согрело подмерзшего странника. По дороге нас застопил мужик, оказавшийся соседом водителя по даче. Это событие, разумеется, также было отпраздновано. Короче, в тульскую электричку в Серпухове я влезал, слегка пошатываясь. Обратная дорога не оказалась долгой. Вот, собственно, и все.

Заключение. Ледовые путешествия, несомненно, представляют из себя отдельный вид туризма. Из очевидных достоинств --- свойственные речному туризму легкость, быстрота и свобода передвижения. Не нужно заботиться о том, куда идешь. Естественно, необходимо быть полностью уверенным, что лед держит (в моем случае он был не менее 30 см толщиной).

В качестве главного недостатка я отметил бы бросающуюся в глаза антропогенность всех препятствий (можно без труда оценить, сколько дерьма сливает в реку данный город). Да еще, пожалуй, окружающие пейзажи слегка однообразны. И человеков на льду много.

В следующий раз можно пойти по озеру. Как вам такая идея?