на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Кереть, Белое море, Чупская губа

И.Бахолдин

Поход состоялся 6-13 августа 2011 г. Три байдарки Свирь-Н одна байдарка Вьюн-Н. 8 ходовых дней. Протяженность 106км. Препятствия 2-3кс. Основной состав – участники Группы Дмитриева.

Приехали в Лоухи в середине ночи. На возальной площади уже ждали желающие подвезти. Взяли микроавтобус. Пришел пограничник и стал допытываться, куда едем. Сказали что на Кереть. Он строго предупредил, что на Писту нужно получать разрешение в Пяозерском. Потребовал, чтобы кто-то представился руководителем и записал паспортные данные и число участников. Паспорт был близко у Валерия Рубаненко. Поехали к протоке на озеро Петриярви. По дороге шрфер рассказал историю про выкормленного медвежонка на Мурманской трассе. Накануне про это передавали по телевизору, но я не предполагал, что это именно здесь. Собирались на берегу в сосновом лесу. Обедали у порога Щелевой. На пороге Кривом наша байдарка села на камень, неожиданно возникшей посередине реки. На первой ступени порога есть два таких камня. Сидели на обоих. Порог нужно было осматривать. Александр Чувашев вылез на камень и пытался спихнуть байдарку. Мне он сказал уходить. Я ушел по воде самосплавом. При этом я ударился о камень ребрами, долго болело, наверное была трещина. После моего ухода в байдарку стала затекать вода, байдарка стала погружаться в воду. Помогла проходившая группа. Их человек со страховкой на веревке дошел до байдарки, но она не хотела сниматься. Наконец они сделали обвязку и другой человек с помощью веревки поднял ее вверх со скалы. Байдарка оторвалась от камня и ее привели к берегу. Были повреждения каркаса и оболочки. Чинили до конца дня на стоянке в середине порога.

На второй день дошли до соснового леса выше порога Мураш. Обедали в живописном месте на озере. Валерий Рубаненко поймал щуку.

На третий день проходили длинный и сложный порог Мураш по одному в байдарке, делался предварительный просмотр. Потом была полудневка из-за дождя на стоянке за порогом Мураш. Интересно было наблюдать за дикими уткам, которые ведут себя как голуби в Москве. Мы подходили к воде, а они продолжали плавать рядом.

На четвертый день дошли до порога Долгий. Остановились на хорошо оборудованной стоянке посредине порога. Обедали в пихтовом лесу ниже моста железной дороги. Первая ступень порога Долгий представляет собой слив водопадного типа с торчащим каменным зубом. Проходили по одному в байдарке.

На пятый день проходили Варацкий порог по одному в байдарке. Это наиболее сложный порог на маршруте. Прохождение Александром Рахмановым с Людмилой вдвоем привело к оверкилю в самом сложном месте – слив с последующем котлом, им не хватило скорости. Людмила долго не могла вылезти из очка, поскольку всегда заходила в байдарку и выходила из нее через юбку. Юбка здесь была потеряна. Обедали на стоянке на правом берегу ниже моста дороги на Чупу. Затем, пройдя через Варацкое озеро, проходили Краснобыстрый порог, тоже сложный и тоже по одному. Порог короткий, но представляет собой систему из ступенек с большим перепадом. К позднему вечеру дошли до Масляного порога, уже зашли в него, но Алесксандр Чувашев меня остановил, сказав, что это сложный порог и надо осматривать. Высадились на правом берегу уже ближе к наиболее сложной части. Стоянка внизу была занята. Пришлось возвращаться по берегу к стоянке в начале порога.

