на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

река Ловать

30 апреля - 3 мая 2015 года

Олег Волков

Водный поход по реке Ловать от автодорожного моста у деревни Узкое, расположенного в 4 километрах от границы с Белоруссией до города Великие Луки. Юго-восток Псковской области. 13 судов (5 байдарок класса "Таймень", 4 судна класса "Щука", "Тайга 430", "Ласточка", КНБ и катамаран с продольным расположением гребцов, 33 человека. Детский поход. 30 апреля - 3 мая 2015 года.

Фотоальбом от Т. Моисеевой https://fotki.yandex.ru/users/tymoiseeva/album/466636/

Фотоальбом от И. Волкова http://vk.com/album-61862658_215725018

В тексте представлены фотографии от Моисеевой Татьяны, Александра Бородина и Ивана Волкова.

Лоция

Лоция соответствует движению катамарана с продольным расположением гребцов. Его скорость немного меньше скорости движения надувной байдарки класса "Щука". Уровень воды высокий, но ниже обычного половодного.

30 апреля.

Вышли на воду в 11-43.

0-31 (ходовое время, часы-минуты) Деревня Пруд на правом берегу Ловати. Под водой на глубине около 50 сантиметров торчали сваи деревянного моста.

0-35 Деревянный автодорожный мост.

2-34 ЛЭП 3 провода. В русле появились отдельные камни, и возросла скорость течения. Такой участок длится около 2 километров.

2-57 Остановка на обед с 15-04 до 16-41 на левом берегу реки.

3-11 Левый приток Сенница.

3-26 Деревянные сваи старого моста у деревни Берёзовка. Проезд возможен справа и слева.

5-19 Правый приток река Комля при деревне Кузьмино, расположенной на правом берегу Ловати.

5-26 Железобетонный автодорожный мост у деревни Мельны, расположенной на левом берегу реки.

5-35 Деревянный полуразвалившийся мост у деревни Калошино, расположенной на правом берегу Ловати.

Далее река петляет по подтопленному лугу.

6-20 Остановка на ночёвку в 20-12 на левом берегу реки.

1 мая.

Вышли на воду в 9:13.

Сразу после старта было 2-3 стояночных места с подъездом автотранспорта, далее река начинает петлять по луговине до деревни Сафроново.

7-52 ЛЭП, за ней железобетонный автодорожный мост у деревни Сафроново.

9-35 После хутора речку пересекла ЛЭП, 2 провода.

10-12 Выход в озеро Ворохобское.

11-07 Железобетонный автодорожный мост у деревни Борисоглеб.

11-25 Остановка на обед с 15-29 до 17-31 на левом берегу реки среди сосен с подлеском.

12-41 Остановка на ночёвку в 18-47 среди редких сосен на правом берегу реки.

2 мая.

Вышли на воду в 10:00.

12-45---12-50 Пешеходный мостик на деревянных сваях расположенный немного выше уровня воды пересекает реку. Обнос судов (5 минут) по левому берегу или перетаскивание их через мост.

13-40 Железобетонный мост у деревни Бардино.

13-43 Левый приток Еменка. Перед впадением в Ловать Еменку пересекает железобетонный автодорожный мост.

Ниже по течению ЛЭП, 3 провода.

14-26 Пешеходный мост на тросах с деревянным настилом.

14-43 Несколько ЛЭП и нефтепровод пересекают реку. Река расширилась до 50 метров.

Через 100 метров плавающие железные поплавки из заваренных с торцов труб диаметром 80 сантиметров перегораживают реку, оставляя под левым берегом карман с проходом, позволяющий свободно пройти дальше.

14-59 На левом берегу торчит телефонная вышка.

15-00 Три сваи ледоломов. За ними реку пересекает железобетонный автодорожный мост у деревни Стуканы.

15-39 Мини ЛЭП.

После деревни Стуканы берега повысились, появилось заметное течение.

15-54 ЛЭП.

15-57 Остановка на обед в 14-05 до 16-15 на правом луговом берегу реки.

16-02 Крупный левый приток Балаздынь.

16-14 Ряды деревянных свай от старого моста расположенные перед островом.

16-24 Железобетонный автодорожный мост.

