на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Ладожские шхеры

И.Бахолдин

Здесь описываются три похода.

  1. Импилахти –Ладхенпохья, июнь 2010.
  2. Капеасалми линии Санкт-Петербург – Сортавала – Кузнечное (кольцевой), июнь 2007.
  3. Капеасалми линии Санкт-Петербург – Сортавала – Ладхенпохья, май 2008.

1. Поход состоялся 10-14 июня 2010г. Байдарка Вуокса-3 с экипажем 2 человека, байдарка Вьюн-Н с одним человеком. Порядка 100км.

Доехали до станции Лодейное поле, пересели на поезд Лодейное Поле-Янисъярви, доехали до Импилахти. Далее шли до залива Импилахти пешком по дорогам около 3км, напрямую короче. Импилахти – поселок с разбросанными домами, окруженный зелеными лугами. Считается местом с исторической застройкой. Сохранились финские строения. Мы собирались на склоне недалеко от дороги, проходящей по берегу. Потом перенесли байдарки через дорогу к воде. Наверху гастарбайтеры строили чью-то дачу, играла восточная музыка. Поплыли по заливу Импилахти. На левом берегу видели известное место скалы Импилахти, используемые для скалолазания. На правом берегу есть холм, высотой 104м, максимальная высота в прибрежной зоне на материке. Не произвело особого впечатления, просто холм , заросший лесом. Вышли в открытую Ладогу и повернули направо. Шли вдоль мыса Хунука до небольшого заливчика с галечным пляжем, где и остановились. Рядом небольшое внутреннее озеро с чьей-то избушкой. Место было найдено в интернете. Цветет багульник и рябина. Выше когда-то были разработки камня. Остались готовые блоки. Вечером и утром я поднимался на гору. Замечательные виды окрестностей с изрезанной береговой линией. Отсюда хорошо виден Валаамский архипелаг.

На второй день пошли на запад, а затем на север в пролив между островом Пеллотсари и материком. Прошли мимо острова Мякисало – самой высокой точкой Ладожских шхер, 96м. Там впечатляющий обрыв с камнепадом. Далее ушли в пролив между Карпансари и Пеллотсари, дошли до высоких скал на острове Орьятсари, где обедали. Далее огибая Орьятсари шли на запад мимо острова Мустасари, оставляя его слева. Остановились на ночлег на острове Сикосари в южной его части у небольшого проливчика между соседним островком. Видели четырех нерп, охотящихся на рыбу.

Третий день – вынужденная дневка из-за сильного ветра и высоких волн. Стояли на скалах, покрытых ягелем. Много гулял по острову и фотографировал. Хорошо виден Валаам и монастырская бухта. Наблюдал полет Вьюна. Вьюн лежал на камне. Порывом ветра его перевернуло и бросило носом в Ладогу. В Москве в этот день тоже был сильный ветер.

На четвертый день рано утром идем на Путсари в пиратскую бухту, где расположен скит Валаамского монастыря. С утра волна была еще довольно высокая. Скорость против ветра 2-3км/час. Нормальная скорость Вуоксы-3 составляет 7.5 км/час. Я поднимаюсь на гору, где стоит крест в память посещения Петра. В сам скит ходить «не благословляется». Под крестом находится что-то вроде кельи-пещеры, назначения ее не знаю. Осторожно осматриваю здание храма. Далее перед выходом из пиратской бухты забираюсь на скалу и фотографирую бухту. В бухте были только мы и небольшой церковный кораблик с крестом на мачте. Далее идем на запад вдоль северного берега Путсари. На пути встречаются непонятные строения финской базы подводных лодок. Далее идем на юго-запад, оставляя второй остров Сикасари по левому борту. На острове Юкансари встаем на стоянку. Очень красивые виды, меняющиеся в зависимости от освещения. Обедаем. Я забираюсь на верх острова. Замечательный вид на Якимваарский залив. Мы с Алексеем Беляевым идем в радиалку вокруг острова Хепасалонсари, около 16км. Ладхенпохьйские шхеры своеобразны. Часто встречаются узкие проходы и нависающие скалы красноватого цвета. На небольшом мысу с навигационным знаком скопилось много морскеих птиц. Среди них были крупные и мелкие. Стая мелких птиц отгоняла крупных, защищая птенцов, которые не летали. После поворота на север на правом берегу встречается компания с пластиковыми лодками. Их дают напрокат в Ладхенпохье. Спрашивают, как называется эта красивая байдарка, завидно наверное. Далее после поворота на северо-восток попадается идиллический пейзаж, луг с коровами. Рядом поселок с ветряком. Далее выходим на узкое место со встречным течением. Такое в шхерах бывает. После поворота на юго-восток видим металлический крест на скале, внизу остатки финского причала. Перед подходом к Юкансари на правом берегу встретилась небольшая избушка. Были слышны выстрелы. В лагерь прибыли около 24.00, начинаем готовить чай и перекус. Из-за раннего подъема, послеобеденного отдыха в палатке и белой ночи со временем все перепуталось.

