на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Гайтуровская (Средняя) Беспута

27-28 марта 2004 года

Слава Завьялов

Плыли вдвоем, я на Л11 и Дима Бережецкий на КНК, от плотины ниже Гайтурово до моста Р115 (Иваньково-Кашира). Прошли без переворотов, я пропорол Ласточку.

Погода теплая, облачная. Изредка сквозь облака проглядывало солнце. Ночью ясно, небольшой минус.

Весна ранняя. Поля почти сухие, снег лежит небольшими пятнами по склонам. Пруды еще подо льдом. На Пахре, Оке, Лопасне - высокое половолье. На полевых Заокских речках воды уже мало. Следы половодья на Беспуте -- 20 см выше нашего уровня в верховьях, 50 см при слиянии с остальными истоками, около метра в низовьях.

Древесная растительность -- ивы и ольха по всем оврагам. В низовьях попадаются редкие дубы, березы и сосны (вдали от воды).

По полям активно бегают мыши. Начали просыпаться лягушки, но их пока мало. В низовьях реки гнали перед собой пару цапель. Видели пять-шесть бобров, один из них спокойно подпустил нас метров на пять и неспеша прошествовал в воду. Поселения бобров довольно локальные, особенно большое находится после впадения притока из дер.Хотушь, второе, менее существенное, у впадения притока из дер.Череуга. В этих местах довольно много завалов, встречаются и плотинки, часто с интересными сливами. В низовьях бобров много, но перегородить реку они уже не могут.

Всего я насчитал 31 обнос, расположены они довольно неравномерно. Капитальных завалов, насколько я помню, нет, обычно обносить приходится отдельные перегораживающие реку бревна.

Населенка очень небольшая. Близко к реке подходит только деревня Овечкино, в ней встречаются пара бетонных мостиков, требующих обноса.

На реке много сложных и интересных мест по всей ее длине, но в целом от верховий остается ощущение "работы по дереву", а от низовий -- тупой гребли. Это - следствие невысокой воды, в большую воду река будет сложна и интересна.

...

Ехали на электричке 7:23 от Царицыно вместе с Клубом водного туризма МГУ. Народу много, более 50 человек, наверное. Все собираются на Сушку, Правую Беспуту и Апрань. Для них заказаны два автобуса и грузовик для вещей. Мы же пойдем пешком в Гайтурово.

В Ясногорске были в 9:50. Пошли вдоль железной дороги на север в рассчете на прямую дорожку на Санталовский. Почти сразу встретили Игоря Хейфеца -- он опаздал на электричку, и приехал в Ясногорск автостопом.

Через пару километров хорошая дорога кончилась. Дальше до Санталовского идет только грязная колея. Идем рядом по тропинке. В поселке опять начинается хорошая дорога. Поворачиваем на Хотушь, поднимаемся в гору и уходим с дороги в поле. Оно, к счастью, не паханое, идти легко. Встречаем мышей.

На пруду лед, сидят рыбаки. Выходим к плотине в 11:40, стапелимся и в 13:23 выплываем.

 дорога к Санталовскому
дорога к Санталовскому
 пруд на Беспуте
пруд на Беспуте


 начало сплава
начало сплава

Речка маленькая, но на удивление чистая. Только пара мест, где приходится протаскиваться, не вылезая из Ласточки. В 13:44 доплыли до впадения притока из дер.Хотушь. В месте впадения -- раскатанный брод (вообще, автомобильных бродов ниже будет очень много). Оставляем записку для Володи Сушко и Матвея Карпова. (Они отстали от нас, и мы надеялись, что они догонят. Потом оказалось, что они пошли на Комолу).
 приток из дер.Хотушь
приток из дер.Хотушь
 следы бобров
следы бобров

Сразу за бродом начинается мощное поселение бобров. 9 завалов на двухкилометровом участке, много пролезаний по бревнам. Ближе к концу этого участка в 14:40 встаем обедать на очередном обносе, на левом берегу под большой ивой. Дима поправляет шкуру на каяке, я изучаю окрестности.

 плотинка
плотинка
 мох
мох

Чуть ниже нашей стоянки слева впадает маленький ручеек, вдоль которого идет мощная бобровая тропа. На ручье -- каскад из 4-5 очень аккуратных плотинок, ровно обмазанных землей.

На правом берегу точно напротив места обеда в склоне видна большая дыра, обрамленная каменной кладкой. При ближайшем рассмотрении это оказывается входом в просторный бункер. Помещение в земле с бетонной двускатной крышей и колоннами, шириной метров шесть, длинной около двадцати (впрочем, дальнего конца я не рассмотрел). Внизу -- ровный бетонный пол. В потолке несколько окон, которые сверху выглядят просто как ямки в поле. На поверхности у дальнего от реки конца бункера -- совершенно разрушенные каменные развалины. Еще дальше -- довольно свежий карьер.









С обеда выплыли в 15:50. Речка стала почище. Еще несколько завалов встречается у впадения ручья из дер.Череуга, дальше река чистая до газопровода. После газопровода реку пересекают несколько новых маленьких ЛЭП, причем одна из них размыта, столб наклонно стоит в реке, оборванный провод полощется по воде.