16-57 Подвесной деревянный мост с перилами у деревни Никитино.

Идут отдельные залитые водой перекаты, разделённые протяжёнными участками реки с обычным течением.

17-47 Нависшее дерево на выходе из переката, частично перегораживающее русло реки.

18-04 ЛЭП.

18-19 Остановка на ночёвку в 19-06 на лугу левого берега реки среди редких молодых сосен.

3 мая.

Полуднёвка. Вышли на воду после обеда в 14-55.

18-45 ЛЭП.

18-56 Мост у деревни Купуй. Сразу за мостом в русле старые сваи деревянного моста.

19-31 Левый приточек Сверетица.

19-41 Две ЛЭПки.

19-42 Порожек.

Далее начинаются не сложные шиверы.

19-56 ЛЭП.

20-11 Большой железобетонный автодорожный мост. После него протяженный порог.

Далее идут шиверы на уровне Карельской 2 категории сложности, разделённые не длинными спокойными участками.

20-30 Мост железной дороги Великие Луки -- Невель.

21-00 ЛЭП.

21-06 Встали на антистапель в 18-07 на поляне левого берега реки. До моста железной дороги Великие Луки -- Рига мы не дошли около 1 километра.

30 апреля: ходовое время 6 часов 20 минут (2-57 до и 3-23 после обеда), пройдено 36.94 км.

1 мая: ходовое время 6 часов 21 минута (5-05 до и 1-16 после обеда), пройдено 38.6 км.

2 мая: ходовое время 5 часов 38 минуты (3-16 до и 2-22 после обеда), пройдено 39 км.

3 мая: полуднёвка. Ходовое время 2 часа 47 минут (после обеда), пройдено 22.4 км.

Всего пройдено 137 км за 21 час 6 минут.

Заброска

С Рижского вокзала города Москвы мы выехали 29 апреля на поезде N 661, Москва - Великие Луки. Из Москвы он отправляется в 19:56, а на станцию Великие Луки прибывает в 6:00. На вокзале загрузились в заранее заказанный автобус, на котором примерно за полтора часа доехали до автодорожного моста через реку Ловать у деревни Узкое, который расположен в 4 километрах от границы с Белоруссией. Заброска на автобусе обошлась в 8000 рублей. Ехали по дороге, идущей мимо Невеля. Дорога хорошая. На стапель встали на восточном берегу Ловати на северной стороне шоссе. На небольшом участке луга рядом с обочиной дороги и рядом в лесу расположено несколько небольших ровных мест, удобных для сбора судов. К югу от шоссе в 20 метрах от дороги расположен огороженный родник.

Описание маршрута

В этом году на юге Псковской области снега зимой выпало мало, а сошёл он ещё в начале марта, поэтому уровень воды в Ловати был не высоким. Вода поднялась до верхней части русла, но заливаемые в половодье луга остались сухими.

Ширина русла реки после старта не превышает 7-10 метров. Но, так как на подходящих к обоим берегам реки низинах росла только трава, тростник и густые низкие кусты ивняка. Завалов, которые могли бы перегородить русло реки, на этом участке не было. Течение слабое, глубина большая. Вода достаточно прозрачная, не смотря на половодье. Мусора в реке мало.

В начале маршрута в деревнях, выходящих к берегу реки видели несколько гнёзд аистов. Самих аистов тоже видели несколько раз.

На начальном участке реки подходящие к воде с обоих берегов болотистые луга подтоплены.

река на старте у моста
река на старте у моста

Метрах в 50 от воды подтопленная низина заканчивается, и берега повышаются над уровнем воды. На них растут перелески, состоящие в основном из берёзы и осины. Когда русло реки проходит по луговине, на протяжённых участках вдоль воды непролазной стеной встают заросли прошлогоднего тростника высотой в 2-3 метра.

стена тростника
стена тростника

При этом сухой тростник не был положен и примят половодьем. Значит, вода в Ловати этой весной выше не поднималась, и мы шли по максимальному для этого года уровню воды. Часть прибрежных тростников на протяжённых участках была сожжена весенними палами травы. При этом гарь подходила прямо к уровню воды.