На пятый день идем по Якимваарскому заливу в Ладхенпохью. Геннадий Кричевец пытается зайти на огороженный буйками участок возле ухоженного дома на берегу. Выбегает какой-то иностранец. Говорит, что частная собственность. Других русских слов он видимо не знает. Разбираемся под навесом старой танцплощадки. Пока мы шли, то и дело шел дождь, поэтому перестраховались, но дождя потом не было. Когда почти разобрались, появился хозяин, бомж с провалившимся носом, отдаю ему оставшийся батон черного хлеба, он благодарит. Спит он на тряпье на скасмейке. Сначала он спрашивал, не мешает ли он нам, но Беляев сразу сказал, что он здесь хозяин, а мы гости. Рядом расположена часовня Николая Чудотворца, памятник русскому флоту, разворотная площадка для автомашин, гостиница Карлен. Сюда приезжают на машинах дайверы и уходят на надувных лодках. Приезжали велосипедисты омочить ноги в Ладоге. Ориентиром с воды может служить небольшой деревянный причал и небольшой участок, где отсутствуют строения вблизи берега, левее причала расположены лодочные гаражи. Находим бычок какой-то ремонтной организации. Едем на станцию Якима. Далее поезд до Кузнечного. Потом электричка до Санкт-Петербурга. На московский вокзал приезжаем пол-первого ночи. Для меня было неожиданно, что в Санкт-Петербурге в это время уже закрывается метро. У нас поезд отходит около двух. Успеваю сбегать по Невскому проспекту до Дворцовой площади и снять Зимний. На Невском довольно людно. Кто-то катается на кабриолете. В общем ночная жизнь кипит.

Фотографии похода здесь: http://fotki.yandex.ru/users/ibbakh/album/130541/

Идея данного похода возникла после зимнего лыжного похода от Харлу до Сортавалы, организованного Дмитрием Савватеевым.


2. Поход состоялся 8-12 июня 2007г. Байдарка Таймень-2. Порядка 80км. Первая встреча с Ладогой.

Приехали на Московский вокзал Санкт-Петербурга рано утром. Далее на Финлядский вокзал на метро. Едем на электричке на Кузнечное до Капеасалми (раньше называлась о.п. какой-то километр). Идем вдоль путей назад около 1км. У залива озера площадка для сборки. Идем по озеру. По правую руку известное место «Малые скалы», используемое питерскими скалолазами для тренировок. Красиво, но изгажено. Обедаем на мысу озера. Купаемся, вода теплая.Входим в реку Пярну (Тихая). Доходим до автодорожного моста. Под мостом порог. Делаем обнос. Порог явно проходим, но не хочется рвать шкуру о возможное техногенное препятствие. Сплавляемся до Ладоги. По берегам дачные места. Выходим в открытую Ладогу. Мы ее видим впервые. Штиль. Заход солнца. Скалы на островах поражают. Идем в залив между островом Кильпола и Пакатинсари. Останавливаемся на ночь на голых скалах. На некоторых картах, на яндексе например, здесь изображен пролив. Это действительно так, но на западе он полностью зарос тростником и не проходим. При обходе острова Кильпола с запада с воды этот пролив не распознается вообще, просто понижение рельефа.

На второй день просыпаемся поздно. В заливе довольно большая волна. При подходе к выходу из залива начинает укачивать. Я понимаю, что по такой волне идти нельзя. Высаживаемся на остров Кильпола и обедаем. После обеда идем на мыс Куркининеми, на нем маяк. Забираемся на гору. Отсюда замечательные виды. Остатки колючей проволоки финских укреплений. Далее заходим в глубокий залив за мысом Куркиниеми, так называемую Кочергу и останавливаемся в конце ее на небольшой стоянке. Недалеко от нас кораблик ГИМСа из Ладхенпохьи. Они нами не интересуются. На стоянке цветут ландыши. На березах свежие листочки. Состояние природы как в Подмосковье в конце мая.

