на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Коломенка

Дмитрий Шварц, (095)1174902, shvarts@mccme.ru
17.04.2006, по мотивам похода 8-9.04.2006.
С удовольствием отвечу на вопросы.

Вкратце о группе и прохождении

9 человек, 2 КНБ, 5 каяков и Ласточек. Опыт 2-6, средний 4, средний каячный 2. Уровень воды - низкий для паводка - на 1м ниже пика прошлых лет. Даже на полях лежит 15см снега, а в лесу его просто много. 12 килей, все у одиночек.

Визитная карточка

Длина сплавного участка (с. Туменское - с. Андреевское) - 22км.
Средний уклон - 1.5м/км, максимальный ~2.5м/км.
Площадь водосбора в начале/конце - 205/330км2.
Сложность - Б+ (Здесь и далее упоминается шкала, описанная в статье Категорийность подмосковных паводковых рек .

Транспорт

Заброска. На электричке от Выхино (6.42) до ст. Коломна (8.37), пешком до а/с Старая Коломна (1.5км), на автобусе 22 (9.10) до д. Грайвороны и 1.5км пешком до а/д моста через Коломенку у с. Туменское.

Электрички до Коломны ходят раз в час. В городе две ж/д станции - Коломна и Голутвин.

До моста у Туменского может довезти автобус 50 (Коломна - Запрудный), а до поворота на Запрудный в 1км от моста - автобус 22 (Озеры). Половина автобусов 22-го маршрута и все 50-го отправляются от автостанции старая Коломна, а половина 22-х автобусов - от автовокзала "Голутвин", но тоже проходит через Старую Коломну. В сумме 50 и 22 автобусы ходят где-то раз в час.

Автовокзал "Голутвин" находится у одноименной станции, до а/с Старая Коломна можно доехать от Голутвина на трамвае (ходят довольно часто), или дойти пешком от пл. Коломна. Схему Коломны с маршрутами автобусов и трамваев можно найти на сайте http://www.mostransavto.ru.

Адекватные расписания автобусов и электричек можно посмотреть на сайтах http://www.mostransavto.ru и http://tutu.ru соответственно.

В 99-м году автобус останавливался непосредственно на повороте на Запрудный. Сейчас остановки там нет, и нас провезли лишние 500м до д. Грайвороны. Лучше попросить водителя остановить на мосту.

Выброска. Мы закончили маршрут в месте, где дома с. Андреевское впервые вплотную подходят к берегу Коломенки. Можно проплыть еще 200м до поворота реки на В, но тогда придется вытаскивать суда из довольно крутого оврага.

До дороги 50м. Это неплохая, но довольно грязная грунтовка, идущая на С. Через 700м она поднимается к церкви и становится асфальтированной. До трассы Коломна - Богдановка 800м, автобусная остановка в 50м слева от выезда на трассу.

Автобусы примерно раз в 40 минут, последний в 21.**, ходят до а/с Старая Коломна (почему-то называемой также к/т Восток). А дальше, как и на заброске, пешком до пл. Коломна и на электричке в Москву.

Варианты. Начать или закончить маршрут колесами в воду можно также в поселке Заречный. Туда тоже ходит автобус (нечасто).

Начинать выше Туменского IMHO незачем - речка течет в полях, уклон невелик. Продолжать сплав ниже Андреевского со спортивной точки зрения нецелесообразно, по берегам реки дачные участки, ближе к Коломне есть плотина, перед которой может скапливаться лед, но виды Коломны с реки очень живописны и можно доплыть почти до ж/д станции.

Плыть же до Лукерьино IMHO, как предлагалось в [2], совершенно бессмысленно и усложняет выброску.

Коломенка. Вообще.

Ширина реки порядка 15м, течение даже на прогонах быстрое. Лес, обозначенный на карте, по большей части хвойный. Хороших стоянок много, попадаются очень живописные места. Несколько портит картину населенка, которой тоже не мало, причем не только деревни, но и пос. Заречный, строящийся санаторий, пионерлагерь. С другой стороны, бытового мусора в реке практически нет - спасает высокая долина.

Препятствия - классические заломы на довольно мощной струе. Но сложные места разделены участками быстротока, поэтому при хорошо организованной страховке речка вполне пригодна для ребят без опыта паводкового сплава.

Встречаются камни в русле (на одном из них даже был киль) и выходы известняка по берегам, но это скорее исключение, чем правило.

Коломенка. В частности.

Стапелились на ПБ реки правее дороги. За время сборов подъехало несколько машин с каяками и надувным каноэ - коломенчане тоже открывают сезон. Делимся информацией о реке - у Лукерьино сплошные льды, а вчера Леша Савватеев снялся из-за ледяных заторов чуть ниже Дубенок. Впрочем, коллеги хотят дойти только до Заречного.

Воды в реке на метр ниже пика паводка прошлого года, причем вода довольно чистая - с полей еще не сошел снег и грязь в реку не попадает. Тем не менее, воды ощутимо больше, чем [2] - описанная там труба через реку залита без всяких следов.

