на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

верховья реки Керава (Keravanjoki)
от Hyvinkää до Haarajoki
24-04-2016

В.Завьялов

Геоданные.

В этом году я прозевал теплое время в начале апреля, а с ним и пик весеннего половодья. Но выбраться на какую-нибудь речку хотелось. Неделю назад под Москвой мы гуляли вдоль маленьких сплавных речек: Городенки, Бунчихи, Ситни, и, хотя вода и там уже сходила, воспоминания о весенних сплавах разгорелись с новой силой.

Вернувшись в Хельсинки, я начал разглядывать карту. Начал с реки Mustijoki, изучил Porvonjoki, верховья реки Vanta и т.д. Удобных речек поблизости оказалось на удивление много. Все они не должны быть слишком уж впечатляющими с точки зрения сплава: в этих местах реки обычно состоят из длинных спокойных плесов, разделенных большими порогами или плотинами, как правило непроходимыми (тем более в низкую воду). Я и сам уже отвык от спортивного сплава и рассчитывал больше на красивые виды.

В результате была выбрана река Керава. В низовьях она течет вдоль трассы Хельсинки-Лахти по достаточно населенным местам, втекает в Хельсинки и впадает в реку Ванта. Зато в верховьях, судя по карте, это вполне симпатичная лесная речка. Осталось выбрать подходящий день. В прогнозах постоянно был холод и дожди, лезть в такую погоду в воду не хотелось. Наконец, в субботу вечером прогноз стал чуть более дружелюбным и утром я поехал.

схема маршрута
схема маршрута
озеро Ridasjärvi на космоснимке google
озеро Ridasjärvi на космоснимке google
Hyvinkää, утренний снегопад
Hyvinkää, утренний снегопад

Заброска: электричка 7:12 из Хельсинки до станции Hyvinkää, затем восемь километров пешком. Погода холодная и неустойчивая: ходят лохматые снеговые тучи, иногда из них падают легкие хлопья, иногда проглядывает солнце. Местами на траве лежит снег. Постепенно, впрочем, теплеет. От станции иду в сторону озера Ridasjärvi. На космоснимках озеро смотрится необычно, как тарелка супа, оставленная на столе на неделю: по всей поверхности густо разбросаны круглые пятна растительности. Очень хочется на это посмотреть, хотя под утренним легким снегопадом слишком уж ярко вспоминается наш сплав по Мещерским озерам осенью 2001: глубокой ночью, в метели, в невозможности найти путь среди камышей и торфяной жижи, которая не дает ни плыть на лодке, ни выйти из нее. Сейчас, впрочем, не осень и не вечер, так что все должно быть гораздо проще.

заснеженная дорожка
заснеженная дорожка


журавль в поле
журавль в поле
сельскохозяйственная архитектура
сельскохозяйственная архитектура
около начала сплава
около начала сплава

Сплав начинаю в 10:00 на краю поля к востоку от озера Ridasjärvi. Отсюда к озеру идет широкая канава с заметным течением. Видно, что канаву используют: у поля лежит несколько старых лодок, все кусты и завалы пропилены.


по канаве вдоль поля
по канаве вдоль поля



впереди показалось озеро
впереди показалось озеро

Озеро оказывается совсем не таким суровым, как я это себе представлял. Возможно, когда летом вода упадет, а растительность поднимется, проплыть тут будет сложнее. Сейчас же камышом покрыта только западная часть озера, а из канавы есть хороший широкий проход через заросли.

выход в озеро Ridasjärvi
выход в озеро Ridasjärvi





Исток реки Керава расположен в юго-восточной части озера. Тут мне встретился небольшой камышовый затор, достаточно легко проходимый. Чуть дальше, уже в лесу -- второй, большой затор, который я обношу по берегу. Далее -- симпатичная речка со спокойным течением. Плыву краем небольших полей, пересекаю два шоссе по просторным трубам.

камышовый затор на выходе из озера
камышовый затор на выходе из озера
вид назад на озеро
вид назад на озеро
большой камышовый затор
большой камышовый затор


лес на берегу
лес на берегу

Первое препятствие (п.1) в 300 метрах за шоссе Hyvinkää - Mäntsälä: небольшой низкий мост с порожком за ним. Мост обнес (хотя можно было и проплыть, сильно пригнувшись), порожек прошел, постукавшись по камням: воды, все-таки, слишком мало. Примерно через километр автомобильный мост и еще один порожек (п.2), чуть повыше, пошире и помельче.

