на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

р.Ципа
Отчет о водном спортивно-туристском походе пятой категории сложности
20-го июля - 24-е августа 2001 года

Комитет по физической культуре и спорту мэрии Санкт-Петербурга
Федерация спортивного, оздоровительного и молодежного туризма Санкт-Петербурга.

Руководитель группы: Шкенев Юрий Леонидович
Адрес: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 5, кор. 1, кв. 238.
Телефон: (д.) (812) 122 19 80

Санкт-Петербург

М.К.К. рассмотрела отчет и считает, что спортивный поход может быть зачтен всем участникам и руководителю.

Маршрут имеет пятую категорию сложности.

Отчет находится в библиотеке Санкт-Петербургского туристского клуба.

Отчет составляли: Анна Михайлова и Сергей Федоров.

Картографический материал предоставили Иванов Виктор Михайлович и Сергачев Павел Васильевич, за что мы еще раз их сердечно благодарим.

Санкт-Петербург 2001 г.

Нитка маршрута

1г.Санкт-Петербург - г.Москва поезд N 27, время в пути 7ч.37мин.
2г.Москва - г.Чита поезд N 249, время в пути 4 дня 9 час. 42 мин.(+ 2 часа опоздания)
3г.Чита- пос.Багдарин автобус + вахтовка, 350 км , время в пути 6 час.
4пос.Багдарин - р.Ципа вездеход (АТС), 200 км, время в пути 9 часов.
5р.Ципа от устья р.Горячей - м/с.Ую - ст.Витим сплав, 582 км, 18 дней
6ст.Витим - г.Таксимо рабочий поезд Куанда-Таксимо, время в пути 1.5 часа
7г.Таксимо - г.Москва поезд N 075, время в пути 4 дня 4 часа 55 мин.
8г.Москва - г.Санкт-Петербург поезд N 28, время в пути 8 час. 30 мин.

Итого протяженность водной части маршрута 582 км,
Продолжительность активной части маршрута 18 дней (из них 14 ходовых дней, 4 дневки).

Сведения об участниках похода

NФамилия, имя, отчество, год рожд. Обязанности в группеМесто работыДомашний адрес, телефон судно сплава Тур. опыт
1Шкенев Юрий Леонидович, 1945 руководительООО Экспо-маркетг.Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д.5/1, кв.238, т.1221980 каяк 4р 5у
2Михайлова Анна Борисовна, 1972 завхоз СПбГу г.Петродворец, Ботаническая ул. д.18/4 кв.30, т.4287130 каяк 3р 4у
3Павлов Валерий Андреевич, 1941 фотограф СПбГу г.Санкт-Петербург, Краснопутиловская ул. д.25 кв.46, т.1831221 катамаран двойка
4Федоров Сергей Александрович, 1975 кинооператорБГТУ (Военмех) г.Санкт-Петербург, ул.Тамбасова д.2/3 кв.24, т.1366408 --//-- 3у 3р
5Воробьев Олег Константинович, 1950 ремонтник фирма "Тритон" г.Санкт-Петербург, Садовая ул., д.49. кв.27, т.3140853 байдарка
6Разумовская Анна Владимировна, 1967 медик Ботанический институтг. Санкт-Петербург, ул.Пирогова, д.19 кв.5, т.3129769 --//--  

Определяющие препятствия маршрута

NoВид преп.Кат.тр.Длина преп. Характеристика препятствияПуть прохождения
11ПорогV800 м Мощные валы высотой 2-2,5 м, бочки, вдоль берегов - обливные камни. От ПБ отходят закрученные косые валы. Условия для страховки сложные, так как суводей в пороге нет. По центру, не приближаясь к косым валам , идущим от ПБ, и к обливным камням и бочкам у ЛБ.
12ПорогV700 м То же, что и в 11 пороге. Страховка возможна между этими порогами (участок с относительно меньшими валами около 50 м) и ниже 12 порога. Аналогично 11 порогу. После порога можно встать в суводь у ПБ.
19ПорогV250 м Суммарное падение достигает 3,5 м. Это участок с самым большим удельным падением. В центре мощный слив с валами до 3 м, ниже его в 30 метрах -- пульсирующая бочка. Слева большая суводь. Условия для страховки сложные, так как струя после порога не замедляется, а сразу же переходит в следующее препятствие - шиверы 20-22. Проход узкий -- с центральной струи сразу же после основного слива быстро уходили к левому берегу, чтобы пройти выше бочки и встать на стоянку в устье ручья Тулекит.
26ПорогV250 м Высокие, до 2 м, хаотические валы, более мощные у ПБ. Условия для страховки неплохие, есть суводь с ПБ и сравнительно спокойный участок ниже порога. Заход по центру, далее придерживаясь левой части струи, затем в суводь под ПБ.
45ПорогV100 м Однотипные препятствия, характеризующиеся хаотически расположенными мощными валами и бочками. Камней в основной струе нет. Особенностью этой связки является то, что пороги 45-49 расположены в 50 - 100 метрах друг от друга и в случае оверкиля на одном из порогов 45-48, если подведет страховка, аварийное судно с большой вероятностью уйдет в порог N 49 -- самый серьезный порог Ципы, что может привести к непредвиденным последствиям. Поэтому прохождению этой связки должно быть уделено особое внимание. Условия для страховки неплохие, есть суводи вдоль ЛБ. Заход по центру, далее проход вдоль левого края струи в суводь под ЛБ.
46ПорогV100 м  
47ПорогV100 м  
48ПорогV100 м  Для катамарана - аналогично N 46, 47. Для каркасных судов - вдоль ЛБ, преодолевая небольшие бочки и лавируя между обливными камнями вдоль берега. Далее траверс на ПБ для просмотра порога N 49.
49ПорогV500 м Мощные косые валы от ЛБ и ПБ, сходясь в нижней части порога, образуют высокий пульсирующий вал, куда несет все суда с большой скоростью. Ниже мощные косые бочки по ПБ. Условия для страховки хорошие, так как ниже порога длинный (более 1 км) участок относительно спокойной воды, большие суводи вдоль ЛБ. Заход по центру, ближе к ЛБ, далее проход по центру между валами от ЛБ и ПБ, после чего требуется удержаться в пульсирующем валу. На этом пороге (по нашему мнению) требуется не маневрирование, а четкий проход по центру и мощная гребля.
67ШивераV300 м Большое количество обливных камней и бочек в левой части струи, высокие мощные валы (до 2.5 м) вдоль ПБ. Высокая скорость течения требует точного и заблаговременного маневра между обливниками. Условия для страховки неплохие, так как ниже шиверы участок относительно спокойной воды около 1 км. Проход вдоль ЛБ, маневрируя между обливными камнями. Следует отметить, что навал на камень на этой шивере, как и на шивере N 69, почти наверняка означает серьезную поломку судна.
69ШивераV2 км Большое количество обливных камней и бочек, как и в шивере N 67, но ширина реки больше и, соответственно, больше камней. Условия для страховки плохие, что объясняется большой шириной (200 м) и длиной шиверы. Фактически страхующее судно с большой вероятностью сможет взять аварийное судно только ниже шиверы, где есть длинный (более 1 км) участок спокойной воды. Проход требует точного маневра между обливными камнями. Линию движения каждый экипаж выбирал самостоятельно.
119ПорогV   

