на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Барсуковское кольцо

4 сентября 2002 г

А.Тонис

О чем мечтает каждый велотурист? Чтобы вокруг был большой и красивый лес, никаких машин, никаких людей, вообще никакой техногенной суеты... а под колесами -- хороший асфальт. Согласитесь, такое сочетание случается нечасто. Пожалуй, наиболее известный из близких к Москве районов с такими свойствами -- Завидовский заповедник. Но, как показывает наш опыт (см. [2]), его посещение не вполне законно и может повлечь нежелательные контакты с властями. А между тем, на таком же расстоянии от МКАД расположен почти столь же крупный лесной массив с разветвленной сетью велосипедных дорожек на любой вкус -- от шоссе до полноценного трофи. Речь идет об обширных угодьях заповедно-охотничьего хозяйства "Барсуки", называемого также "госкомплекс Таруса".

Барсуковский лес расположен на северо-востоке Калужской области, примерно посередине между Серпуховом и Балабаново, к югу от рокадного кольца А108. Благодаря многочисленной популяции кабана, эти места в свое время приглянулись "первым лицам" нашей страны. Лица регулярно наведывались в Барсуки поохотиться. Инфраструктуру обеспечивало сначала Министерство обороны (во главе с маршалом Гречко), а в более новые времена -- В.С.Черномырдин. По словам местных жителей, в Барсуках находилась одна из дач Л.И.Брежнева; сейчас хозяйство охотно посещают "олигархи". Несмотря на все это, лес, похоже, открыт для путешественников при условии отсутствия у них огнестрельного оружия, охотничьих собак и моторных транспортных средств. По крайней мере, никаких ограждений и табличек типа "запретная зона, вход воспрещен" я не видел; местные тоже говорят, что гулять можно. Правда, есть какие-то никому не ведомые "внутренние инструкции", в соответствии с которыми могут задержать, так что ошиваться без документов вблизи охотбазы лучше не стоит. Более подробно про госкомплекс можно прочитать в статье С.Мирова [1].

Кабанов действительно очень много. Весь лес испещрен их мощными тропами, идущими в самых разных направлениях; постоянно встречаются изрытые кабанами площадки. Наибольшая концентрация троп -- вблизи полян с искусственными солонцами и кормушками, нехитрой приманкой для зверя. На полянах стоят вышки (для стрелков?); под пнями земля изрыта, иногда валяются здоровые кристаллы соли размером с кирпич. Методы охоты весьма варварские (см. [1]): егеря открывают загон, где уже содержатся обреченные звери, а "первому лицу" остается только взять заранее заряженное ружье и стрелять. Десятки таких полян с вышками ("номеров") расположены по всему лесу, к каждой ведет качественная бетонка, а то и асфальт. Асфальтовые, бетонные и грунтовые дороги связывают все эти поляны между собой и с центральной охотбазой, расположенной неподалеку от села Барсуки. На всей площади угодий -- качественный смешанный лес, высокий, довольно чистый. Из хвойных пород преобладает ель (ближе к Протве появляются и сосны); лиственные представлены, в основном, березой и осиной. В конце лета и осенью бывает очень много белых грибов, подосиновиков. Примерно в то же время начинает досаждать лосиный клещ, обильно распространенный на юге Подмосковья. Болот мало, в основном они ближе к трассе А108, некоторые осушены. Вырубок на территории охотхозяйства нет.

У этих мест есть и военная история. Во время битвы за Москву в 1941-42гг в окрестностях Барсуков располагались юго-западные рубежи обороны и во всем районе шли ожесточенные бои. Теперь об этих событиях напоминают монументы и братские могилы, как на дорогах, так и в глухих лесах. Многие памятники установлены в последние 10 лет: только через полвека удалось найти и захоронить останки погибших бойцов. Еще одно напоминание о войне -- проржавевшие корпуса гильз и снарядов, там и тут разбросанные по лесам. Находились даже "кладоискатели", подрабатывавшие сбором и последующей продажей этих боеприпасов.

В целом район очень привлекателен для вело- и других путешествий. Основу для планирования маршрутов составляют два обозначенных на карте длинных грейдера, идущих в направлении запад--восток: северный (Трояново--Занарское лесн.) и южный (Макаровское лесн.--Екатериновка). Заброска/выброска возможна: с Курской дороги -- через Серпухов, Авангард или Шарапову Охоту по А108 (на рейсовом транспорте, автостопом или на велосипеде) в сторону Оболенска; с Киевской -- через Обнинск -- Жуков или по той же А108. Недостатков два. Первый -- уже упоминавшийся неясный статус территории, особенно, вблизи Барсуков (хотя, повторюсь, мне не удалось убедиться, что я незаконно вторгся в чьи-либо владения). Второй -- малое количество источников воды. В засуху можно полагаться только на речку Аложа, левый приток Протвы, протекающий в западной части лесного массива.

