на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Малая Коша
6 июня 2010 года

О.Волков

Водный поход по реке Малая Коша от деревни Коробово до впадения в Волгу. Центральная часть Тверской области. 6 июня 2010 года. КНБ.

Впечатления по походу можно посмотреть http://oleg-volkov.livejournal.com/82176.html

Другие фотки лежат http://pics.livejournal.com/oleg_volkov/gallery/0001ph36

Лоция

У нас был летний дождевой паводок, при низком уровне воды на перекатах понадобятся проводки. Ходовое время при этом может увеличиться на несколько ходовых часов!!! Ближе к осени на отдельных участках река может зарастать камышами.

Старт от деревни Коробово.

Пешеходная часть от водомерного поста на берегу Волги до реки Малая Коша у деревни Коробово пройдена за 3 часа 35 минут, из них на отдых ушло около 15 минут.

0-38 (ходовое время, часы-минуты) Остановка на обед на левом берегу в дремучих ёлках.

1-06 Остатки моста у деревни Борисово, за ними брод по железобетонным плитам.

1-33 Упавшая с левого берега реки ёлка перегородила всё русло реки. Обнос по правому берегу.

2-13 Деревня Митино. Перекат и брод.

2-31 Примерное начало участка, где перекаты следуют один за другим, разделённые участками быстротока.

2-51 Железобетонный автодорожный мост трассы Р-87.

3-01 Заброшенный железобетонный автодорожный мост.

3-03 Впадение в Волгу.

Пройдено пешком от деревни Ельцы до деревни Коробово 16 километров. На байдарке по реке Малая Коша от деревни Коробово до впадения в Волгу пройдено 25 километров.

Заброска

От Ленинградского вокзала города Москвы мы добирались на поезде 604 Москва - Осташков. Его отправление с Ленинградского вокзала в 20-20, а прибытие на станцию Селижарово в 4-20. Цена плацкартного билета до станции Селижарово 474 рубля.

Описание маршрута

Отправляясь в поход, мы первоначально планировали пройти только маршрут по рекам Ворчала и Большая Коша (описание этой части похода находится http://oleg-volkov.livejournal.com/89098.html. Но, попав на высокую воду, поняли, что за один поход может получиться посмотреть и Большую Кошу, и Малую Кошу. Поэтому, после прохождения в субботу Большой Коши мы прошли ещё 15 километров по Волге и заночевали на её левом берегу, не доезжая 6 километров до деревни Ельцы. Рано утром в воскресенье мы прошли Бенские пороги и уже в 8 часов утра были у деревни Ельцы, откуда и начинается заброска в среднее течение Малой Коши. На левый берег Волги мы вышли рядом с будкой водомерного поста. Отсюда к трассе Р-87 и деревне Ельцы отходит просёлочная дорога. В наши дальнейшие планы на этот день входила пешеходная заброска в среднее течение реки Малая Коша и прохождение её до впадения в Волгу. Быстро собрав в рюкзаки вещи, мы подняли на плечи собранную байдарку и пешком отправились в направлении деревни Борисово, откуда и собирались начать сплав по Малой Коше. Дорога от Ельцов до Мелентьево представляет собой хороший грейдер, по которому можно проехать на любой легковушке. Далее начинается короткий плохой участок, протяжённостью около 50 метров, проехать который можно не на всякой машине. После этого снова продолжается нормальный грейдер до деревни Васильевское. От Васильевское до Борисово идёт просёлочная дорога с ямками. Немного не доходя до деревни Борисово дорога разветвляется. Правая грунтовка уходит в сторону Борисово и, далее, на Коробово. А левая грунтовка должна выходить к броду через Малую Кошу у разрушенного моста. От берега Волги у Ельцов до этой развилки, по карте около восьми с половиной километров. На этот путь мы потратили менее двух часов. На распутье мы немного отдохнули и посмотрели внимательно на карту. Оценив имеющийся у нас запас времени и нашу скорость передвижения, мы решили не торопиться выходить к Малой Коше. Хотелось посмотреть как можно больший участок реки, поэтому мы продолжили пешеходную заброску по дороге, идущей вверх по течению вдоль Малой Коши. Тем более, что именно на участке от этой развилки до деревни Коробово на старой двухкилометровке дорога обозначена красным цветом, что означает дорогу с покрытием. Однако, покрытия мы не обнаружили, и после деревни Борисово дорога окончательно испортилась. После размытого ручьём участка, расположенного к востоку от Борисово, дорога представляет собой грязную грунтовку с глубокими колеями, проезжую только на тракторе. Эта грунтовка походит через деревню Попково. После выхода на заброшенное поле, заросшее молодым березняком, она уходит в сторону деревни Сысоево. Посчитав это случайностью, мы ушли с дороги, взяв направление на тот угол поля, где был обозначен вход в лесной участок дороги с покрытием на старой двухкилометровой карте. Действительно, в углу поля мы обнаружили следы очень старой дороги, и пошли по ним. Но вскоре дорога стала петлять между здоровенными ёлками. Оказалось, что мы попали на старую лесовозную дорогу, которая вела к вырубке. Возвращаться назад времени уже не было. По карте осталось проткнуть всего-то метров 200 леса. И мы пошли по азимуту в дремучем лесу с байдаркой на плече. С облегчением вздохнули только, когда выползли на заросшую молодыми берёзками заболоченную ЛЭПку. Здесь пришлось пробиваться через глубокие лужи и мелкий березняк. На очередном поле вышли на просёлок, идущий от Сысоево к Коробово. После входа в лес оказалось, что из грязи местами вылезают участки мощёной камнем древней дороги. В Коробово был один жилой дом. Дойдя до середины деревни, мы спустились к реке, уложили в байдарку вещи и стартовали. Длина пешеходной заброски оказалась 16 километров. На неё мы потратили около трёх с половиной часов, из них около 15 минут было потрачено на отдых.

