на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Калужка, Творожа и Дугна

Дмитрий Шварц, (495)117-4902, shvarts@mccme.ru
28.08.2003, по мотивам похода 12-13.04.2003.
Последние исправления 28.08.2003.
С удовольствием отвечу на вопросы.

"Родной" для этого текста является страница Славы Завьялова http://slazav.mccme.ru. Именно там находится последняя по свежести версия и, если они есть, приложения (карты, схемы, фотографии, GPS-данные,...).

Вкрадце о группе и прохождении

7 человек на каяках, опыт 3-5, средний 4, средний каячный 3.

12 апреля: Калужка от моста а/д Калуга - Таруса у Новой Деревни до притока у д. Катенево (урез 152). В. Завьялов (Ласточка-11М), А. Кукин (КНК), А. Тонис (КНК), И. Хейфец (Ласточка-11, 5 килей), Д. Шварц (С/Д надувной каяк).

13 апреля: Калужка до устья. Те же без проишествий, А. Зарубина (Ласточка-11), Т. Ситкова (Ласточка-11, 3 киля).

13 апреля: Ока от устья Калужки до д. Никольское (~8км), переезд на Творожу. И

14 апреля: Творожа - нижний участок (около 1км), Дугна от устья Творожи до впадения в Оку и Ока до Алексина. В. Завьялов (1 дырка), А. Тонис, А. Зарубина, Д. Шварц.

Сложность рек: Калужка - В, Творожа - Б+, Дугна - Г.

Визитная карточка пройденных рек

Участки:
1.Калужка от моста автотрассы Калуга-Таруса до устья.
2.Нижнее течение Творожи.
3.Дугна от впадения Творожи до устья.
участок 1. 2. 3.
длина, км 23 1 12
перепад высот, м 71 12-15~60
средний уклон, м/км 3.1 12-155.0
площади водосбора в начале/конце, км^270/256 123/202
категорийность В Б+ Г

Подробно об используемых категориях можно прочитать в статье Категорийность подмосковных паводковых рек .

Описание похода

При чтении полезно вооружиться картой Калужской области.

Заброска происходила в лучшем буржуйском стиле. Заранее купили билеты на Калужский экспресс, отправляющийся в 7.20 с Киевского вокзала. Надо сказать, что купить билеты на него собственно на вокзале - дело долгое, лучше где-нибудь еще, на Рижском, например. Покупать перед поездом опасно - билеты могут кончиться. Словом, тот час, который экономит экспресс, все равно будет потрачен. Но экспресс идет вместо утренней электрички, так что вариантов никаких, разве что на автобусе.

На станции Калуга-1 изучили расписание электричек на Алексин - ничего подходящего. До автовокзала легко можно добраться на троллейбусе, но мы ленимся и договариваемся с пикапом-волгой о заброске за 300р на пятерых.

В Калуге размыло один из мостов через овраг, поэтому все машины, едущие на Тарусскую дорогу, выбирают хитрые траектории по дворам. Нам это обошлось минут в 15.

Дальше - хороший асфальт. Несколько смущает большое количество снега в лесу. Смотрим на Калужку. В низовьях река течет по широкой пойме, все строения высоко и далеко от реки - неужели заливает Окой?

У моста неподалеку от д. Катенево воды явно достаточно, по крайней мере с виду, а вот в начале нашего сплава - моста у Новой Деревни река впечатления не производит. Паводок несколько спал после недавних заморозков, кое-где намерз свежий лед.

Под и за мостом неприятный техногенный порожек, поэтому мы собираемся и сплываем ниже моста (благо на ПБ есть где).




