на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Осенний взгляд на Валдай
10.11.00

А. Тонис (текст), В. Завьялов (хроника, комментарии)

Комментарии В.Завьялова выделены зеленым цветом.

Схема маршрута 1:100000
Схема маршрута 1:100000

Все вьется и вьется песочная дорожка -- оплетая холмы, огибая озера, теряясь в болотах. Роскошные сосновые боры-брусничники с белеющими вкраплениями лишайников и уже облетевшей черникой; ельники-зеленомошники, сомкнувшие острые сухие нижние ветки, чтобы не пустить в свое укромное нутро; раздолье клюквенных полян, податливо проминающихся под ногами, пока не проступит вода -- таков Валдай осенью. Конечно, нелепое присутствие человека, как будто нарочно старающегося обезобразить самые красивые места на свете, сказалось и на валдайских ландшафтах, но все же встречаются там глухие уголки, заставляющие вспомнить, что в Европе тоже есть тайга.

Как это нередко бывает, идея провести ноябрьские праздники на Валдае возникла спонтанно. Точнее, просто хотелось сходить куда-нибудь дня на три-четыре вместо того, чтобы пить водку в избе. В качестве других возможных вариантов рассматривались окрестности Центрального Лесного заповедника и север Смоленской области (место встречи трех великих водных бассейнов: Балтики, Каспия и Черного моря), но после недолгого обсуждения мы со Славиком остановились на Валдае. Не раз уже доводилось нам бывать в разных уголках этого региона -- то пешком, то на Ласточках и других судах; как-то мне случилось оказаться там и зимой. И всегда было очень здорово и красиво, и жалко уезжать. Жесткие временные ограничения обусловили выбор маршрута вблизи трассы М10 (Москва -- С.-Петербург), по которой можно быстро вернуться домой. А какое там самое главное место? Конечно же, Полометь, лучшая паводковая река Валдая и место проведения слета автостопщиков "Эльба". Итак, решено: едем ночным поездом до станции Дворец (нечего терять день на заброску по трассе) и стартуем в направлении озера Русское, из которого вытекает речка Полометь. А дальше -- посмотрим: озера Шлино и Велье, Алаунские горы с каньонообразными долинами Явони и Кунянки -- все эти валдайские прелести расположены в пределах двухдневного перехода.

Вскоре к нашему проекту присоединилась Катя Стальгорова. Чтобы было еще веселее, Славик берет гитару. Я покупаю билеты на поезд 682 Москва -- Боровичи, что рассылает свои вагоны из Бологого во всех возможных направлениях. Тем, кто желает попасть на Валдай, этот вариант очень удобен, так как, отправляясь из Москвы вместе с остальным составом в 20.45, вагоны до Старой Руссы всю ночь стоят в Бологом, где их прицепляют к местному поезду, и на станцию Дворец все это приходит в 7.40 (правда, поезд 682 курсирует через день, по четным; местный же поезд 659 Бологое -- Дно ежедневный). Для сравнения: ежедневный псковский скорый (номер 70) прибывает в Валдай глубокой ночью, что-то около полвторого, а в Дворце и вовсе не останавливается. Что касается билетов, то мне повезло с четностью даты, зато не совсем повезло с типом вагона. Вообще, поезд сверхпопулярный, и в преддверье ноябрьских и, особенно, майских праздников, приобретением билетов стоит озаботиться заблаговременно.

Ну, что ж, купе у сортира -- это, в конце концов, не так уж плохо. Хуже то, что я в спешке забыл дома весьма важный предмет: атлас Новгородской области. Бывает же... Но нет худа без добра: теперь отпадает проблема мучительного выбора маршрута, ибо из вышеперечисленных содержательных мест в книжке Тверской области имеется лишь озеро Шлино со своими живописными окрестностями. А до Русского дотянем по памяти, тем более, что я в тех краях бывал.

