на главную страницу на главную -- библиотека -- о сайте

Подкаменная Тунгуска
Конспект отчета библиотеки МГЦТК N 1351
15-31 июля 1969 г

Отчет набирался почти as is, по возможности сохранена и авторская верстка.

Распознавание и верстка -
Дмитрий Шварц, (499)6174902, shvarts@mccme.ru
С удовольствием отвечу на вопросы.






ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОДГОТОВКА ПОХОДА
ТРАНСПОРТ
ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
ТРУДНОСТИ ПОХОДА И ПОРОГИ
УСТРОЙСТВО ПЛОТА И ЕГО ХОДОВЫЕ КАЧЕСТВА
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
ФОТОГРАФИИ

ПОДГОТОВКА ПОХОДА

Период подготовки похода занял около двух месяцев.

Маршрут выбирался, исходя из следующих условий:

1. В основном - водный, таёжный, то есть возможно дальше от обжитых мест.

2. На камерном плоту - как первая проба, испытание такого плота.

3. Время - 1 месяц отпуска.

4. Финансы - 120-150 рублей.

После неоднократных поездок в Московский городской клуб туристов и ознакомления с отчётом Саянских маршрутов - нашей давней мечты - мы решили пойти на Подкаменную Тунгуску, приток Енисея в его среднем течении.

При всей заманчивости маршрутов, связанных с р.Хамсара, мы отвергли этот район именно из-за его популярности. Прежде всего это выражалось бы в больших потерях времени при доставке на место всесоюзным транспортом всех видов, а также и прочими неудобствами, связанными со скученностью туристов в одном месте.

Поэтому и был выбран малоизвестный район (в клубе не было ни одного отчёта). Поводом к выбору послужила иллюстрированная страница журнала "Турист", а при дальнейших поисках обнаружили книжку Заплатина "В чертогах Подкаменной Тунгуски". По её прочтении для нас более не существовало иной цели.

Перебрав ряд автобаз в поисках автомобильных камер крупного размера, мы, наконец, с помощью ДСО отоварились в ATK-1O старыми камерами ЗИЛ (12 шт) и таким образом уже точно установили, что плот наш будет резиновый.

Примерно в это же время стабилизировался состав группы, и началась заготовка всего необходимого для далёкого таёжного маршрута: накомарников и антикомаринов, верёвок и шнуров, снастей для рыбалки и охоты, топоров и гвоздей... И главное - нашли вторую девушку.

После этого можно было закупить часть продовольствия (чтобы не перегрузить самолёт), и Гена смог отправить начальнику Красноярского аэропорта свою "знаменитую" телеграмму: "Прошу забронировать 7 мест Байкит 11 июля Тарабаев".

Вес рюкзаков оказался в пределах нормы: у ребят - 35-38 кг и у девушек - 22-25 кг, не считая свежих овощей в руках у провожавших родственников.

Поход подготовлен ДСО "Труд" Электростальского завода тяжёлого машиностроения.

Основное снаряжение: палатки - 2 шт (двухместные) и рюкзаки - 5 шт получены на складе ДСО.

СОСТАВ ГРУППЫ

ЭЭ Ф.И.О.                      Год рожд. Участие в походах Обязанность
п/п                                        Всего   Водных 
1. Четырбок Николай Филиппович     1938      2       1     Руковод. группы
2. Барехов Евгений Михайлович      1931      2       1     Заместит. руковод.
3. Володин Николай Васильевич      1937      1       1     Фотокорреспондент
4. Григоренко Людмила Владимировна 1938      3       -     Нач. хоз.
5. Ревтова Нина                    1941      2       1    
6. Тарабаев Геннадий Иванович      1935      1       -    
7. Маршалов Сергей Андреевич       1946      -       -      

ОСНОВНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

ЭЭ  Наименование Количество Вес, кг
п/п	
1. Камеры резиновые ЗИЛ            12 60
2. Палатки двухместные              2  8,6
3. Топор большой/малый            2/1  4,5
4. Гвозди                              1,5
5. Пила, ножовка, стамеска      1+1+1  2
6. Ведро алюминиевое цилиндрическое 3  2,7
7. Аптечка (типовая)                1  1
8. Бинокль                          1  0,8
9. Спиннинг                         2
10. Ружьё/патроны               2/150 14
11. Насос для камер                 1  1
12. Шнур капроновый              170м  2,5
13. Репудин                     7 пуз. 2,8
14. Накомарник                      7 
15. Клеёнка синтетическая      1,4*4м  0,4
16. Карта-крок М 1:2500000. Книга 
    "В чертогах П. Тунгуски" со схемами 	
17. НЕОБХОДИМОЕ: брусок, напильник, керосин, 
    резиновый клей, шпагат, изолента, 
    компасы, простыни и т.д.

ТРАНСПОРТ

Турист - это дорога. И чем дальше от дома, тем более дорогая. Несмотря на все комбинации, оптимальный по времени и цене вариант на 1 туриста выразился в таких цифрах:

100 руб - транспорт,
20 руб - питание в дороге,
25 руб - питание в походе.

Подробнее. До Красноярска поездом в общем вагоне - 23 рубля и трое суток. От Красноярска до Байкита любым самолётом - 27 руб плюс 3 рубля (багаж) и 3 часа лёта. И на всякий случай - сутки, беря поправку на то, что транспорт перевозит не только туристов,

Обратный путь и расходы: От Подкаменной Тунгуски (точнее Бора) до Красноярска самолётом - 19 рублей и три часа. От Красноярска до Москвы поездом - 23-30 рублей (как получится) и 3 суток.

Для справки: Поезд Москва-Красноярск, плацкарта - 29 рублей. Самолёт туда же, несколько часов - 57 рублей (без лишнего багажа!).

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

На практике, как обычно бывает, мы задержались на стыке двух транспортов, то-есть просидели в Красноярском аэропорту двое суток (телеграмма не сработала). Билеты распроданы на неделю вперед, и мы смогли улететь только спецрейсом. Окончательная разгадка такой милости для нас самих остается загадкой. В любом случае начальнику отдела перевозок Красноярского аэропорта тов. Полихову М.И. мы мысленно воздвигли памятник до неба. Основные конкуренты на самолёт: эвенки, геологи и студенты-строители. В Красноярске наиболее удобное место для ночёвки - зелёный остров посреди Енисея, куда охотно перевозят многочисленные лодочники. В скверике у аэропорта тамошней милицией также было разрешено переночевать в палатках, рядом - недорогая столовая.

Итак, Байкит - районный центр местного масштаба, то есть деревянный посёлок, разместившийся на склонах гор по обе стороны от речки Байкитик, впадающей здесь в уже величавую Подкаменную Тунгуску. В поселке есть магазины, пекарня. Можно закупить крупы, мясные консервы, сгущёнку (правда, с наценкой 10-15% по поясному коэффициенту).

Базу для постройки плота нашли примерно в 5 км ниже Байкита, почти сразу за бухточкой. Хотя путь до неё физически стоил нам дорого из-за тяжёлого пути по наклонному берегу, усеянному крупными камнями. И всё же лучшего места трудно пожелать. (В тени начала жрать мошка.)

Буквально в 50м выше по склону скрыто тянется старый лесоповал, на котором можно найти готовый стройматериал для нескольких деревянных плотов. А стекающий по склону ручеёк с родниковой водой завершает всё благолепие этой стоянки.

Плот строили организованно всем мужским составом с утра до ночи и ещё на следующий день до шести вечера... Камеры оказали упорное сопротивление, но мы их надули ...ручным насосом. Расход энергии - 1500 качков на 1 камеру и примерно полчаса для 2 человек. Для будущего - лучше брать насос с ножным приводом ("лягушку").

Вода в Подкаменной Тунгуске тёплая, 19-20ЬС. По вечерам налетает мошка (спасались репудином, но глаза опухали).

Торжественно отплыли 15 июля в 19:12. Отметка - 545 км.