На третий день уходим из Кочерги и идем до острова Койонсари, знаменитого песчаными пляжами. Я забираюсь наверх, фотографирую. Обедаем на очень эстетично оформленной стоянке на берегу. Кто-то из камней здесь выложил клумбу, в ней растут лесные цветы и мох. По сведениям из интернета и из общения со знакомыми я знаю, что кто-то взял этот остров в аренду и не пускает туда. У нас проблем не было. Видя, такой замечательный пляж, как на черноморском побережье в Анапе, я искупался. Но вода в Ладоге была холодная. Далее идем к острову Линнасари (Крепостной остров). Забираюсь наверх. Само это мистическое место древних собраний не особенно впечатляет, но виды на шхеры замечательные. Идем в пролив между полуостровом Терву и Лауватсари. Все лучшие места стоянок уже заняты. Находим в проливе затемненную стоянку в лесу. Ночью гуляю по острову. Забираюсь на крышу финского наблюдательного пункта, сделанного из железобетона. Отсюда прекрасные виды окрестностей, ночь белая. Думаю, что вижу вдали на севере Валаам. Возможно, это он и был.

На четвертый день огибаем остров Лауватсари и возвращаемся по открытой Ладоге к мысу Куркиниеми. Обедаем на острове Хелосари. На Ладоге большая волна. Уходим в внутренние шхеры. Остров Кильпола обходим по проливу с запада. Проходим мост. Под мостом попутное течение. Идем до острова Пакатинсари до известного места, где есть бухта с узким проходом и скалой. Нам повезло, на берегу противоположном скале стоянка была свободна.

На пятый день утром забираюсь на скалу, делаю снимки. Потом выходим из бухты и идем на противоположный берег залива в Ленинградскую область, где я забираюсь на скалы и фотографирую шхеры. На это же место девушка-инструктор привела коммерческую группу пешеходников, заученными фразами что-то рассказывает. Далее идем в заливчик недалеко от Кузнечного, где камень грузится на баржи. Разбираемся недалеко от ограждения колючей проволокой территории грузового порта, чуть дальше тоже разбирают байдарку, а сдругой стороны парень с девушкой приехали на мотоцикле и развели костер. Неужели они лучше места не могли найти? Здесь довольно пыльно от карьера. В Кузнечное добираемся своим ходом. Садимся на электричку, много народа. На метро едем от Финлядского вокзала на Московский. Камера хранения переполнена. Наконец приходит парень, который забирает клюшки от гольфа (в это время в Питере проходил турнир). Байдарку и рюкзаки кладут на место гольф-принадлежностей. Идем по Невскому на Дворцовую. Вокруг празднуют день России. На стрелке концерт. В Петропавловку не пускают, говорят поздно, приходите завтра. Перекусываем в забегаловке на воде. Потом едем на метро на вокзал.


3. Поход состоялся на вторые майские праздники 2008г. Байдарка Вуокса-3 с экипажем 2 человека, Порядка 80км. 4 дня. По весне очень захотелось на Ладогу.

Первый день начинается так же, как и прошлый раз. Единственное отличие – на вокзале встречаем двух местных, питерских с тайменем, они хотят идти вместе, наверное, страшно было идти по весенней Ладоге. Они занимались геокешингом. Но не получилось. Они собрались раньше, а мы стали возиться с Вуоксой и ее фартуком. Чтобы залезть в переднее очко, нужно отодвинуть спинку, но тогда я этого не знал. Как и прошлый раз, сплавлялись по Пярну. Течение, естественно, быстрее. Встретилось упавшее дерево. Удалось пройти сверху. На этот раз мы осмелели и остановились на довольно удаленном от береговой линии острове Селькьямарьянсари. По открытой Ладоге идти было холодно. Гидрокостюм не помешал бы. На острове сосновый лес. У берега крупные валуны.

На второй день по открытой Ладоге сразу напрямую пошли на остров Лауватсари. Народу никого. Все стоянки наши. Обедали на замечательной стоянке с песчаным пляжем, смотрели как плещутся нерпы. Летом здесь такого не увидишь. Дров только было маловато, летом здесь стоят постоянно и передают стоянки из рук в руки. Я опять промерз в открытой Ладоге и сушился. Алексеей Беляев из стремления к чистоте бросил в костер оставленный кем-то кроссовок с толстой резиновой подошвой. Он долго горел и согревал. Потом ушли в пролив между Лауватсари и Терву. В конце пролива повернули на север и зашли в известную «трубу» - длинный узкий залив со скалистыми берегами. В конце залива сделали обнос перешейка метров 50 и очутились напротив острова Калксало. Пошли по проливу на восток, а затем повернули в другой пролив на север. Ночевали на скале на острове Болнисалансари. В отличие от открытой Ладоги, во внутренних шхерах весной вполне комфортно. Были некоторые сложности с выбором стоянки. Весной тут свободно, но здесь пролегает устоявшийся еще со времен финов путь на Ладхенпохью, часто встречались моторки, большие стоянки замусорены.