После первых 5-8 километров болотистые низины вдоль берегов реки прекратились, и берега повысились. Река расширилась до 15-20 метров. Лес приблизился к воде. Не часто, но среди леса попадаются места, где можно встать на стоянку. Лес, растущий по берегам Ловати на этом участке лиственный. Преобладающими породами являются берёза и осина. Встречается дуб, липа, клён. Участки соснового и елового леса встречаются редко.

верхний участок реки с ёлками
верхний участок реки с ёлками

Вдоль воды попадаются ольха и заросли ивняка.

На протяжении нескольких километров тянется красивый участок реки. Река полностью уходит в леса, берега высокие и сухие. На не продолжительном участке реки перед деревней Кляжи в русле реки стали появляться отдельные валуны, скорость течения возрастает. Деревья, подходящие к самой воде нависают над рекой. А под ними немного выше уровня воды небольшими полянками растут ярко-жёлтые калужницы.

калужницы
калужницы

Перед впадением левого притока Сенница леса не надолго отходят от берегов Ловати, а течение замедляется. Вдоль воды остаются в основном заросли ольхи.

калужницы под ольхой
калужницы под ольхой

При этом берега остаются высокими и сухими. Потом река снова уходит в леса. По берегам начинают появляться небольшие участки сосняков и отдельные ёлки. На участке от впадения Сенницы до деревни Кузьмино было несколько мест, где нависающие с берегов деревья частично перегораживали русло реки. При этом всегда оставалась возможность пригнувшись проехать под ветками.

подлезаем под ветки
подлезаем под ветки

В 2-3 местах для прочистки прохода потребовалось отпилить макушку завешенного дерева. Ни одного места, где бы потребовался обнос судов, на этом участке не было.

Перед впадением правого притока Комля Ловать выходит из полосы лесов и начинает петлять по лугу между двумя коренными берегами укрытыми лесом. Наиболее активные петли выписываются после деревни Калошино. Луговые берега становятся топкими. Мест, пригодных для остановки на этом участке нет.

В полутора километрах от правого берега появляется красивый островок соснового леса. Но река, выписывая петли по заболоченному лугу, не подходит к нему. Только через 3-4 километра после деревни Калошино по левому берегу реки мы нашли красивое, удобное для ночёвки место среди редких сосен и берёзового леса, где и встали на первую ночёвку.

место первой ночёвки
место первой ночёвки

Ниже места первой ночёвки Ловать продолжает петлять по луговине между двух коренных берегов. Сразу за местом первой ночёвки в 2 или 3 местах были удобные выходы к стоянкам, расположенным среди соснового леса. Но ко всем этим стоянкам подходили просёлочные дороги, и часть из них была занята автотуристами.

Далее на протяжении около 10 километров река петляет по лугу.

петляем по заболоченному лугу
петляем по заболоченному лугу

Берега открытые, поросшие луговыми травами, слегка заболоченные.

небо
небо

Такой характер реки сохраняется до моста у деревни Сафроново. Перед подъездом к деревне на лугах видели стаю белых лебедей.

Ниже моста появляются возможности для выхода на берег. Река продолжает петлять, но берега повышаются, вдоль воды сначала появляются заросли ольхи. А потом Ловать уходит в леса. Берега становятся красивыми, появляются места, удобные для остановки на ночёвку. Лес становится смешанным. Наряду с лиственными породами, среди которых преобладают берёза и осина и встречаются дуб, клён, липа и ольха, всё чаще попадаются небольшие участки сосен и отдельные ёлки. Красивый лесной участок с высокими берегами тянется на протяжении 2-4 километров.

После этого по мере приближения к озеру Ворохобскому берега понижаются, и леса отступают от реки. Перед самым озером берега становятся низкими, подболоченными. Река, петляя, разбивается на рукава, которые сквозь заросли прошлогоднего камыша и тростника впадают в озеро. Береговая линия озера Ворохобкое представляет собой топкие берега, выйти на которые сложно. Со всех сторон озеро окружают встающие стеной, непролазные, заросли тростника и густых ивовых кустов, торчащих из хлюпающего ила. Сразу после выхода на открытое блюдце озера с востока есть возможность выхода на сухой берег, куда есть подъезд на автотранспорте. Но выбраться на сушу можно только изрядно вывозившись в жидком иле.