Через 2 часа пристали на ночёвку в устье р.Юдукон - приток в 12 км от Байкита. Не успели разгрузить багаж, как на другом берегу появился медведь, очевидно совершавший вечерний моцион. Почти три минуты вели наблюдение, пока "хозяин" не прервал этот зоопарк, почуяв опасных гостей. Но светлые воспоминания ещё долго будут тревожить нас в последующих ночных остановках.

Уже на второй день плавания Тунгуска начала раскрывать свои береговые богатства. Это скалы, сначала затененные бесконечным зелёным фоном сосен и кедров, а затем внезапно, как выросшие из своей одёжки.

Знаменитые столбы. Нет предела неиссякаемой фантазии природы. Любоваться ими можно долго, истощая воображение. Причем местами скалы создают то средневековые замки, то католические храмы с их огромными полукруглыми окнами, то просто гигантский полуразрушенный частокол, вонзившийся в небо. Столбы тянутся на десятки километров. А в районе порожистого комплекса Бабушка-Дедушка вообще невообразимое скопление, целая галерея-выставка скульптур на столбовых пьедесталах.

А погода стояла отличная, 25-26ЬС. Солнце разогрело эту сибирскую реку так, что купались почти каждый день.

Иногда на берегу встречаются охотничьи избушки.

Бурные притоки Тунгуски неповторимы. Серебристые каскады Огне 1 (отметка примерно 480 км) на фоне дикой красоты тайги и разбросанных валунов притянули нас на целый день, хотя и имели цейтнот в полтора суток. Хариусы на таких речушках хватают на мушку совершенно не задумываясь, - было бы время на каждую остановку.

Полигус от Байкита на расстоянии 120 км, и на этом отрезке мы нахватались столько впечатлений, что хватило бы и на другой поход. Единственное, что нас беспокоило - это медленное течение. Днём комара и мошки не видно, даже в прибрежной тайге мало.

Полигус - второй но величине населенный пункт после Байкита. Закупили риса, гречки, тушенки и сгущёнки почти до конца похода. Есть пекарня. Хлебом загрузились полностью, так как больше пекарен на маршруте не будет. Население - эвенки, русские.

Селений после Полигуса, кроме редких хуторов староверов больше не встретили до самой Кузьмовки. Берега тянутся, за редким исключением (район Полигуса и низовье), сплошь гористые, покрытые хвойным лесом.

Характерна для берегов резко выраженная "ватерлиния", то есть граница затопления во время паводковых вод. Ниже неё отсутствует крупная растительность, а выше - сразу тайга и кусты смородины с ярко-красной кислицей, наиболее распространенной ягодой этого времени. На этой почве очень вероятна встреча с медведем - большим любителем лакомого блюда.

Выше по склону, уже в лесу - много черники. Правда, не в таком количестве, как пишет Заплатив в своей книге. Много кедров с шишками. К концу плавания мы не раз пробовали вареные шишки, получив немалое удовольствие.

В тайге, даже недалеко от берега - душно, что вероятно объясняется мшистым покровом почв. Дров, безусловно, хватает. Берега для ночёвок неудобны из-за большого наклона и массы разбросанных мелких и средних камней. В основной части своего путешествия мы избежали этой трудности из-за специфики нашего плавания. Но другим туристам придется внимательно и долго выбирать места для ночёвок. Выше "ватерлинии" в гористой тайге вообще ставить палатки очень трудно. С нашей точки зрения более удобны для ночёвок редкие косы, так как мы ни разу не наблюдали резкого подъёма уровня воды даже после длительного ливня. Более удобны устья крупных притоков, которые обычно выбирают и геологи.

Рыбы много. Особенно хариусов, которых можно ловить на каждом бурном притоке Тунгуски. Мы ловили на мушку. Есть таймени, причем довольно крупные. Но нужно знать места и уметь их ловить. Во всяком случае после ночной встречи с геологами на Вельминских порогах мы поймали небольшого тайменя на притоке, указанном ими. А они ловили каждый день по 5-6 крупных, и каждая рыбина по 4-5 кг. Нужны крупные блёсны и леска 0,7-0,8 мм. Много тайменей и в Щеках - за 30км до Суломая. Водятся ленки. В самой реке есть ельцы, окуни. Водятся и щуки.