Ниже места старта река сначала немного попетляла по луговине.

луговина
луговина

Ширина реки не превышает 7-10 метров, вдоль берегов в основном растут кусты ольхи. Вода прозрачная, слегка коричневатого оттенка, в русле местами много водорослей. Скоро Малая Коша уходит в леса. На протяжении 2-3 километров продолжается очень красивый, таёжный участок с быстринами. Высокие ёлки, растущие по обоим берегам Коши, поднимаются высоко в небо, создавая прохладу и полумрак даже в жаркий солнечный день. Это самый красивый участок Малой Коши. По берегам среди ёлок было несколько полочек, удобных для стоянки. Скорость течения средняя, встречаются быстрины. На дне реки среди песка попадаются гранитные камни. На быстринах глубина реки была около 50 сантиметров. Ширина реки остаётся на уровне 10 метров. Ниже река расширяется до 15, местами даже до 20 метров.

Для такой, достаточно узкой лесной реки, на удивление мало завалов. Завал, потребовавший обноса байдарки, был только один. Располагался он ниже остатков моста в Борисово. Упавшая ёлка перегораживала всё русло реки. В нескольких минутах ниже завала на правом берегу Малой Коши была красивая стоянка в березняке.

стоянка в березняке ниже завала
стоянка в березняке ниже завала

Было ещё около десятка мест, расположенных, как правило, на крутых, поворотах реки, где реку частично или полностью перегораживали упавшие в воду или зависшие невысоко над водой деревья, в основном ёлки.

ёлка, упавшая в реку
ёлка, упавшая в реку

Но при нашем уровне воды всегда оставалась возможность обойти упавшее дерево впритирку к одному из берегов, подлезть под нависшим деревом, протиснуться среди его веток или пройти над затопленным бревном. Зачастую манёвр осложнялся достаточно быстрым течением. Возможно, при другом уровне воды в этих местах возникнет необходимость в обносе судов. Обстановка на реке может меняться, особенно в половодье. При такой ширине реки каждое упавшее дерево способно создать новый завал.

Некоторые застрявшие деревья будут снесены льдом во время половодья или будут сдвинуты течением к берегам. Но, принесённые сверху деревья могут образовать и новые препятствия.

После начала перекатов ширина реки уменьшается до 10 метров. Характер перекатов такой же, как и на Б.Коше, они каменистые, уклон русла слабый. При нашем уровне воды перекаты проходились на полной скорости, не задевая камней дном байдарки.

В отличие от Большой Коши, где после продолжительного спокойного участка в среднем течении реки все перекаты сосредоточены на последних 15 километрах, на Малой Коше падение русла распределено более равномерно по длине реки. Начиная от места нашего старта, на реке периодически появлялись быстрины, возрастая по протяжённости и уклону по мере приближения к Волге. Протяжённых прогонных участков со слабым течением на Малой Коше не было. Но участок, на котором перекаты идут один за другим на Малой Коше не превышает 5 километров. После пересечения автодорожного моста начинается непрерывный перекат с поворотами и заметным падением при ширине русла около 7-10 метров.

перекаты в низовьях Малой Коши
перекаты в низовьях Малой Коши

Перекаты Малой Коши более мощные. Падение русла на них более заметное, чем на Большой Коше. Перед впадением в Волгу ольха, наклонившаяся с левого берега, реки пыталась перегородить собой всё русло. Но нам удалось обойти её, прижавшись вплотную к правому берегу.

Берега Малой Коши сухие, приподнятые над рекой. Места для стоянок есть, но их не много. Как правило, они располагаются на участках берёзового леса.

березняк
березняк

Местами к воде подходят небольшие участки елового леса. В основном река протекает в узком зелёном коридоре, образованном зарослями ольхи, нависающими над водой обоих берегов реки. Встречаются непродолжительные открытые участки, расположенные в окрестностях бывших деревень.