болотистый выход на Ворохобском
болотистый выход на Ворохобском

Поэтому, мы сразу взяли курс на выход из озера.

По пути к деревне Брисоглеб вдоль берегов было ещё два места, где можно было выйти на берег. В одном месте это было частное владение, а в другом -- подъезжают к воде рыбаки. Мы вышли из озера и через 2 километра встали на обед на левом берегу реки среди соснового леса с густым подлеском.

После обеда мы прошли около 8 километров и встали на вторую ночёвку на правом берегу Ловати среди редко стоящих сосен с подлеском и зарослями малины. В километре перед местом нашей второй ночёвки по правому берегу была парочка симпатичных стояночных мест среди соснового леса.

Сразу после места второй ночёвки реку пересекает пешеходный деревянный мост. При нашем уровне воды мост располагался лишь немного выше уровня воды. Пришлось перетаскивать через него суда под левым берегом. На мосту и под левым берегом из-под воды слегка торчат верхушки железных труб. При летнем уровне воды обнос, возможно, и не понадобится, если можно будет пройти на вёслах под мостом.

Далее река продолжает идти по лесу, но мест пригодных для стоянки на этом участке не запомнилось. Перед впадением левого притока Еменки леса по берегам становится меньше, берега понижаются, вдоль воды остаются в основном заросли ольхи и ивы. Еменка существенно добавляет воды в Ловать. После её впадения Ловать становится заметно полноводнее и временами расширяется до 30-50 метров. Берега снова повышаются.

Перед мостом у деревни Стуканы ниже пересечения нефтепровода реку перегораживает цепочка соединённых между собой плавающих железных поплавков, каждый из которых представляет собой заваренный с торцов кусок железной трубы диаметром около 80 сантиметров. Цепочка поплавков не сплошная, под левым берегом в ней образован карман и проход шириной около 5 метров.

Ниже Стуканов река сужается до 20-25 метров, в русле появляются отдельные камни, скорость течения возрастает. Появляются залитые водой перекаты, разделённые протяжёнными участками реки со спокойным течением. Берега повышаются и становятся более крутыми. Лес по берегам становится более густым и тёмным. Всё чаще попадаются отдельные участки елового леса. Красиво. Среди крутых склонов внутри густых ельников можно найти небольшую ровную площадку для стоянки небольшой группы. Но удобных стояночных мест на этом участке реки нет.

За счёт перекатов и возросшей скорости течения ниже Стуканов скорость движения судов по реке возрастает. На выходе одного из перекатов (17-47 по лоции) наклонённое дерево частично перегораживает русло реки. При высоком уровне воды в этом месте возможен снос судов под дерево.

На ночёвку удалось найти отличное место, расположенное на левом повороте, на левом берегу реки недалеко от деревни Бугры. Здесь на большом ровном лугу, зарастающем молодыми соснами, было много мест под палатки и большая площадка для игры в волейбол.

место 3 ночёвки
место 3 ночёвки

Место третьей ночёвки очень понравилось, кроме того за третий день мы прошли больше, чем планировали. Поэтому на четвёртый день решили организовать полуднёвку, оставшись на месте ночёвки до обеда.

Ниже места третьей ночёвки начинает чувствоваться приближение к цивилизации. Вдоль берегов появляются дачные участки, чаще к воде подходят строения. После впадения левого притока реки Сверетица перекаты становятся более сложными. Первое препятствие, похожее на порожек расположено в 19-42 (по лоции). Далее начинаются не сложные шиверки, разделённые участками с быстрым течением.

После пересечения большого железобетонного автодорожного моста (20-11 по лоции). начинается протяжённый порог. Высота берегов возрастает до 20-30 метров. Берега становятся обрывистыми, при этом обрывы чередуются то по правому, то по левому берегу. Поэтому идти вдоль реки на этом участке не возможно. Далее идут шиверы на уровне Карельской 2 категории сложности, разделённые не длинными спокойными участками. Шиверы представляют собой участки реки с заметным падением русла, на которых над водой слегка выступают отдельные крупные камни. При этом так, как вода была не очень высокая, то на шиверах валы были не большими. Но и необходимости проводки судов не возникало. Всё легко шлось сходу. Тем не менее, один из наших экипажей, где в Таймене 2 сидело 3 человека, перевернулся и получил пробоину шкуры. При высоком уровне воды на шиверах могут образовываться высокие стоячие валы. А при низком уровне воды наверняка понадобится проводка судов.