Сразу выясняется, что основная проблема на реке - лед. Как свежий, котрый пришлось пробивать на первом же повороте, так и старые льдины толщиной от 10 до 30см, образующие мощные заторы. Впрочем, редкие обносы незатруднительны, река маловодна, потому достаточно проста. Первое выдающееся препятствие - разрушенная бетонная плотина немного выше выше Ивашево. Ориентир - мощный глухой шум - сразу ясно, что не дерево в потоке полощется. По нашей воде удалось зайти в заводь у ПБ и осмотреть слив даже не вылезая из лодки. Приемлемый проход нашелся наоборот, у ЛБ. Впрочем, и там не удалось избежать касания бетонного основания слива, высота которого около метра. В целом, место несложное, но требует аккуратности. При повышении уровня воды плотина станет явно безопаснее с точки зрения бетона, но подрастет и бочка. В пик паводка может залить совсем.






Мы двигаемся медленно - Игорь в первый раз в Ласточке на сложной воде, плюс к тому нам никак не удается отремонтировать его текущий катетер.

К вечеру число завалов и заторов увеличилось, появилось ощущение тяжелой работы. Вылезая на берег для очередного обноса, мы уже изучали, не удастся ли срезать излучину, протащив лодку по заснеженному полю. Впрочем, подобное отступничество практически не экономило времени.




Но локальную цель выполнить удалось - до притока дошли и встречать приезжающий из Москвы народ теперь будет проще. Надо сказать, что леса по берегам Калужки много, но он почти полностью лиственный. В наших условиях выбор стоянки осложнялся также огромным количеством снега, но к счастью на ПБ на стрелке Калужки и притока в 10м над водой обнаружилась маленькая сухая полочка, куда влезли обе наши палатки. Неподалеку нашлось даже немного сосновых дров. Единственный недостаток - колючие кусты, пришлось срубить несколько веток.

Вечером приехали Таня и Аня. Но опасения, что группа из 7 человек не сможет эффективно работать на довольно сложной и тяжелой реке, не оправдались. "Рабочий" участок мы прошли в предыдущий день. За устьем притока завалов почти нет, заторов немного, и это именно заторы, а не участки невскрывшегося льда, как часто бывало в верховьях.






Особо порадовала льдина диаметром метров 5-6, крутящаяся в улове как колесо вокруг своего центра. Причем быстро - оборотов 10 в минуту.

Впрочем, пара заторов была достаточно длинна, поэтому появилась возможность поразнообразиться - проводка по затопленному лесу, тюлений старт по льдинам, вылезание на наклонное ледовое поле (кто считает, что это просто, попробуйте сами).

Шиверки и прижимы были мощнее и просторнее, чем в предыдущий день, и проблем в прохождении не вызывали. Кили Тани - результат обучения пролезанию под ветками.

Как только на ПБ появляются многоэтажные дома, можно причаливать направо и собирать лодки. Все самое сложное уже позади, а последний участок Калужки весьма средней приятности. Хотя, с точки зрения разнообразия маршрута, лучше дойти до Оки.

Ниже Калужка уходит в кусты. Уклон падает, хотя скорость течения еще значительна. Ветки занимают большую часть русла и частенько заставляют протискиваться. Вылезать из лодок не пришлось, но при надобности было бы не просто.






В д. Ждамирово под мостом через Калужку плотина. Вся река уходит под землю. Обнос (слева, 30м) неприятен - крутой откос, грязь, арматура, но все вполне терпимо. За плотиной короткая шивера, оказавшаяся неожиданно сложной - 2 человека из 7 потом признались, что чуть не кильнулись об ветки. Ниже еще немного кустования, а затем начинается подпор Оки километра на полтора.

Разбирать лодки можно на обоих берегах реки, но дрова есть только на левом, где мы и остановились. После обеда часть команды, возвращающаяся в Москву, собрала лодки и вернулась к последнему мосту через Калужку (за 800м от устья), благо вдоль реки идет грунтовая дорога. Вообще, выброска из любой точки реки от плотины до устья не сложна, поскольку Калужка течет по окраинам Калуги, недалеко до остановок городского транспорта.