Дичи на самих берегах мало. И чтобы поохотиться, нужно уходить по крупным притокам вверх на 5-6 км. Есть рябчики, тетерева, глухари и утки. Но из-за недостатка времени попробовали только рябчика и тетерку, добытых на берегу у п.Полигус.

В отношении охоты, ягод безусловно лучше организовать поход в августе. Правда, ночи становятся значительно холоднее и темнее.

В июле на этой широте ночью довольно светло, и в палатках, даже на воде, тепло. А при подстилке из лапника можно обходиться без спальных мешков.

Нередки стоянки геологов особенно после впадения р.Бельпо (отметка - 275км), которая окрашивает Тунгуску в желто-песочный цвет.

В последующих населенных пунктах: Кузьмовка, Суломай - также можно купить крупы, тушенку и сгущёнку. Хлеба купить негде.

Живописные места (скалы, столбы) вновь начинаются в "Щеках" (отметка - 105 км). После Суломая тянутся низкие берега, где можно удачно поохотиться. Зато река - сплошной плёс, ширина её здесь 0,5-0,8км и слабые ветры (низовики) буквально останавливают плот. Ночью - туманы.

С погодой нам повезло - почти всё время ясное, солнечное лето. Ливни остались памятными вехами. В такую жару нередки таёжные пожары, дымка от них висела несколько дней.

Было две днёвки: у притока Огне 1 и на Вельминском пороге.

550 км мы покрыли за 13 дней чистого плавания, и 31 июля были в с. Подкаменная Тунгуска, откуда переехали на другой берег Енисея в село Бор. Енисей в этом месте шириной около 3 км, и течение довольно сильное - примерно 5 км/час. Поэтому можно воспользоваться услугами лодочников, чтобы не прокатить дальше Бора.

Нашу "Балонью" прямо на прицепе перетянула обычная моторка.

В Бору - аэропорт и нетрудно улететь обратно в Красноярск, из которого проходящим поездом вернулись домой.

ТРУДНОСТИ ПОХОДА И ПОРОГИ

С самого начала нас обеспокоило слабое течение. Скорость воды 2-3 км/час. И надо было думать, что ближе к устью река не станет быстрее. Простые арифметические "расчеты" поставили сразу большой вопрос: "Что делать дальше?" (Ведь мы рассчитывали на скорость хотя бы 4 км/час.) При 9-часовом плавании в сутки мы прошли бы за оставшиеся 15 дней: 3*9*15=405км. Где взять время на оставшиеся 150 км? Или свернуть маршрут в Полигусе - следующем населенном пункте? Конечно, это не выход, и мы решили воспользоваться, как говорится, её же оружием: плыть и ночью, так как при таком течении и на такой реке мы практически в безопасности... Подробнее это выглядит так: на всей реке по берегам через каждые 5 км установлены путевые столбы. Зная приблизительно расположение порогов (имели карту-двадцатикилометровку), мы всегда могли рассчитать плавание так, чтобы проходить их при нормальной освещенности. И действительно: Дедушку прошли вечером, Мучной - утром, Большой - днём, а Вельминские растянули на вечер и утро. Учитывая также, что в самое темное время ночи буруны видны не менее чем за 50м, мы спокойно могли спать, конечно при наличии двух дежурных на борту. Было установлено дежурство в 3 смены по три часа. Благодаря этому мы смогли пройти маршрут во-время. Ко всему ещё добавилась масса ночных и утренних впечатлений.

Кроме этого на корме был сделан камбуз, и мы очень много времени сэкономили на неизбежных бы остановках для питания. Таким образом в сутки проходили 50-60 км, останавливаясь каждый день на 3-4 часа для рыбалки и проч.