График движения по маршруту

Дни путиДатаОпорные пунктыкм.время, ч. Характер пути, основные препятствия, примечание
1 20.07.01 С-Петербург - Москва    поезд N 27, время в пути 7ч.37 мин
2-7 21-26.07 Москва - Чита    поезд N 240. Время в пути 4 дня 9 час. 42 мин.(+ 2 часа опоздания). Прибытие в Читу в 6 утра по местному времени. Поезд ходит по нечетным до Читы, а по четным - до Благовещенска через Читу.
7 26.07 Чита - Багдарин    автобус + вахтовка 350 км, время в пути 6 час. В 8 утра по местному времени ежедневно отходит рейсовый автобус на Багдарин. Зафрахтовать автобус можно здесь же, на автовокзале, распложенном рядом с ж/д вокзалом.
8-10 27-29.07 Ожидание вездехода в Багдарине    Изучение местных достопримечательностей - 2 музея (этнографический и геологический). В поселке много магазинов, где можно при желании пополнить продовольственные и др. запасы. Есть почта, банк.
11,12 30-31.07 Багдарин - устье р.Горячей    вездеход, 200 км, время в пути 9 часов
12 31.07 Сборка судов    В устье р. Горячей теоретически есть горячие ключи, но в результате дождевого паводка все было залито.
13 1.08 устье р.Горячая - устье р. Уакит 659 Река сильно меандрирует, течение слабое, мест для стоянок немного.
14 2.08 устье р. Уакит - устье р. Вековье 709.5 Меандров становится меньше, течение по-прежнему слабое, мест для стоянок мало.
15 3.08 устье р. Вековье - зимний створ м.с Ую 334.5 Характер реки прежний.
   зимний створ м.с. Ую - устье р. Чульдема 21.51.5 Течение резко ускоряется, практически все 20 километров - одна длинная несложная шивера, местами река делится на несколько проток галечными островами. Основная задача на этом участке - вовремя заметить начало 11 порога, ориентиром которого служат два острова, один из них галечный, расположенные перед крутым правым поворотом. На ЛБ - хорошее место для стоянки в устье р. Чульдемы, за которым сразу же начинается 11 порог - один из самых сложных на реке.
16 4.08 дневка    
17 5.08 устье р. Чульдема - устье р.Тулкит 7.52* Пороги 11, 12, 19 - просмотр. Для каркасных судов рекомендуется обнос 19 порога. Между порогами течение также бурное, практически река представляет собой сплошную шиверу, местами встречаются обливные камни в русле. Наша группа, за исключением катамарана-2, обнесла 19 порог. Тропа обноса достаточно удобная, длина 250 м. Порог N 18 следует проходить с особой осторожностью и организовать на нем надежную страховку, так как практически сразу же за ним начинается порог N 19 - короткий (250 м), но очень мощный.
18 6.08 устье р. Тулкит - порог N 46 175* Пороги 26, 27 и связка 45-49 заслуживают максимального внимания. Между порогами характер течения прежний, т.е. шиверы непрерывно переходят одна в другую. Следует планировать стоянку либо до начала связки 45-49 порогов, либо ниже ее, так как в этом месте берега крутые, каменистые, заросшие лесом. Мы были вынуждены остановиться на ПБ между 46 и 47 порогами, так как не хотели идти самые сложные пороги вечером, в конце ходового дня.
19 7.08 порог N 46 - устье р. Воймакан 6.04* Пороги 47, 48, 49 - просмотр. Порог N 49 - самый сложный и мощный на реке. Экипаж байдарки обнес 49 порог. Шивера 52 - неожиданно появляются обливные камни в русле. Порог N 49, в отличие от многих других, достаточно удобен для страховки, так как ниже его более 1 км относительно спокойного течения.
20 8.08 дневка    
21 9.08 устье р. Воймакан - преп. N 81 275* Наиболее серьезные препятствия - шиверы 67 и 69. Постепенно характер реки меняется, больше становится чисто плесовых участков, но скорость течения практически не уменьшается.
22 10.08 преп. N 81 - устье р. Цирик 71* Серьезных препятствий нет.
23 11.08 дневка    
24 12.08 устье р. Цирик - порог N 119 403.5 Основные препятствия - связка порогов 92-95 в каньонообразном участке. Между порогами течение быстрое, но спокойное.
25 13.08 порог N 119 - устье р. Жалю 655.5 Порог N 119. Далее течение достаточно быстрое, около 8 км/ч, перекаты, несильные шиверы. Последнее серьезное препятствие на Ципе. Ниже просмотр нигде не нужен, но все-же бдительность терять не следует, так как формально впереди еще 54 препятствия.
26 14.08 устье р. Жалю - урочище Восьмерка 706 Течение по-прежнему быстрое, перекаты, шиверы.
27 15.08 дневка    
28 16.08 урочище Восьмерка - слияние Ципы с Витимом 262.5 Течение несколько замедляется, становится спокойным. Перекатов мало.
    слияние Ципы с Витимом - урочище Гулинга 576.5 В Витиме первые 10-15 км достаточно быстрое течение (5-7 км/ч), но после второго левого притока оно замедляется, берега понижаются. Здесь Витим пртекает по так наз. Бамбуйской котловине. Скорость течения около 4 км/ч.
29 17.08 урочище Гулинга - устье р. Таксима 626 После впадения р.Бамбуйка течение вновь ускоряется, Витим прорезает Южно-Муйский хребет. В качестве препятствий можно выделить Сивакскую и Таксимскую шиверы**.
30 18.08 устье р. Таксима - ст. Витим 121 Течение по-прежнему быстрое, но спокойное. Ивановская шивера** практически не заметна.
    ст. Витим - ст. Таксимо    рабочий поезд Куанда-Таксимо. Ежедневно, утром и вечером 18.45. Время в пути 1.5 часа От моста через Витим до платформы 15 мин. Магазинов и проч. на станции нет.
31-35 19-23.08 ст. Таксимо - Москва    поезд N 75.Поезд ходит по нечетным числам, отправляется в 7.45 по Москве. Время в пути 4 дня 4 часа 55 мин Разница Московского с местным временем 5 часов.
36 24.08 Москва - С-Петербург    поезд N 28, время в пути 8 час. 30 мин.

* ходовое время в данном случае включает в себя время, потраченное на просмотр, обнос и фото (видео) съемку. Если интересует абсолютно чистое время, то можно получить его из расчета, что средняя скорость течения на участке от 11 до 119 порога составляет около 12 км/час.

** При другом уровне воды характер этих препятствий изменяется.

ИТОГО : 582 км. активным способом передвижения (сплав на каяках, байдарке и катамаране-2)

Особенности предпоходной подготовки и разработки маршрута

Маршрут был выбран на основании имеющейся подробной информации о районе путешествия, о характере препятствий на реке Ципе и о возможных вариантах заброски к началу водной части маршрута. Эта информация была получена как при непосредственном общении с теми туристами, которые побывали на Ципе в 2000 году и ранее, так и из отчетов других групп. Особенно хочется поблагодарить Сергачева Павла Васильевича (руководителя группы туристов, прошедших Ципу в 2000 г), который предоставил нам очень подробную лоцию, а также ценную информацию о заброске и выброске, и Иванова Виктора Михайловича, который уже много лет назад "заразил" нас идеей сплавиться по Ципе и предоставил альтернативный вариант лоции.

Препятствия (пороги) на реке Ципа характерны своей мощностью при относительной безопасности. Протяженность наиболее интересного в спортивном плане участка на Ципе 115 км, на которые приходится 110 порогов. Другой характерной особенностью реки является сравнительно высокая температура воды (+18 градусов), что выгодно отличает ее от многих других рек того же уровня сложности. Также известно, что на Ципе нет серьезных каньонов и прижимов, что позволяет при необходимости обнести порог (хотя зачастую обнос может оказаться весьма трудоемким из-за того, что берега, как правило, каменистые и заросшие лесом).

В качестве запасного варианта можно предложить сплав по р.Витим от пос. Романовка до БАМа -- красиво (говорят), но никакого адреналина. Другие запасные варианты рассматриваются ниже.

Организация заброски на маршрут

Помимо спортивной части, существенным моментом в выборе данного маршрута сыграла информация о возможности наземной заброски (поскольку перелет на вертолете из г.Таксимо прямо на реку выходил за рамки наших финансовых возможностей, а также всегда существует вероятность того, что вертолет не полетит из-за плохой погоды). Удалось еще в Петербурге достичь договоренности о заброске на вездеходе (100 км) из поселка Багдарин (до куда ходит рейсовый автобус из Читы) к среднему течению Ципы, что экономило нам как минимум 2 дня пути и, соответственно, силы, которые пришлось потратить бы на преодоление 70-80 км стоячей воды (скорость течения в Баунтовской котловине не превышает 1 - 2 км/час, а расстояние от озера Баунт до начала порожистой части -- более 250 км.).

Таким образом, мы рассчитывали (так оно и оказалось в действительности), что на вездеходе мы подъедем к устью р. Горячей, откуда до метеостанции Ую (фактически, начало спортивной части маршрута) 160 км, или 2.5 дня пути. В качестве запасных вариантов заброски у нас имелись следующие:

Самое плохое (нет никакого транспорта от Багдарина) - сплав по Амалату, далее по Ципе и Витиму. Этот вариант плох тем, что лишен какого бы то ни было спортивного интереса.

Если не найти вездеход, то заброска на любом транспорте до р. Ципикан, сплав по Ципикану, переход через оз. Баунт и далее по Ципе. Этот вариант плох только тем, что требует дополнительного времени на преодоление еще 150 км по стоячей воде, вдобавок к 250 км от Баунта до Ую.

Если найдется транспорт, способный довезти нас до оз. Баунт, то переход по Баунту и далее как в варианте 2. Здесь экономится время, необходимое на сплав по Ципикану. Преимущество этого варианта в том, что при наличии времени можно хорошо провести время на озере Баунт -- там имеются горячие источники, рядом гора Б. Хамптон, куда можно совершить радиальное восхождение, и вообще это место официально называется Курорт Баунт.

Надо отметить, что мы встретили на маршруте группу из г. Минск, которая предпочла вариант N 2, не зная о характере течения реки на верхнем участке. В результате половину времени, отведенного на поход, им пришлось грести на катамаране по спокойной воде - в сумме более 300 км.

К счастью, нам удалось дождаться вездехода, хотя на это мы потратили 4 дня, и тем самым мы реализовали основной вариант заброски.

Единственное, что можно было бы сделать лучше -- это начать поход на неделю раньше, до того момента, как начались дожди, помешавшие нам выехать на вездеходе из пос. Багдарин сразу же на реку. Дело в том, что из-за отсутствия моста через р. Талой вездеход преодолевает эту реку вброд, а после дождей река разливается, и приходится ждать, когда уровень воды упадет настолько, что вездеход сможет проехать.

См в приложении схему, описывающую все возможные варианты заброски на Ципу.

Техническое описание маршрута

В основу технического описания положены материалы из отчета Х-164 Спб клуба туристов -1988г и книги В.Б. Владимирова "Туристские маршруты в бассейне реки Витим" изд. ФИЗ 1971г, а также описание Анатолия Лоскутова (1986 г), которое было найдено в Интернете. Следует отметить, что во всех лоциях нумерация порогов одинакова.

К этому тексту прилагается одна из лоций. Вторую, более подробную, можно получить, связавшись со мной (Анна Михайлова) по адресу B.Pavlov@pobox.spbu.ru или по тел. (812) 428 7130.