--- 5.11.00 ---
В поезде полно туристов, не одни мы решили провести с пользой последние теплые осенние деньки. Выйдя в предрассветных сумерках на станции Дворец, обнаруживаем и там группу: какие-то МГУшные водники решили обследовать пешком суровый по весне, а нынче безобидный, каньон Поломети. Они, стало быть, отправятся вниз по течению, а наш путь лежит вверх, к истоку реки. Перекинулись парой слов и разошлись в разные стороны.

Пересекли Полометь по мосту, и вскоре поселок кончился. Слева остался пионерлагерь, а справа -- небольшая деревушка Паршино. Начались высококачественные сосновые боры с травяным покровом из брусники и черники. Ягод, впрочем, уже не видно: все-таки, ноябрь. С правой стороны, то и дело, показывается река, шебуршит перекатами. Наконец, впереди показался высокий безлесный холм, на котором расположена деревня Моисеевичи. В деревне развилка: налево -- на Крестовую, а направо -- в сторону Ельников и Соснино, перспективное начало пути к явонским и кунянским высотам. Нам налево. С вершины открылся превосходный вид на озеро Моисеевское, раскинувшееся под горой. Дорога идет его левым берегом. На озере устроили первый привал и по очереди выкупались. Прохладная чистая вода, твердое песчаное дно и теплый ветерок создают ощущение лета, не верится, что это, в общем-то, уже моржовый заплыв.

дер. Моисеевичи
дер. Моисеевичи

Купание на Моисеевском озере
Купание на Моисеевском озере

Снова идем по грунтовке. Скоро начнется ответственный участок: после Крестовой нет ни однозначной дороги, ни карты. По моей памяти, там километров семь-восемь по прямой на восток-юго-восток. Надеемся обедать на Русском. Дороги от Крестовой, конечно же, нет, то есть, может, и есть, но нам она решила себя не показывать. Значит, азимут. Не спеша идем по темному еловому лесу, старательно обходя просветы, в которых открываются сырые котловины болот. [Лес мне очень понравился: огромные елки на зеленом мху, и все это -- на невысоких горках. Идти по такому одно удовольствие. -Сл] Одно из болот так нам понравилось, что решили на нем передохнуть. Классическое клюквенное болото: роскошный пружинящий ковер с кочками, багульником и редкими низкорослыми сосенками. В траве нашли несколько сочных, темно-пурпурных шариков. Ягоды мало: то ли не уродилась, то ли уже собрали, то ли надо забираться глубже в болото.






Подсекли лесную дорогу, и гораздо раньше, чем ожидалось, она вывела нас к Русскому озеру. Получается, без карты ходить быстрее: когда все расстояния известны, в действительности все равно идешь дольше. Если так, зачем она вообще нужна?:-) По крайней мере, стремный участок преодолели. Впрочем, как справедливо заметил тогда Славик, все приключения еще впереди.

Огибая озеро справа, подошли к броду через Полометь. Хм-хм, не такая уж она тут и маленькая, хоть и в истоке. Навстречу по дороге проехал джип: форсировал брод и остановился перед низко нагнувшимся деревцем. Несколькими ударами топора препятствие ликвидировано, и вот уже мощный мотор, ухая, вскарабкивает машину на верхнюю кромку оврага. Пример джипа вдохновил нас: разувшись, мы перебрались через Полометь.

[После брода -- деревня Миробудицы. Удивительно, но сейчас она активно отстраивается, причем строят не обычные дачные домики, а вполне деревенские дома с хозяйственными пристройками. Хорошая дорога из Мирубудиц идет на юг, на Ивантеево, мы же идем дальше на восток. -Сл]




Продолжаем огибать озеро. Перелезли по бревнам два небольших ручья. На последнем из них остановились набрать воды. Уже давно я практикую автономные обеды и ночевки: имея с собой воду, можно быть свободным в выборе площадки для костра и лагеря, не привязываясь к рекам и ручьям, вблизи которых часто бывает затруднительно найти хорошее место. На вечер и утро одному человеку хватает двух или даже полутора литров воды, на обед -- вдвое меньше. Таким образом, для организации автономных стоянок достаточно иметь на каждого участника по одной пластиковой бутылке от кока-колы. Вот и мы наполнили свои "торпеды" и отправились дальше по тропе в поисках подходящего ельника. Через километр с небольшим -- обед, первая еда в полевых условиях, знаменующая собой истинное начало походной жизни.