п.1
п.1
вид с моста
вид с моста
п.2
п.2

п.2, вид снизу
п.2, вид снизу
за порогом
за порогом
плотина п.3
плотина п.3

На следующем километре еще три препятствия: очень живописная плотина с порогом (п.3) и два однотипных порожка (п.4 и п.5). Порог за плотиной, пожалуй, поуже и помощнее остальных на этом участке.

порог за плотиной
порог за плотиной



п.5, вид снизу
п.5, вид снизу

Еще метров через 300 - деревянный автомобильный мост, за ним - порожек на разрушенной плотине (п.6). Тут я обнес главный слив, так как как на заходе в него надо было перелезать через какие-то доски.

п.6
п.6
главный слив
главный слив

Через километр, в начале поселка Kaukas небольшой порожек (п.7), далее пешеходный мост и озеро перед большой плотиной (п.8).

п.7
п.7
п.7
п.7
плотина п.8
плотина п.8

За плотиной находится самый интересный порог на пройденном мной участке реки (я, впрочем, побоялся его идти). Узкая крутопадающая струя со сливом в конце. Слева от порога - большое здание завода. Обнос порога справа оказался неудобен: на спуске к воде надо перелезать через какой-то забор, потом проходить дурацкую заваленную бревнами шиверу за заводом, слева -- бетонная стена, справа -- заросший лесистый склон... Порог удобнее смотреть по правому берегу, а обносить, судя по всему, -- по левому, обходя завод и выходя по дороге к мостику за ним.

обходная протока плотины
обходная протока плотины
порог за плотиной
порог за плотиной
заключительный слив порога и забор, который пришлось перелезть для обноса порога.
заключительный слив порога и забор, который пришлось перелезть для обноса порога.



вид на порог с воды
вид на порог с воды

шивера на задворках завода
шивера на задворках завода


мост за заводом
мост за заводом
труба под шоссе на выходе из поселка Kaukas
труба под шоссе на выходе из поселка Kaukas

За поселком Kaukas начинается лесной участок реки. В его начале -- очень приятная узкая шиверка (п.9), даже по такой низкой воде она проходится чисто, без постоянного застревания в камнях. Лесной участок тянется около 7 км до длинного озера над плотиной Kelokoski. Река здесь очень заросшая: с берегов торчит огромное количество бревен, веток, кустов. Видно, что здесь плавают водники, почти все завалы пропилены, но, несмотря на это, пролезаний под и над бревнами все равно много. Течение довольно быстрое, так что в большую воду маневрирование между древесными препятствиями будет представлять определенный интерес.

п.9
п.9
непонятная конструкция на дереве
непонятная конструкция на дереве




Примерно на середине лесного участка, на самой западной излучине реки находится огромный завал. Незадолго перед ним на левом берегу -- отмеченная стрелочками тропа обноса, срезающая излучину. Я сперва не понял, что означают эти знаки и доплыл до завала. Пришлось возвращаться обратно по заросшему берегу.


тропа обноса
тропа обноса
завал
завал



Постепенно начинается узкое озеро длиной около пяти километров. Берега красивые, везде стоят дома, причалы. Примерно за 500 м до конца озера на левом берегу что-то типа музея, большое желтое здание с расставленными вокруг странными скульптурами. Везде посажены странные растения, названия которых указаны рядом на табличках.

музей слева
музей слева


В конце озера -- плотина в поселке Kellokoski (п.10). Плотина непроходима, рядом -- большие заводские здания. Обнос вполне удобен, по дороге правого берега.

вид сверху на плотину
вид сверху на плотину

слив с плотины
слив с плотины

За плотиной река течет в заросшем и замусоренном овраге, в нем -- небольшой порожек, осложненный ветками, затем -- автомобильный мост. За мостом река становится более приятной, хотя после поселка в ней еще довольно много мусора. После моста -- еще один небольшой порожек (п.11).

п.11
п.11
лесной участок
лесной участок

Далее опять начинается лесной участок. Опять пролезания над и под бревнами, полная лодка всякой трухи с этих бревен, пара обносов. Видно, что завалы тут тоже пропиливали, но не так активно, как выше. А погода постепенно портится. Небо затянуло, чуть-чуть капает дождь. Решаю быстро сматываться с реки, благо до станции Haarajoki тут уже недалеко.

Заканчиваю сплав в 17:50 почти за километр до железнодорожного моста. До следующего поезда час, как раз успеваю собраться и дойти три километра до станции. Уже сижу в поезде, когда снаружи начинается сильный ливень.