Четверо оставшихся, оценив нынешний уровень паводка, как низкий, не рискнули перебрасываться на Комолу, как предполагалось в Москве, и решили заменить ее Дугной.



Переезд

8 км сплава по Оке заняли меньше часа. Разбирать лодки удобно у устья не обозначенного на карте правого притока под д. Никульское через несколько сот метров после крутого левого поворота Оки. Было мокровато, но ничего не поделаешь - начало весны. Сам ручей скачет между камней каскадом живописных водопадиков, вполне уместных в каких-нибудь Саянах, убрать бы только пару пластиковых бутылок. А вот подъем из оврага по снежно-ледовому склону оказался весьма непрост.

Автобусная остановка находится на трассе Тула - Калуга непосредственно у поворота на Никульское. От антистапеля около 1.5км, но мы несколько заплутали, поэтому от рекомендаций воздержимся. Попытки что-нибудь застопить к успеху не привели, но через 40 минут подошел автобус Калуга-Тула, доставивший нас к мосту через Дугну. Денег почему-то не взяли.

Решив несколько удлиннить маршрут, пошли вверх по течению Дугны по ПБ, намереваясь встать в устье Творожи. Поле уже оттаяло и раскисло, поэтому оптимальным местом для пешки оказалась граница снега на кромке оврага. Подойдя к устью Творожи, мы были приятно удивлены. Ожидаемая речка-переплюйка оказалась мощнейшим потоком, несущемся по затопленному лесу в стиле лучших мест Вашаны. Причем, если на Вашане протяженность таких участков 50-100м, то тут весь подобное творилось весь пройденный вдоль Творожи километр. И, что самое удивительное, завал встретился всего один. Но без разведки идти в такой лабиринт деревьев страшно - легко запутаться и попась в залом. Так что завтра нам работать по полной программе - разведка участка в 100-200м, расстановка страховки, прохождение, потом следующий участок и так до Дугны. На нашем (отнюдь не маленьком) паводковом веку такое в первый раз.

Встали примерно в километре выше устья Творожи, почти напротив обозначенной на карте рощи на ЛБ, на площадке примерно в середине склона. В качестве дров (и очень неплохих) использовали растущую по соседству дикую яблоню.




Как показала разведка, выше Творожа шире и проще, чем на приустьевом участке, уклон которого, (как визуально, так и по карте) 12-15м/км.

Утром нас ожидало разочарование. Заморозок сбил паводок на реке и превратил ее в приятный, но совершенно несложный ручеек. Большая часть падения выбирается на горках на поворотах русла. Завалов, как ни странно, больше не стало, а вот мелких мест добавилась куча. Часто дно лодки просто тащило по невсплывшему льду.



Пик паводка на Дугне тоже, видимо, был в предыдущий день, а за ночь вода упала сантиметров на 30-40. Но жаловаться на мощность струи, сразу же начавшей крутиться между деревьев было бы грешно.




В д. Широково в русле несколько арматурин, об одну из которых было прорвано дно Ласточки.

За деревней река входит в лес и начинается самый сложный и живописный участок маршрута - мощные шиверы, усложненные деревянными конструкциями в русле. Встречаются завалы. Впрочем, участков, требующих сверхточного прохождения было немного.

Совсем близко к воде хвойный лес не подходит и классическую стоянку (но фантастически красивую) мы с воды увидели лишь одну - на ЛБ примерно через час сплава после Широково. С красивыми же стоянками в лиственном лесу на реке никаких проблем нет.




Первый домик на берегу и мостки в воду - ориентир начала подпора плотины. Чуть ниже у воды стоят моторные лодки. До плотины около 2км. Разлив выражен неявно - просто река расширяется метров до 30 и падает скорость течения. Льда нет вообще. Реку пересекает пара мостов.