Выйдя с обеда, быстро достигли трассы Вадлай--Уклейно. За полкилометра перед ней -- хорошая грунтовка, идущая в направлении север--юг и на карте не обозначенная. На самом уклеинском шоссе оживленное движение. Пройдя по асфальту совсем немного к северу, свернули вправо, на проселочную дорогу, огибающую с юга озеро Городенское. С поворота видна церковь в селе Большое Городно. С берега озера открылся вид на нее же. Колокольня в заброшенном состоянии, но рядом поблескивает другой купол -- по всей видимости, недавно построили или отреставрировали. Дорога некоторое время тянется вдоль берега, а затем уходит вправо от него срезать образованный изгибом озера мыс. Перед самым лесом дорога теряется в лугах. Лень ее разыскивать, идем так. В очередной раз убеждаемся, что с картой передвигаться медленнее, чем без нее. Наконец лес кончается. Появляется дорога, поднимающаяся на водораздельную гряду между Березайкой и Полометью. С горы в селе Савкино открывается вид на небольшое вытянутое озеро, особенно красивый в начинающихся сумерках.

Устроили привал на перекрестке с поперечной бетонкой. Отдых немного затянулся. "Какая разница?" -- говорит Катя -- "Ну, недойдем мы сегодня двести метров. Неужели это так много?" Спорить не хочется.




Для того, чтобы эффективно использовать скудный световой день ноября, нужно особым образом планировать маршрут, оставляя на вечер прогонные участки по хорошим дорогам. Сегодня это нам удалось: по улучшенной грунтовке из Савкина в Ниву легко идется и в темноте. Правда, иногда попадаются большие лужи. Мы со Славиком, как правило, обходим их с разных сторон, а Катя следует за тем из нас, кто не свалился в воду:-) [Фонарик при этом есть только у Саши, я свой почему-то поленился достать. -Сл] Еще один небольшой привал делаем после моста через Березайку, и вскоре начинается длинный пологий подъем. Выходим на поле, где, вроде бы, должна быть деревня Нива. Никакого освещения или иных признаков жизни не наблюдается. Деревня кажется полностью вымершей, и, может быть, так оно и есть. В темноте успешно определили поворот на юг, на пунктирную дорогу в сторону озера Шлино. Войдя в лес, набрали воду в ручье. На сегодня план выполнен: мы дошли до озера Березай, так что все готово для завтрашнего утреннего броска к Шлино. Сворачиваем с дороги. Искать Березай в кромешной темноте среди болот и поваленных елок бессмысленно, встаем на первом же сухом месте.

Как только разбили лагерь, начался мелкий моросящий дождь. Ну и пусть себе идет. Я готовлю праздничный глинтвейн, Славик играет на гитаре. Поужинав, довольно рано отправляемся спать.

--- 6.11.00 ---
Ночь выдалась теплая и дождливая. К утру погода улучшилась. Первым делом решили все-таки посмотреть на Березай. Отойдя от места стоянки, сразу спустились с холма в котловину озера. Лес сырой, перестойный, постоянно преграждают путь вывороченные с корнем большие ели. Обогнув слева болото по относительно сухому еловому мыску, выходим на берег. Красиво. Кое-где небольшие островки. После ночной непогоды наконец открылось чистое голубое небо.

озеро Березай
озеро Березай
оз.Шлино
оз.Шлино

Продолжаем двигаться по черному пунктиру на юг. Начались вырубки. Идти трудно, через каждые два метра приходится перешагивать через тонкий спиленный ствол. Видимо, чистили дорогу от мелкой поросли. Незаметно набрали высоту, и к северо-западу открылся красивый вид на дальнюю гряду, разделяющую бассейны Мсты и Полы. Ниже гряды угадывается оставленное нами озеро Березай.

