на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Межа Костромская
6-9 мая 2012 года

Олег Волков

Водный поход по реке Межа от автодорожного моста у села Георгиевское до впадения в реку Унжа. Далее по реке Унжа до Мантурово. Восточная часть Костромской области. Четыре байдарки "Таймень-2", "Таймень-3, два лёгких катамарана с продольным расположением гребцов, "Щука-3" и "Ласточка-21". Всего 22 человек, из них 6 детей. 6-9 мая 2012 года.

Фотографии Антона по походу: http://fotki.yandex.ru/users/anesterov1971/album/223870/

Фотографии Лёши http://aipetrov.narod.ru/2012_05_06-09_mezha/

Лоция

Лоция реки соответствует движению катамарана. Катамаран специальной конструкции, предназначенный для гребли байдарочными вёслами. Скорость его движения немного меньше скорости движения байдарки.

 наш катамаран
наш катамаран

Уровень воды паводковый.

6 мая

Старт в 14-13.
0-03(ходовое время, часы-минуты) ЛЭП 4 провода.
0-17 ЛЭП 4 провода.
0-48 Правый приток Кушка.
1-40 Обед на левом берегу.
3-10 Похоже на левый приток (речка Чёрная).
3-47 Похоже на правый приток (речка Лух).
4-01 Ночёвка на левом берегу с неудобным травянистым выходом. Встали в 20-00.

7 мая

Отправление с места ночёвки в 9-05.
4-24 Луг вблизи деревни Аксёниха.
Идут небольшие полочки в ёлках.
Последний час речка расширилась до 50 метров, течение ослабело.
6-58 Деревня Барановица справа. Три брода в пределах деревни. Здесь же прибитый половодьем к левому берегу деревянный автодорожный мост.
7-11 Левый приток, река Баран.
7-44 Остановка на обед.
7-52 Брод.
9-12 Ночёвка на левом берегу реки в молодом сосняке. Встали в 16-45.

8 мая

Отправление с места ночёвки в 9-06.
9-35 Трос при старом водомерном посту.
11-15 Правый приток Ерла.
12-11 Левый приток речка Суксула.
13-26 Обед на правом берегу реки при песчаном пляже.
13-50 Две высоковольтных ЛЭП.
13-54 Новый железобетонный автодорожный мост.
14-07 ЛЭПочка.
14-49 ЛЭПка.
14-50 Ночёвка на левом берегу реки среди шикарного сосняка с ягелем. Встали в 17-47.

9 мая

Отправление с места ночёвки в 9-14.
15-07 Старая ЛЭПка.
Срезали последнюю петлю перед впадением в Унжу.
15-31 Впадение в Унжу.
16-15 Остановка на левом берегу в соснах перед посёлком.
16-44 Железнодорожный мост.
16-55 Антистапель на правом берегу Унжи рядом с церковью.

Получилось около 125 километров. Из них по реке Межа до впадения в Унжу пройдено около 114 километров. По Унже пройдено 11 километров.

Заброска

От Ярославского вокзала города Москвы до станции Мантурово мы добирались на поездах 68 Москва -- Абакан и 690 Москва-Данилов- Шарья(прицепные вагоны к Вологодскому поезду). 68 поезд отправляется с Яросавского вокзала в 22-55, а прибывает на станцию Мантурово в 9-33. Цена плацкартного билета на него 900 рублей. 55 километров от Мантурово до села Георгиевское мы проехали на заказанном заранее автобусе. Автобус ПАЗик обошёлся нам в 5000 рублей. Дорога асфальтовая, но плохая. Отдельные участки сильно разбиты, много ям. Особенно плохой асфальт в черте города и рядом с Мантурово. Скорость движения местами на протяжённых участках не превышала 10-15 километров в час. На отдельных участках автобус разгонялся до 60 километров в час. За 10 километров до моста через Межу одно из задних, сдвоенных колёс автобуса лопнуло, и дальше мы ехали совсем неторопливо.

Описание маршрута

Собирали суда на правом берегу Межи перед автодорожным мостом, справа от дороги. Там расположена полянка в окружении зарослей ольхи. Выход к ней был через низинку с грязью. На полянке есть ровные площадки и дрова для костра. С левой стороны от автодороги, метрах в 70 от неё, на правом берегу Межи тоже есть большая ровная поляна, отделённая от дороги небольшой сырой низинкой.

