на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Которосль
10-13 июня 2007 г

О.Волков

Река Которосль от деревни Стрелы до платформы Река. Юго-восток Ярославской области. 10-13 июня 2007 года. Катамаран-4, 2 КНБ, 2 Таймень-2, Каяк. Детский поход, 14 человек, из них 4 детей в возрасте от 9 до 13 лет.

Лоция

Лоция реки соответствует движению катамарана. Для того, чтобы уместить всех пришлось взять большой тихоходный катамаран, грести на котором надо катамаранными вёстами. Поэтому, на начальном участке реки до города Гаврилов Ям скорость движения катамарана была существенно ниже скорости движения байдарок. Ниже города Гаврилов Ям скорость течения Которосли существенно возросла, и скорость катамарана лишь немногим стала уступать скорости байдарок. Для байдарки время, затраченное на прохождение этого маршрута меньше часа на два.

Уровень воды в Которосли был немного выше меженного уровня.

1 день.

2-12(чистое ходовое время, часы-минуты) Обед на левом берегу реки рядом с кустами ивняка.

2-34 Левый приток.

4-06 Деревня Цыбаки справа, деревянный полу-мост, подходящий к воде с правого берега реки. Через некоторое время по правому берегу реки деревня Чёрная.

4-57 Ночёвка на правом берегу реки в сосняке, расположенном в 200 метрах в стороне от реки. Рядом с сосняком проходит мощная просёлочная дорога.

2 день.

6-45 1-48 Мост из железных труб с покрытием из бетонных плит. Деревня Пурлево с воды не видна.

7-28 2-31 Впадение справа реки Лахость. Первый песчаный пляж белого песка на стрелке при впадении Лахости.

8-02 3-05 По левому берегу начался красивый сосновый лес с песчаными откосами. По правому берегу реки проходит автодорога.

8-24 3-27 Обед на левом берегу при впадающем слева родниковом ручье.

8-53 3-56 Железнодорожный мост в городе Гаврилов Ям.

9-02 4-05 Автодорожный мост в городе Гаврилов Ям. Мост ремонтируют, нет части среднего пролёта.

9-11 4-14 Через всё русло Которосли проходит два близкорасположенных ряда деревянных свай. При нашем уровне воды сваи располагались в 10-15 сантиметрах ниже поверхности воды. С правого берега реки к воде подходит бетонный скат.

9-38 4-41 Железобетонный автодорожный мост.

9-45 4-48 Мощный красивый пешеходно-мотоциклетный мост на 8 тросах.

10-00 5-03 Несколько рядов деревянных свай старого моста в воде. При нашем уровне воды они располагались в 15-20 сантиметрах ниже поверхности воды.

10-03 5-06 Остров. Две протоки, в них мощные перекаты. Шли справа.

10-11 5-14 Нефтепровод "Сургут-Полоцк" пересекает реку.

10-23 5-26 Ручеёк Кобылка справа после деревни слева.

10-56 5-59 Ручей справа шириной около 1.5 метра напротив турбазы.

11-24 6-27 Ночёвка на правом берегу реки в 50 метрах ниже впадения р. Сковородка.

3 день.

13-49 Ручей по правому берегу.

13-54 Церковь по правому берегу реки, за ней ЛЭП и труба торчит на правом берегу. Деревня Введенье справа.

14-09 Речка Талица впадает слева.

14-30 Два железо-бетонных моста трассы Ростов-Ярославль.

14-54 Железобетонный автодорожный мост старой трассы Ростов-Ярославль.

14-59 Ручей Шопша впадает слева.

15-47 Обед. Место не удобное.

15-55 Железный пешеходный мост на тросах.

16-55 Антистапель на левом берегу реки в 100 метрах перед пересечением реки Которосль с железнодорожным мостом.

1 день 4 часа 57 минут.

2 день 6 часа 27 минут.

3 день 5 часов 31 минута.

Заброска.

От Ярославского вокзала города Москвы до станции Ростов Ярославский мы добирались на поезде ╧240 Москва-Владивосток. Отправление поезда ╧240 из Москвы в 0-35, прибытие на станцию Ростов Ярославский в 3-44. Стоимость полного плацкартного билета 228 рублей, стоимость детского билета 82 рубля.

Кроме нас из поезда вышло несколько человек, и они быстро разъехались. Машин у железнодорожного вокзала станции Ростов Ярославский было мало. Тем не менее, мы подошли к водителю такси-универсала и быстро договорились с ним по поводу заброски до реки Которосль у деревни Стрелы. Он позвонил и через диспетчера вызвал ещё две машины. От железнодорожного вокзала станции Ростов Ярославский до деревни Стрелы немногим более 20 километров. Деревня Стрелы к воде не выходит. От неё до реки проехали около километра по просёлку, вышедшему прямо к воде.

Берега Которосли низкие, вдоль воды заросли ивняка. Мы нашли небольшую площадку, поставили палатки и устроились на ночёвку.

Описание маршрута

Первый участок. От деревни Стрелы до впадения реки Лахость.