Перейду теперь к описанию моего однодневного веломаршрута, пройденного 3.09.2002.

Нитка маршрута: Шарапова Охота--Съяново--Станки--Трояново--на юг вдоль зап. берега р.Аложа--Екатериновка--Павловка--Протвино--Серпухов. 108км; 6.5 чистых ходовых часов. Асфальт 57%, бетонки 6%, грунтовки и хорошие тропы 34%, бездорожье 3%. Маршрут имеет форму петли: идет на запад по вышеупомянутому северному грейдеру и возвращается в сторону Серпухова по южному.

0км Ст. Шарапова Охота. Можно выезжать на Съяновскую дорогу по А108 и старой М2, а можно срезать напрямую по грунтовкам, что я и сделал. Нужная дорога идет от станции на запад через поселок, а затем вдоль дач, справа от них. Сразу после поворота на Съяново -- красивая церковь. Где-то на полпути между старой М2 и Съяново асфальт кончается, начинается довольно тряская щебенка. По сторонам дороги просторные поля, машин почти нет. Правда, в этот раз дымовая завеса от лесных пожаров не позволила в полной мере насладиться открывающимися видами.

18км Съяново. В конце деревни мост через р.Нара, который нам и нужен. После моста надо поворачивать налево и подниматься по асфальту к А108.

23.5км Трасса А108 (любители шоссейной езды могут быстро попасть в эту точку прямо из Авангарда). Проехав по ней на запад километр, надо брать левый поворот на Калугино.

27км На перекрестке дорог мемориал в память о 150 бойцах 49 армии, остановивших немцев под Москвой. Установлен совсем недавно, в 2001 году. Основная дорога уходит с перекрестка налево, а нужная нам грунтовка в Станки, она же северный грейдер, ответвляется направо.

30.5км Сразу после Станков грунтовка становится тропой, идущей по грейдеру. Большое удовольствие для путешествующего на горном велосипеде: высокий лес обступает со всех сторон, касается тебя своими пальцами -- ветками, -- а ты, как ни в чем не бывало, едешь по нему со скоростью 10-15 км/ч.

Еще через полкилометра Калужская область открывает перед нами свои двери. Там же -- табличка, информирующая путника, что он вошел в пределы государственного комплекса "Таруса" (к городу Таруса и, тем более, станции Тарусская никакого отношения не имеющего). Запрещается: всякая охота, рыбалка, а также наличие при себе охотничьих собак. Насчет грибов, ягод палаток, костров и нахождения на территории как такового -- ничего не написано.

32км На тропе табличка: "Прохожий, остановись и поклонись воинам, погибшим здесь в 1941г при обороне Москвы". Тропинка, уходящая направо, в лес, через 50м приводит к братской могиле. Скромный обелиск, венки, несколько проржавевших касок напоминают о страшных боях, происходивших в этом, с виду, таком мирном и безмятежном месте.

35км Тропа неожиданно вливается в асфальтовую дорогу. Покрытие идеально ровное, с белой разметкой по краям, ширина около 3м, машины отсутствуют, -- в общем, мечта велосипедиста-шоссейника. Дорога появляется откуда-то справа, но ее выхода на А108 я не видел. Должно быть, кончается стандартным тупиком -- поляной с вышкой. По этой дороге предстоит проехать целых 11км, до шоссе Тростье-Высокиничи.

37км Налево уходит хорошая грунтовка. Это не что иное, как срезка, обозначенная на карте оранжевым цветом и соединяющая северный грейдер с южным. Срезка дает возможность сократить петлеобразный маршрут более чем на 20км.

46км Пересечение с шоссе Тростье-Высокиничи неподалеку от дер. Трояново. По шоссе интенсивное движение. Асфальт на северном грейдере в этом месте кончается. В обе стороны по грейдеру -- на запад и на восток -- стоят знаки "въезд запрещен", а за километр до перекрестка -- шлагбаум.

48км Совершенно грандиозный мост через р.Аложа. Любопытное зрелище. Идет себе лесная дорожка в высоких соснах. Начинается большой овраг, но дорожка не спускается вниз, а горизонтально, по высокой насыпи, выходит на длинный мост через широкую, подпруженную реку. Что наводит на мысли о железной дороге. Но вряд ли там была узкоколейка, скорее, щедро финансируемые владельцы заповедных угодий просто решили шикануть.