Использовали также попутный ветер, ставя простейший парус на носу плота. Попадались несколько раз такие плёсы, что движение плота было равносильно стоянию. В таких случаях бурлачили (см. фото), или включали кормовые двигатели (см. фото), или толкались шестами тоже с кормы. Кроме пользы такие физические процедуры еще более обогатили нашу жизнь, не говоря уж о памятных снимках.

Камни Тунгуски настолько сглажены водой, что практически безопасны для камер плота, но вместе с тем становятся опасными для экипажа при выходе на берег после малейшего дождя. В туристских ботинках еще легче поскользнуться, чем в кедах. Будьте осторожны!

На маршруте можно вполне обойтись без накомарников, имея при себе только репудин.

ПОРОГИ

На участке реки от Байкита до Енисея ни карте обозначено четыре порога: Дедушка, Мучной, Большой и Вельминский. Кроме этого считается опасным местом проход острова Польпоро (отметка - 470 км) из-за множества камней, беспорядочно разбросанных по левому "судоходному" протоку. При небольшой скорости течения, примерно 3-4 км/час, легко избежать камней, внимательно следя за фарватером. Так что при малой осадке плота проток легко проходим.

Порог Дедушка (отметка - 450 км) считается грозой местных моторок из-за крутой сходящейся волны, в которой лодка может быть развернута и затоплена. Но для плота он не страшен, только заливает водой. Порог короткий, но волна до метра. Подводные камни при мелкой осадке плота неопасны. Проход посреди реки. Входная шивера (Бабушка) оказалась настолько нетрудной, что попросту не обратили внимания. Порог можно идти без разведки.

Мучной порог (отметка - 395 км) более опасен. Много надводных камней, скорость 7-8 км/час. Волна небольшая, но рулевому нужно уметь быстро ориентироваться, выбирая проход. Река в этом месте широкая. Проплыли левее центра русла, уже по ходу выбирая удобный фарватер. Не надо особо пугаться бурунов, так как глыба может залегать глубоко. Длина порога - больше полукилометра.

Большой порог (Семиверстный) состоит из двух ступеней (гряд), расположенных на расстоянии 7 верст друг от друга. Самая опасная - первая ступень. Красный знак на правом берегу заранее предупреждает о пороге. Но сначала проходится входная шивера (отметка - 325 км), после которой надо ждать порога. Русло сужается, и виден на глаз уклон реки. Течение перед порогом замедляется, так что можно легко пристать к правому берегу и разведать порог. Лучше проходить правее центра реки. Крупная мощная волна в течение восьми минут заливает плот. Течение 10 км/час. Лавировать трудно из-за того что весла попеременно повисают в воздухе во время качки. Затем вновь ровный спуск и через 15 минут - вторая гряда такого же характера, но менее опасная. Проход также ближе к центру. На плоту все лишнее убрать на стол или привязать. Общее время прохождения Большого порога примерно 40 минут.

Вельминские пороги (отметка - примерно 250 км) состоят из четырёх каменистых гряд на расстоянии 1,0-1,5 км друг от друга. Первая и третья - обычные шиверы. Опасны вторая и четвертая ступени. На второй гряде снесло камбуз волной с кормы (длинная и крупная волна). Камней опасных нет, если проходить ближе к правому берегу. Да и заранее можно заметить ярко выраженный слив.

Дюжина шивер на маршруте (V_ср=4-6 км/час) легко проходимы при внимательности рулевых, так как имеют ясно выраженные сливы.

УСТРОЙСТВО ПЛОТА И ЕГО ХОДОВЫЕ КАЧЕСТВА


Плот строили исходя из наличия автомобильных камер, стремясь обеспечить максимальную площадь. Поэтому за основу взяли систему 5+2+5 (2 камеры внутренние, распорные спереди и сзади). Каркас составили продольные и поперечные жерди, уложенные в виде решетки сверху на камеры. Таким образом, каждую камеру притягивали шнуром к решетке в четырех местах и одновременно связали между собой жерди. На фото 2 отчетливо видна вся конструкция.