Впереди показалось поле, а там и деревня Новинки с широкой грунтовкой. Через двадцать минут мы уже отдыхаем, сидя на низком берегу самого большого на нашем маршруте озера, называемого Шлино. С точки, где мы находимся, просматриваются два острова и деревенька вблизи плотины, откуда вытекает речка Шлина, устремляя свои воды к Вышневолоцкому водохранилищу. Береговая линия нечеткая, суша постепенно и незаметно переходит в воду, в чем убедился Славик, пытаясь туда подойти.

дорога на дер. Бель
дорога на дер. Бель
дер. Бель. Коряга, изображающая автостопщика
дер. Бель. Коряга, изображающая автостопщика

Продолжаем свое движение по грунтовому шоссе. За время пути до Ванютина нас обогнали хлебный фургон и джип, и в том, и в другом полно народу. Обед устроили вскоре после поворота на Старово, в голом лиственном лесу с небольшой примесью ели. В самом Старове пришлось перелезать через плетень, чтобы выйти из деревни. Дорогу на Никитеревец нашли сразу. Как и подобает дороге, идущей в другую область, это была просто заброшенная тропа, несмотря на свой черный сплошной вид на карте. Очередной привал устроили на горке, вблизи границы между Новгородской и Тверской областью. Окончательно поняли, что находимся в регионе 69rus, когда тропа сменилась очень грязной тракторной дорогой. Дорога начиналась (или, скорее, кончалась) в большой и очень глубокой луже, там, наверно, и был трактор:-) Неподалеку от лужи стоял фургон, я мельком отметил деталь -- цветы в вазочке у окна. Последующие семнадцать минут мы шли по грязище, вспоминая Юрия Коваля и его остров Большого Вна. Оно кончилось лишь когда дорога выбралась наверх и глинистая почва сменилась песчаной. Сумерки застали нас на мосту через протоку озера Лиственник, так что мы опять нашли дорогу себе на вечер. Возле озера Гоголино устроили привал в потрясающе красивом месте: сосны, ровная гладь воды и луна, пробившаяся сквозь проем в облаках. Жаль уходить, здесь бы и встать на ночь, но нам по плану нужно еще пройти хотя бы километров восемь до лесничества.

Километра через два после озера надо сваливать направо, и тут мы допустили ошибку в ориентировании: свернули чуть раньше, чем надо. Спохватились, когда слева в нас влилась дорога и направление движения стало чисто южным. Это совсем не в кассу. Развернулись на север и через четверть часа оказались на требуемой грунтовке. Переходим по мосту довольно крупную речку, запасаемся водой и заряжаемся шоколадом на последний переход. Через полчаса с небольшим слева в глубине леса показалось несколько огней: лесничество. Где-то там должно быть озеро Островито, но просветов что-то не видать. Сворачиваем на развилке вправо и вскоре встаем на ночевку в брусничном сосняке.

--- 7.11.00 ---
Сейчас речь пойдет о Большом Глюке. Что это такое -- увидите и убедитесь сами.

Началось с того, что мы проснулись, свернули лагерь и зашагали по песочной дорожке (кто-то заметил, что "песочная" звучит еще нежнее, чем "песчаная"). Дорожка была настолько песочная, что я не выдержал и снял турботы: по Валдаю надо ходить босиком. Так прошли несколько километров в ожидании поворота на Куженкино. В одном месте что-то, вроде бы, уходило налево, и даже стояла на перекрестке машина, но как-то не тянула эта отвороточка на белую грунтовку. Надо еще немного подождать на юг (можно ведь ждать и в движении!). В конце концов стало ясно, что нужный поворот остался позади. Решили ловить пунктирную дорогу вдоль речки Шлинка и выходить по ней на Градобить, а там можно и вернуться на грунтовку.