Уровень воды в реке был высокий, паводковый. При этом вода быстро падала. В эту весну было очень высокое половодье. За неделю до нашего приезда воды было больше метра на 2. Значительная часть береговой линии недавно была затоплена, но уже успела подсохнуть.

ёлочки по берегам, где недавно была вода
ёлочки по берегам, где недавно была вода

У группы, прошедшей за неделю до нас были сложности с выбором удобного места для стоянки. На отдельных участках во время их похода вода шла сквозь прибрежный низинный лес. Вследствие половодья вода была мутноватая.

 экипаж Т-3
экипаж Т-3

При нашем уровне воды проблем со стоянками практически не было. По берегам попадались березнячки, небольшие участки молодых сосновых лесов; ельники, соседствующие с небольшими травянистыми полянками.

полочка для ночёвки
полочка для ночёвки

В районе деревни Аксёниха запомнились удобные полочки с небольшими полянками среди ёлочек. Были и участки, где низкие берега реки были полностью закрыты не удобным для организации стоянки ольховником и зарослями ивняка, но они не были протяженными.

Ширина Межи в месте старта около 15-20 метров. В половодье течение хорошее. Река петляет, но не сильно.

верховья Межи
верховья Межи

На поворотах, даже при нашем, высоком уровне воды, заметны песчаные пляжи. Село Георгиевское ниже автодорожного моста к воде не подходит и с реки не заметно.

Река полностью закрыта лесами. Открытых берегов почти нет. Они встречаются только рядом с жилыми и нежилыми деревнями. На них было удобно останавливаться на обед.

 волейбол
волейбол

В районе впадения реки Нужная река расширяется местами метров до 40-50, скорость течения при этом падает. Ближе к деревне Барановица ширина Межи снова уменьшается до 20-30 метров и остаётся такой до впадения в Унжу. Лишь на отдельных участках временно расширяясь до 40 метров.

Впадающие в Межу притоки во время половодья отслеживаются плохо. Они теряются на фоне широких разливов, рукавов и стариц. При меженном уровне они также могут быть не заметны на фоне стариц, так как течение в них, скорее всего, исчезнет. Мостов, пересекающих Межу, было только два. Мост у села Георгиевское, откуда мы начинали сплав и автодорожный мост в низовьях Межи. На карте он не обозначен. Расположен он километрах в 10 (по руслу) от впадения Межи в Унжу. Оба моста железобетонные автодорожные. У деревни Барановица на левом берегу был выброшенный половодьем деревянный автодорожный мост. Рядом с ним Межу пересекали сразу три наезженных автомобильных брода.

Шедшая за неделю до нас группа встретила на Меже завал из брёвен, который им удалось пройти по затопленному лесу. Мы же не обнаружили никаких следов этого завала. Видели только плывущие по реке отдельные снесённые половодьем деревья. И не заметили ни одного подходящего места, где бы завал мог образоваться.

 катамаран собакин
катамаран собакин

Деревня Барановица первая, и единственная, которая близко подходила к берегу Межи. Здесь же мы встретили несколько местных жителей, ловивших рыбу. Другие деревни отслеживались по видневшимся иногда вдалеке нескольким серым крышам домов (Аксёниха, Губино, Ателевица). Или угадывались по небольшим, лишённым леса, участкам лугов. Возможно, были заметны деревни в районе Неустроихи, Хмелёвки и Воробьихи. Заметных признаков цивилизации рядом с отмеченными по карте деревнями почти нет. Мусора, связанного с результатами человеческой деятельности, плывущего по реке, или застрявшего в прибрежных кустах мало. Его почти нет совсем.

Несколько раз реку пересекали автомобильные броды. Но большинство из них были еле заметны. Похоже, ими не особенно часто пользуются.

Четыре раза мимо нас проехали рыбаки и охотники на надувных лодках с мотором. Ни одной группы туристов на маршруте мы не встретили. Рядом с пересечением автодорожного моста, расположенного в низовьях Межи на протяжении менее километра вдоль реки были автотуристы. Ниже этого места начинаются низинные берега, сильно подтопляемые в половодье.

