на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Азимут-2004
впечатления
27-28 февраля 2004

В.Завьялов

Соревнования проводятся Люберецким турклубом, правила выложены здесь: http://www.mtu-net.ru/sun/azimut.html

Команды стартуют с 18 до 19 часов пятницы со станции метро "Пушкинская". Далее следует ориентирование по индивидуальному маршруту. Финиш - до 16:00 субботы в заранее неизвестном пионерлагере. Далее, до утра воскресенья идет какая-то культурная программа, в ходе которой команды должны выполнять задания, что существенно влияет на результат соревнований.

Хотя район соревнований заранее не сообщается, известно, что все последние разы они проводились в окрестности дер.Соболево на р.Нерской. Не стал исключением и этот раз.

Старт - КП1

Наша команда -- Дима Бережецкий, Марина Галкина и я. Собираемся на "Пушкинской" ближе к семи. Хочется стартовать позже, чтобы хоть в начале не попасть на тропежку. А она обещает быть тяжелой, по мокрому глубокому снегу. (Напрасно надеялись: вся тропежка, которая могла нам достаться -- досталась.)

В 18:48 получаем конверт с заданием, заглядываем в него, выясняем, что ехать нам до ст.Подосинки Казанской ж/д. Жаль, не распечатал я удобную карту на этот район, а ведь хотел! Теперь у нас только два Арбаретовских атласа, а ключевое место в них -- на стыке листов.

На Выхино - море народа, здесь и там торчат лыжи. Выясняем, что электрички, на которую мы рассчитывали опоздать (19:08), еще не было. Хорошо.

Минут через двадцать объявляют, что поезда в ближайшее время не пойдут. Быстро бежим на автостанцию, ловим Рошальский автобус (~18:40).

В темноте автобуса при фонариках изучаем выданный конверт. В нем присутствуют: инструкция, легенда всех девяти КП, таблица "обозначение КП - азимут - расстояние", таблица для записи обозначений КП и времени их взятия, маленький кусочек карты на первую часть дистанции, четыре конверта, отмеченных буквами, и конверт "sos". В инструкции, в частности, написано, что команде запрещено пользоваться транспортом кроме метро и электричек. Так что правила мы уже нарушили!

Общая идея такова: придя на КП нужно прочитать его обозначение (собственно, КП и состоит из написанных белой краской букв или цифр) и узнать из таблицы азимут и расстояние на следующее КП. Так следует найти КП2, КП3 и КП4, затем вскрыть конверт, отмеченный буквой, написанной на КП4 и узнать, что делать дальше.

Легенды примерно такие:

Тут же в автобусе выясняем, что КП можно не искать! Дело в том, что кусочек карты очень маленький и легенда указывает всего на несколько подходящих мест, нужное из которых легко можно выбрать, перебрав азимуты и расстояния из таблицы. А бетонный мост на карте вообще только один -- в Соболево. Таким образом еще в автобусе мы восстанавили все нужные нам обозначения КП.

Боремся с желанием выйти из автобуса прямо на нужном мосту. В конце-концов решаем честно пробежать всю дистанцию, иначе от нее вообще ничего не останется. (Впоследствии выяснилось, что если бы мы применили подобное жульничество на всех этапах, мы бы сэкономили 6-7 часов ходового времени (из 11!) и полностью избежали бы тропежки и всех проблемных КП.)

Кстати, весь первый этап проходит по очевидному и хорошо знакомому многим пути Подосинки - Анциферово - Соболево.

...

Примерно в 21:20 высадились из автобуса на А108 у съезда на Куровское. Бежим по шоссе через Нерскую, потом по дороге к известному роднику. У родника мажемся красной жидкой мазью, встаем на лыжи и по тропинке едем к станции Подосинки.

У платформы были одновременно с электричкой из Москвы. В ней - две группы, говорят, что электричка прошла Выхино без остановки. В 21:26 нашли надпись на фундаменте платформы, "101", как и следовало ожидать.

КП1-КП2

Следующая цель - сосна у дорожного указателя на восточном краю дер.Анциферово. Бежим по тропинке, обгоняем еще группу. Марина жалеет, что намазалась мазью: по тропинке можно отлично идти на руках, мазь же немного тупит на свежем снегу.

Вышли на шоссе. Я уже нацелился изучать все сосны у всех дорожных знаков (их там много), но Дима уверенно направился к дорожному указателю на ответвлении Анциферовской объездной и нашел КП. Буква "Н", время 22:46.