Там, где на пройденном нами участке Ловать протекает уже в пределах города, постройки расположены вдали от реки и с воды не видны.

На антистапель мы встали на поляне левого берега в пойме реки. Поляна ровная, вдоль воды есть ивовые кусты, среди которых можно набрать дров. Но по поляне местами раскиданы битые бутылки, поэтому надо быть осторожным, чтобы не напороться на разбитое стекло. Городские жилые постройки располагались на высоте 20-25 метров над рекой по краю обрывистого берега. Подъём от реки наверх крутой и в дождливую погоду подняться с байдарками по скользкому склону будет сложно. Сразу после подъёма наверх начиналось шоссе, на котором нас и ждал заказанный на выброску до вокзала автобус.

Выброска

От места антистапеля до железнодорожного вокзала в Великих Луках по прямой около 6 километров. До вокзала мы добирались на том же самом автобусе, на котором и забрасывались в верховья Ловати. Выброска автобусом обошлась в 2000 рублей. Из Великих Лук до Москвы мы возвращались на поезде N 662, с отправлением из В.Лук 3 мая в 21-15 и прибытием на Рижский вокзал Москвы 4 мая в 6-46.

Выводы

Вдоль берегов Ловати на пройденном маршруте расположено около 20 деревень. Но, как правило, подходят близко к берегу реки только часть из них, и при этом только на коротких участках. Деревень, долго тянущихся вдоль берега Ловати, на пройденном участке реки не было. При приближении к Великим Лукам деревень стало больше. При этом сам город до места антистапеля к воде практически не подходит. В реке на редкость мало мусора, обычно застревающего после половодья на прибрежных кустах.

В самом начале маршрута нам встретилось две группы туристов. После того, как мы их обогнали, больше никого не видели. Возможно, это было связано с тем, что мы начали сплав на день раньше начала праздников. Рыбаков и автотуристов по берегам реки почти не было.

Выброска с маршрута простая, заброска в начало маршрута тоже не сложная.

Хороших мест для остановки на ночёвку на пройденном участке Ловати не много. Стоянками приходится дорожить. Есть протяжённые участки, где река на протяжении нескольких километров петляет по лугу и мест, где можно пристать к берегу практически нет.

река без берегов
река без берегов

Тем не менее, для каждой ночёвки нам удавалось находить удобные и красивые места. Место последней ночёвки так нам понравилось, что мы решили остаться там до обеда. Получилась полуднёвка.

В верховьях реки видели аистов и белых лебедей. За время похода видели парочку ужей, переплывающих реку. Обнаружили около десятка клещей. В лесах под дубами и клёнами расстилались ковры из цветов.

Марина и цветы
Марина и цветы

Вода в Ловати на майские праздники была прозрачной.

Обнос был только один (12-45---12-50 по лоции). При более низком уровне воды под мостом могут появиться проходы, тогда необходимость обноса исчезнет. Но при нашем уроне воды было около 5 мест, где наклонённые к воде деревья частично перегораживали русло реки.

снова подлезаем под ветками
снова подлезаем под ветками

При летнем уроне воды в этих местах могут понадобиться обносы. На реке были отдельные бобровые погрызы, но нигде на пройденном участке мы не встретили мест, где бобры пытались бы перегородить русло реки.

Летом уровень воды в реке сильно понизится, поэтому смотреть на её окрестности, скорее всего, придётся из-под высоких обрывистых берегов. Берега зарастут подлеском и травой. Поэтому мест, удобных для организации стоянок станет меньше, а выход на берег станет менее удобным. Перекаты и шиверы станут маловодными и потребуют проводки судов. Скорость течения существенно понизится, проводки судов на шиверах потребует дополнительного времени. В результате, на прохождение этого же участка реки понадобится дополнительно порядка 10-12 ходовых часов.

В целом, река понравилась.

цветочек
цветочек

Она вполне подходит для похода на майские праздники. Но идти туда летом я бы не стал.

http://oleg-volkov.livejournal.com/151493.html