на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Река Протва
28-30 мая 2004 г

Олег Волков

От деревни Золотьково до города Боровск. 28-30 мая 2004 года, КНБ.

Лоция

Уровень воды высокий, почти половодный.

0-02(чистое ходовое время, часы-минуты) Автодорожный железобетонный мост у деревни Золотьково.

0-40 Железный пешеходный мост на бетонных тумбах после деревни слева.

1-03 Деревня справа с водонапорной башней, ЛЭП, в реке деревянные столбы от старого моста.

1-09 Похоже на впадение речки справа.

1-26 Церковь справа.

1-37 ЛЭП, пешеходный мост, церкви по обоим берегам реки, водомерный пост.

1-40 Автодорожный железобетонный мост в Верее.

1-43 Много ЛЭП.

2-05 Мощный автодорожный железобетонный мост в Верее.

2-12 Две ЛЭП, впадение ручья из трубы.

2-43 Большой автодорожный железобетонный мост у деревни Загряжское.

3-12 Залитый по верхнюю кромку мост с бетонными трубами, прошли сверху без обноса, ручей справа, начало деревни Афанасьево.

Далее по левому берегу непрерывно идёт деревня и по левому берегу вплотную к реке подходит автодорога.

3-22 Большой автодорожный железобетонный мост.

3-45 Упавшая ветла перегородила всю реку. С трудом протискивались у правого берега, ЛЭП. Деревня Васильево слева.

3-51 Стоянка у впадающего справа мощного родника, обед.

4-08 Автодорожный железобетонный мост, далее по левому берегу на некотором протяжении видна просёлочная дорога.

4-40 Слева залив. Церковь по левому берегу без луковки. Набережная Cлобода.

4-59 Навесной мост на тросах с деревянным настилом.

5-26 Родниковый ручей слева. Ночёвка перед ручьём. Чуть ниже народ с машинами.

Примерно через 300 метров ниже по течению есть большая поляна и ручеёк.

5-37 Автодорожный железобетонный мост, ЛЭП.

5-41 Какое-то препятствие, залитое водой. Заметны бетонные столбы в 20 сантиметрах ниже уровня воды.

6-05 Справа сзади незаметно впала река Руть.

6-17 Мост на тросах с деревянным настилом. Слева деревня с церковью и дачки.

6-32 Справа впала речка, на правом берегу дачки.

7-01 Большой автодорожный железобетонный мост, ЛЭП, деревни по обоим берегам реки.

7-14 Железобетонный мост, проводка сверху над мостом.

8-17 Большая населёнка с машинами по обоим берегам реки. Навесной мост с деревянным покрытием. Сатино.

8-23 Левый приток река Исьма.

8-53 Автодорожный железобетонный мост, далее церковь. Совьяки.

9-18 Мост навесной с деревянным настилом, за ним старый навесной мост с остатками настила. По правому берегу реки село Красное с церковью.

Слева впала речка Боринка. Над местом её впадения был бетонный мостик.

9-33 Боровск. Антистапель на левом повороте реки недалеко от церквей.

Описание маршрута

До Можайска можно добраться на электричках, следующих от Москвы. От Можайского автовокзала можно на автобусах попасть к различным участкам реки Протва.

Можно добраться до села Тропарёво к самым верховьям Протвы. Тогда, возможно, придётся проводить суда на мелких перекатах.

Можно добраться до села Борисово, откуда пройти по Протве можно даже в сухое лето.

Можно начинать маршрут от города Верея.

Мы решили начать маршрут от деревни Золотьково. От Можайского автовокзала через эту деревню ходит несколько автобусов в день. Кроме того, на автобусе, следующем в сторону Вереи, можно доехать до деревни Семенково. А оттуда по шоссе около одного километра до Протвы.

Мы прибыли на Можайский автовокзал поздно вечером, когда автобусов уже не было. Тогда мы договорились с частником о заброске за 150 рублей до автодорожного моста у деревни Золотьково. От моста мы по правому берегу Протвы прошли около 300 метров против течения до впадения в реку родникового ручья. На берегу над рекой здесь есть несколько удобных мест для ночёвки. Мощный ручей небольшими водопадиками стекает к Протве. Рядом с ручьём одно из стояночных мест расположено на большой каменной плите, поросшей травой. Сверху плита не заметна. Лишь спустившись вниз к ручью можно заметить, что под ней есть небольшая пещерка и роднички.

