на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Река Нара
7-8 октября 2006 г

Олег Волков

От города Наро-Фоминск до деревни Папино. Юго-запад Московской области. 7-8 октября 2006 года. Катамаран.

Лоция

1 день

0-12(чистое ходовое время, часы-минуты) Мост Киевского шоссе. Трасса М-3.

0-42 Гнутый пешеходный мост типа "подъёмный кран" рядом с дачами.

5 минут обнос ветлы, перегородившей всю реку.

1-06 Мостик пешеходный с трубой. Справа сооружения типа завод, слева дачи.

1-10 Автодорожный мост, за ним жёлтая труба через реку.

1-23 Подвесной пешеходный мост с настилом. Вдоль левого берега идёт оживлённая автодорога.

1-42 Бывший подвесной мост на тросах, смытый водой. За ним небольшой автодорожный мост. Свалка горой, расположенная за деревней Слизнево на левом берегу реки. Шоссе ушло в сторону.

2-29 Остановка на обед у родникового ручья на левом берегу реки.

2-47 Железобетонный мост у деревни Чичиково. В русле поваленные деревья.

2-58 Остатки бетонных плит, слева, справа и в центре металлические штыри в воде.

3-22 У деревни высокие бетонные сваи по левому и правому берегам, слева впадает ручей, затем брод, потом пешеходный железный мост. Течение быстрое.

3-34 Автомобильный мост.

4-30 Ночёвка на высоком левом берегу реки у впадающего мощного родникового ручья.

2 день

5-08 По обоим берегам каменные набережные. По правому берегу не достроенные красивые арочные каменные беседки без крыш.

5-14 Газопровод-мост типа "подъёмный кран".

5-28 Старая развалившаяся плотинка из камней.

5-36 Водопад Радужный.

5-41 Два моста. Первый высокий новый автодорожный мост, второй старый низкий автодорожный мост. Деревня Папино.

5-42 Антистапель.

Заброска

С Киевского вокзала Москвы на электричке, отправляющейся в 8-05, мы доехали до станции Нара. Было прохладно и чтобы согреться, мы прошли пешком вдоль Нары до окраин Наро-Фоминска, и там собрали катамаран. Первый автодорожный мост через Нару мы миновали пешком. Таким образом, стартовали мы, не доходя километра до трассы М-3. Особого смысла в прохождении пешком начального участка реки нет. С таким же успехом можно было собирать суда рядом с железнодорожным мостом.

Описание маршрута

Уровень воды в Наре был слегка повышенный. В русле очень много всякого мусора. Под берегами валяются стиральные машинки, старые автомашины, холодильники, покрышки и прочий хлам. На протяжении первых нескольких километров каждое дерево, упавшее в воду работало как отсеивающий мусор фильтр. Вдоль реки тянутся дачные участки.

Дорога, идущая вдоль левого берега Нары в сторону деревни Каменское очень оживлённая. Похоже, что она перестала быть тупиковой. Теперь по ней то и дело едут фуры. Она долго идёт вдоль реки, сильно от неё не удаляясь, и утомляет непрерывным гудением. За деревней Слизнево организована большая свалка мусора. Она представляет собой высокую гору, хорошо видную с реки. После свалки автодорога, наконец, отходит от реки и Нара приобретает нормальный вид. Участок от Наро-Фоминска до свалки лучше исключить, попытавшись проехать его на автобусе. Единственное, что понравилось на нём, так это иногда попадающиеся вдоль левого берега заросли засохших борщевиков. Эти мощные четырёхметровые растения образуют небольшие рощицы. А внизу, у самой земли уже начинает подниматься молодая зелёная поросль борщевика.

Ниже по течению начинаются быстрины и каменистые перекаты. Деревень по берегам становится меньше. На участке за деревней Слизнево Нара уходит в леса. С берегов стекают родниковые ручьи. Осенний лес выглядит очень симпатично. Во время отдыха мы видели несколько кустиков цветущей земляники. А среди зелёной травы порхала бабочка лимонница.

