на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Река Цна, Вышневолоцкое водохранилище, река Тверца
11-14 июня 2004 г

Олег Волков

От деревни Кузнецово на реке Цна до станции Осеченка, 11-14 июня 2004 года. Тверская область. Детский поход, 3 КНБ + многоместный катамаран, 13 человек.

Лоция

Ходовое время относится к движению катамарана. Благодаря вытянутой форме, скорость движения катамарана была достаточно высокой. На реке скорость движения катамарана была около 4/5 от скорости байдарки, а на водохранилище около 3/4 от скорости движения байдарки.

1 день

0-55(чистое ходовое время, часы-минуты) Полуразрушеный мост бывшей узкоколейной дороги на двух каменных тумбах. Средний пролёт с одной стороны упал в воду.

1-32 Остановка на обед на песчаном обрыве правого берега реки.

1-59 Остатки свай деревянного моста, сразу за ним автодорожный железобетонный мост.

2-05 Справа впадает ручей.

3-53 Ручей справа, сразу за ним брод.

3-58 После ЛЭП деревянный навесной мостик на тросах при деревне справа. Горелышево.

4-04 Река Белая впала справа.

4-26 Брод при деревне слева. Жилотково.

4-32 Мост на тросах с деревянным настилом после деревни Жилотково.

4-59 Остановка на ночёвку на правом берегу.

2 день.

5-01 Разрушеный деревянный мост, за ним в реке две железных конструкции.

5-14 Мост на тросах, за ним деревня Железняк.

5-27 Справа впал болотный приток из лощины.

6-12 Левый залив при повороте реки направо.

7-18--24 Мост у деревни Язвиха, перенос судов через настил.

8-21 Обед на маленьком лесистом островке.

9-08 Юго-восточная оконечность острова Захарин Бор.

10-01 Ряд столбов в воде на выходе из водохранилища.

10-17 Автодорожный железобетонный мост.

10-35 Строится бетонный мост.

10-38 ЛЭП большая.

11-08--23 Обнос по левому берегу плотины Новотверецкой ГЭС и автодорожного моста.

11-24 Труба через реку.

11-34 Слева впала левая протока Тверцы.

11-38 ЛЭП большая.

12-04 Остановка на ночёвку в ёлках на левом берегу реки.

3 день.

12-11 Остатки деревянного моста у деревни по правому берегу реки. Обрадово. Здесь, у беседки, задом к реке стоит статуя в позе Ленина.

13-01 Начало деревни Белый Омут. Через 100 метров остров. Деревня идёт до 13-12.

13-12 Автодорожный железобетонный мост после церкви на левом берегу реки.

13-39 ЛЭП.

13-59 Речка слева впала.

14-58 Антистапель перед началом деревни Осеченка.

Заброска.

Попасть на низовья реки Цна можно двумя способами.

Первый способ заброски на Цну. На ночном поезде дальнего следования доехать до станции Бологое. Далее, по железной дороге, идущей в сторону Осташкова, добраться до станции Фирово. Поезд Бологое- Великие Луки отправляется со станции Бологое в 8-00. В этом случае можно оказаться в Фирово не ранее 9 часов утра. От станции Фирово до реки Цна по шоссе 11 километров. Заброска от Фирово до реки может вызвать сложности. Из расписаний, найденных в интернете, автобусов, идущих от Фирово в сторону Цны мало и ходят они не по всем дням недели. Фирово -- станция маленькая, поэтому, найти там частников для заброски группы в 13 человек может быть сложно. Кроме того, в случае заброски до ближайшей точки Цны, потом придётся пройти десятикилометровый плотно заселённый участок реки от посёлка Великооктябрьский до деревни Кузнецово.