КП2-КП3

Летим по лесной дороге Анциферово - Соболево. Отличная раскатанная дорога, скорость километров 12 в час. Обгоняем еще несколько групп. Удивительно, но судя по следам, часть народа шла здесь пешком! Боимся пролететь нашу поперечную просеку на юг. Наконец, находим нужный квартальный столб 68-69.

Тропим по просеке к реке. У реки широкая пойма, какие-то канавы, отдельные группы сосен, просека теряется. Изучаем все сосны. Марина первая начинает сомневатся, что мы в нужном месте: слишком долго мы тропили по просеке на юг, слишком широкий вид на юг на деревню Хотеичи. Но мы четко видели квартальный столб, мы должны быть в нужном месте! Хотя все остальное говорит, что мы пролетели лишний километр по дороге...

Наконец, сдаемся, идем по старой лыжне на СВ, проходим около километра, находим широкую просеку на юг, по ней выходим к реке. КП нет! Марина идет вдоль реки дальше на восток и, вскоре, находит нужную просеку и КП. Следов вокруг него нет, но с севера уже подходит какая-то группа.

Потом выяснилось, что на карте были ошибочно подписаны кварталы. Причем ошибка была только на картах участников, на судейской карте все было правильно.

КП взяли только в 0:51.

КП3-КП4

Быстро возвращаемся на дорогу в Соболево, по ней без приключений долетаем до моста, встречаем еще несколько групп, находим КП. Время 1:40, почти 5 часов назад мы могли сойти здесь с автобуса... :)

Вскрываем конверт, в нем еще одна инструкция и два листа с картами. На первом -- три кусочка спорткарты 1:10000 примерно 5х5 см каждый, на другом -- маленький кусочек километровки, растянутой до 1:50000, как и на первый этап. На каждом кусочке спорткарты - три обязательных черных КП и два дополнительных красных. Известен азимут на первое КП первого кусочка и расстояние -- не более четырех км. Взяв обязательные КП и сложив расстояния и азимуты, соответствующие их обозначениям в таблице, можно найти азимут и расстояние на первое КП второго кусочка. Взяв все КП второго кусочка можно найти азимут и расстояние на первое КП третьего кусочка, а взяв все КП третьего кусочка можно найти азимут и расстояние от обозначенной на второй карте реперной точки "007" на КП5.

Пытаемся привязать кусочки к километровке. Сперва получается плохо, но потом мы выясняем, что кусочки хорошо перекрываются (!) и лежат в уголочке леса между Егорьевским шоссе и шоссе на пос.Цюрупы. Таким образом, никакие арифметические действия для поиска кусочков уже не нужны.

КП4-КП5

Быстро собираем КП по спорткарте. Весь лес накатан лыжнями, на их пересечении стоят КП. Смена масштаба не мешает, все находим очень быстро. Забавно, что КП много, попадаются они на каждом шагу, важно не перепутать свои и чужие. На самое первое необязательное КП мы не пошли -- уж больно в стороне. На последнем обязательном КП последнего кусочка я потерял карту. По памяти нашли еще одно необязательное КП в заваленном овраге, второе необязательное не взяли.

Вообще, этот кусок ориентирования по спорткарте показался довольно простым, но внес замечательное разнообразие в маршрут.

Вычислили азимут и расстояние на КП5.

Легенды на следующие КП такие:

Опять КП6 однозначно определятся по выданной карте, а значит на КП5 можно не заходить -- его обозначение можно вычислить. Но не вычислили, пошли.

Протропили по просеке на юг до отростка поля у дер.Левычево. Искали обозначенный на карте вход дороги в лес, но не нашли. Проверка показала, что мы неправильно вычислили место: ошиблись с масштабом и отмерили два км вместо четырех. На самом деле нужна лесная дорога Левычево-Новоселово.

Если бы не наша ошибка, быстрее было бы идти с предыдущего КП бегом по асфальту. А так -- тяжелая тропежка по полю, потом вдоль края леса в поисках дороги. Наконец находим КП.

КП5-КП6

Идем к деревне. Навстречу несется еще одна команда из трех человек. Идем коньком по деревне, потом по срезке к отвороту на пионерлагерь. КП находим без проблем.

Вскрываем очередной конверт, в нем опять инструкция, кусочек спорткарты 1:15000 и кусочек обычной карты. По спорткарте следует пройти маркированную трассу с семью КП, дальше действовать обычным образом.

КП6-КП7

Маркированная трасса. Первые пара КП совсем легких, затем попадаются менее тривиальные случаи. Действуем следующим образом: двое разбегаются к соседним ориентирам, а третий определяет расстояние и направление на них. Как потом выяснилось, ошиблись только на третьем КП, где еще плохо поняли, как надо действовать.