49км Снова асфальт, на запад и на юг. Мне пора поворачивать на юг, чтобы заложить петлю. Западный отвилок дороги, согласно карте, километровым столбам, а также по словам местных жителей, является тупиком, по крайней мере, не имеет проходимого для автомобилей продолжения. Тем не менее, это, возможно, один из вариантов ухода на Жуков для желающих сделать линейный маршрут с окончанием на Киевской дороге (в Обнинске). Надо проверить.

51км Пересечение с крупной прямой просекой, идущей в направлении восток--запад. Еще один возможный вариант ухода в сторону Киевской дороги. Вскоре после этой просеки асфальт кончается; появляется много всяких поперечных дорог, одна из которых, собственно, и есть южный грейдер. Я в этом месте напутал с ориентированием и поехал дальше на юг, пока не оказался на газопроводе.

54.5км Газопровод -- скорее всего, тот же самый, что в Матвейково и Данках. Поняв свою ошибку, я ушел по нему на восток, перебродил Аложу (в этом месте и в условиях осенней засухи она представляла собой небольшой ручеек по щиколотку), пересек небольшое поле и вскоре вернулся на грейдер.

57км Вновь начался асфальт. Еще через 1км пересек высокиничское шоссе в обратную сторону.

64.5км Конец асфальта. Еще через полкилометра основная дорога уходит на север, фактически становясь упомянутой выше срезкой. А на восток грейдер продолжается бездорожной просекой. Длина препятствия около 2км. Полный джентльменский набор развлечений в стиле трофи: езда напролом через заросли, езда в колее, многочисленные проводки. На десерт -- преодоление нескольких березовых шлагбаумов, нависающих на "оптимальной" высоте (от 0.6 до 1м), да еще и с ветками. Метод прохождения -- проводка с креном на 90 градусов. Последний участок просеки объехал через юг по лесной дороге.

Снова обращаю внимание моего постоянного читателя на "заколдованные шестидесятые": как всегда, именно на седьмом десятке километров и поджидают основные приключения. Хотя в этот раз они не были последними...

68км Дорога выходит из леса на поля, покидая пределы правительственного охотничьего комплекса. Появляются дачки, вырубки и тому подобные навязчивые признаки подмосковной цивилизации.

71.5км Мемориал воинам-ополченцам, погибшим в бою на этом поле. Построен 10 лет назад по заказу правительства Москвы. Несколько уменьшенная копия сооружения на Поклонной горе: столб, крылатый ангел. Рядом списки захороненных здесь бойцов. Еще один, более скромный памятник стоит в Екатериновке. Жестокая война прошла по этим полям...

После Екатериновки я сбился с намеченного маршрута. Планировал продолжать движение на восток, в сторону Шатова, но дороги не обнаружил. То ли она хорошо замаскировалась, то ли просто заросла. Вместо этого проехал на юг по бетонке километра два и зачем-то свернул на ЛЭП. Там оказалось плохо: свежесрубленные стволы и ветки загромождали путь, а об один из них я умудрился сломать переднее крыло. Гвоздем программы стала переправа через р.Боровна, где мне, как цирковому эквилибристу, пришлось с велосипедом на плече балансировать на тонком бревне, нависшем над водой, -- только затем, чтобы, проломившись сквозь хитросплетенные прибрежные ивы, угодить в двухметровые крапивные заросли. Доставать из рюкзака длинные штаны было а) лень, б) уже поздно. Вам, верно, такое знакомо? Хорошо, что крапива расступилась сама собой и я обнаружил под колесами твердую тропу.

Близился вечер; незапланированные приключения стали слегка надоедать. Поэтому когда я, наконец, оказался на шоссе, то, ни на что больше не глядя, покатил на юг, куда оно вело. На скорости 30км/ч просвистел по шикарному асфальту через Протвино и не успел оглянуться, как вылетел в Серпухов. Немного покатался по городу (рекомендую залезть на древний городской вал) и отправился на вокзал.

108км Серпухов, ж/д вокзал. Увы, попал как раз к началу 1.5-часового перерыва в электричках. Не возымела успеха и попытка впроситься в автобус, хотя думаю, что если снять переднее колесо и выкрутить руль, велосипед без проблем влезет в багажник или в заднюю дверь стандартного междугородного Икаруса и подобных ему машин, не говоря уже о Неопланах. Поскольку сам этого еще не проверял на практике, силы убеждения не хватило. В общем, перекусил, дождался электрички и уехал в Москву.

Полезные ссылки:

1. Охота власти. - Новая Газета, http://2002.novayagazeta.ru/nomer/2002/46n/n46n-s16.shtml
2. Завидово-2001. Дневник-описание лыжного похода. http://slazav.mccme.ru/zavi01at.htm

А.Тонис, 4.09.2002.