Второй способ заброски на Цну. Добраться до станции Вышний Волочёк и оттуда по автодороге на Великооктябрьский заброситься в нужную точку реки Цна. В этом случае можно начать маршрут от деревни Кузнецово, таким образом избежав верхнего населённого участка реки. К сожалению, на станции Вышний Волочёк утром и в первой половине дня не останавливаются поезда дальнего следования. Поэтому, добираться туда надо на электричках. Но на утренних электричках в первый день выходных слишком много народа и ехать с детьми таким образом не удобно. Да и на станции Вышний Волочёк можно оказаться только к обеду. Поэтому, мы решили добраться на ночном поезде до станции Бологое, а потом, на ближайшей электричке вернуться обратно в Волочёк. Таким образом можно немного выспаться ночью в поезде и оказаться в Волочке рано утром. Из расписаний, найденных в интернете, из Волочка утром должно быть несколько автобусов в нужном направлении. Если же не удастся уехать автобусом, тогда мы расчитывали уехать на частниках.

На поезде 212 (отправление 1-17) мы от Москвы доехали до станции Бологое (прибытие 4-45). Цена плацкартного билета 215 рублей. Из Бологое на электричке 5-03 поехали в обратном направлении и оказались в Вышнем Волочке около 6 часов утра. У станции было около десятка частников с машинами. Однако, мы решили сначала попасть на автовокзал и попробовать на автобусах добраться до реки. На городском автобусе мы доехали до автовокзала. Однако, оказалось, что реальных автобусов гораздо меньше, чем значилось в расписаниях, взятых из интернета. Ближайший автобус шёл через полтора часа. У автовокзала частников было меньше, чем у железнодорожной станции. Но нам удалось договориться о заброске и примерно через час мы были уже на берегу Цны перед деревней Кузнецово. Наверное, стоило договариваться о заброске сразу на железнодорожной станции.

Описание маршрута.

Цна в месте стапеля имеет ширину около 40-50 метров, глубина реки не превышает одного метра, течение слабое. Дно реки илистое, песчано-илистое, местами песчано-каменистое. Вода прозрачная, слегка болотного оттенка. Часто река расширяется до 60 метров и мелеет. На перекатах приходится выискивать наиболее глубокие места для прохода судов. Цна протекает среди еловых, елово-сосновых и смешаных лесов. Местами вдоль берегов идут луга и заросли ивняка. Характер реки не меняется до начала подпора Вышневолоцкого водохранилища. Постоянно на реке попадаются мели, быстрины и коряги.

Река Белая при впадении имеет ширину около 15 метров, глубина её при впадении не превышает 20 сантиметров. Она песчаным языком впадает в Цну. Вдоль её устья при впадении в Цну стояли рыбаки.

Через 2-3 километра ниже деревни Железняк начал ощущаться подпор Вышневолоцкого водохранилища. Течение исчезло. Река стала постепенно расширяться, увеличилась глубина реки. В обе стороны от основного русла реки образуются большие разливы, заросшие тростником и камышом. Встречаются подтопленные участки берега. При приближении к деревни Язвиха Цна сильно расширяется. Небольшие полоски открытой воды пятнами разбросаны среди бескрайних камышовых зарослей. Для движения приходится выбирать те свободные от камышей участки, которые идут в нужном направлении.

У деревни Язвиха с одного берега залива на другой перекинут длинный мост. При нашем уровне воды некоторые байдарки удалось провести под настилом моста, слегка притопив их. Остальные байдарки и катамаран перетаскивали через настил моста сверху.

Вышневолоцкое водохранилище очень живописно, оно напоминает озеро. На нём много поросших лесом островов. Мелкие заливы водохранилища и мели, прилегающие к островам сильно заросли камышами и тростником. Средняя часть водохранилища представляет собой большое блюдце открытой воды, где при ветре наигрывается волна. Мы пересекали водохранилище с запада на восток при встречном ветре, используя "тени" островов. Строения Вышнего Волочка показались на горизонте только при приближении к выходу в исток правой протоки Тверцы. В остальное время создавалось впечатление, что мы идём по одному из озёр Карелии. Несмотря на выходные народу на водохранилище не было. Моторки отсутствовали.