Русло Нары на пройденном участке каменистое, летом много водорослей. Во время нашего похода водоросли в основном отмерли, кувшинок тоже уже не было. На отдельных участках реки заросли камышей иногда перекрывают всё русло реки, оставляя только узкие проходы с быстрым течением. Во время нашего похода камыши уже были высохшими, и их стебли тихо шуршали, покачиваясь на воде.

Ширина Нары 15-30 метров, средняя глубина, как правило, около метра. На участках перекатов глубина уменьшается до 15-20 сантиметров. Глубины реки на перекатах обычно хватает, чтобы пройти без касания каменистого дна реки. Однако, при более низком уровне воды могут понадобиться проводки на особенно мелких перекатах.

Реку в нескольких местах пересекают автомобильные броды. При пересечении одного из таких бродов мы видели, как реку переезжал трактор. На этом участке брод на протяжении 50 метров проходил по руслу реки. Так трактор шёл по реке одновременно с нами, находясь в воде по середину задних колёс.

На реке много пешеходных мостков и автомобильных мостов. Под ними в воде, как правило, были обломки бетонных плит и прочий строительный мусор, в том числе различные железные конструкции.

За деревней Курапово река снова проходит красивый лесной участок. Сначала, на протяжении трёх километров правый берег Нары высоким обрывом поднимается над водой. Потом он выполаживается, и теперь левый берег поднимается метров на 20 над рекой. С его крутых склонов в Нару стекают родниковые ручьи. На ночёвку мы встали рядом с одним из них. Ручей вытекал из лесного распадка каскадом маленьких водопадов, между которыми наполнялись родниковой водой небольшие ванны, сложенные из известняковых плит. Отдельные ступеньки достигали метра в высоту. Особенно красиво ручей смотрелся на фоне лежавшей на земле ярко-жёлтой листвы.

Рядом с ручьём на высоте 15-20 метров над рекой в еловом лесу ровная площадка. Здесь удобное место для палаток, много дров.

Утром под нашей стоянкой вверх по реке против течения проплыл олень с длинными ушами. Наверное, он путал следы. Войдя в реку с противоположного берега, он частично проплыл, а частично пробрёл против течения около 100 метров и снова вышел на тот же берег.

В нескольких местах русло реки перегораживают скопления камней. Возможно, это остатки старых разрушенных плотин или переправы между берегами. На одном из таких препятствий (5-28), расположенных недалеко от деревни Папино нам почти удалось перевернуть катамаран. Чистый проход в этой гряде камней располагался под самым левым берегом. При этом с виду не сильная струя через полтора метра ниже слива уходила под нависающие с берега ветки. Можно было пройти по центру реки по засоренному камнями сливу, но мы решили попробовать пройти под самым берегом. Недооценив силу струи и неповоротливость катамарана, мы не успели увести корму из-под слива. В результате кат загнало под ветки и стало подкусывать. Пришлось выпрыгнуть в воду и вытолкнуть кат из-под слива. Так что купальный сезон был продлён до октября месяца. Причём вода оказалась не такой уж и холодной.

Перед автодорожным мостом в Папино находится водопад Радужный. Он расположен на родниковом ручье, стекающем с левого берега Нары примерно в 300 метрах перед первым автодорожным мостом в Папино. Этот родниковый ручей вытекает из двух расщелин в известняке. Потом он каскадом небольших водопадиков скатывается в сторону Нары. Перед самой рекой ручей отвесно падает с четырёхметровой известняковой плиты, поросшей зелёным мхом. Выглядит водопад очень красочно. Весь лес усыпан жёлто-красной листвой. И среди неё по белому известняковому руслу каскадом водопадиков бежит мощный родниковый ручей.

Рядом с водопадом Радужный есть ещё несколько родников. Они вытекают из склона выше и ниже по течению. Каждый из них выглядит по-своему симпатично. Некоторые родники сливаются вместе и образуют ручьи, текущие в сторону Нары. Вся небольшая долинка, расположенная между крутым склоном левого берега и Нарой наполнена тихим журчанием. В 100 метрах выше по течению на поляне расположена стоянка со столом, к которой подходит просёлочная дорога.

Нам повезло. Мы удачно выбрали время похода на Нару. Все родниковые ручьи на Наре стекают с крутых склонов, заросших густым лесом. Летом, когда листвы много, они не так заметны. Осень и весной много ярких красок, а листвы на деревьях мало. Поэтому, в яркий солнечный день родниковые ручьи сверкают и хорошо заметны с воды.