26.07.01

Прибыли утром в Читу. Из-за опоздания поезда на 2.5 часа не успели на рейсовый автобус, который ходит ежедневно, раз в день в 8 утра из Читы в Багдарин. Поэтому пришлось нанимать машину. Это удалось сделать довольно легко -- прямо около ж/д вокзала расположен автовокзал, и, поговорив с водителем одного из стоявших там автобусов (наняли автобус за 4500 руб. на 12 человек, т.к. заброску осуществляли с параллельной питерской группой, шедшей на Ципу без оформления на катамаране-4), уже через полчаса мы начали движение в сторону Багдарина. В селе Романовка (примерно на половине пути) -- переправа через Витим на пароме (в случае дождевого паводка он не работает)(10 руб. с транспортного средства и 1 руб. с человека). Затем у нас случилось небольшое приключение - оказалось, что разрушен мост через речку по дороге на Багдарин, причем это случилось только что, когда по нему пытался проехать какой-то огромный грузовик. В результате мы перебрались из комфортабельного автобуса в очень тесную вахтовку, где, кроме нас, ехали еще люди (старатели с приисков). Вахтовка оказалась более мощным средством передвижения и смогла переехать через ручей вброд. Мы перетащили по бревнам (остаткам моста) наши рюкзаки и с трудом втиснули их в вахтовку уже на другом берегу. К вечеру мы были, наконец, в Багдарине. Там мы встали лагерем около брода через р. Багдаринку, в километре от поселка. Надо заметить, что сначала мы встали у водозабора, но на следующий день представитель местной СЭС нас попросил перебраться подальше, что мы и сделали, поднявшись вверх по течению Багдаринки около 500 метров.

27.07.01

С утра пошли на поиски вездехода. Но, к сожалению, погода испортилась, пошел сильный дождь, и нам объяснили, что в таком случае все речки разливаются и вездеход не может переехать их вброд. Поэтому нам оставалось только ждать улучшения погоды. Этот день мы посвятили культурной программе -- сходили в этнографический и геологический музеи (они расположены , фактически, в одном доме рядом с главной площадью). Дополнительно заметим, что в Багдарине можно приобрести практически всю раскладку и кое-что из одежды (при необходимости). Например, автор этих строк приобрел китайские полукеды, которые стойко продержались весь маршрут. Удалось также приобрести свежее коровье молоко у местных жителей. Коровы встречались нам повсюду, а ночью они пробирались поближе к лагерю и паслись между палаток.

28.07.01

По-прежнему, сидим в ожидании вездехода. Поскольку утром стало известно, что в этот день вездехода не будет, мы решили отправится на прогулку и желающие совершили восхождение на Белую гору, расположенную у самого поселка. Белая гора имеет высоту 1100 м. от уровня моря, а поселок находится на отметке примерно 900м. С вершины горы открывается прекрасный вид на поселок и окрестности. Сама вершина у местных жителей (как и любой перевал) считается святым местом (т. наз. бурхан), с которого нельзя ничего брать, мусорить, ломать и т.п., но можно что-нибудь оставить -- монетку, ленточку или хотя бы спичку, и загадать желание.

29.07.01

Ожидание продолжается. С утра было сказано, чтобы сидели на рюкзаках и ждали -- вездеход может придти в любой момент. Но этот момент откладывался до вечера, а вечером стало ясно, что придется ночевать здесь снова. Мы продолжали осмотр окрестностей вдоль долины р. Багдаринка и изучали местную флору, параллельная группа рубила из лиственниц раму для ката и цевье для весел. У нас кат был со стандартной дюралевой рамой и весла тоже цельные.

30.07.01

Наконец, настал долгожданный миг -- вездеход прибыл! Погрузились и стартовали в 15 часов, хотя уже с 10 сидели наготове. С остановками и перекурами (пару раз заплутав и сделав крюк) ехали до темноты, но так и не доехали до Ципы. Пришлось заночевать в лесу, около небольшого безымянного ручья. Надо отметить, что ощущения и количество адреналина от поездки на вездеходе ничуть не уступают ощущениям от сплава по Ципе. Во-первых, он иногда взбирался в такие крутые горки, что, кажется, и пешком на них трудно подняться. Можно еще здесь упомянуть, что борта у него выродились в леера, так что мы рисковали выпасть наружу при каждом подъеме. Но, пожалуй, наибольшее количество эмоций вызывало то, что водитель и не пытался объезжать лиственницы - он их попросту валил, иногда сучья и ветки падали прямо на нас. В результате к вечеру многие одели каски, а некоторые - и спасжитеты, так и ехали. Для справки: вездеход - Артиллерийский Тягач Средний на базе танка (то ли Т34, то ли Т62 -- этого мы так и не смогли узнать). И перся он по болотам и сопкам Сибири именно как танк, что оставило у всех участников неизгладимое впечатление о поездке на этом чуде советской военной техники.

Не могу не упомянуть одну невеселую подробность. Уже при подъезде к Ципе мы обратили внимание на необычного вида деталь ландшафта - огромное поле, лишенное растительности. Оказалось, это обнажившееся дно лесного озера, из которого ушла вся вода в результате того, что рядом пролегает вездеходная трасса. К сожалению, трасса представляет собой не одну или две колеи, а очень большое их количество, так как каждый следующий вездеход предпочитает, разумеется, не ехать по размоинам, оставленным предыдущими машинами. В итоге количество и глубина вездеходных следов достигли такого уровня, что послужили как бы руслом для стока воды из этого (уже несуществующего) озера.

Участок от устья р. Горячая до м/с Ую

31.07.01

Наконец, проехав еще 2 или 3 часа, мы достигли Ципы. Этот день мы потратили на сборку судов и подготовку к отплытию. Стартовать решили на следующий день.

Ниже озера Баунт Ципа протекает по Баунтовской котловине, где уклон реки ничтожный: всего 10м на 260км -- река практически стоит. В устье р. Горячая по описаниям прошлых групп прекрасное место для стоянки (не доплывая 200 м до Горячей на высоком сосновом правом берегу). В 400 м от устья в реке горячие до 60 град. сероводородные источники; но по нашей, довольно высокой, воде было все залито.

1.08.01

1. Ципа выше Ую
Шли от устья р. Горячей почти до устья р. Уакит. Река сильно меандрирует, течение медленное, берега в основном болотистые, так что место для стоянки нужно искать заранее (см. фото 1). Учитывая разницу в скорости движения катамарана и остальных судов, решили идти верхний участок порознь: катамаран вышел на 2 часа раньше (в 9 утра) и шел, не останавливаясь на перекус, до 19 часов. Это позволило нам пройти за ходовой день 65 км. Надо отметить, что сильного встречного ветра в этот день не было, что, разумеется, оказалось важным благоприятным фактором, особенно для катамарана. Хорошее место для стоянки примерно за 8 км. до устья р. Уакит, на характерном месте на ПБ -- высокий песчаный обрывистый берег сразу после маленького ручейка, впадающего по ПБ. Сразу после этого песчаного "лба" начинается болото и тянется на несколько километров. С места стоянки видны строения около устья Уакита - это несколько домов местных жителей, которые, видимо, здесь пасут лошадей.

2.08.01

От места стоянки прошли около 70 км. -- длинный заболоченный участок так называемых Лупсанских озер, где было бы непросто найти место для стоянки. Поэтому основной задачей на этот день было дойти до конца этого участка. Надо отметить, что здесь река уже не так сильно меандрирует, как на предыдущем участке, хотя скорость течения по-прежнему очень мала, не более 2 км/час. Катамаран снова вышел раньше на час и пришел на место стоянки на полчаса позже каяков, но в целом проблему, связанную с разными ходовыми качествами судов, удалось решить. Встали на стоянку напротив устья реки Вековье, на высоком песчаном правом берегу. Это место довольно характерное, так как выше и ниже его местность низкая, болотистая.

3.08.01

От места ночевки до метеостанции Ую -- 3 ходовых часа (для каяков), катамаран пришел на полчаса позже. Здесь живут метеорологи, на левом берегу реки видны их дома. На правом берегу тоже есть дом, но с воды его не видно. Это место -- окончание пешей заброски на Ципу с севера, некоторые группы доезжают до сюда на вездеходе или прилетают на вертолете. Недалеко от реки -- несколько озер, говорят, с большим количеством рыбы (щука). Отметим, что на пополнение запасов продуктов на метеостанции рассчитывать не стоит.

Участок от м/с Ую до 11 порога

Ниже метеостанции -- еще десять километров спокойной воды до так называемого зимнего гидроствора метеостанции (имеется трос, натянутый через реку, и будочка на ЛБ). Это то место, где Ципа входит в горы и начинается порожистый участок. Течение резко ускоряется, увеличивается уклон (от 0.03 м/км до 3-7м/км), появляются перекаты и шиверы, которые фактически переходят одна в другую.

1-9 препятствия. Несложные перекаты, валы до 0,5-0,7 м Мы проходили их сходу на взаимостраховке, так линия движения видна с воды. Русло реки делится на протоки многочисленными островами.

10 препятствие -- перекат. Ориентиром этого препятствия, а, главное, следующего (11 порога) являются два острова: один довольно высокий с деревьями, другой -- плоский галечный, расположенные на левом повороте реки. Нужно быть особенно внимательными, т.к. сразу ниже галечного острова слева впадение р. Чульдемы (струя довольно сильная), а через 200 м начало порога 11. Хорошие стоянки -- перед устьем р. Чульдема и сразу же за устьем, далее приличных стоянок до р. Б Алинда нет. Поэтому идти лучше левой протокой (левее острова), т.к. с правой можно не успеть зачалиться.