В 18:40 встаем на ночевку на левом берегу перед деревней Милино. Здесь очередной автомобильный брод и левый приток с лесистым овражком. Здесь же в овражке оказался родник, к нему идет мощная тропа, окрестности несколько замусорены. Встали на ровной полке под родником. Жаль, не доплыли до слияния с Левой Беспутой. Впрочем, встали мы вовремя: дальше с местами для стоянок довольно плохо, а речка довольно грязная. Поплыли бы дальше -- попали бы в темноту.
 на стоянке
на стоянке

Ночь холодная, ясная. Я замерз и вылез разводить костер как только посветлело -- в 5:50. Но в эту ночь случился перевод времени, так что по-новому -- в 6:50. Выплыли в 8:30.

До слияния по берегам идут деревни (впрочем, совсем к воде они почти не выходят). Несколько обносов: что-то похожее на бетонно-бобриную плотинку, два мостика из бетонных столбов, один деревянный мостик. Есть несколько интересных узких и мощных мест, за счет них участок интересен.



В 9:27 добрались до слияния с Левой Беспутой. Река сразу стала большой, появились длинный плесы. Но интересные места остались, как, впрочем, и штук пять завалов.
 после слияния с Левой Беспутой
после слияния с Левой Беспутой


В 10:22 проплыли слияние с Сушкой, в 10:33 -- с Правой Беспутой. На стрелках оставили записки (почему-то в этих записках я указал старое время, так что пусть нашедшие их не удивляются :)

Далее -- чередование плесов и быстринок, изредка -- довольно сложные, но просторные места. Речка для Тайменей, в самом хорошем смысле этого слова. На двухместных байдарках здесь должно быть интересно.
 следы на песке
следы на песке
 после слияния с Правой Беспутой
после слияния с Правой Беспутой




В 11:47 проплыли первый автомобильный мост (перед ним мост газопровода), примерно через час -- второй. На втором мосту встретили группу п/э каякеров. Они приехали на день и собираются плыть отсюда до самого последнего моста.

Недалеко за мостом -- интересный участок с мощной струей между ивовых стволов. Есть один сплошной завал. В конце участка -- второй мост газопровода.

Далее -- опять чередование плесов и быстринок. За полтора километра до впадения Апрани в очередной быстринке я порвал Ласточку. Нечто, таящаеся в воде, прорезало дно насквозь (оба слоя резины) на длину около 20 см. В залитой водой лодке все же дотягиваю до Апрани -- хочется обедать именно на слиянии, чтобы подкараулить выплывающую с Апрани группу Шварца.

Обедаем 13:56-15:12. Я клею Ласточку. Печальна ее жизнь! Была она всего в четырех походах (Битца, Калужка-Дугна, Б.Зеленчук и Беспута), и в трех из них была продырявлена: на Битце и на Дугне о железные штыри, и вот здесь неизвестно обо что... Все же в подмосковных реках слишком много железа! В следующей покупной Ласточке надо будет не только сразу заменить деку на БЦУ, но и проклеить БЦУ все дно.

На обеде никого так и не встретили, даже каякеры, которых мы обогнали недавно, где-то застряли.
 у впадения Апрани
у впадения Апрани




Дальше -- более скучный слав. В 12 минутах от обеда -- большой железный мост -- последний обнос на нашем маршруте. Плыть скучно, я постепенно поддаюсь на Димины уговоры закончить сплав у Иваньково. Приплыть в Белопесоцкий или хотя бы в Соколову Пустынь, конечно, заманчиво, но тогда велик шанс завершить сплав в темноте.

Большая излучина перед мостом трассы Р115 совершенно спокойна. Чем грести по ней, забавнее было бы перетащить лодки через стометровую перемычку в начале. А вот сразу за перемычкой, после резкого поворота реки с юга на запад, начинается веселая быстрина -- узкая струя между деревьев. Под конец справа мелькает затопленный рекой карьер (необычное зрелище) и показывается мост. Мост старый, однополосный, с большими бетонными дугами с берега на берег. За ним уже строят новый мост.

В 17:18 закончили сплав на ЛБ перед мостом. Примерно к 18:00 к мосту подплывают каякеры. Их машина стоит у следующего моста, но туда плыть они уже не хотят, посылают водителя пешком по берегу. Поднимаемся вместе с ним на гору в деревню Богословское. Автобус только в 19:40, ждем.
 мост трассы Р115
мост трассы Р115
 вид на долины Беспуты и Восьмы
вид на долины Беспуты и Восьмы

В автобусе встретили еще одну команду, четыре человека на Щуке-4 и двух Ласточках. Шли по Сушке и всех на ней обогнали. Дошли до второго автомобильного моста через Беспуту и уехали оттуда в Иваньково. Забавно, что Щука слыла у них "неинтересной" лодкой -- они менялись на ней, при этом на Ласточках по нескольку раз килялись, а на Щуке -- ни разу. Наверное, так и должно быть в малую воду. Еще говорят, что на третьем мосту из автобуса видели антистапелящуюся компанию Д.Шварца (они приплыли с Апрани).

С автобуса быстро пересаживаемся на подходящую электричку и приезжаем в Москву.

Расписание автобусов по дер.Богословское
(трасса Р115 между Каширой и Иваньково), 28.04.2004:
N128 Иваньково: 6:23 7:58 8:48 10:23 12:03 13:38 14:53 16:58 19:13 21:17
N128 на Каширу: 6:52 8:22 9:17 10:47 12:32 14:02 15:22 17:22 19:42 21:42
N135 на Каширу: 18:40 будни, субботы