На шестой день прошли Масляный порог. Делали осмотр. Изюминка порога – плита, идущая от левого берега и оставляющая узкий проход у правого. За плитой вал. Я консультировался у Александра Рахманова, что будет, если идти через плиту. Он сказал, что ничего не будет. Плиту мы заметили слишком поздно. Чувашев сказал, что нужно поворачивать, но я пошел прямо из-за опасности оверкиля при заходе на плиту боком. Плита была успешно пройдена, нигде не задели дно. Далее на небольшом порожке Вьюн сел на камень там, где Свири проходили. У Вьюна закаяченная конструкция и более низкая посадка. Подошли к Колупаевскому порогу. Начало порога - каньон. Осматривали порог с высокой скалы. Красивое место. Геннадий Кричевец на Вьюне проходил порог один. Остальные – по двое. Обедали на стоянке на острове в конце порога. К вечеру подошли к Морскому порогу (официально порог Кереть). Перед порогом повешена сеть для предотвращения чрезмерного захода лососевых. Людей, предлагающих пропустить за деньги, не проявилось, пришлось обносить. Порог осматривали, но в общем это бесполезно, он слишком длинный, проходили по одному. Вышли в шхерный район Белого моря. Был отлив. Здесь колебания уровня воды порядка 1.6м. Недалеко от выхода из реки была набрана вода в бутылки. Она была немного солоноватая. Далее прошли в глубокий залив на правом берегу, похожий на озеро, к стоянке, которую я заранее выбрал по информации из интернета. Там оказалась большая литораль (приливная зона), что вызвало возмущение Рубаненко, сапог у него не было. Стоянка малопосещаемая, поскольку находится сбоку от маршрута. Недалеко от стоянки расположено лесное озеро с коричневатой водой, где и набрали воду для последующего пути. Стоянка охотничья. Недалеко в лесу есть вышка для отстрела дичи.

На седьмой день дошли до острова Олений в Чупской Губе. Обед сделали на острове сразу после выхода из залива. Начинался прилив и я решил не ходить против течения. В Чупской губе были заметные волны и встречный ветер. Первых в байдарках поливало. На острове Олений были затруднения с поиском стоянки. Все было занято. Остров огибали с северной строны, а затем пошли на запад, чтобы осмотреть красивые скалы. Свободную, хорошо оборудованную стоянку нашли на южном берегу с сосновом лесу. Опять отлив, литораль, ругательства. Утром я ходил по берегу. На скалах, на мысу была еще она стоянка, но редко посещаемая и необорудованная. Здесь красиво.

На восьмой день. Дошли до Нижней Пулонги, где и разбирались. На берегу сосновый лес, за ним дачи. Вызвали автобус, который подъехал к середине села. Приехали на станцию Чупа, где до утра ждали поезда. Билеты были куплены заранее от Пояконды. У Рахмановых были билеты на другое число. Мы приехали 18.55. А в 19.00 касса закрывалась. Им удалось сдать билеты и купить новые. Вот такие бывают чудеса. Возле станции между нескольких сосен горел костер с треногой. Костер передавался по наследству от группы к группе и топился, чем удастся найти. Там грелись. Ночью было довольно холодно. Одна группа арендовала вокзал, у них были ключи.

Я планировал изначально идти до Пояконды, а Чупу рассматривал как вариант. Если бы в группе не было тихоходов, смешанных мужских и женских экипажей, а по морю нужно много грести, то этот план был бы выполним. Нужна еще дисциплина, привязка к приливам и отливам, кроме того, штиль обычно бывает ночью, а волны заметно замедляют ход. К этому группа была не готова. По островам мы гуляли довольно расслаблено. Если бы не было поломки байдарки и полудневки, то до Пояконды (65км) в принципе можно было бы дойти и в расслабленном стиле.

Было много грибов. На острове за время приготовления обеда собрали ведро подосиновиков. Их почистили, сварили и в таком виде уже везли, чтобы приготовить на следующей стоянке на Оленьем. Ягоды тоже были: черника, голубика, брусника. Вдоль дороги у Морского порога было много малины.

Наиболее сложные пороги: Мураш, Варацкий, Краснобыстрый, Морской.

Пороги «с изюминкой»: Кривой Верхний, первая ступень Долгого, Масляный, Колупаевский.

При посадке на байдарки придерживались принципа, более тяжелый сзади, дифферент на корму. Хозяевами одной из Свирей и Вьюна были Чувашев и Кричевец, но сзади сидели я и Беляев. Похоже, что у Рахмановых этот принцип был нарушен.

Уровень воды у нас был низкий, поэтому было много камней. Из общения с человеком, ходившем по Керети несколько раз, мне известно, что в зависимости от уровня воды эта река каждый раз разная.

Фотографии похода: http://fotki.yandex.ru/users/ibbakh/album/156243/


http://igor-bakholdin.livejournal.com/4169.html