Наша группа, заранее подготовившись к тому, что нужно обязательно встать перед 11 порогом и выучив его ориентиры, без проблем зачалилась на левом берегу выше устья р. Чульдемы, так как более удобная (с пляжем) стоянка ниже устья была занята.

Примечание: галечный остров служит ориентиром уровня воды в Ципе. В нашу воду он выступал из воды примерно на 50 см., что соответствует уровню воды выше средней (судя по описаниям прошлых лет).

На этой стоянке мы встретили группу из Новосибирска -- четыре человека на одном катамаране-4. Они забрасывались через Ую: сначала от Таксимо доехали до Ирокинды на автомобиле, а потом шли пешком около 50 км. Они ушли утром 4.08. и шли, как и мы, до ж/д ст. Витим.

Участок от 11 порога до 119 порога

4.08.01

Дневка, посвященная рыбалке и просмотру 11 и 12 порогов. Берег для просмотра и фото (видео) съемки не очень удобный: заросший густым лесом каменистый склон, довольно крутой, местами заваленный огромными камнями, между которыми приходится пробираться. Вдоль воды каменистая полоса шириной метра 2-3 без деревьев, собственно, только с нее и имеет смысл просматривать порог. Оба порога представляют собой длинную "трубу", с беспорядочными валами высотой до 2.5 метров, причем от ПБ отходят косые валы, а вдоль ЛБ расположены мощные бочки, местами видны обливные камни. Между порогами расстояние не больше 50 метров, да и на них хватает валов, но уже не столь высоких. При необходимости можно зачалиться в суводь под ЛБ между 11 и 12 порогами, но мы решили этого не делать. В итоге часа 3 занял неторопливый просмотр и обсуждение линии движения. Пришли к выводу, что идти нужно по центру, не приближаясь к крутым косым валам, отходящим от ПБ, а также не залезая в бочки у ЛБ. Поскольку ниже 12 порога нужно заходить в суводь у ПБ (то есть у противоположного берега по отношению к точке старта), было решено не заниматься фото- и видео- съемкой, так как это осложнило бы страховку. По той же причине мы не ставили сигнальщиков, а самое кульминационное место порога пометили на берегу белым флажком - ориентир опасной бочки, то место, которое нужно обязательно обойти. В обеспечении безопасности на этом пороге (как и на всех других) главная роль отводилась, конечно, катамарану, который шел первым и вставал на страховку. Надо отметить, что экипаж катамарана (Валерий Павлов и Сергей Федоров) выполнил свою роль на 5+, так как, помимо страховки участников нашей группы на всех порогах, занимался спасением руководителя параллельной группы (на 14 пороге).

Примечание: 11 и 12 порогам наша группа уделила особое внимание, так как, по впечатлениям других групп, прохождение этих порогов оказывает сильное влияние на психологический климат в группе. В случае неудачного прохождения (оверкиль, поломка и т.п.) уверенность участников в своих силах может ослабнуть, что отрицательно скажется на прохождении остальной части маршрута. К тому же эти два порога очень характерны для Ципы, то есть, пройдя их успешно, можно рассчитывать на успешное прохождение других порогов.

5.08.

Первую часть дня заняло прохождение 11 и 12 порогов. Большинство порогов, в том числе 11 и 12, мы проходили в следующем порядке, обусловленном соображениями безопасности: сначала катамаран-2 (Валерий Павлов и Сергей Федоров), затем байдарка (Олег Воробьев и Анна Разумовская), затем каяки (Юрий Шкенев и Анна Михайлова).

После 12 порога следует менее сложные шиверы 13 - 15, но все же и на них не стоит расслабляться.

При впадении р. Б. Алинды - неплохое место для стоянки, имеется зимовье на ПБ притока, была поймана щука. Там мы устроили перекус и отправились далее, к порогу N 19.

К сожалению, ярко выраженного ориентира перед 19 порогом нет; им может, правда, служить поворот реки направо, но он начинается уже за порогом, так что его следует высматривать заранее. Перед 19 порогом следует быть особо внимательными, так как расстояние до него от порога N 18 невелико, а суводи на порогах 16-18 (при среднем уровне воды) очень жесткие, что чревато переворотом.

2. 19 порог
Длина порога 200-250 м, а суммарное падение достигает 3,5 м. Это участок с самым большим удельным падением. Начало порога характерно беспорядочным волнением, камней в русле нет. В центре мощный слив с валами до 2.5 м, проход довольно узкий между бочкой за выступом скалы ЛБ и центральным валом. Ниже вала примерно в 30 метрах расположена длинная и высокая бочка, которая перегораживает центральную часть струи (см. фото 2).

Просмотр и обнос порога осуществляется по ЛБ, поэтому сразу после 18 порога следует зайти в левую суводь и сплавиться по ней до низа, откуда начинается тропа обноса. Просматривать порог удобно с высоких камней на ЛБ.

Катамаран-2 прошел порог по оптимальной линии движения -- зашел по центру, чуть ближе к правому берегу, ушел от центрального (2.5 м) вала и далее зашел в левую суводь в устье притока, успев выше нижней бочки (фото 11, 12). Остальные долго просматривали порог и пришли к выводу, что, хотя вероятность переворота не слишком велика, все же рисковать не следует, так как ниже порога продолжается непрерывный ряд шивер. Учитывая очень высокую скорость течения, весьма вероятно, что аварийный экипаж довольно долго не был бы вытащен на берег и проплыл бы несколько километров, что никак не входило в наши планы -- нам нужно было встать на стоянку именно в этом месте (по просьбе охотника из пос. Багдарин нам надо было отыскать здесь железную печку и перевезти ее на другое место, ниже по реке). Поэтому, посовещавшись и засняв прохождение катамарана, мы обнесли порог по ЛБ. Тропа обноса не очень удобная, но гораздо лучше, чем на многих других порогах.

Сразу за порогом по ЛБ -- впадение ручья Тулкит (живописное место) и прекрасное место для стоянки на его ПБ, которым мы и воспользовались. По виду ручья можно предположить, что в нем ловится ленок, но у нас ничего не поймалось в тот день.

6.08.01

На этот день было запланировано пройти препятствия 20-44 и подойти к связке 45-49. Сразу за 19 порогом идут практически непрерывные, переходящие одна в другую, шиверы. Ориентиром 26 порога служат два поворота реки налево, расстояние между которыми около 700 м. После первого поворота -- небольшой галечный островок (по более высокой воде он будет залит!). Сразу за вторым поворотом мы остановились на просмотр порога на ЛБ. Надо отметить, что можно было бы просматривать и по ПБ, и в отношении фото и видео съемки это было бы даже удобнее, так как ниже порога имеется суводь тоже у ПБ, что позволяет фотографам передавать "вахту" по мере прохождения порога.

Длина порога 250 м. На заходе высокий вал, проход по правому краю вала и потом уход влево. В центре порога и на выходе мощные хаотичные валы. Этот порог по существу напоминает 11 - 12: те же высокие валы и бочки, и тоже проход в основном по центру и чуть ближе к ЛБ. Все экипажи выдержали намеченную линию движения и после порога зашли в суводь у ПБ. Безусловно, удобнее организовывать фото и видео съемку на коротких порогах, где суда после прохождения заходят в суводь у того же берега, откуда они стартовали -- тогда можно передавать фотоаппараты и видеокамеры по берегу, не рискуя их намочить при перевозке по порогу.

Немного ниже расположен 27 порог, по своему характеру очень похожий на предыдущий. Так как, следуя указаниям лоции, мы не остановились перед порогом на просмотр, нам он показался даже сложнее 26-го. После 27 до устья р. Мраморной мы также шли без просмотра. В устье хорошее место для стоянки, а мы там устроили перекус и поймали крупного ленка. Речка, по-видимому, получила свое название за обилие в русле прекрасных образцов мрамора.

Далее характер реки Ципы прежний, и основная задача -- определить начало связки 45-49 порогов. Опять-таки, ярко выраженных ориентиров здесь нет, кроме как перед 49 порогом -- поворот реки вправо после небольшого ручья , впадающего слева.

Поэтому следует просто отслеживать притоки и другие ориентиры по карте и держаться ближе к ЛБ.

46 порог следует за 45-ым через 50 метров. Они оба характерны высокими (до 2 м) валами и бочками и жесткими суводями. Длина их невелика, не более 100 м. Проход ближе к ЛБ.

Следует также отметить, что планировать стоянку лучше либо до начала этой связки, либо после нее, так как в этом месте берега очень неудобны: обрывистые каменистые склоны с обеих сторон, затрудняющие разгрузку судов, а чуть выше -- заросшие лесом террасы, где едва разместились наши 3 палатки.

К сожалению, мы этого не знали и запланировали стоянку перед 49 порогом. Так как прохождение сложного порога вечером не входило в наши планы, пришлось ночевать в неудобном месте. Пройдя 45 и 46 пороги, отложили прохождение порогов 47-49 на следующий день и встали на ЛБ.

7.08.01

На этот день было запланировано прохождение 47-52 препятствий. Довольно много времени мы потратили на прохождение 48 и 49 порогов. Каждый экипаж шел отдельно, в то время как остальные были заняты страховкой, работали сигнальщиками и занимались фото и видео съемкой.

3. 48 порог
47 порог напоминает по своей структуре 26, и линия движения похожа, за тем исключением, что нужно заходить в левую суводь. Начинается он чуть ниже ручейка, впадающим слева, сужением русла и мощным сливом, переходящим в пульсирующие валы. Проходить нужно по центру, после чего заходить в левую суводь для страховки с воды (см. фото 3).