Ширина Которосли на пройденном участке меняется от 15 до 35 метров. Иногда попадаются небольшие пляжи с тёмным илистым песком. Дно реки вдоль берегов топкое, вязкое. Выходы на берег, как правило, не удобны. Берега Которосли на этом участке представляют собой обрывы высотой около 2 метров, выше которых расположена ровная низина, в половодье полностью заливаемая водой. Лесов по берегам нет, только изредка вдоль реки и по ложбинкам растут ивовые кусты. В качестве дров для костра имеются только ивовые кусты. Очень много рыбаков. Создаётся ощущение, что они съехались сюда со всей Ярославской области. Но при нас ни один рыбак не вытащил ни одной рыбы. Вода мутная.

Населённых пунктов вдоль реки не много. Но речка сильно петляет. Поэтому, к каждой деревне, расположенной рядом с рекой, приходится по нескольку раз поочерёдно то приближаться, то удаляться. Деревни Цыбаки и Чёрная тянутся по правому берегу реки на протяжении, примерно, полу-часа.

Удобное место для стоянки на всём протяжении этого участка реки найти сложно. Из подходящих удобных мест ночлега запомнилась небольшая дубрава в середине данного участка, слегка приподнятая над окружающей низиной, да наше место ночёвки. Красиво смотрелся песчаный пляж, расположенный на стрелке при впадении в Которосль реки Лахость.

Притоки на этом участке Которосли отслеживать сложно. Много стариц, боковых ответвлений и поворотов русла реки. Всё это осложняет ориентирование на этом участке. А из-за сильного меандрирования русла реки по низине скорость продвижения по карте очень низкая. Течение слабое.

Второй участок. От впадения правого притока Лахость до впадения левого притока Талица.

Второй участок Которосли наиболее интересен. Через некоторое время после впадения Лахости по левому берегу Которосли начинаются сосновые леса на песчаных обрывах. Примерно с этого места скорость течения Которосли увеличилась, дно реки стало песчаным с вкраплениями мелких камней. Вода в реке становится более прозрачной. Берега реки поднимаются и закрываются лесом.

Ширина реки на данном участке 20-40 метров. Глубина реки около двух метров.

Населённость берегов средняя. В начале участка на протяжении 3-4 километров вдоль реки тянется Гаврилов Ям, при этом близко к воде подходят только отдельные строения. В "черте города" реку пересекает несколько мостов и два раза через всё русло реки под поверхностью воды проходят ряды вертикальных старых деревянных свай. При низком уровне воды сваи будут мешать прохождению, но, возможно, среди них удастся найти место для чистого прохода. Мощный перекат "Урев" расположен на выходе из города при разделении реки островом на две протоки.

В средней части данного участка по берегам попадаются владения домов отдыха и турбаз. В конце участка начинаются дачные товарищества.

Берега на всём протяжении закрыты лесом смешанных пород. Небольшие березняки, соседствуют с тёмными участками еловых лесов и сосновых боров. Здесь есть удобные места для стоянки.

Третий участок. От впадения левого притока Талица до пересечения с железнодорожным мостом у платформы Река.

Третий участок Которосли отличается повышенной населённостью берегов. Близость автомобильной трассы, соединяющей Москву и Ростов с Ярославлем, сильно сказывается на населённости берегов Которосли. Постоянно к реке выходят массивы дачных участков, деревни и посёлки. Лишь при приближении к железнодорожному мосту населённость берегов спадает и вдоль левого берега Которосли появляется сосновый лес. Места, пригодные для стоянок расположены только на последних 2-3 километрах перед пересечением с железнодорожным мостом.

Река сохраняет ширину 25-45 метров, при этом течение остаётся быстрым.

На антистапель мы встали на левом берегу Которосли в сосновом лесу, не доезжая 100 метров до железнодорожного моста. Здесь есть место для просушки вещей, можно приготовить еду и посидеть у костра в ожидании электрички. Не очень удобно только втаскивать вещи на крутой берег.

На протяжении похода погода была ветреная и прохладная.

В конце похода, на вокзале, посмотрев в зеркало, я обнаружил у себя обгоревшую физиономию. Все сильно загорели, хотя ехали в основном одетые.

Выброска.

От поляны антистапеля до платформы Река около 300 метров. Платформа расположена в 100 метрах от реки на левом берегу Которосли. Расписания и никаких строений на платформе нет. На правом берегу Которосли тоже есть платформа с небольшим укрытием от дождя. Она расположена менее чем в километре от платформы Река.

Мы возвращались в Ярославль на предпоследней электричке, проходящей мимо станции Река около 20-30. Можно было уезжать в сторону Ярославля также на электричках, останавливающихся на платформе Река около 19 и около 22-30.

Электричка доехала сначала до одного из вокзалов в Ярославле. Там она постояла несколько минут, после чего поехала назад, переехала по мосту реку Которосль и прибыла на вокзал Ярославль-Главный.

В Москву возвращались на поезде ╧319. Время его отправления от железнодорожного вокзала в Ярославле 0-50. С наценкой за предварительную продажу стоимость плацкартного билета от Ярославля до Москвы была 335 рублей, а стоимость детского билета 185 рублей. На Ярославский вокзал города Москва поезд ╧319 прибывает в 5-05.