После впадения в Волгу мы поднялись против течения на 20 метров и вышли на левый берег Волги. Здесь есть небольшая стоянка, которая была занята отдыхающими на машине. Отсюда мы прошли по дорожке около 100 метров до большой поляны, расположенной на левом берегу Малой Коши ниже старого железобетонного моста. Здесь удобное место для просушки и сборки вещей.

Перед началом пешей заброски в среднее течение Малой Коши у местного жителя мы узнали телефон его знакомого, водителя машины "Соболь". Олег, телефон 963-219-79-04, при необходимости он может помочь с заброской и выброской. Поднявшись наверх, мы по телефону связались с ним, и он довёз нас до железнодорожного вокзала в Селижарово.

Выброска

Обратные билеты на поезд N604 мы взяли заранее. Отправляется он со станции Селижарово в 21-50. Стоимость плацкартного билета 553 рубля. На Ленинградский вокзал города Москвы поезд прибывает в 5-09.

Расписание железнодорожного вокзала станции Селижарово

604 Осташков-Москва 21-45(приб) -- 21-50(отпр) вт, чт, вс
603 Москва-Осташков 4-20 -- 4-23 вт, чт, сб.
954 Осташков-Торжок 10-50(приб) -- 11-06(отпр) -- 15-40(приб в Торжок)
Торжок-Осташков 10-25(отпр. из Торжка) -- 14-45(приб. в Селижарово) -- 15-00(отпр. из Селижарово) -- 18-25(прибытие в Осташков)

Расписание автовокзала города Селижарово

Селижарово-Тверь 6-30, 10-20, 16-30, 13-10( пятн, через Осташков), 16-00(воскр, через Ржев), 4-25 в пути.
Тверь-Селижарово 9-30, 14-00, 16-45 пн, ср, пт, 17-00 вт, чт, сб, вс, 20-05 пт(через Осташков)
Тверь-Осташков через Ржев 20-40 вскр.
Ржев-Осташков 15-20.
Осташков-Ржев 8-20, 2-15 в пути.
Селижарово-Селище 11-30, 15-55 кр сб,вс.
Селижарово-Кашино 6-15, 4-00 вт,чт,пт.
Селижарово-Ельцы, заезд в Киселёво 6-00, 13-30 кр. сб, вс.
Селижарово-Шуваево 7-10 пт, 14-00 пн,ср.
Селижарово-Ананкино 6-20, 14-00 пн,ср,пт.

Выводы

Для похода на выходные дни в начале лета во время дождевого паводка реки Малая и Большая Коши подходит великолепно. При малом уровне воды прохождение перекатов потребует проводки судов. Возможно, добавится несколько завалов, требующих обноса судов. Это в несколько раз увеличит ходовое время. Отдельные участки реки ближе к середине лета могут зарасти камышами.

Интересно посмотреть верхний участок реки от деревни Орешки. В этом случае забрасываться надо на автотранспорте от Ржева через Луковниково.

Малая Коша протекает в лесах, лишь изредка выходя на луга рядом с заброшенными деревнями.

участок луга
участок луга

Лес по берегам реки смешанный. На протяжённых участках река протекает в узком коридоре, образованном кустами ольхи. Они окружают реку с обоих берегов, почти смыкаясь над водой.

ольховый коридор
ольховый коридор

Много участков берёзового леса. А иногда Малая Коша ненадолго уходит в еловые леса.

еловый лес
еловый лес

Необычным было малое число завалов в русле лесной реки, хотя ширина её на пройденном участке была всего-то от 10 до 25 метров. Однако, завалы возможны на всем протяжении пройденного участка. Много нависающих над водой деревьев, и свалившихся в воду деревьев, перегораживающих большую часть русла.

дерево, свисающее с левого берега
дерево, свисающее с левого берега

Было несколько мест, пройти которые без обноса удалось только благодаря высокому уровню воды. При этом, каждый год ситуация может меняться.

Стоянок на Малой Коше не много, но можно найти очень симпатичную полочку в березняке.

Следов человеческой деятельности вдоль берегов Малой Коши практически не было. На пройденном участке мы видели всего одного рыбака за 25 километров реки, и это при хорошей погоде в воскресенье. Лишь в одном месте несколько домиков дачного типа были видны с воды на левом берегу реки. По карте обозначено несколько деревень, расположенных вдоль реки. Но, похоже, что все они не жилые, там не отслеживалось даже явных подходов с берега к воде.

Малая Коша не похожа на Большую. На ней более равномерное падение. Даже в среднем её течении были быстрины и небольшие перекаты. Малая Коша имеет более быстрое течение на всём пройденном участке. Протяжённость основного участка перекатов, расположенных в низовьях Большой Коши километров на 7-8 больше, чем на Малой Коше. На Малой Коше они начинаются в самом конце, практически перед мостом новой трассы. Зато, ниже моста, где Малая Коша течёт к впадению в Волгу непрерывным перекатом, они более мощные, чем на Б.Коше.

Малая Коша понравилась немного больше Большой Коши.