В 48 пороге на заходе по всей ширине русла -- три довольно большие бочки, расположенные в шахматном порядке, самая неприятная и серьезная бочка по центру, у правого берега стоячие валы до 1,5 м. Линия движения может быть различной в зависимости от судов и личных предпочтений участников. Экипаж катамарана прошел по центру струи, а остальные решили несколько нарушить сложившуюся традицию и прошли вдоль ЛБ, лавируя между камнями и бочками. Здесь можно поставить сигнальщика, указывающего заход в наиболее сложном месте траектории, где приходится идти прямо в бочку и важно заранее выставиться перпендикулярно ей.

Сразу за порогом 48 -- правый поворот и начало 49 порога. Это наиболее сложный из всех порогов на реке Ципа. Зачалиться нужно в верхней части порога у правого или левого берега и сделать просмотр. Впечатляют в пороге, в первую очередь, мощные косые валы в верхней и нижней части порога. При заходе справа три мощные держащие бочки, расположенные в шахматном порядке и под углом друг к другу. Слева ряд больших 2-2,5 м валов, а за ними от самого берега до середины реки мощная (3 м) косая бочка, заканчивающаяся высоким "петухом". Чуть ниже, метрах в 30, начинаются косые бочки, отходящие от ПБ. Заходить лучше по центру чуть левее по явно выраженному языку, а потом уходить в право и стараться вписаться между косой бочкой и правыми бочками. Хотя с большой вероятностью сделать это не удастся, и тогда все усилия нужно направить на то, чтобы удержаться в "петухе", куда с большой скоростью несет все суда -- и катамараны, и каяки.

4. 49 порог. С трудом, но угадывается катамаран
Обнос порога можно произвести по правому берегу, но он сильно затруднен каменной осыпью и довольно большой протяженностью порога, около 500 м. За порогом слева есть суводь, где можно встать для страховки.

Просмотр порога (особенно для байдарок и каяков) рекомендуется сделать и по правому, и по левому берегу, так как из-за большого количества валов и бочек в пороге трудно оценить реальную обстановку у противоположного берега. Мы сделали просмотр с ПБ, а параллельная группа засняла порог на видео с ЛБ -- выглядит совсем по-другому! Но это мы узнали только в городе, просмотрев видеофильм параллельной группы.

5. Нижняя часть 49 порога. Юра Шкенев
Сначала порог прошел катамаран-2 (фото 4), затем каяки (фото 5). Экипаж байдарки решил обнести этот порог и занимался фото и видеосъемкой. Один из каяков перевернулся при прохождении косой бочки и был выловлен ниже порога катамараном. Пока обносили байдарку, приготовили перекус. До правого притока, р. Воймакан, из препятствий можно отметить шиверу 52, в которой неожиданно появляются камни в русле, что чревато переворотом, так как эти обливники плохо видны с воды. В устье реки Воймакан решили встать и сделать дневку. Это живописное место, подходящее для ловли рыбы. Вода в притоке очень чистая и не холодная. На ЛБ -- довольно высокая горка, круто обрывающаяся к воде.

Здесь нас догнала группа из Минска, на двух катамаранах (2 и 4). Они несколько промахнулись с раскладкой и теперь шли почти без просмотра, торопились закончить маршрут. Они начали с Ципикана и долго сплавлялись по верхнему спокойному участку, на что и ушла значительная часть отведенного для похода времени.

8.08.01

Дневка. Ловля рыбы, сбор грибов и ягод, которых на этой замечательной стоянке было в изобилии, и каждый участник мог выбрать занятие себе по вкусу. Ужин был королевский: уха, жареная рыба, компот из лесных ягод(шиповник, смородина, гоноболь, брусника) и блинчики с голубичным вареньем, просто праздник живота -- не в ущерб раскладке и на радость завхозу.

В процессе рыбалки просмотрели препятствия 53-54.

9.08.01

В этот день мы запланировали переход от устья Воймакана до 79 порога. На этом участке при нашем уровне воды можно выделить как наиболее сложные 67 и 69 шиверы, хотя и остальные препятствия требуют внимательного отношения и взаимной страховки. Препятствие N 53 начинается за устьем р. Воймакан как широкая мелкая шивера, затем русло сужается, в центре валы до 1 м, справа мелко и много камней. За шиверой почти без перерыва начинается порог 54 -- сужение русла реки до 60 м, мощный слив с крупными валами вдоль правого берега и по центру бочка. Как и на многих других порогах, проходить нужно ближе к ЛБ.

65 шивера начинается на правом повороте реки. Левый берег -крутые скалы, правый пологий. В центре и ближе к правому берегу при заходе много камней, затем большой перепад высот, быстрое течение и валы до 1,5 м в конце шиверы.

В этом месте мы встретили группу из Читы на двух катамаранах-4. Они сплавлялись по Ципе после завершения пешего маршрута по Южно-Муйскому хребту. Они дали нам свой адрес в Интернете: www.taigatrek.com. До Ую они тоже сплавлялись на катамаранах, причем шли не только днем, но и ночью: спали по очереди.

67 шивера длиной около 200 м. начинается на левом повороте реки широким (100 м) руслом, в конце чуть сужается. У правого берега несколько косых сливов, в центре валы до I м. По средней воде довольно много обливных камней вдоль ЛБ, требуется точный маневр и быстрая реакция. Проход ближе к левому берегу. Ниже порога 800 м быстрины. Проходили по отработанной схеме.

Перед следующей шиверой, в месте впадения ручейка на ЛБ очень хорошее место для стоянки на песчаной террасе под крутым склоном.

69. Шивера. Длина 2 км. Начинается почти сразу за 68 шиверой очень сильным течением в широком русле с большим количеством надводных и подводных камней. Мощные 1-2м валы и бочки, особенно в правой части струи. Требуется сложные маневры и внимательность, так как посадка на камень чревата не только серьезной поломкой судна, но и потерей содержимого, причем страхующее судно реально может помочь только ниже шиверы.

73-75. Каскад однотипных шивер с невысокими валами и большим количеством камней . В средней части этого трехкилометрового участка на крутом правом повороте слева впадает небольшая речка Нимнокит. В месте впадения пристать очень сложно из-за сильного течения и отсутствия места для чалки, так что планировать в устье Нимнокита ночевку не следует.

79. Порог. Мы, следуя имеющимся лоциям, ждали этот порог и собирались его просматривать, но, видимо, по нашей воде он был залит и ярко не выражен. (В описаниях предыдущих групп: образуются косые сливы. В центре валы до 1,2 м, быстрое течение без видимых камней. У левого берега отдельно стоящие камни, которые легко обходится. Проход от центра ближе к левому берегу, примерно в 15 метрах от него). После него в 2 км. на левом повороте реки хорошее место для стоянки на песчаном невысоком ЛБ. Напротив на ПБ -- высокая скала с ручейком, место очень живописное, но для стоянки не подходит. До устья Цирика, где мы планировали дневку, отсюда меньше часа хода, но мы чувствовали себя вымотанными после прохождения шивер и решили встать на стоянку.

10.08.01

Шиверы 81-87 (фото 26, 27) характерны быстрым течением и небольшим количеством камней, линия движения видна с воды. Далее по ЛБ начинаются высокие скальные выходы, вдоль берега есть несколько небольших прижимов. На левом берегу Ципы перед устьем реки Цирик отличное место для стоянки и дневки. В этом месте хорошо ловится ленок и окунь.

На стоянке есть отличная рубленная изба-зимник, хорошая баня, где можно помыться, рядом много дров. На поляне большое количество различных идолов и поделок, сделанных разными группами, посещавшими эту изумительную стоянку. Очень рекомендуем сделать здесь дневку. В зимнике есть тетрадка, в которой проходящие группы оставляют свои сообщения. Ведется она, если мне не изменяет память, чуть ли не с 1989 года - есть что почитать. С хозяином зимника - Сергеем мы встречались в пос. Багдарин при заброске. Очень хороший человек. Он не против посещения туристами зимовья и с радостью разрешает пользоваться баней и всем, что там есть. Но просит ничего не ломать и по возможности не сорить. От себя хочется отметить, что оставленными в зимнике продуктами следует пользоваться только в самом крайнем случае, так как сам он ходит туда зимой на лыжах и все несет сам в рюкзаке.

11.08.01

Дневка в устье р. Цирик. Рыбалка ниже впадения Цирика, сбор грибов (подосиновики) выше притока, вдоль крутого ПБ -- нужно подняться вверх по горке, откуда к тому же открывается неплохой вид. Баня.

12.08.01

88-95. Шиверы и несложные пороги. В некоторых местах на поворотах -- отвесные скалы, здесь, как правило, слабые прижимы, которые проходятся легко, но требуют определенного внимания. В русле очень мало камней, в основном быстрое течение и прямые и косые валы 1-2м и небольшие бочки. Особо следует отметить каньонообразный участок, в котором расположены 93-95 препятствия. Это сравнительно узкое место с несколькими поворотами, которое фактически представляет собой одну шиверу, с расположенными в шахматном порядке небольшими бочками и валами. Линия движения видна с воды.

96-101. Перекаты.

102. Шивера. Проход вдоль левого берега.

103. Перекат.

104. Шивера. Проход ближе к правому берегу от центра.

6. 105 порог, Аня Разумовская, Олег Воробьев
105. Шивера. Довольно мощное течение, проход вдоль левого берега (см. фото 6).