Выход из водохранилища в исток правой протоки Тверцы находится по небольшому провалу в рельефе береговой линии. В этом месте угадывается уходящий за поворот залив. При приближении к берегу среди деревьев показываются изредка проезжающие машины. Недалеко от выхода в залив в воде стоит ряд столбов. После захода за столбы начинает угадываться слабое течение. По обоим берегам залива много рыбаков. Залив постепенно сужается и переходит в речное расширение. Течение слабое, берега с признаками населёнки.

Плотину Новотверецкой ГЭС обносили по левому берегу. Обнос длинный и неудобный. Одновременно с плотиной обнесли и автомобильный мост. Начало тропы обноса находится метрах в 50 выше по течению, чем сооружение плотины. Тропинка средней загажености петляет по кустам, отходя от реки. Мы подошли к плотине поздно вечером. Темнело, поэтому времени на осмотр уже не было. На выходе из плотины мощная струя и небольшое падение создают шиверу длиной около 100 метров. После обноса я посмотрел снизу на эту шиверу. Возможно, было бы проще попробовать обтащить сооружение плотины по правому берегу и пройти шиверу по воде. Но у самой плотины по обоим берегам были не удобные для выхода на берег места и, возможно, шивера имеет техногенный характер. Из-за недостатка времени мы пошли наиболее быстрым путём.

Ниже плотины ширина протоки около 40 метров, течение быстрое. Берега обрывистые, заросшие ивняком, ольхой и вётлами. Населёнка по берегам кончается.

Впадающая левая протока Тверцы имеет такую же ширину, но течение в ней отсутствует. Ниже слияния обоих проток Тверца имеет ширину около 60-80 метров. Течение быстрое, глубина реки большая. По берегам лес, но к воде иногда подходит болотистая луговина с прибрежными зарослями ивняка и ольхи. Тверца сильно петляет.

На ночёвку стали среди ёлок на левом берегу реки. С обоих сторон от места ночёвки впадали ручьи с водой болотного типа.

Тверца полноводна, быстрое течение, по берегам леса чередуются с лугами. Иногда к реке подходят песчаные откосы с растущими на них сосновыми борами. Уровень воды высокий, берега частично подтоплены. Река закладывает большие петли, повороты следуют один за другим. Постепенно Тверца приближается к железной дороге, слышны электрички. По левому берегу к реке подходит просёлочная дорога. Она идёт вдоль реки на некотором отдалении от берега, потом отходит в сторону. Здесь мы вышли на берег для разборки судов. Мы разбирались в сосновом лесу без признаков населёнки, а до станции Осеченка шли около километра.

Ниже места антистапеля Тверца чуть отходит от лесов и километра через два подходит к деревне Осеченка в месте впадения в Тверцу речки Осеченки. Можно было проехать туда, но тогда разбираться пришлось бы на территории посёлка, да и идти до железнодорожной станции оттуда дальше.

Выводы.

Маршрут очень разнообразен. Лесная мелкая Цна с перекатами и мелями сменяется просторами Вышневолоцкого водохранилища с лесистыми островками и камышовыми заливами. Потом водохранилище медленно переходит в реку и начинается полноводная и глубокая Тверца с песчаными откосами и сосновыми борами.

Май и начало лета выдались дождливыми, поэтому вода была высокая, много воды в подболоченых участках.

Цна, по большому счёту, не оправдала ожиданий. Из-за значительной ширины русла она оказалась маловодна. В конце сухого лета может понадобиться проводка при прохождении перекатов. Стояночных мест с удобным выходом к реке среди соснового бора здесь нет, но найти площадку для стоянки в лесу не проблема. Из-за близости болот в начале лета многовато комаров.

Вышневолоцкое водохранилище, наоборот, приятно удивило. Несмотря на то, что это искусственное сооружение, выглядит оно очень привлекательно. Создаётся ощущение, что это обычное лесное озеро с лесистыми островками. В той части водохранилища, по которой мы прошли совершенно не чувствуется близкое соседство с большим промышленным центром.

Тверца вполне подходит для завершения маршрута. Прохождение этого небольшого интересного участка Тверцы позволяет завершить маршрут у железной дороги. Благодаря этому выброска упрощается. При желании можно продолжить плавание вниз по Тверце.