Камеры надували до размера 300мм, так что максимальный наружный диаметр составил примерно 1150 мм. Жерди для облегчения использовали сухие диаметром 50 мм. Продольные - длиной 6 м, а поперечные - 3,5 м. Можно использовать и сырые, взяв их меньше по среднему диаметру.

Шнур капроновый диаметром 5 мм. Всего пошло примерно 150 м, включая длины двух чальных шнуров. Шнур накладывали в один виток. Сверху на решетку установили усовершенствованную весельную установку (системы Барехова). Основа её - хребтовая балка диаметром 120 мм - придала жесткость не только передней и задней весельной стойкам, но и всей конструкции плота. В то же время её использовали и для установки стола (см. плот в окончательном виде, фото 3). Верхнюю поперечину весельной стойки крепили как обычно - ласточкиным хвостом, а вот уключины одновременно явились дополнительными распорами, опираясь на хребтовую балку.(см. фото 2.) Стол укрепили несимметрично относительно продольной оси плота с целью установки двух палаток по левому борту. На столе хранили рюкзаки, а под ним - ящики с продовольствием, посудой и инструментом.

В дальнейшем на крестовину настлали палубу из подобранных горбылей, досок и дощечек от ящиков. Прибивали гвоздями, не забывая конечно о наличии внизу резиновых понтонов. Гвозди на палубу брали из разбитых ящиков, которых хватает как в Байките, так и рядом на берегу.

Для ускорения плавания на передней весельной стойке поставили съемный парус. Конструкция простая: между двумя вертикальными жердями натянули пару сшитых простыней и одеяло. Общая площадь примерно 6м^2. Эффект - увеличение скорости при попутном ветре примерно вдвое.

Вес плота в его основе (как показано на фото 2) примерно 240-250кг. Вес каждой камеры - 5 кг. Весла: кормовое и носовое - типовой конструкции, длиной 5,5м.

Камеры снизу ничем не защищались. Камеры - основа плота - оказались надежным плавсредством, и ни одна не порвалась за время плавания, хотя не раз чиркали по камням. Это объясняется большой упругостью камер, а также скользкой поверхностью камней, обычно сглаженных водой и покрытых слизью. Даже ни разу не подкачивали, хотя они немного спустили. Но это не отразилось на ходовых качествах плота.

Более того, на порогах несмотря на жесткость, созданную хребтовой балкой, плот изгибается и гасит крупную волну, взбегая на её вершину, так что вода едва доходила до середины плота даже при метровой волне. Это явное преимущество по сравнению с деревянным. Но вместе с тем из-за большого количества воды, "гуляющей" между камерами, при осадке примерно 200 мм плот затрудняет боковое перемещение. За один сильный гребок продвигались на 0,5м. Плот, пройдя счастливо 550км, закончил свой путь на левом берегу Енисея и был разобран в течение часа.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Маршрут очень интересный, а при наличии большего времени - лучшего отпуска трудно пожелать.

2. Ночное плавание по П.Тунгуске - не только вынужденная мера, но и даёт ещё дополнительную гамму впечатлений и, кроме того, безопасно при некоторых мерах предосторожности.

3. Просто необходима кинокамера.

4. Желательно иметь ещё пару камер, из которых сделать "лодку". На ней всегда можно догнать плот и быстро высаживаться на берег, не тормозя и не гоняя основную плавбазу.

5. Самым ненадежным является вопрос транспорта: как туда - на самолёте из Красноярска и обратно - на проходящие поезда. Надежное решение - либо посылать заранее одного туриста для заказа билетов, либо списаться и договориться с местным жителем об этом.

6. Стоимость похода для участника - 160 рублей. При меньших задержках в Красноярске и некоторой экономии может быть 140-150руб, Стоимость лишнего кг багажа на самолёте до Байкита - 36 коп.

7. При отсутствии камер, на "базе", где мы создавали свою "Балонью", можно легко построить деревянные плоты и пройти этот же маршрут.

ФОТОГРАФИИ