Итак, мы на последнем КП маркированой трассы и знаем азимут и направление на КП7. Легенды:

Мост имеется в виду в поселке Цюрупы, как обычно, единственный на карте. По дороге вдоль Нерской едем в поселок, потом по его улицам к мосту. Вообще, на маршруте очень много населенки (насквозь проходятся деревни Анциферово, Соболево, Левычино, поселок Цюрупы), но это, как ни странно, не слишком раздражает, благо, что многие улицы хороши для конькового хода.

Светает. На мосту встречаем еще одну команду. (Кстати, судя по следам, они передвигаются пешком (!) по замечательным коньковым дорожкам поселка. Странно...) Берем КП7, вычисляем азимут и расстояние на КП8. Нам примерно на СВ, в лесной массив перед дер.Соболево. Финиш, очевидно, в пионерлагере в этом массиве, так что обозначение КП8 опять можно вычислить не заходя на него.

Идем по поселку к устью Сеченки, там обозначен мостик через Нерскую, но в результате переходим тропинкой по льду. Идем за встреченной на мосту командой, но они уходят на СЗ, по тропе к дер.Дворниково, так что приходится тропить самим. Переходим Сеченку, идем по ее пойме на север, потом по каким-то дорогам на СВ. Много необозначенных на карте дорожек, необозначенная ЛЭП на запад. Довольно тяжелая тропежка, впрочем полегче, чем на поле. Запутываемся, но потом выходим на дорогу, похожую на нашу. Находим КП, оно показывает нам, что эта дорога обозначена на карте, и, значит, это именно наша дорога (других похожих нет) и наше КП.

КП8-финиш

По дороге и косой просеке тропим к пионерлагерю. Кстати, этим же путем Марина с Димой финишировали и в прошлом году.

Наконец-то коньком катимся под горку, тыкаемся в запертые ворота, пока нам не открывают, потом ищем место финиша. Финишируем в 8:46 первыми!

...

Отсыпаемся в предоставленной нам комнате. Затем идем выяснять ситуацию. Подсчеты результатов очень сложны и (на мой взгляд) немного противоестественны. Наш результат -- около 1100 минут, лучший -- примерно 850. Нас подкосило неправильное количество участников: команды с отличным от пяти количеством людей получают большие штрафы, в нашем случае - 300 минут. Марина расстроилась. Про такой штраф она не знала, надеялась победить, даже убеждала нас остаться до воскресенья и участвовать во всех конкурсах. А так мы спокойно поехали в Москву еще в субботу днем. Марина грозится на следующий год собрать чисто женскую команду из 5 человек -- это даст наибольший выигрыш :)

Поглядели на судейскую карту со всеми КП. Выяснили, что кварталы у КП3 на ней подписаны правильно, в отличие от карт участников. Удивительно! Увидели, в чем заключалось различие дистанций у разных команд: все ключевые точки (Подосинки, мост в Соболево, маркированная трасса, мост в пос.Цюрупы, финиш) совпадали, немного (в пределах километра) различались только промежуточные КП и КП на спорткартах второго этапа.

В двух невскрытых конвертах оказались прайс-листы на сантехнические работы, в конверте "sos" - кусочек километровки на район соревнований с отмеченным местом финиша.

Выводы:

"Беговая" часть Азимута очень понравилась, хотя соревнованием его назвать можно с трудом. Нет нормального параметра, по которому можно сравнивать результаты. Было бы приятно узнать всю информацию о движении команд: маршруты, графикы прохождения, штрафы... Может быть, судьи опубликуют все в интернете?.. Интересно сравнить...

Идея выяснять азимут и расстояние на следующее КП при взятии предыдущего - хорошая, но реализована очень плохо, и это основной минус. Обозначения многих КП можно угадать не заходя на них.

Кстати, эта же идея сильно упрощает жизнь пользователям приемника GPS. Мы им не пользовались, о чем я не жалею, иначе было бы совсем неинтересно ориентироваться.

Неизвестность района соревнований и различие маршрутов команд оказалось практически фиктивным, что разочаровало.

Непонятно, зачем было делать перекрывающиеся карты ориентирования на втором этапе, зачем проводить дистанцию по очевидным раскатанным дорогам, через все встреченные поселки, зачем делать примитивные КП (бетонный мост, поворот на пионерлагерь). По-моему, специальное упрощение дистанции -- довольно сомнительная вещь. Интереснее была бы более короткая, но сложная дистанция.

В остальном -- физически сложное (из-за тропежки), технически простое, но интересное и разнообразное ориентирование. С удовольствием поучаствовал бы еще раз.

Про "культурную" часть мероприятия ничего сказать не могу -- не видел.