Ниже 105 до реки Бойме, впадающей по ПБ -- 6 км быстрины. В устье Бойме было зимовье, но теперь его перенесли чуть выше по течению Ципы, на ЛБ. Судя по внешнему виду этого места и по отчетам прежних лет, здесь постоянно происходят пожары, все деревья стоят черные, обгоревшие. Хотя в самом устье, на ПБ притока, вполне можно переночевать.

106-110. Шиверы. Каждая в отдельности представляет короткий участок с быстрым течением в широком русле, где вдоль берегов каменные гряды, а в центре чистый поток с валами до 1 м.

111-117. Шиверы. Находятся довольно далеко друг от друга. Представляют собой небольшое увеличение скорости течения с валами до 0,8 м. Проход возможен в любой части русла.

113. Порог. Ориентир: слева высокая скальная стенка. В левой трети русла стоит большой обливник, а справа от берега косая бочка.

118. Шивера. Простая шивера, в конце справа виден ручей Кадарни. Нужно пристать к левому берегу до ручья для просмотра порога N 119. Ориентиром 118 шиверы (и, соответственно, следующего за ней в километре 119 порога) может служить очень крутой поворот реки направо (почти под 90 градусов).

Мы ожидали увидеть на ПБ у ручья (на его левом берегу) хорошее место для ночевки, так как по описанию прошлого (2000 года) и более ранним описаниям тут была отличная стоянка, пригодная для дневки. Но фактически это оказалось не так, поскольку паводком вырвало и раскидало по берегу огромные лиственницы и березы, так что найти место для постановки палатки оказалось непростым делом. Хотя, конечно, при необходимости можно встать и здесь, тем более, что дальше хорошие стоянки встречаются не часто. Если стоять около устья Кадарни, стоит пройти 300 метров ниже и просмотреть сверху порог , как мы и сделали. Правда, этот просмотр довольно приблизительный, так как проход в пороге вдоль ЛБ, и, к тому же, в районе порога правый берег представляет собой высокую скалу, так что близко к воде не спуститься. Со скалы, говорят, открывается красивая панорама на горные хребты. Левый берег пологий, у воды крупные камни.

13.08.01

На этот день у нас было запланировано прохождение 119 порога и сплав до устья р. Жалю, так как, по нашим сведениям, хороших стоянок (кроме как в устье Амалата) ниже до Жалю не было.

119. Порог - "Прощай, Ципа". Сужение русла сразу после левого поворота реки. Справа вдоль всего порога скала, под ней большой моющий котел, по центру бочка, слева несколько мелких бочек и обливников. Сразу за основным сливом мощные валы. Проще проход воль левого берега. Катамаран может идти по центру. При большом желании можно залезть в котел с риском переворота (даже для катамарана-4).

Для просмотра порога N 119 мы сделали траверс на ЛБ, откуда прекрасно видна линия движения в пороге. Следует отметить, что фактически можно зайти в суводь перед самым порогом, но ее с ПБ (с места стоянки) не видно, поэтому лучше, чтобы сначала хотя бы один экипаж зашел в суводь выше левого поворота и по берегу дошел до следующей суводи, чтобы помочь остальным. Тогда другие экипажи могут спокойно сплавиться сразу в нижнюю суводь.

Катамаран зашел в этот порог по центру, затем ушел в левую суводь и встал на страховку. Байдарка и каяки прошли вдоль левого берега. Здесь существенным является точный заход, который не слишком хорошо виден с воды, поэтому можно поставить сигнальщика, который указывал бы идущему экипажу направление. Нами был отмечен интересный "продольный", т.е. ориентированный вдоль по течению, закрученный вал, расположенный параллельно линии движения, метрах в полутора от нее. К счастью, никто в него не попал, но по его виду можно заключить, что он легко сможет перевернуть и каяк, и байдарку.

Это последний порог на Ципе, его называют "прощание с Ципой".

Участок реки от 119 порога до р. Витим

Участок от 119 порога до реки Витим в 160 км не имеет сложных препятствий. Течение в нашу воду 5-10км/ч. В основном плесы и сплошная гладкая гребля.

120-175. Перекаты с небольшими валами 0,5 м и обливниками. У скальных стенок есть небольшие прижимчики.

7. Ципа ниже основных порогов
На этом участке Ципа течет в высоких обрывистых и живописнейших скальных берегах (фото 7), но при этом могут возникнуть проблемы со стоянками. Стоянки есть на левом берегу немного (5-8км) ниже впадения р. Амалат, в самом устье Амалата на ПБ Ципы и ПБ притока, далее хорошая стоянка на левом высоком берегу за 1 км до впадения Кэвекте (19 км ниже Амалата). В устье Кэвекте плохая стоянка (чуть ниже по течению зимник, там постоянно живут люди). Мы плыли еще 23 км до устья р. Жалю. Удобная стоянка на р.Хойта, как до впадения, так и в 100м ниже . При впадении р. Кривая (сразу после пр. 156) на ЛБ имеется зимовье, дом виден с воды, На р. Има в устье стоянки нет, нужно подняться выше по течению Имы~ 200м. Там неплохая стоянка. Следующая отличнейшая стоянка в урочище Восьмерка после пр.165 на повороте реки на 360 гр. -- песчаная лагуна с исключительным пляжем -- чистейший песок, изумительный вид на скалы, с трех сторон окружающих лагуну. В лесу рядом -- грибы и голубика, на перекате ловится ленок и окунь.

От 119 порога мы шли до устья р. Жалю. Начинает сказываться разница в скорости байдарки, каяков и катамарана, что следует учитывать при планировании графика движения. В нашем случае катамаран при усиленной гребле отставал от байдарки на 1 час за 3 часа ее хода. Чистое ходовое время для байдарки от 119 порога до устья р. Жалю 5.5 часов. Стоянка на ЛБ Ципы и ЛБ притока. В высокую воду выход на берег может быть затруднен, но по средней воде имеется очень удобный широкий галечный пляж, от которого нужно подняться около 2 метров по крутому брегу вверх. Если пляж залит, то выход на берег может быть неудобен.

14.08.01.

От устья р. Жалю прошли за 6 ходовых часов до урочища "Восьмерка". Места очень живописные, по берегам скалы. Скорость течения около 8 км/ч, так что этот переход можно рассматривать как отдых после прохождения спортивного участка, особенно если (как нам) повезет с погодой. По-прежнему ловится ленок, хотя уже не в таких количествах, как под порогами. Мы запланировали дневку (последнюю на маршруте) в месте, называемом "Урочище Восьмерка". Это название объясняется тем, что река, проходя через скальный массив, закладывает три петли, поворачиваясь в итоге на 360 + 180 = 540 градусов. Здесь имеется несколько точек, расстояние между которыми по реке составляет 10 км, а напрямую -- около 200-300 м.

Хотя можно в принципе стоять в устье р.Кривая (после 156 препятствия, которое по нашей воде было единственным сколько-то интересным ниже 119 порога), все же стоит дойти до "Восьмерки".

15.08.01

Дневка. Блины. Пришлось извести всю муку, взятую для жарки рыбы, так как дальше рыбалки не предвиделось, да и времени для нее не оставалось -- нам предстояло за два с половиной дня пройти оставшиеся 25 км. по Ципе и 130 км по Витиму.

16.08.01

8. Слияние Витима и Ципы (Ципа слева)
Этот день оказался физически самым тяжелым за весь поход. До устья Ципы (25 км) мы прошли за 2.5. В устье Ципы рекомендуется подняться на высокую скалу на правом берегу Ципы (соответственно, для Витима это левый берег) - прекрасный вид на слияние рек, повод достать фотоаппарат или видеокамеру (см. фото 8).

Далее около 15 км. Витим течет в красивейших скалистых берегах, примерно с такой же скоростью, как и Ципа, если не больше. Мест для стоянок практически нет, единственное хорошее место стоянки в устье ручья на ПБ на 10км от Ципы.

За полтора часа мы дошли до второго левого притока, где перекусили и наметили идти до ур. Гулинга. Сразу можно заметить, что это решение было ошибочным, так как ур. Гулинга оказалось (в отличие от прошлых лет) обитаемо, а рядом места для стоянки плохие настолько, насколько это вообще возможно на таежной реке.

Через 15 км ниже устья Ципы горы отступают от реки, долина расширяется и Витим выходит в Бамбуйскую котловину. Здесь сразу же напротив начала большого острова справа неплохая стоянка. Вообще со стоянками на этом участке сложно.

Весь этот участок (около 40 км) течение в Витиме сравнительно медленное, не более 4 км/ч. К тому же нам мешал сильный встречный ветер. Вообще погода испортилась впервые за поход -- похолодало, пошел дождь. В результате к 8 вечера (байдарка на час раньше) дошли до намеченного ур. Гулинга и, хотя место для стоянки было очень неудобным, пришлось встать, так как идти дальше не было возможности (катамарану приходилось еще тяжелее, и он отстал, а время было довольно позднее). Встали мы в 500 м. ниже ур. Гулинга, на обрывистом правом берегу. Залезть на более-менее ровное место с грузом по размокшей земле не удавалось, так что пришлось даже повесить веревку в качестве перил. Дождь не прекращался всю ночь.

17.08.01

В 6 км ниже Гулинги слева подходит широкая долина Бамбуйки. Справа ниже устья Бамбуйки высокий скалистый берег, течение здесь убыстряется.

