на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Отчёт о сплаве по Льняной
10-11 апреля 2004 г

Состав: Игорь Хейфец на Ласточке,
Володя Ашихмин и Антон Орлов на КНБ.

Воды мало. В отчёте Дениса Будяка (http://slazav.mccme.ru/lnja00db.htm) сказано, что вода у них была вровень с настилами пешеходных мостиков в начале маршрута. Мы же под первым из этих мостиков протискивались, не вылезая из байдарок. Т.е. воды меньше сантиметров на 70-100.

На полях вокруг реки лежит снег. Мшанка до конца ещё не вскрылась: вдоль берегов течёт вода, а посередине реки толстый слой льда. Особого повышения уровня воды в ночь с субботы на воскресенье мы не заметили. Судя по всему, пика паводка следует ожидать в районе следующих выходных.

По нашей воде сильных прижимов под завалы нигде не было, поэтому сплав особой технической сложности не представлял. До впадения Мшанки длится с небольшими перерывами мелководная шивера с камнями по всему руслу. Чистый проход на КНБ местами невозможен. Обноса всего 3. В высокую воду будет больше.

Заброска

От Окуловки до Висленева Острова по всем нечётным числам и каждую пятницу ходит автобус в 6:10 и 16:00. Этот автобус проходит через Коржаву.

Мы, поторговавшись, уехали в Коржаву на такси за 300 р. (сначала нам предлагали 350). По дороге водитель рассказал, что в прошлом году, когда было много водников, до Коржавы возили за 400. Столько же берут за доставку к порогам на Мсте.

Можно попробовать доехать сначала на электричке до Боровёнки, а там уже искать машину до Коржавы. Это должно быть заметно дешевле. Электрички от Окуловки до Малой Вишеры: 5:50, 8:15, 14:00, 17:03, 20:15, 22:34.

Выброска

Внимание! Кукушка Неболчи-Окуловка теперь ходит по четвергам и воскресеньям. Уходит из Неболчей в 16:20, приходит в Окуловку в 19:49. К сожалению, мы не успели выяснить во сколько она уходит из Топорка. Где-то между 18:30 и 19:00.

Как и раньше, из Топорка в Окуловку ходит автобус. Наверное, три раза в день, но мы видели только последний примерно в 18:00. Причём этот автобус на наших глазах доехал до Великуши, развернулся там, и тут же поехал обратно в Топорок и дальше в Окуловку. Так что если оказаться в Великуше в нужное время, можно, по-видимому, не тащить байдарки до Топорка на своём горбу.

Если пройти по главной улице Топорка по направлению к Окуловке, то в первом по правой стороне деревянном доме (после трёх двухэтажных кирпичных) можно застать мужика, который на "Волге" возит туристов в Окуловку за 200-300 р. Нас он не повёз, поскольку уже принял, но позвонил знакомому, который отвёз за 250 р.

Электрички Окуловка-Бологое: 5:55, 8:30, 15:03, 18:10, 21:00.

Если успеть на электричку в 15:03, то можно в тот же день добраться до Москвы электричками.

Приблизительная хроника

Пятница, 9-ое

15:00 - Вова покупает билеты на поезд 59 Горький-Питер. Уходит с Курского вокзала в 01:29, прибывает в Окуловку в 05:59. Поезд фирменный, плацкартный билет стоит 400 р. с копейками, но других билетов нет.