Первые километры до д. Малое Уварово в 99-м [1] показались совсем простыми, а сейчас смотрятся вполне достойным началом маршрута. Сложность Б. Перед Малым Уварово на ЛБ строится, по всей видимости, санаторий. Пока вид на его кирпичные корпуса реку не портит, но как это будет выглядеть в будущем, непонятно.

В самой деревне старый низкий бетонный мост (короткий обнос) и сразу за ним высокий новый. Чуть ниже на ЛБ строения пионерлагеря.

За Малым Уварово река входит в глубокий овраг, постепенно набирает мощь и усложняется до Б+. Много препятствий, вполне уместных и на Большой Сестре, но здесь они разделены более-менее длинными участками быстротока. Счет килям открывается немедленно и начинает стремительно расти - как-никак, четверо из пяти наших каякеров впервые в своих лодках. Но опасных ситуаций не возникает. Обносов все также немного - примерно один на 1.5-2км.

Следующая населенка - поселок Заречный. Сначала появляются домики на ЛБ (включая бетонную 3-этажку), затем высокий пешеходный мост и вскорости за ним автомобильный. За пешеходным мостом остров, при нас проход был только в основной (левой) протоке. Осмотр с моста. Под а/д мостом проход свободный. Ниже собираются коломенчане, обещая нам веселый порожек впереди. Что они имели в виду, так и осталось неясным - сложность реки не возрастает.

Немного ниже Заречного полуразрушенный мост. Очень капитальный и живописный. Фотку можно посмотреть в [2].

На западном участке перед д. Дубенки бобровая плотина - довольно крутой слив 0.7м. На предыдущих 200м чувствуется подпор. За сливом поганки, течение немного прижимает к веткам. На ПБ отличное место для стоянки в лиственничных посадках, у нас, к сожалению, было под снегом. На следующей полочке (в 15м над рекой) - сосновый лес, на опушке которого снег стаял. Несмотря на детское время (17.20) мы встали на стоянку, поскольку не торопились, надеясь, что за ночь ледовые заторы в низовьях хоть немного да развалятся. Долго катались на сливе. Кильнулся только один каяк еще при "штатном" прохождении.

В конце д. Дубенки высокий железный пешеходный мост, за ним, согласно [2], еще один низкий. Как мы с ним обошлись, увы, не помню.

Сложный участок Коломенки продолжается вплоть до Ильинского. Особенно хорошее место встретилось в начале деревни. Струя вполне в духе Выпрейки. Здесь остановились на перекус. Препятствие шли КНБ и 3 каяка, один киль.

Ниже река (за исключением леса на ПБ ниже Ильинского) течет в полях окружении тонкой ленты пойменного леса. Течение не сильное, но много маневров в обход завалов. Сложность А+, хотя попадаются и интересные места, где вполне может перевернуть лодку. Обносов почти не было. Хороший ориентир - впадение слева Бещенки и бетонный мост старой дороги в 100м ниже. Мост обносной, но чуть поднявшись от него на ЛБ, можно увидеть точку окончания маршрута - церковь в Андреевском. До нее километр по прямой и 1.5-2 по реке. На последнем участке дров в русле становится чуть больше. Пару завалов обнесли.

За Андреевским, по слухам, река прекращает петлять, уклон резко падает почти до нуля. Поэтому лед здесь держится значительно дольше.

В Коломне река уже совершенно спокойна и проходима даже летом. Примерно в 1.5км от устья плотина. Перепад около 3м, летом (и почти наверняка в паводок тоже) непроходима. За плотиной техногенная шиверка в наклонных бетонных стенках. Короткая, но неприятная.

Время

В первый день шли около 4 часов ЧХВ, во второй - 6.5. Скорость нашу следует считать низкой - много судов и не очень опытных участников. Сильная команда может пройти участок Туменское - Ильинское за 4-6 ходовых часов, то есть речка легко идется за день.

Впечатления, рекомендации

Коломенка хорошо подошла для нашей группы, в которой были как опытные, так и начинающие любители паводка. Немного подвела погода - дождь со снегом, шедший почти все время. Поэтому красота речки и города Коломна остались немного за кадром.

По деньгам выходит дороговато - на человека 184р за электричку (Выхино - Коломна и обратно), 36р (24+12) за автобус туда и 28р (16+12) за автобус обратно. Итого 248р=$9. Маленьким группам логичнее забрасываться стопом - выйдет куда дешевле и вероятно быстрее.

Для приезжающих на своих машинах можно рекомендовать участок от Туменского (или Мал. Уваровки) до Андреевского. Для каякеров прохождение "прогона" Ильинское - Андреевское должно занять 1-1.5 часа. Возможно, удастся подъехать и к Ильинскому.

При очень высокой воде от Ильинского можно затащить каяки на левый приток Коломенки. Он очень маловодный, но весьма и весьма крутопадающий. Логичными также выглядят связки Большая Смедва - Коломенка и Коломенка - Сукуша.

Источники

[1] 1999г. В. Завьялов, Д. Шварц, высокая вода. http://slazav.mccme.ru/kolom99.htm

[2] 2002г. В. Завьялов, низкая вода. http://slazav.mccme.ru/kolo02.htm