Расписание поездов пригородного следования города Ярославль.

Выводы

Маршрут состоит из трёх различных участков. Первый участок, проходящий по луговой низине, не понравился. На этом участке Которосль очень сильно петляет. Леса по берегам нет. Берега низкие, вязкие, не удобные для стоянок. Течение почти полностью отсутствует. На участках, где ветер был встречным мы умумукались грести.

Малое количество населённых пунктов по берегам реки компенсируется большим числом рыбаков, оккупирующих все берега реки на данном участке. Большая часть рыбаков была на автотранспорте, но были рыбаки пешие и велосипедные. Дно реки топкое, илистое, вода мутная.

Второй участок между впадением притоков Лахости и Талицы очень понравился. За исключением города Гаврилов Ям, берега реки малонаселённые, закрытые лесом смешанных пород. Течение реки быстрое, берега высокие и сухие. Дно реки местами песчаное. Много мест, пригодных для стоянки.

Третий участок тоже не понравился. Утомляет избыточная заселённость берегов. Но течение реки на этом участке быстрое и скорость продвижения по маршруту очень высокая. Поэтому, этот участок быстро проходится на вёслах.

На пройденном участке Которосли не было ни одного завала и обноса. Все препятствия, встретившиеся на данном маршруте, располагались в "черте города" Гаврилов Ям. К ним можно отнести мощный перекат "Урев", расположенный в протоках по обе стороны от острова на выходе из города, да два скопления вертикальных деревянных свай, проходящих через всё русло Которосли в 10-20 сантиметров ниже уровня воды.

Запомнились красивые леса в средней части маршрута. Понравилось разнообразие видов леса. Светлые берёзовые рощицы здесь соседствуют с глухими еловыми лесами, а сосновые боры в низинах сменяются ольхой и зарослями ивняка. А на открытых участках вдоль реки растут многолетние вётлы.

У пройденного маршрута есть одна особенность. Скорость течения и характер реки заметно меняются в районе города Гаврилов Ям. Поэтому, сложилось ощущение, что на низинном участке в первой трети маршрута мы гребли не покладая рук и при этом почти не продвигались по карте. А ниже Гаврилов Яма гребли мало, а прошли неожиданно много.

Места для ночёвок нам удалось выбрать хорошие. Место первой ночёвки было далеко от реки и рядом с оживлённой просёлочной дорогой. Рядом с нами стояло две группы автотуристов. Но, зато, в красивом сосновом лесу, единственном на верхнем участке реки. Место второй ночёвки удобно располагалось рядом с родниковым ручьём среди красивого леса. Правда, для второй ночёвки была возможность выбирать стоянки на любой вкус.

Кроме нас на всём маршруте мы не встретили никаких других туристских групп. Зато рыбаков, особенно в начале, было очень много.

В качестве маршрута на два дня пройденный участок Которосли годится только в половодье при высоком уровне воды, когда низинная часть маршрута представляет собой озеро. Это, при отсутствии ветра, позволит сократить маршрут на 3-4 ходовых часа. В остальное время для двухдневного маршрута имеет смысл начинать его от города Гаврилов Ям. Возможно, стоит заканчивать маршрут у моста трассы Ростов-Ярославль и сниматься оттуда автобусами, чтобы не идти заключительную часть Которосли мимо дачных участков.

Идти же Которосль на три и более дней, наверное, не стоит. Для этого можно найти что-нибудь поинтереснее.

Возможно, чтобы дополнить маршрут новыми ощущениями, можно попробовать начинать поход по Которосли с её правого притока Лахости. Уж очень заманчиво смотрелся песчаный пляж, расположенный на стрелке при впадении Лахости в Которосль. При впадении в Которосль Лахость выглядит рекой, условно пригодной для сплава. Но воды в ней маловато. Ширина Лахости была 5-8 метров, а глубина менее метра, течение слабое. Поэтому, начинать сплав по ней вряд ли стоит выше, чем километров на 10 до её впадения в Которосль.

Заезжать на маршрут от Москвы не очень удобно. Если ехать ночным поездом, как сделали мы, то на сон в поезде остаётся менее 3 часов, зато на реке можно оказаться очень рано утром. Выезжать утренним поездом не очень удобно, потому, что теряется почти вся первая половина дня. Первый утренний поезд 828 Москва-Ярославль отправляется из Москвы в 8-24, а в Ростов прибывает 11-23.

Можно добраться от Москвы до Ростова электричками. В этом случае лучше ехать вечером, рассчитав приезд в Александров таким образом, чтобы попасть на последнюю электричку из Александрова в Ярославль (прибытие её в Ярославль 23-02).

Выезжать из Ярославля удобнее. В поезде можно выспаться, так как от Ярославля до Москвы поезда идут около 4 часов и приходят в Москву рано утром. Кроме того, в качестве запасного варианта, можно воспользоваться электричками. Первая электричка из Ярославля на Александров отправляется в 4-05.