на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Таллаи. Конспект отчета 5250 библиотеки МГЦТК.

Набор и верстка: Дмитрий Шварц
((095)1174902, shvarts@mccme.ru).

Нижнее течение Сюльбана, Куанда, Витим

134км, 2.5 дня сплава. Изменения в выборе варианта пешей части были сделаны после консультаций с тындинскими туристами. Хорошая тропа, начинающаяся из устья ручья Бальбухта, скоро кончается, в дальнейшем требует разведки и отнимает много сил, кроме того не избежать в этом случае и движения по азимуту. Данные сведения совпадали с полученными из Риги о достаточно трудоемком волоке иркутской группы Измайлова, шедшей этим путем. Рижане и ростовчане шли от пос. Неляты, нам же казалось, что следует начинать от устья р. Бахтарнак, расположенного в 10км ниже по Витиму. Этот вариант готовился в Москве как резервный и был реализован в походе.

Пеший переход на р. Таллай

схема

Пешеходная часть похода, волок на р. Таллай, начинается от устья р. Бахтарнак, который впадает справа в р.Витим километрах в 10 ниже пос. Неляты. Устье расположено на левом повороте Витима за большлим островом. В этом месте много проток, с воды похожих на устья ручьев. Ориентирами могут служить крупный остров, находящийся уже за поворотом русла, и большая глубина в районе самого устья. Левые протоки перед устьем Бахтарнака сравнимы с ним по ширине. Течение здесь практически незаметно.

Вверх по ручью около 500-600м можно подняться на веслах, но затем глубина уменьшается и появляется течение. Далее еще около 2км до сенокосов мы шли на бичеве. До этого места поднимаются вверх по течению моторки.

На Бахтарнаке поселка, указанного на некоторых картах, нет, но постоянно живет охотник якут Крюков с семьей, у которого можно проконсультироваться о тропе. к верхним покосам и на лесосеку идет вездеходная дорога, почти полностью соответствующая тропе, обозначенной на карте. Ею мы смогли воспользоваться вплоть до выхода на берег Сырого Уксата.

Приблизительно через 2,5км от начала собственно пешеходной части дорога приводит к летнику на берегу Бахтарнака и еше через 300-400 метров разветвляется. Прямо (более накатанная) колея ведет на дальние покосы, а налево, в сторону поднимающейся на перевал долины, идет через поле (~1км), затем входит в заболоченный лес (еще около 1км) и пересекает ручей. За ручьем (Грязева или Грязная - именуемым так местными жителями) начинается аян - местность, лишенная почвы.

Отдельные довольно редко расположенные деревья и кустарники растут прямо на курумнике.

Вездеходная колея на камнях угадывается трудно. Еще через 2км дорога входит в молодой лес и дальше идет около 2км по прямолинейной просеке до развилки. Повернув направо, через 600м попали на расчищенную поляну со штабелями дров и недавно поставленной избой. Поляна изрыта следами автомобилей и найти, где начинается следующий участок дороги, не просто - следует искать ее на продолжении исходного направления эа задней относительно двери стеной избушки.

Дорога скоро начинает спускаться вниз. В районе поляны источников воды нет. Заночевав возле избы, мы вынуждены были ходить за нею на Сухой Уксат, но и там вся река течет под камнями и надо подняться вверх по течению реки еше на 100м, где вода легко доступна. Мы обратили внимание, что все описанные участки пути приблизительно равны между собой и укладываются в 30-40 минутные переходы.

При подходе к Сырому Уксату дорога идет по лесу, набирая высоту, а потом в районе зимовья выходит сначала на болота, а затем на луга. Далее тракторная колея идет вверх по маленькому правому притоку Сырого Уксата, часто исчезая на камнях и местами видна в виде небольшой тропы.

Недоходя метров 100-200 до леса, дорога пересекает приток Сырого Уксата и входит в лес. В лесу - это снова ярко выраженная вездеходная колея, которая поднявшись на террасу, приводит еще к одному зимовью, расположенному на небольшом плоскогорье и сплошь поросшему голубикой. От избы вездеходный след поворачивает налево и уходит к нижнему зимовью на реке Таллай, откуда можно начать сплав. Но мы в этой месте свернули с наезженной дороги и перешли через Сырой Уксат. (по рекомендации в отчете 4927). Здесь есть верхняя тропа, ведущая к базе геологов - точка запланированного начала сплава. Тропа сначала идет через горельник, очень плохая. Приходилось часто преодолевать завалы, которые продолжались с полкилометра. Потом тропа поднимается вверх вдоль ручья и приводит к системе верховых озер (очень красивое место!).

От озер путь надо держать прямо или чуть правее относительно прежнего направления на большую гору (которая находится уже на другом берегу Таллая).

Следует отметить, что на левом его берегу нет обозначенной на некоторых картах доминирующей над местностью горы Талой с пилообразной вершиной. Ориентиром конечной точки нашего перехода - нижней базы геологов - может служить гора, профиль которой мы приводим по памяти в правом верхнем углу карты N5, видная справа от направления движения - выше по течению Таллая на левом берегу. Потеряв тропу можно начать спуск, траверсируя склон в направлении этой горы (на восток), выйти на ручей и, продолжив движение вдоль него, найти место, где его пересекает тропа.