Саша на мосту через Шлинкy
Саша на мосту через Шлинкy
р.Шлинка
р.Шлинка


Вскоре справа, на краю поляны, действительно показались кусты, свидетельствующие о близости воды, а затем дорога уперлась в не первой свежести бревенчатый мост, ведущий на тот берег Шлинки, в неизвестность. Налево, в сторону вырубки, ответвлялась трелевочная дорога, принятая вначале за лесную канаву. За неимением лучшего, двинулись по ней. От вырубки на восток пошла тропинка, затем раздвоилась и пропала. Мы оказались в болоте. Стараемся держаться севернее в надежде подцепить хоть какую-нибудь дорогу. Пока что попалась лишь поперечная просека, основательно заросшая и заваленная буреломом. Пересекли большую вырубку, и на дальней ее стороне нашли дорогу на восток. Прошли по ней пару километров, миновали красивую длинную поляну и снова уперлись в раздвоение. Правая ветвь, вроде бы, уходила к югу (впрочем, кто ее знает?), а левая -- к северу. Пошли по левой, поскольку она все же приближалась к трассе, а не удалялась. Минут через двадцать влились в непонятно откуда взявшуюся качественную грунтовку, которая вывела на странный перекресток: главная дорога на нем поворачивала с востока на север, а к югу и западу уходили грунтовки поплоше.

Куда же нам идти? По карте на север, должно быть, ближе к трассе М10, но на восток -- это, скорее всего, в Куженкино, куда и намечалось. Свежий след от проехавшей машины уходил на восток, и это решило сомнения. Направились по следу, обсуждая, куда бы мог вывести северный вариант и сколько еще осталось топать нам. Если мы правильно представляем себе свое местоположение, то довольно скоро будет характерный плавный загиб на юг, от которого уже не так далеко. Но время шло, а дорога все не изъявляла желания поворачивать. Азимут -- восток-северо-восток. Куда мы вообще идем? Может, этот изгиб просто-напросто спрямили? Тогда очень скоро уже должно быть куженкинское поле и трасса. Было бы здорово: все-таки, мы порядком наломались за эти три дня, да и холодать начало, и дождь вот-вот снова заморосит.

Да, большой подарок судьбы, если дорогу спрямили. Но есть и другая версия, менее оптимистическая: а вдруг вместо большого подарка произошел большой глюк с нашей стороны, и перекресток с неравноправными дорогами -- это и есть тот поворот, который мы искали на самом первом переходе? По карте очень похоже. А если бы черт дернул нас пойти на север? Да ведь тогда мы, как идиоты, оказались бы в два часа дня на обеде в трехстах метрах от места сегодняшней ночевки!

На привале теория Большого Глюка подтвердилась: проехавший мимо велосипедист сообщил, что до Куженкина еще целых двенадцать километров. Выходит, за три с лишним чистых утренних ходовых часа мы, идя, в основном, с неплохой скоростью, сделали четыре километра по прямой. Каким образом так получилось? Ведь лесничество-то уже видели... Похоже, вчера вечером, как всегда, свернули черт знает куда, двухсот метров недойдя до правильной дороги. Вот и спросить бы теперь кое-кого: так ли это мало -- двести метров? :-)

Весь оставшийся ходовой день продолжалась малосодержательная пилежка по дороге. Правда, с пресловутого изгиба должно было быть видно озеро Ладыженское, но ничего толком разглядеть не удалось, кроме каких-то безымянных просветов. Горячий обед делать не стали и, наскоро перекусив чем попало, к четырем часам достигли финиша -- белой церкви в селе Куженкино, расположенной возле поворота на Бологое. Дует сильный юго-восточный ветер, холодает.

Куженкино
Куженкино

На трассе разделились. Катя поехала в паре со мной, а Славик остался один. Нам необыкновенно повезло: остановившаяся четверка доставила нас прямо до метро Савеловская. Вдобавок, по пути выяснилось, что водитель является отцом одной из выпускниц нашей школы, Тони Манучаровой. Что доказывает: все-таки, мир тесен, а не прослойка тонка. Славику повезло несколько меньше, но и он к середине ночи попал домой. [Вообще, если бы не трех с лишним часовое стояние в Куженкино, все было бы просто замечательно! -Сл]

А пронизывающий ветер тем временем сметал последние остатки этой небывало теплой осени. Всего через три дня легкой белой тканью накрыл землю первый снег.