Плотина находится под а/д мостом и является скорее экскурсионным, чем спортивным объектом. В начале стенка прямым углом с многочисленными проходами шириной порядка метра, часть из которых завалена. В проходах сливы 20-30см. В 10м ниже река с трех сторон падает в лоток шириной 8м водопадным сливом 2-2.5м. На кромке слива мелко. Первая половина лотка (метров 15) - область сильнейшего противотока, закрытого с боков самим сливом. Ниже после еще 15м лотка второй водопадный слив 1.5-2м с мощной бочкой за ним. Страховка между сливами малореальна. Ниже почти сразу начинается следующая шивера. Забавно, что, обнеся лодки, совершенно реально, хотя и не безопасно, заплыть за стену второго слива и осмотреть водопад "изнутри". Плотина, окружающие ее строения и берега образуют несколько "сталкерский", но впечатляющий пейзаж. Рекомендую зайти посмотреть, даже если окажетесь в тех местах не в водном походе.

Теоретически плотина, наверное, проходима. Но проверять на практике мы не будем и никому не советуем. По сравнению с ней плотина на Сходне, в которой погиб каякер с опытом Сарыджаза - детская игрушка.




Течения перед плотиной нет, что позволяет подойти почти непосредственно к ее правой кромке для обноса. Последний (30м по ПБ) сложности не представляет, но требует аккуратности, поскольку тропа захламлена стеклянно-металлическим мусором. Спустить лодки на воду можно как сразу за плотиной, что непросто из-за отвесных берегов, так и в нескольких десятках метров ниже.

Шиверы продолжаются и после плотины. Они несколько шире и проще, чем в начале маршрута, но требуют аккуратности из-за иногда встречающимися в русле железок. Особенно опасна шивера с островом примерно в 500м от плотины. В левой протоке прижим к металлическим конструкциям на ЛБ, правая протока узка. Лучше осмотреть.




Подпор Оки у нас начался в 600м от устья. По Оке до Алексина 20км весьма живописного сплава со средней скоростью порядка 10км/ч. Автовокзал в городе находится на ПБ на развилке дорог на Заокский и Тулу. Соответственно, наиболее удобно закончить сплав между ж/д и а/д мостами на ПБ в середине левого поворота. Здесь удобные места для разборки лодок, а наверх, в город, идут тропинки. До автовокзала около 1.5км.







Последний автобус на Москву уходит в 6 вечера. Автобусы на Заокский (ст. Тарусская) и Тулу - еще раньше. Опоздав на них, мы попробовали уехать стопом, что привело в итоге к ночевке на трассе и возвращении в Москву на утренней электричке из Тарусской.

Хронометраж

Включены обносы, осмотры и перетаскивания, не включены обеды и ремонт.

Наша скорость с точки зрения каячной группы в первый день низкая, во второй - средняя, в третий - высокая.

Калужка.
0:00 - старт
1:40 - плотина
2:25 - мост дороги на Болдасовку
6:15 - устье притока, стоянка
6:45 - а/д мост (Калуга - Таруса)
9:30 - мост-плотина в Ждамирово
10:00 - мост перед устьем Калужки
10:10 - Впадение в Оку
~11.00 - антистапель под д. Никольское

Творожа - Дугна - Ока
0:00 - старт
0:25 - впали в Дугну
0:40 - а/д мост (Калуга - Тула)
1:00 - д. Широково, авария
2:10 - стоянка, упомянутая в лоции
3:20 - плотина
4:00 - впадение в Оку
6:30 - финиш в Алексине

Впечатления, рекомендации

В результате похода сложилось ощущение, что "калужские" притоки Оки при прочих равных попроще "серпуховских". Калужка похожа на Выпрейку по формальным данным (уклон 3.2м/км, площадь водосбора 60/200км^2), но по сложности на ступеньку ниже. А на Дугне, несмотря на уклон, ничего сверхвыдающегося не было.

Тем не менее, мы получили от связки много удовольствия, хотя не все развлечения на Калужке хотелось бы повторять. А при более удачной паводковой ситуации будет просто сказка.