За бродом тропа круто спускается к Таллаю через густые заросли кедрового стланика, по которому без дороги идти нелегко, здесь тропа хорошо набита. Около 40-60 минут спуска и тропа снова выходит на тракторную колею уже на берегу р. Таллай. Поднявшись вверх по реке приблизительно на километр, подошли к старой базе геологов. Отсюда мы начали сплав по Таллаю. Однако идти к ней скорее всего не стоит, поскольку место это сильно захламлено и нам с трудом удалось найти приемлемое место для лагеря. К тому же строевого леса вокруг не очень много. По-видимому много леса было сведено при строительстве базы. Лучше начать сплав чуть ниже, где есть и лес, и места для стоянки.

Сплав по Таллаю

Наиболее интересной частью похода является прохождение реки Таллай (Талая - в местном диалекте). Основные препятствия сосредоточены в среднем каньоне (есть еще нижний, а верхнего мы не видели - он судя по всему находится выше точки начала сплава). Хороших мест для стоянок нам не попадалось, поэтому приходилось довольствоваться удовлетворительными. Особенно сложно с этим на участке от притока Л1 до П4, содержащем наибольшее количество сложных препятствий. Хотя площадку на 30-ти метровой высоте за ручьем П4, где мы ночевали, даже удовлетворительной назвать трудно. Лекарством от привередливости служат интенсивная физическая нагрузка в течении ходового дня и понимание того, что хуже быть тоже может (следует отметить, что к моменту написания отчета все отрицательного характера впечатления изгладились, но эмоциональную окраску ощущений уставших людей мы сохранили). Очень узкое ущелье с высокими почти вертикальными стенками, мелкого галечника по берегам почти нет, камни на береговых террасах слишком крупные и горизонатльные площадки практически отсутствуют. Характер долины предполагает возможность быстрого и значительного подъема воды в случае дождей в верховьях.

Начали сплав от нижней базы геологов в густой и мелкой шивере. Довольно быстро мы забыли о такого типа препятствиях. Несмотря на малый расход река почти везде имеет хорошо выраженную и довольно мощную главную струю за счет существенного падения (среднее на всем сплавном участке - более 11м/км) и скального ложа русла, концентрирующего всю силу потока на препятствиях. Встречающиеся сужения образованы монолитными скальными выходами. Препятствия разделены небольшими быстротоками 20-300м). Вследствие указанных причин как правило отсутствует возможность выбора способов прохождения и линии движения. Важными с точки зрения уверенного прохождения маршрута особенностями Таллая являются трудности в определении ориентиров многих из отмеченных в лоции препятствий. Надежнее всего определять свое местонахождение на реке можно по привязке к пройденным именным порогам, которые все же имеют характерные черты и достаточно просто могут быть идентифицированы. Следует лишь принимать во внимание относительно значимые неточновсти в указании их положения на карте-схеме. Кроме того хорошими ориентирами служат устья крупных притоков, отмеченных на карте. Неоднократно при ориентировании на реке использовался компас, карта достаточно точно отражает меандры реки. Ситуаций, когда суда не могли бы зачалиться перед препятствием для просмотра, не возникало при условии достаточно осторожного сплава и наблюдения за соответствием местности и лоции).

Требуют просмотра пороги: "Сфинкс" (П23), "Водопад" (П34, вторая ступень требует обноса). безымянное препятствие П46, "Трамплин" (П55,). "Непроход" (П57), Желоб (П65), Капкан (П74). На препятствиях N 46, N 55 и N 57 каяки были обнесены. Все остальные пороги, шиверы и прижимы пройдены. Преодоление препятствий катамаранами как правило имело однозначную трактовку, то есть возножность выбора способов прохождения и линии движения обычно отсутствовали из-за малой ширины русла, ярко выраженной главной струи и наличия только одного габаритного прохода на большинстве препятствий. Для каяков, конечно, выбор вариантов был шире, но принципиального разнообразия также не существовало.

Проишествия. При прохождении порога Желоб К-2 воткнулся в скалу ЛБ. Удалось избежать расклинивания. Другой К-2 застрял в бочке в пор. Трамплин и был вытащен с помощью береговой страховки. Кили каяков как правило спасработ не требовали. Один раз (1 ступень П34) использовался живец.

Далее каньон выполаживается в ущелье, скальные стенки отодвигаются, становятся ниже и положе препятствия упрощаются. Но ленивый сплав здесь невозможен - часты прижимы, небольшие сливы, разбои. Запомнился порог, начинающийся горкой и бьющий мошной струей перпендикулярно в скальный бом. Основная часть потока через два обливнина уходит направо. Характерной особенностью являются очень сильные улова с двух сторон потока. В левый попал один каяк и выйти в основную струю сумел лишь с четвертой попытки, начав интенсивный траверс из самой верхней части улова. в лоциях это препятствие не описано, а сами мы его номер не определили, слегка расслабившись после среднего каньона и сбившись со счета. Нижний каньон заметно проще, порог "Умывальник" легко преодолевается сходу. На его выходе калиброванный проход 225см, но струя слабая. Заканчиваются препятствия Таллая у скалы "Обезьяна".

Сплав ло Витиму до Бодайбо

Упоминания заслуживает лишь Делюн-Оронский порог - мощный и красивый, образованный монолитной плитой через все русло. Крутые и высокие валы по всей ширине реки. Под правым берегом обкатанная водой скала выступает из воды, образуя ряд причудливых и своеобразных проток, которыми мы и воспользовались, не желая купаться в пене после тяжелого (114км) ходового дня хоть и по гладкой воде, но на веслах. Собственная скорость Витима (9-12км/ч) позволяет сплавляться в режиме "бревна" практически на всем его протяжении, за исключением участка вблизи оз. Орон, где течение практически успокаивается. Однако, если неохота работать веслами на Витиме, то придется закладывать в график движения дополнительный день сплава.