Суббота, 10-ое

00:55 - Встречаемся с Вовой у баобаба на Курской. Обнаруживаем, что забыли запасное весло и верёвку для обвязки. Таскать нашу КНБ будет страшно неудобно.
01:10 - Подходит Игорь, идём искать поезд. У Игоря в билете вместо Хейфец написано Сейсец — последствия передачи паспортных данных по телефону — но посадка происходит без проблем, паспорта не проверяют.
05:40 - Меня расталкивают, просыпаюсь, гляжу в окно. Вижу много-много чего-то белого в темноте. Думаю: "глюки". Нет, это не глюки, это действительно снег.
06:00 - Стоим рядом с поездом в Окуловке. Когда наш поезд уходит, идём в вагончик справа по ходу поезда, который здесь временно заменяет вокзал.
- Обнаруживаем, что следующая электричка на М. Вишеру в 8:15, идём на автовокзал.
06:15 - Обнаруживаем, что автобус на В. Остров уходит в 6:10 и только по нечётным числам, либо по пятницам. Идём искать машину.
06:40 - Уламываем мужика с багажником на крыше отвезти нас за 300 р. Поехали. Мимо окон проносятся белые поля, заснеженные деревья. Даже дорога, по которой мы едем, вся в снегу.
07:30 - Вот и речка. По берегам 10-30 см. снега. Собираемся на отличной ровной ледяной площадке 4x8 метров, которая образовалась под мостом.
- Обнаруживаем, что одно цевьё я взял от салютовского весла, на которое тайменные лопасти не налезают. Пока мы с Вовой собираем КНБ, Игорь вырубает себе цевьё из молодого деревца и насаживает на него лопасти.
- Завтракаем. Обнаруживаем, что у нас вообще нет хлеба. Есть только пол-кило сушек.
11:20 - Выходим. Перед выходом обсуждаем, не стоит ли закрепить лопасти на новом цевье гвоздями. Но гвозди в ремнаборе, ремнабор в герме, герма в байдарке. Решаем, что и так сойдёт.
- Идём. Пока ничего сложного. Несильные прижимы, валы. Иногда заливает через горловины кокпитов, которые у нас довольно низко.
- Под первым пешеходным мостиком протискиваемся.
12:10 - Под вторым пешеходным мостиком завал. Обнос.
12:30 - Мы с Вовой высаживаемся, чтобы слить воду, которая наплескалась в очередных мощных валах, и тут слышим сзади свисток Игорька. Кстати, свисток — классная идея. Часто бывает, что при прохождении препятствий лодкам приходится разойтись на достаточно большое расстояние. Свисток позволяет сообщить ушедшим вперёд, что требуется их помощь. Идём вверх. На другом берегу появляется Игорёк, который показывает, что потерял весло. Перекидываем ему одно из наших. Поднимаемся вверх до места, где лежит Ласточка, надеясь отыскать весло в каком-нибудь улове. Тщетно. Однако выясняется, что у Игоря просто соскочила одна из лопастей. Вторая пока на месте. Со всей дури колотя об камень свободным концом цевья, намертво забиваем оставшуюся лопасть.
13:00 - Игорёк идёт дальше с целым веслом. Вовка с половинкой весла садится в КНБ за капитана, а я с целым веслом за матроса. Идея в том, что капитану надо просто рулить, а матрос должен держать ход.
13:10 - Мы с Вовкой, не справившись с управлением, киляемся в мелкой шиверке. Встаю на дно, одной рукой держу байдарку, другой весло. Время от времени у кормы показывается над водой Вовина голова, страшно матюгается и опять исчезает. Оказалось, что у него между ног застряли каны, которые не давали ему выбраться из лодки, пока он не пропихнул их вглубь отсека рукой.
13:15 - Теперь я с целым веслом сажусь назад, а Вовка с половинкой — вперёд. Так лодка управляется намного лучше.
13:45 - Сталкер. Обносимся по левому берегу.
14:15 - Идём дальше. Чистый проход между камнями нередко отсутствует и мы периодически застреваем. В один из таких моментов Игорёк решает нам помочь, и сбивает нашу байдарку с камней резким ударом своей Ласточки. Надламывается цевьё весла, которым Вова пытался спихнуть лодку. С этих пор несчастной половинкой становится невозможно табанить. И, по всей видимости тогда же, пробивается один из наших нижних балонов (в нашей КНБ 4 балона). Все оставшиеся камни Льняной мы пересчитали шпангоутами.
- Продолжаем путь. Выливаться теперь приходится намного чаще. Меняемся с Вовкой местами — матрос с половинкой весла быстро замерзает.
15:30 - Обед, совмещённый с обносом. В высокую воду это бревно, вероятно, закроет. Чиним деревянное цевьё.
17:30 - Выходим.
18:00 - На очередном шкуродёре пробиваем верхний балон, который больше не прикрывается нижним. Дальше плыть невозможно — через кокпит захлёстывает уже любая зыбь, и лодка начинает быстро тонуть.
18:20 - Обнос завала. Гуляем по берегу в поисках красивого места для стоянки.
19:00 - Встаём. Погода отличная, на верхушках деревьев следы заходящего солнца. Вынимаем из КНБ каркас, раскладываем сушиться балоны и шкуру. Ужинаем. Уже в темноте берёмся за шкурку и клей. Балоны заклеили. В шкуре по две дыры от каждого шпангоута. Запасную тезу я забыл, поэтому просто сажаем изнутри на "Момент" заплатки из тонкой резины. Между прочим, держатся они очень неплохо. Но почему мы не использовали "Уран" вместо "Момента" — загадка.
- Рассчитываем, что если мы хотим завтра успеть в Москву на электричках, то нам надо быть в Топорке не позже 13:00, закончить плаванье не позже 11:00, выйти не позже 9:00, проснуться не позже 6:00. Обнаруживаем, что у нас нет будильника.
23:30 - Идём спать.