Выброска

Выброска с Нары не очень удобная, потому что выезжать приходится автобусами или попутным автотранспортом. Недалеко от русла Нары проходит граница Московской и Калужской областей, поэтому с автобусами там не густо. Через деревню Папино проходит три автобуса в сторону Обнинска. Кроме того, достаточно много проходящих автобусов в сторону Москвы. Но в воскресенье вечером они, как правило, заполнены под завязку и не останавливаются. Дорога здесь оживлённая и стоять на ней под непрерывным гудением проходящих машин утомительно. В принципе, попутку найти можно, но наличие больших рюкзаков сильно осложняет эту задачу.

Разбирались мы на левом берегу Нары после второго автодорожного моста. Деревня Папино расположена на правом берегу Нары. Автобусная остановка находится метрах в 400 от реки. Остановка не конечная. Автобус проходит за мост и там где-то разворачивается в сторону Обнинска.

Мы ехали на автобусе, отходящем от деревни Папино в сторону Обнинска примерно в 18-10. Время прибытия автобуса меняется в зависимости от числа пассажиров, билеты которым продаёт сам водитель. Пассажиров в автобусе ехало много, по пути автобус заполнился полностью, и перед Обнинском на остановках в автобус народ уже не мог влезть. На железнодорожный вокзал Обнинска автобус прибыл около 19 часов. Через несколько минут отошёл экспресс до Москвы, но билетов на него уже не было. Ближайшая электричка на Москву была 19-54.

Пока мы ждали электричку на платформе в Обнинске, нам удалось посмотреть цирковое представление в исполнении местного кота. Сначала он ходил по краю крыши двухэтажного здания и не навязчивым мяуканьем привлекал к себе внимание. Когда он понял, что его заметили, то подошёл к углу крыши и передними лапками спустился в расширенную верхнюю часть водосливной трубы. Периодически мяукая, он несколько раз пытался засунуть туда голову. Водосток имел несколько изгибов, и его общая длина была около 6 метров. Размеры кота были сравнимы с диаметром водосточной трубы, но чтобы попасть в неё, ему было необходимо вниз головой нырнуть из верхнего расширения в узкую её часть. Сначала казалось, что кот просто исследует возможные пути спуска с крыши. Но потом он вниз головой сполз туда, медленно вслед за самим котом в том же направлении последовал кошачий хвост. Все находящиеся на платформе люди с явным интересом наблюдали за манипуляциями кота. В трубе раздалось шуршание и воздуховод стал шевелиться. Постепенно шевелящееся место водостока добралось до изгиба, после которого следовал длинный вертикальный участок и шевеление прекратилось. На платформе послышались высказывания, что придётся вызывать МЧС. Однако, вскоре послышался свист и через несколько мгновений довольный собой кот появился в нижнем отверстии водостока. Поклонившись многочисленным зрителям, кот отбыл в направлении ближайшего ларька.

Выводы

Маршрут по Наре довольно своеобразен. У этого маршрута есть минусы. Эту реку нельзя пройти за два дня от Киевской железной дороги до Курской. Да и трёх дней может не хватить. Чтобы пройти Нару от Наро-Фоминска до Серпухова в среднем потребуется немногим более 20 ходовых часов. Поэтому, если идти на два дня, то надо рассчитывать на автобусы, а это всегда отнимает много времени. Кроме того, на протяжении первых двух ходовых часов ниже Наро-Фоминска Нара не интересна.

С другой стороны, на отдельных участках Нара протекает по очень живописным местам. Многочисленные перекаты и наклонившиеся к воде деревья вносят разнообразие в спокойную греблю. С крутых берегов в Нару стекает много родниковых ручьёв, некоторые из которых представляют собой каскады небольших водопадов. Перед посёлком Папино на берегу Нары расположена небольшая долина родниковых ручьёв. Один из которых, водопад Радужный, живописно стекает с четырёхметровой известняковой плиты.

Так что, Нара обычная Подмосковная река, однако здесь есть, что посмотреть. И если удачно спланировать маршрут, можно очень хорошо отдохнуть.