Приложение 1.	Хроника похода на Валдай 5-7 ноября 2000 г. Дворец-Куженкино
(В. Завьялов)

5 ноября

7:40	приехали в Дворец
7:44	вышли					1:16
9:00	отдых на Моисеевском оз. Купание	20
9:20 	вышли					2:14
10:00	Крестовая
11:34	отдых у клюквенного болота		10
11:44	вышли					0:46
12:00	хорошая дорога
12:15	озеро Русское
12:30	брод через Полометь			11
12:41	вышли					1:09
13:27	набираем воду
13:50	обед					62	-- 5:25 до об.
14:52	вышли					2:37
15:30	дорога С-Ю (перед трассой на Вельё)
15:37	асф. дорога на Вельё
15:40	свернули у Городенского озера
16:56	дер. Савкино
17:29	поперечная бетонка. Отдых		22
17:51	вышли					0:47
18:38	отдых					7
18:45	вышли					1:09
19:28	набираем воду
19:54	стоянка					-- 4:33 после об.
-------- чхв: 9:58 -- гхв: 11:08 -- ход.день: 12:10 -- 40 км -------
 
6 ноября

7:10	подъем
8:37	вышли на озеро Березай		0:18
8:55	озеро Березай. Отдых			5
9:00	вышли обратно			2:15
9:15	дорога
10:56	дер.Новинка
11:15	отдых на оз.Шлино			20
11:35	вышли					1:22
11:53	дорога с плотины
12:57	отдых					12
13:09	вышли					0:51
14:00	обед					79 	-- 4:46 до об.
15:19	вышли					1:00
15:45	вышли из дер. Старово
16:19	отдых на границе областей		8
16:27	вышли					1:25
16:36	начало вырубки, очень грязная дорога
16:53	дорога улучшилась
16:59	поле
17:21	мост
17:52	отдых на озере Гоголино		10
18:02	вышли					1:36
18:32	поворот направо
18:53	точка возврата
19:01	повернули назад
19:15	вышли на правильную дорогу
19:38	мост, отдых, набор воды		15
19:53	вышли					0:45
20:30	развилка у лесничества (?) повернули направо
20:38	встали на ночь					-- 4:46 после об.
-------- чхв: 9:32 -- гхв: 10:42 -- хд: 12:01 -- 37 --------
 
7 ноября

7:03	подъем
8:37	выход					1:16
8:58	Саша идет босиком
9:53	развилка с остатками домика 
(идем налево). Отдых	   			9
10:02	вышли					1:02
10:22	р.Шлинка
11:04	вышли на дорогу З-В. отдых		9
11:13	вышли					0:53
11:36	дорога С-Ю идем на север
11:58	слева пришла хорошая дорога на С
12:06	вышли на перекресток. Отдых		10
12:16	вышли					0:59
13:15	отдых					10
13:25	вышли					1:09
14:34	сухой перекус на перекрестке		26
15:00	вышли					1:00
16:00	М10
-------- чхв:  6:19 -- гхв:  7:23 -- хд: 7:23 -- ок. 28км -----------

итого -- чхв: 25:49 -- гхв: 29:13 -- 31:34 ----------


Приложение 2. Расстояния (В. Завьялов)

Дворец - Крестовая			10.4
-трасса на Велье			14.4
-Савкино				4.8
-Нива					7.6
-Новинка				8.0
-Старово				14.0
-мост в дер. Никитеревец		6.0
-лесничество (с учетом возврата)	11.6
-Шлинка					7.0 (?)
-перекресток				5.6
-Куженкино				15.6
					-- 105.0


Приложение 3. Хроника автостопа

Саша Тонис, Катя Стальгорова: 

Выход на трассу			16.00
Куженкино--м. Савеловская (4-ка)	16.20--21.05

Слава Завьялов (время приблизительное):

Выход на трассу			16.00
Куженкино--Торжок (фура)		19.10-20:45
Торжок--МКАД/Волок.ш.(МАЗ)		22:00-2:20
Волок.ш.--Строгино (Нива)		2:20-2:30
дома					2.40

Протяженность автостопного участка -- около 340км.

СПАСИБО ВСЕМ, КТО НАС ВЕЗ!!!