До Бамбуйки вода в Витиме чистая и прозрачная, а после ее впадения становится мутная, желто-коричневого цвета, т.к. на Бамбуйке ведется добыча золота и работают прииски. Также на одном из притоков Бамбуйки (70 км. вверх по течению от устья) одно из крупнейших в Сибири месторождений нефрита. Правда, нефрит можно найти и по берегам Витима, а также там довольно часто встречается еще один поделочный полудрагоценный камень -- сердолик. Нам удалось найти довольно большой (с два кулака размером) образец нефрита и штук 10 сердоликов различной расцветки от прозрачно белого до темно янтарного. Вообще на галечных берегах Витима встречается довольно много различных поделочных камней, по словам геологов, некоторые специально за ними сюда приезжают.

После впадения Бамбуйки скорость течения в Витиме начинает заметно возрастать.

9. Витим
Потом горы, замыкающие котловину с севера, снова вплотную подходят к воде: Витим вступает в пределы Южно-Муйского хребта . Ширина реки уменьшается до 150 - 200 м. Долина приобретает вид глубокого ущелья, крутые, обрывистые берега которого сплошь покрыты осыпями разрушенных скал. Такой характер река имеет на всем 50-километровом участке пересечения хребта. Надо отметить, что места эти очень живописны, много мелких, но очень крутых притоков-ручейков, которые водопадами обрываются в Витим (см. фото 9).

На этом участке предстоит преодолеть 8 препятствий, из них 4 выраженные шиверы. Характер водной обстановки на них целиком зависит от уровня воды в реке и может резко меняться. Паводки на Витиме очень мощные. У нас уровень воды был, видимо, близок к среднему, так как камней в русле мы не наблюдали, как не наблюдали и серьезных препятствий, которые, судя по другим отчетам, характерны для высокого уровня воды в Витиме.

Через 8 км после вступления Витима в Южно-Муйский хребет первая шивера на реке -- Большая коса длиной около 600 м. При высоком уровне воды шивера превращается в быстрину. В нашем случае это была очень слабая шивера.

Через 2 км вторая шивера -- Широкая речка длиной 200 - 250 м. Находится она, если верить лоциям, у самого конца правобережной галечной косы перед сужением. В большую и среднюю воду почти незаметна, в частности, мы ее не видели.

Через 5 км следующая шивера -- Большая, или Верхняя Тузалинская. Шивера расположена на небольшом левом повороте реки, справа и слева здесь впадают притоки. В среднюю воду Витим имеет здесь ширину около 150 м. С правой стороны крутой высокий берег. Поток, отражаясь от скальных выступов, создает вдоль него сильное волнение. Оно постепенно затухающими валами прокатывается по всей ширине реки. Левый берег представляет собой большую галечно-валунную косу, на которую струя сильно наваливает. Камней в русле при нашем уровне воды не было. Длина шиверы около 700 м.

Сразу же за шиверой на левом берегу хорошее место для стоянки на песчаной косе.

Через 4 км относительно спокойного плавания идет шивера Малая, или Нижняя Тузалинская. По характеру она похожа на Б.Тузалинсткую, только в зеркальном отражении. Здесь происходит небольшой поворот в правую сторону, крутой скальный берег уже слева, а галечная коса справа. При нашем уровне воды камней в русле не было заметно. Волнение слабое. Длина шиверы 600 м.

Река с обеих сторон зажата крутыми склонами гор. Ширина всего 100 - 120 м. Считается, что почти всегда здесь дует сильный встречный ветер. В нашем случае это наблюдение подтвердилось, и на некоторых шиверах ветер даже создавал каякам проблемы -- было трудно выставить судно нужным образом.

За три часа от Гулинги мы дошли до устья реки Тулдунь (левый приток), впадающей в Витим двумя рукавами сразу за крутым поворотом вправо - ниже старого прииска Многообещающая Коса. Чуть выше по реке открывается вид на гору Шаман, одну из наиболее высоких в этом районе. Ниже впадения притока начинается шивера Тулдунская. Длина ее около 1 км. Правый берег на всей длине шиверы -- сплошные скальные обрывы. Под ними, занимая примерно треть реки, идет основная масса воды и образуется сильное волнение с большими волнами высотой до 1,5 м. Волнение вызвано несколькими донными грядами коренных скальных пород, выступающих в реку почти до середины. Ниже шиверы на левом берегу есть место для стоянки.

Через 5 км на крутом правом повороте расположена Сивакская шивера, длиной около 400 м. Слева высокий скалистый берег, справа галечная коса. Основная струя в ней идет с левого на правый берег, в струе валы до 1.5.метров. Возможны различные варианты прохода: байдарка и каяк (Шкенев Ю.Л) прошли вдоль правого берега, в узком промежутке между обливными камнями и валами, а катамаран и каяк (Михайлова А.Б) сделали траверс струи и ушли в большую левую суводь.

Через 3 км Витим делает крутой, почти на 90 гр., поворот направо. В 1,5 км за поворотом расположена Такимская шивера. Перед ней Витим несколько расширяется.

Левый берег вдоль шиверы скальный, обрывистый, справа более пологий, лесистый.

Мы планировали сделать стоянку у впадения р. Таксимы и поэтому проехали мимо удобных для стоянки, очень живописных мест выше шиверы и на самой шивере. Как оказалось, напрасно, потому что стоянка в устье Таксимы была занята местными рыбаками, которые поднимаются сюда на моторке. В итоге мы стояли напротив, на ЛБ. Место пригодное для стоянки, но, так как вода в Витиме уже не такая чистая, как до Бамбуйки, приятнее было бы брать воду из притока. К тому же на ЛБ напротив устья Таксимы стоит несколько домов -- вероятно, это рыбацкие или охотничьи избы, довольно новые.

Примечание экипажа катамарана: на всем протяжении этого участка из-за очень сильного встречного ветра грести на катамаране практически бесполезно, только силы зря тратить, да и дело это совсем не простое. Гораздо эффективнее просто воткнуть весло в воду и пробовать его удержать или поставить кат поперек течения и удерживать его в этом положении -- сразу будет видно увеличение скорости, у нас даже притапливало баллон (т.е. он весь уходил под воду).

18.08.01

За час (катамаран чуть медленнее) дошли от места стоянки (напротив устья Таксимы) до моста через Витим.

Последняя на участке пересечения Витимом Южно-Муйского хребта шивера Ивановская практически незаметна при нашем уровне воды. Длина шиверы 600 м, начинается она сразу после устья Таксимы. В большую и среднюю воду камни затопляются, и шивера превращается в быстрину с небольшими плавными валами.

Через 3 км окружающие горы, достигнув наибольшей высоты, неожиданно обрываются, и Витим из узкой каньонообразной теснины выливается на простор Муйской котловины. Издалека виден ж.д мост.

Пристать для разборки судов лучше прямо между мостами: слева здесь хорошая поляна, до станции по тропинке 200м. Магазинов и прочих удобств на ст. Витим нет, имеется только домик смотрителя и столб с надписью "1536 км. Витим". Вдали виднеются кое-какие постройки, слышен лай собак. Но впечатление безлюдья, в общем, сохраняется. Вместе с нами уезжала группа пермяков, сплавлявшихся по Бамбуйке на катамаранах-4.

Местный поезд (один плацкартный вагон) Куанда-Таксимо отходит утром (не помню, во сколько, но довольно рано) и в 18.45 по местному времени, другие поезда здесь не останавливаются. Время в пути до Таксимо - полтора часа. В августе 2001 за 6 человек с грузом мы заплатили около 90 рублей.

В Таксимо имеется прекрасный вокзал со всеми удобствами, часы работы буфета приурочены к прибытию и отправлению поездов. Без затруднений удалось взять билеты на поезд No75 Тында-Москва и даже на поезд Москва-Питер.

Московский поезд ходит по нечетным, два раза в неделю есть еще поезд какого-то более южного направления -- то ли до Новороссийска, то ли до Кисловодска. Каждый вечер (около 23 по местному) ходит поезд до Северобайкальска. Почта есть прямо на вокзале, но по выходным она не работает. Рядом с вокзалом много магазинов и ларьков, днем работает вещевой рынок. На вокзале мы представились местным стражам порядка и получили добро на развешивание по углам наиболее мокрых шмоток (собирались под дождем). В итоге переночевали нормально, кто на полу, кто на скамейках. Обстановка спокойная, но бдительность лучше все же не терять, так как много подозрительных людей "без определенных занятий", как и везде на вокзалах.

19.08.01

Отправление поезда на Москву по местному времени в 12.45, по Москве, соответственно, в 7.45. А прибытие в 7.15, то есть стоит он полчаса, можно загрузиться без проблем даже с нашими рюкзаками. Насчет бани мы не узнавали, так как времени на ее посещение не хватило бы, но по общему виду поселка можно заключить, что баня должна присутствовать.

Еще долго, до самого Байкала, дорога идет по горам, иногда встречаются тунннели -- ехать интересно, но вот с магазинами на станциях несколько хуже, чем на Транссибе. Поэтому следует на первый день закупиться продуктами в Таксимо.