Вскоре все окрестные кусты ивняка, сопровождающие здесь реку с обоих берегов, оказались залиты водой.

низовья Межи, залитые водой
низовья Межи, залитые водой

После дождя на реку наполз туман и прибрежные кусты терялись в нём.

 туман
туман

Сложно было даже выйти на берег. Всё окрестное низинное пространство, заросшее густым ивняком, залито водой. До коренного подтопленного берега сложно добраться сквозь эти затопленные половодьем кусты. Не исключено, что летом здесь будут песчаные пляжи. В месте пересечения Межи ЛЭПкой, километрах в 5 ниже моста, к левому берегу подходит небольшой участок великолепного соснового леса. Здесь есть стоянка с навесом. Место для ночёвки на этом, казалось бы, совершенно безнадёжном месте, просто великолепное - шикарный сосняк на горке с участками ягеля. Вид как в Карелии.

 место третьей ночёвки
место третьей ночёвки

Ниже по течению по правому берегу реки запомнилось ещё одно место, с воды выглядевшее вполне пригодным для ночёвки. Несмотря на подтопленность берегов, при нашем уровне воды течение в Меже было до самого впадения в Унжу.

Перед впадением в Унжу подтопление берегов увеличилось. Межа стала идти большими петлями, в перемычках между которыми сквозь заросли ивы и ольхи медленно текла вода прямо по затопленному берегу. Последнюю перед впадением в Унжу петлю русла реки мы срезали.

Унжа при впадении в неё Межи представляет собой мощную реку с сильным течением шириной около 100-130 метров. Берега унылые, поросшие ивняком. Лишь перед самым подходом к началу посёлка (перед Лесобазой) к левому берегу подошёл небольшим кусочком сосняк. В этом месте к разливу реки подходит просёлочная дорога. Мы вышли здесь и погрелись у костра, имея в запасе слишком много времени. Но в 50 метрах от реки расположена целая гора мусора.

Разбирались мы ниже железнодорожного моста на небольшой наклонной полянке под церковью. Место не самое лучшее, но ничего более хорошего по правому берегу не было. Можно было разбирать суда на левом берегу сразу за железнодорожным мостом. Там лес располагался не далеко от реки. В этом случае можно перейти реку по мосту. На нижнем (по течению) пролёте моста предусмотрена дорожка для пешеходов.

Фотки от Лёши: http://aipetrov.narod.ru/2012_05_06-09_mezha/

Фотки от Антона: http://fotki.yandex.ru/users/anesterov1971/album/223870/

Выброска

Возвращались на поезде N 349 -- Москва. Он отправляется со станции Мантурово в 16-52 и прибывает на Ярославский вокзал Москвы в 4-11. Цена плацкартного билета на него 9 мая самая низкая - 411 рублей. Часть группы уезжала на поезде 689 Шарья-Данилов (прицепные вагоны к Вологодскому поезду), отправляющемся из Мантурово в 17-52 и прибывающем в Москву в 6-01.

Расписание поездов станции Мантурово


 67 Абакан - Москва             5-45 (приб) 2 минуты (стоянка) ежедневно
 73 Тюмень - С.Петербург       13-15 2 минуты вт, вскр.
 93 Екатеринбург - С.Петербург 13-15 2 минуты четв.
  9 Иркутск - С.Петербург      16-40 2 минуты чётные
 13 Новокузнецк - С.Петербург  16-40 2 минуты нечётные
339 Чита - Москва              16-51 1 минута чётные
349 Благовещенск - Москва      16-51 1 минута нечётные
 39 Астана - С.Петербург       17-06 2 минуты определённые числа
123 Шарья - С.Петербург        17-17 2 минуты с 20.02 по 4.09 чётные
933 Екатеринбург - С.Петербург 17-21 10 минут пн, чтв.
689 Шарья - Данилов - Москва   17-52 2 минуты объявление
 43 Хабаровск - Москва         22-53 2 минуты нечётные
239 Владивосток - Москва       22-53 2 минуты чётные