На третий день запада обходим остров Кухка, где делаем остановку на обед. В этом районе от финнов остались навигационные знаки. Затем уходим с пути на Ладхенпохью идем на северо-восток в пролив между островами Паяринсари и Кухка. На Паяринсари памятник-весло кому-то погибшему здесь. С вершины острова открывается красивый вид. Место для ночлега находим на острове Тимонсари. Здесь небольшая бухта с впадающим рядом ручьем. Оборудованная стоянка. Над бухтой высокий берег со следами старого пожара. Лезу наверх, снимаю виды. Бухта отгорожена от открытой Ладоги невысокой скалой. Под скалою склад из нескольких ржавых бомб большого размера. Не знаю, может они не были заряжены. Если рванет, то скала не защитит. Когда выбирали место, то Алексей Беляев издали заметил пляжик на берегу, но он сразу отказался от этого места, увидев бомбы. Тогда я пошел на разведку наверх и увидел бухту со стоянкой, в бухте плескалась нерпа.

На четвертый день входим в узкий пролив между Тимонсари и Сороласари. В после выхода из пролива расширение и высокая скала на правом берегу с отрицательным уклоном, нависающая над водой. На другой стороне коническая гора, похожая на сопку (аналогичная гора есть в Ладхенпохье). Вообще шхерный район Ладоги результат вулканической деятельности, так что возможно это действительно остатки древних вулканов. Идем по проливу в сторону деревни Сорола, где пролив сужается. Здесь довольно интенсивное движение маломерных судов, приходится идти осторожно. Затем выходим в Якимваарский залив и идем в Ладхенпохью. Ладхенпохья была финской военной базой. Идем на территорию старого порта и там разбираемся на зеленом газоне. Ориентиром на порт может служить гора с вышкой мобильной связи наверху. Эта территория кем-то приватизирована. Мы уже разобрались, когда к нам подошла женщина и заявила, что нужно спрашивать разрешение. Над портом гора, поросшая соснами. Я забирался наверх. Видел остатки каких-то сооружений. По территории порта взад-вперед носился большой джип с пьяным водителем. Из джипа неслось «мальчик Сереженька с Южного Бутова...». Наконец джип заехал в Ладогу. Потом водитель приставал к нам, не мы ли вызвали милицию. До станции Якима доехали на такси. Таксист - бывший работник рыбохраны. Интересуется, хорошо ли сейчас на Ладоге. На станции мамаша со взрослым сыном дожидаются поезда. Оба пьяные и общаются с использованием мата. Сын бегал в магазин за водкой. Дальше поезд на Кузнечное и электричка в Санкт-Петербург.

Оказалось, что ходить здесь в начале мая очень даже хорошо. Однако в тот год зима была малоснежная, а весна ранняя. Ладога была спокойной все дни. По многолетним наблюдениям волн май действительно один из наиболее спокойных месяцев, наиболее бурный - август.

Немного фотографий начала этого похода есть в моем жж: http://igor-bakholdin.livejournal.com/pics/catalog/464, сам сканировал пленку.


Общие оценки. Шхеры вблизи Кузнечного часто посещаемые питерцами. В праздники здесь бывают проблемы со стоянками. Свободнее становится только севернее бухты Терву. Но ближе к Ладхенпохье во внутренних шхерах встречаются замусоренные стоянки, доступные для владельцев маломерных судов. Севернее Якимваарского залива народу мало. Здесь чистая природа. Наиболее красивы скалы, выходящие к открытой Ладоге, но при плавании по ней приходится приспосабливаться к расписанию волн и ветра. При плавании по внутренним шхерам таких проблем нет. Наиболее интересны внутренние шхеры в районе Ладхенпохьи. Здесь разветвленная сеть проливов и интересные скалы.

В последние годы в этом районе организуется парк "Ладожские шхеры". Из документов, которые я читал, следует, что режим парка планировался быть строгим, поэтому и было предпринято несколько путешествий подряд. Какова сейчас ситуация с парком, я не знаю.


http://igor-bakholdin.livejournal.com/4513.html