В течении последней недели прошло несколько сильных дождей. Поэтому уровень воды в Протве сильно повысился. За две недели до этого похода я прошёл верховья Протвы как раз до этого места. Протва здесь была мелкой неторопливой рекой, глубиной около полуметра. Теперь же в том же самом месте воды добавилось более метра, скорость течения повысилась. Объём воды в Протве возрос раз в пять, если не больше. Вода стала мутная, берега подтоплены, течение мощное, по реке плывёт всякий мусор. Уровень воды напоминает половодье. Вся трава в русле полностью залита водой.

В начале маршрута берега реки не очень высокие, иногда обрывистые. Вдоль береговой линии растёт стандартный набор растительности: вётлы, ольха и ивовые кусты. Иногда к реке подходят небольшие кусочки смешаного леса. В средней и нижней частях маршрута берега Протвы высокие, крутые, часто луговые. В реку впадает много родников. В нескольких местах родниковые ручьи впадают в Протву в виде маленьких водопадов. Наиболее мощные из них это: родники на левом берегу реки ниже Золотьково, на левом берегу ниже Вереи, на правом берегу ниже деревни Васильево и на левом берегу в месте второй ночёвки.

На всём своём протяжении Протва имеет примерно одинаковую ширину, от 30 до 50 метров. При обычном уровне воды глубина реки на перекатах не превышает 20 сантиметров. А у крутых берегов на поворотах встречаются ямы глубиной до трёх метров. В нашем походе всюду была мощная струя мутной воды, подтопленные берега и прибрежные кусты, затопленные препятствия. Некоторые мосты, которые раньше были на реке, теперь отсутствовали. Возможно, они были под водой.

Верея достаточно долго простирается вдоль обоих берегов Протвы. За последние годы по берегам реки появилось много новых дачных посёлков и особняков. Берега обжитые. Больших лесных участков или просто ненаселённых мест на реке не осталось, но найти красивое место для ночёвки можно.

Место второй ночёвки находится рядом с красивым родниковым ручьём. По другую сторону ручья, чуть ниже по течению, организована дикая стоянка автомобилистов. Похоже, что они часто бывают там. Тем не менее, это очень удобное место для ночёвки.

Заканчивать маршрут в Боровске оптимально. От автовокзала к железной дороге часто ходят автобусы и маршрутки. Кроме того, от Боровска до Обнинска ещё и пятнадцать лет назад берега Протвы были чрезмерно населены. Да и ничем особенно интересным река на этом участке не выделялась.

Выводы

Данный маршрут по реке Протва вполне подходит как маршрут на одни выходные. Мы прошли его при высоком половодном уровне воды, поэтому наша скорость движения была высокой. При обычном уровне воды время, затрачиваемое на прохождение этого маршрута может быть больше на 2-3 ходовых часа. Могут возникнуть новые препятствия с обносами.

Не сложные подъезд к реке и отъезд с неё, а также возможность попасть на реку в промежуточных точках позволяют выбрать маршрут по Протве различной протяжённости. Правда, однообразие пейзажей и обилие населёнки не способствуют возникновению желания растягивать маршрут по Протве более, чем на одни выходные. Нижняя Протва (от Боровска до Обнинска и от Обнинска до Серпухова) привлекают исключительно простотой заброски и выброски.

Населённость берегов высокая, много дачек, деревень. Лесов вдоль берегов нет, лишь изредка к воде подходят маленькие перелески. В основном прибрежный склон по одному из берегов укрыт вётлами, ольхой и зарослями ивняка. А другой склон представляет собой луговой или глинистый обрыв. Большим достоинством реки является обилие родников. Иногда они красивыми водопадными ручьями стекают с крутых берегов реки.

При обычном уровне воды в реке много травы, которая на быстринах колышется из стороны в сторону, переливаясь разными оттенками зелёного цвета. Вода в реке обычно прозрачная и можно наблюдать за рыбами, шарахающимися от байдарки.