Воскресенье, 11-ое

06:50 - Просыпаемся.
07:00 - Вылезаем из палатки. Ночью шёл дождик, но сейчас ясно. Собираем КНБ, завтракаем. Птички поют, солнышко светит, водичка журчит. Хорошо. Стараемся себя подгонять, но всё равно ужасно тормозим. В некоторый момент понимаем, что на электрички до Москвы мы уже не успеваем, и окончательно расслабляемся.
11:30 - Выходим. Для начала я сижу сзади, а Вова с половинкой весла впереди.
12:00 - Пролезая под очередным бревном, Вовка втыкает весло в снег на берегу, чтобы не мешало. Покачнувшись, весло падает в воду, виляет нам хвостиком, и исчезает из вида. Теперь у нас ровно два весла на трёх человек.
- Игорёк решает попробовать плыть на Ласточке с половинкой весла как на каноэ. Делаем новое цевьё, изо всех сил загоняем его в лопасть и закрепляем гвоздиком.
12:30 - Стартуем. У Игорька не получается грести с одной стороны байдарки — её крутит. Ему приходится всё время перехватывать весло, на что уходит много времени. В результате он практически не может бороться со струёй.
12:40 - Игорь киляется под очередным бревном. Мы под ним пролезли.
12:50 - Игорь киляется под очередным бревном. Мы под ним провелись.
13:10 - Совместное пропихивание байдарок под свежеупавшей, низко нависающей над водой ёлкой. Сначала Вова проводит КНБ, притопив её так, что вода хлещет через кокпит, и уплывает на ней. Затем мы с Игорем догоняем его вдвоём на Ласточке, гребя половинками вёсел с разных сторон.
13:50 - Впадает Мшанка. Отдаём Игорю целое весло, а в КНБ гребём половинками. Попытка сделать из половинок одно нормальное весло успехом не увенчалась — лопасть деформировалась при насаживании на деревянное цевьё, и мы не смогли её снять. Гребём с разных сторон байдарки, периодически меняясь сторонами. Грести неудобно, устают руки. Кроме того, если не перехватывать весло на другую сторону, бывает невозможно удержать нос в струе. Тогда его выносит в улово и лодку настойчиво пытается кильнуть. И киляло бы, если бы мы оба вовремя не откренялись. В лодку каждые 20 минут набирается столько воды, что сидеть становится очень холодно. Приходится сливаться. Оказывается, один из стрингеров в корме у нас сломался (видимо, при прохождении ёлочки) и пробил дыру в шкуре.
14:40 - Проплываем под автомобильным мостом.
16:00 - Проплываем под мостом в Великуше.
16:10 - Встаём, как только находим более или менее удобное место на правом берегу. До дороги метров 300, плюс надо вылезти из глубокого оврага.
- Собираемся, расслабляемся, Вова с Игорем занимаются вольной борьбой. Про автобус из Топорка мы надеемся, что он в 19:00, а про кукушку из Неболчей и вовсе забыли.
17:50 - Видим, как наверху по дороге идёт автобус из Топорка в Великушу. Догадываемся, что он, вероятно, скоро поедет назад. Запихиваем в рюкзаки последние шмотки и начинаем выбираться из оврага.
18:10 - Мы от дороги метрах в ста. По ней проезжает автобус из Великуши в Топорок. Мы бежим, кричим и машем руками. Пассажиры смотрят на нас с любопытством. Автобус даже не притормаживает.
18:55 - Мы на остановке в Топорке. Выясняем, что всё, что могло уехать, уже уехало. Идём искать машину.
20:10 - Окуловка. Встречаем некого мужика — учителя черчения и труда в одной из московских школ, который ездил в свой домик на Валдае. Зовут его Михалыч.
20:50 - Садимся в электричку на Бологое. Михалыч угощает нас вином из Абрау-Дюрсо — поход со школьниками на весенние каникулы они закончили в Новороссийске.
22:40 - Бологое. Встречаем группу катамаранщиков, которые ходили на Полометь. Воды у них тоже, конечно, было мало.
- Стоим в очереди за билетами. Пока мы стояли в конце очереди, на Москву были только купейные билеты, затем кончились и они. Когда мы дошли до кассы, появилось два плацкартных билета. Пока нам их выписывали, появился ещё один. Пока мы рассуждали о том, стоит ли его взять, он уже пропал. Тормозим у кассы ещё секунд 15 и просим опять проверить наличие билетов. Появилось ещё два, но в другой вагон. Тут же берём их.

Понедельник, 12-ое

02:55 - Садимся в поезд 119 Питер-Москва. Уходит из Бологого в 03:02, приходит на Ленинградский вокзал в 06:39. Цена плацкартного билета 200 р.
07:00 - Мы на платформе Ленинградского вокзала. Поход закончен. Ура!
А. Орлов
14 апреля 2004