Материально-техническое обеспечение похода

Список снаряжения

Байдарка "Вьюн" 1шт.22 кг
Каяк 2шт 13*2 = 26 кг
Весла байдарочные 4шт.5 кг
Спас конец 1шт.
Катамаран-2 1шт.25 кг
Запасные весла 2шт.2кг
Общий вес 80 кг

Раскладка

Наименование продуктаКоличество на 1 чел.Количество на группу из 6 чел.
1 сухари 3 буханки = 36 шт.216 шт
2 греча 640 г 3840 г
3 рис 720 г 4320 г
4 геркулес 200 г 1200 г
5 макароны 800 г 4800 г
6 горох 320 г 1920 г
7 тушенка 2 банки по 325 г 12 банок по 325 г
8 соевое мясо 400 г 2400 г
9 картофельное пюре 200 г 1200 г
10сухое молоко 200 г 1200 г
11сало 1 кг 6 кг
12чай 250 г 1500 г
13вост. сладости 1 кг 6 кг
14курага 500 г 3 кг
15орехи 500 г 3 кг
16изюм 200 г 1 200 г
17масло раст. 1 л 6 л
18соль 0.5 кг 3 кг
19лук 400 г 2400 г
20чеснок 100 г 600 г
21сахар 1.5 кг 9 кг
22супы в пакетах 5 шт. 30 шт
23кофе 30 г 200 г
24специи 300 г
Итого 13 кг 78 кг

Аптечка

1. СРЕДСТВА ДЛЯ ОСТАНОВКИ КРОВОТЕЧЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, РАСТИЖЕНИЙ, ОЖЕГОВ И ПЕРЕВЯЗКИ РАН

1.1 Жгут для остановки артериального кровотечения. 1 шт.
1.2 Жгут эластичный для фиксации растяжений 1 шт.
1.3 Бинт стерильный 5м. х 10 см. 6 шт.
1.4 Бинт не стерильный 5м. х 10 см. 5 шт.
1.5 Бинт не стерильный 5м. х 5 см. 8 шт.
1.6 Хирургическая игла с нитью 2 шт.
1.7 Раствор йода спиртовой 5% 1 фл.
1.8 Лейкопластырь бактерицидный 24 шт.
1.9 Лейкопластырь 1х250 см. 6 шт.
1.10 Вата не стерильная 50 г. 1 уп.
1.11 Йод 1 фл.
1.12 Спирт медицинский 1 литр
1.13 Жгут 1 шт.
1.14 Мазь ихитиоловая 1 шт.
1.15 Мазь синтомициновая 10% 2 шт.
1.16 сульфацил натрия (глазные капли) 1 уп.
1.17 Panthenol (противоожеговое средство) 1 фл.

2. СРЕДСТВА ПРИ БОЛЯХ В СЕРДЦЕ

2.1 Валидол в таблетках 2 уп.
2.1 Нитроглицерин No 40 1 уп.

3. СРЕДСТВА ДЛЯ ПОНИЖЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ, ОБЕЗБАЛИВАЮЩИЕ СРЕДСТВА И ПРОТИВОШОКОВЫЕ СРЕДСТВА

3.1 Анальгин в таблетках 2 уп.
3.2 EFFERALGAN 500 мг. От температуры и головной боли 1 уп.
3.3 парацетамол в таблетках 1 уп.
3.4 но-шпа в таблетках в ампулах 1 уп. 6 шт.
3.5 Баралгин в ампулах 10 шт.
3.6 Шприцы одноразовые с иглами 20 шт.
3.7 Ножницы хирургические, игла хирургическая.

4. СРЕДСТВА ОТ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

4.1 эритромицин 1 уп.
4.2 левометицин 1 уп.
4.3 ИРС-19 1 фл.
4.4 геломиртол-форте 1 уп.
4.5 Оксациллин 3 шт.
4.6 Бальзам "звездочка"1 шт.
4.7 спирт 1 л

5. СРЕДСТВО ПРИ ОБМОРОКЕ (КОЛЛАПСЕ)

5.1 Аммиака раствор (нашатырный спирт) 1 фл.

6. СРЕДСТВО ДЛЯ ДЕЗИНТОКСИКАЦИИ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ ПИЩЕЙ И Т. П.

6.1 Уголь активированный в таблетках No 10 1 уп.
6.2 Калия перманганат 1 уп.
6.3 Имодиум 1 уп.

7. ВИТАМИНЫ

7.1 Кислота аскорбиновая (вит. С), порошок (2.5 г) 10 шт.
7.2 витамин B в таблетках 1 уп.

8. ДРУГИЕ СРЕДСТВА

8.1 Темпалгин 1 уп.
8.2 Тавегил + глюканат кальция 1 уп.
8.3 Йодантипирин (противоэнцефалитное) 1 уп.

На маршруте использовалось - бинты, пантенол и синтомициновая мазь, ацикловир (от герпеса), аскорбиновую кислоту приняли всей группой после тяжелого дня на Витиме - как профилактику против простуды. Еще употребляли имодиум. Самое серьезное - это солнечные ожоги на ногах, усугубленные укусами мошки у капитана катамарана, в целом, трупов и увечий по результатам похода не обнаружено.

Рекомендуем в групповой аптечке иметь: Пантенол -- как противоожоговое средство (не раз доказывающий свою необходимость), ацикловир, аскорбиновую кислоту - как профилактику простудных заболеваний и как тонизирующее средство, и Йодантипирин (противоэнцефалитное).

Смета расходов на поход

N Статьи расходов На 1 чел. На 6 чел.
1 Транспортные
поезд С-Петербург - Москва 160 960
поезд Москва - Чита 1100 6600
автобус Чита-Багдарин 375 2250
вездеход Багдарин-устье р.Горячая 583 3500
поезд ст.Витим - Таксимо 15 90
поезд Таксимо - Москва 1120 6720
поезд Моска - С-Петербург 220 1320
2 Питание
на подьездах 600 3600
в походе 650 3900
3 Хозяйственные
аптечка 33 200
фотосъемка 40 250
Сумма 489629376
4 Аварийный запас 200012000
ИТОГО 700042000

Примечание: курс доллара на лето 2001составлял примерно 29 руб. за 1$.

Выводы, итоги и рекомендации

Выводы

река соответствует 5 КС для каячных и байдарочных групп.

протяженность спортивного сплава - около 150 км

график движения практически совпал с заявленным

для сплава по рекам Ципа и Витим подходят все типы промышленных катамаранов и рафтов, а также самодельные и промышленные байдарки, предпочтительно фирмы "Тритон" (но отнюдь не "Щуки" -- прошу владельцев и производителей не меня не обижаться! Просто сплав на "Щуках", а вернее, рядом с ними, мы наблюдали весной на Шуе, на порожке 3 к.с., и даже засняли -- очень уж было веселое зрелище), и каяки для спортивного сплава при должном уровне подготовки участников.

Итоги похода

Группой осуществлен сплав по р Ципа от устья р. Горячей и по р. Витим до ж/д ст Витим;

Никаких аварий и травм в походе не было;

Суда (каяки) были обнесены лишь 1 раз на 19 пороге, а байдарка обнесла 2 порога - 19 и 49. Катамаран прошел все пороги.

Все участники остались довольны и продолжают общаться друг с другом.

Рекомендации

При составлении графика движения, особенно для катамаранных групп, следует учесть участок с медленным течением (не более 2 км/ч) р. Ципы от озера Баунт до первых порогов (фактически, до зимнего створа м/с Ую), а также участок Бамбуйской котловины на Витиме, где замедляется течение и высока вероятность встречного ветра.

Продукты следует брать с собой полностью, не рассчитывая на пополнение запасов в пути (после Багдарина). На маршруте разнообразить меню можно с помощью грибов (маслята, подосиновики, волнушки, белые грузди), ягод (гоноболь, она же голубика) и рыбы (ленок, таймень, щука, окуни -- на спиннинг, и плотва на удочку). Но нельзя сказать, что рыбы очень много, так что рассчитывать раскладку с надеждой на удачную рыбалку не стоит, лучше взять с собой достаточное количество продуктов.

По словам местных жителей, с конца июля начинается период дождей. Это может отрицательно сказаться на скорость заброски -- некоторые реки сильно разливаются, и вездеход не может переехать их вброд. Поэтому нам советовали в следующий раз приезжать пораньше, примерно к 20 июля.

Можно совместить водный поход с пешим -- по Южно-Муйскому хребту. Подробную информацию на эту тему можно получить у туристов из Читинского клуба "Тайга Трек" (www.taigatrek.com).

Мошки и комаров на Ципе в нашем случае было немного, больше стало на Витиме, но с Кольским и Карелией это не сравнить. Хотя говорят, что это зависит от года -- иногда мошки много. Поэтому стоит взять репеллент, а на катамаране очень помогают накомарники.

Вода в Ципе теплая. Поэтому брать гидрокостюм необязательно. Температура воды может упасть, правда, в случае очень сильного дождевого паводка (по рассказам очевидцев), но мы, взяв с собой гидрокостюмы, пользовались ими только для защиты от дождя, и даже при оверкиле замерзнуть не удалось. Правда, тут речь идет о так наз. "сухих" гидрокостюмах. Те участники, которые были в неопреновых гидрокостюмах, использовали их регулярно -- во-первых, это красиво....

Проблем с дровами не было ни на одной стоянке. Как правило, в устьях притоков стоянки оборудованные, т.е. имеются `рогульки' около кострища, иногда - стол из досок, но при этом очень чисто. Так что можно посоветовать пользоваться именно этими стоянками. В пользу стоянок у притоков говорит и то, что в них чистая (в отличие от Ципы) вода.

Для быстрого ремонта повреждений очень удобен скотч на тканевой основе. За неимением оного можно использовать лейкопластырь - несколько часов держится.

Список литературы

Отчет Х-164 Спб клуба туристов - 1988г.

В.Б. Владимиров "Туристские маршруты в бассейне реки Витим" изд. ФИЗ 1971г.

Описание Анатолия Лоскутова (1986 г), которое было найдено в Интернете.

Схемы (пока не все)