340 Москва - Чита               0-35 2 минуты чётные
350 Москва - Благовещенск       0-35 2 минуты нечётные
934 С.Петербург - Екатеринбург  7-00 10 минут пн, пт, вскр.
690 Москва - Данилов - Шарья    7-50 3 минуты объявление
 74 С.Петербург - Тюмень        8-35 4 минуты чт, сб.
 94 С.Петербург - Екатеринбург  8-35 4 минуты вт.
 10 С.Петербург - Иркутск       8-51 2 минуты чётные
 14 С.Петербург - Новокузнецк   8-51 2 минуты нечётные
 68 Москва - Абакан             9-33 2 минуты ежедневно
124 С.Петербург - Шарья         9-56 2 минуты с 22.02 по 6.09 чётные
 40 С.Петербург - Астана       10-04 2 минуты определённые числа
 72 С.Петербург - Екатеринбург 10-16 2 минуты ежедневно
 44 Москва - Хабаровск         12-45 2 минуты нечётные
240 Москва - Владивосток       12-45 2 минуты чётные

    пригородные поезда

6349 Шарья - Н.Полома - Буй   8-10 2 минуты ежедневно
6337 Шарья - Н.Полома - Буй  15-56 3 минуты ежедневно
6341 Шарья - Н.Полома        19-02 3 минуты ежедневно
6342 Н.Полома - Шарья         5-58 2 минуты ежедневно
6338 Буй - Н.Полома - Шарья  11-37 14 минут ежедневно
6350 Буй - Н.Полома - Шарья  19-42 2 минуты ежедневно

Выводы

Межа представляет собой узкую ненаселённую лесную реку без препятствий и завалов, с симпатичными берегами. Река оказалась очень удобной и симпатичной для майских праздников. На всём протяжении её берега полностью закрыты лесами. Небольшие открытые участочки встречаются лишь в окрестностях жилых и заброшенных деревень. Ширина реки меняется от 15 до 45 метров, оставаясь в основном на уровне 20-30 метров. Крупных притоков на пройденном участке нет, поэтому полноводность реки почти не изменяется.

Заброска и выброска на пройденный участок Межи простые. При желании можно попробовать сняться с нижнего автомобильного моста.

Деревень, расположенных вдоль реки практически не заметно. Только одна деревня подошла к правому берегу, здесь были рыбаки. Изредка вдалеке были заметны крыши домов небольших деревенек. Несколько раз мы встречали рыбаков или охотников на резиновых лодках с мотором. Видели пересекающие реку следы автомобильного брода. Два автомобильных железобетонных моста пересекли Межу на пройденном участке: в месте старта и за 10 километров до впадения в Унжу. Рядом с нижним мостом на коротком участке были автотуристы. На всём остальном протяжении пройденного маршрута река была безлюдна.

С выбором места для ночёвки при нашем уровне воды проблем не было за исключением отдельных не протяжённых участках и подтопленных низовьев Межи ниже второго автодорожного моста. Часто попадались полочки и небольшие луговинки, расположенные рядом с ёлочками и соснами.

 луна
луна

Единственным недостатком во время нашего похода было наличие клещей. Нашли около десятка этих тварей на всю группу. Но, похоже, клещей в этом году всюду много. Так что, возможно, что их по берегам Межи было не больше, чем в других местах.

По берегам часто попадались кусты шиповника.

Отсутствие препятствий в виде быстрин и перекатов является недостатком реки. Со временем мы привыкли к достаточно быстрому течению, вызванному паводковым уровнем воды, и стало казаться, что течение совсем слабое. Оно ощущалось только при гребле против него. Летом уровень воды понизится, и течение должно пропасть полностью. Это станет основным недостатком Межи в случае летнего похода по ней. Вторым недостатком могут быть комары. По весне в окружающих Межу сплошных лесах было много низин, затопленных водой, где для комаров просто санаторий. Вода в них уже немного прогрелось и можно было купаться.

 купания
купания

Зато летом вдоль берегов должны открыться песчаные пляжи, некоторые из которых были заметны даже при нашем, половодном уровне воды.

Наш уровень воды был, скорее всего, оптимальным. Пик половодья уже прошёл и берега стали более удобными для стоянок. При более высокой воде начинаются проблемы с местом для стоянки, а при низкой воде, скорее всего, пропадёт течение. В целом, река понравилась. Она вполне подходит для детского похода на майские праздники.

http://oleg-volkov.livejournal.com/122978.html